66RS0025-01-2019-000586-70
Дело № 2а-473 /2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
г. Верхняя Салда 11 июня 2019 года
Верхнесалдинский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Юкиной Е.В.,
при секретаре Зобниной Д.А.,
с участием: административного истца Нижнетагильского природоохранного прокурора Свердловской области Исакова Д.А.,
административного ответчика – представителя администрации городского округа Нижняя Салда Маслеевой А.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Нижнетагильского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа «Нижняя Салда» о признании незаконным бездействия по осуществлению полномочий в сфере лесопользования, обязании принять нормативно-правовые акты,
руководствуясь ст. ст. 175, 178, 180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Нижнетагильского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Нижняя Салда» о признании незаконным бездействия по осуществлению полномочий в сфере лесопользования, обязании принять нормативно-правовые акты – удовлетворить.
Признать незаконными бездействие администрации городского округа «Нижняя Салда» по осуществлению полномочий в сфере лесных отношений, выразившееся в непринятии нормативных правовых актов, регламентирующих порядок предоставления лесных участков гражданам и юридическим лицам для использования городских лесов, порядок заключения договора аренды участков леса либо предоставления городских лесов в бессрочное пользование, устанавливающих ставки платы за единицу площади лесного участка.
Возложить на администрацию городского округа «Нижняя Салда» обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативные правовые акты, регламентирующие порядок предоставления лесных участков гражданам и юридическим лицам для использования городских лесов, порядок заключения договора аренды участков леса либо предоставления городских лесов в бессрочное пользование, устанавливающих ставки платы за единицу площади лесного участка.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Верхнесалдинский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья – Юкина Е.В.
66RS0025-01-2019-000586-70
Дело № 2а-473 /2019
Мотивированное решение изготовлено 14.06.2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Верхняя Салда 11 июня 2019 года
Верхнесалдинский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Юкиной Е.В.,
при секретаре Зобниной Д.А.,
с участием: административного истца Нижнетагильского природоохранного прокурора Свердловской области Исакова Д.А.,
административного ответчика – представителя администрации городского округа Нижняя Салда Маслеевой А.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Нижнетагильского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа «Нижняя Салда» о признании незаконным бездействия по осуществлению полномочий в сфере лесопользования, обязании принять нормативно-правовые акты,
у с т а н о в и л:
Нижнетагильский природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнений, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации городского округа «Нижняя Салда» о признании незаконным бездействия по осуществлению полномочий в сфере лесных отношений, выразившееся в непринятии нормативных правовых актов, регламентирующих порядок предоставления лесных участков гражданам и юридическим лицам для использования городских лесов, порядок заключения договора аренды участков леса либо предоставления городских лесов в бессрочное пользование, устанавливающих ставки платы за единицу площади лесного участка, и возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять соответствующие нормативные правовые акты.
В обоснование заявленных требований указал, что на территории городского округа Нижняя Салда располагаются лесные участки общей площадью 786 га, находящиеся в муниципальной собственности, а именно: земельный участок с кадастровым номером № .... площадью 50 095 кв.м; земельный участок с кадастровым номером № .... площадью 3 871 989 кв.м; земельный участок с кадастровым номером № .... площадью 1 328 676 кв.м; земельный участок с кадастровым номером № .... площадью 2 611 457 кв.м. Органами местного самоуправления в соответствии со ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации не приняты нормативные правовые акты, устанавливающие порядок использования, владения и распоряжения лесными участками, что свою очередь нарушает права и законные интересы граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку отсутствие такого порядка, при передаче лесных земельных участков в аренду либо в безвозмездное пользование граждан и юридических лиц, в случае негативного воздействия на леса, исключает возможность привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности. С целью устранения выявленных нарушений, до обращения с настоящим административным иском, Нижнетагильским природоохранным прокурором 30.01.2018 внесено представление, по результатам рассмотрения которого в удовлетворении требований отказано.
В судебном заседании природоохранный прокурор Исаков Д.А. указанные требования поддержал в полном объеме, по доводам и основаниям, указанным в иске.
Представитель администрации городского округа Нижняя Салда Маслеева А.А. просила в удовлетворении заявленных требований отказать. Свою позицию мотивировала тем, что на территории городского округа Нижняя Салда действует Лесохозяйственный регламент городских лесов городского округа Нижняя Салда, утвержденный постановлением администрации городского округа Нижняя Салда от 31.01.2014 № 79 (с учетом изменений). Указанный нормативный правовой акт регулирует отношения в сфере осуществления, использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов городского округа. Более того, ответственность за негативное воздействие на леса, в том числе при аренде лесных земельных участков, урегулирована Гражданским кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730. В связи с чем считает, что отсутствуют какие-либо основания для принятия иных нормативных правовых актов.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (п. 1). Граждане имеют право обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; осуществлять другие предусмотренные законодательством права (п. 2).
В силу ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты, основываются на следующих принципах: использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов; участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, и других.
Из этого исходит и Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, говоря о том, что лесной фонд, ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 09.01.1998 № 1-П и от 07.06.2000 № 10-П; определения от 27.06.2000 № 92-О и от 03.02.2010 № 238-О-О).
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, рассматриваемым во взаимосвязи с провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия и процветания России, исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности (определение от 15.01.2015 № 5-О).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Частью 1 ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом п. п. «г» п. 3 ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктах поселения и в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения (п. 19 ч. 1 ст. 14) и городского округа (п. 25 ч. 1 ст. 16).
Пунктом 3 ст. 19 указанного Закона предусмотрено, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральными законами или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области лесных отношений определены в ст. ст. 81, 82, 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (1); установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды (2); установление ставок платы за единицу объема древесины (3); разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов (4); осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков (5); организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах (6); учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности (7); представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней (8). Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (п. 1.1.)
В силу ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 87).
В судебном заседании установлено, что на территории городского округа Нижняя Салда располагаются лесные участки общей площадью 786 га, находящиеся в муниципальной собственности, а именно: земельный участок с кадастровым номером № .... площадью 50 095 кв.м; земельный участок с кадастровым номером № .... площадью 3 871 989 кв.м; земельный участок с кадастровым номером № .... площадью 1 328 676 кв.м; земельный участок с кадастровым номером № .... площадью 2 611 457 кв.м.
На территории городского округа Нижняя Салда действует Лесохозяйственный регламент городских лесов городского округа Нижняя Салда, утвержденный постановлением администрации городского округа Нижняя Салда от 31.01.2014 № 79 (с учетом изменений).
Из анализа указанного правового акта следует, что отношения, в части установления порядка предоставления лесных участков гражданам и юридическим лицам для использования городских лесов, порядка заключения договора аренды участков леса либо предоставления городских лесов в бессрочное пользование, устанавливающих ставки платы за единицу площади лесного участка, не урегулированы.
Данные отношения также не урегулированы постановлением администрации городского округа Нижняя Салда от 11.07.2014 № 117 «Об установлении ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности городского округа Нижняя Салда». Указанное постановление содержит в себе только ставки платы за единицу объема лесных ресурсов на лестных участках, находящихся в собственности городского округа и ставки платы за единицу объема недревесных лесных ресурсов, при этом ставок платы за единицу площади лесного участка постановление не содержит.
Нижнетагильским природоохранным прокурором 30.01.2018 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в части внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты, регулирующие указанные правоотношения, по результатам рассмотрения которого в удовлетворении требований отказано.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Устава городского округа Нижняя Салда, утвержденного Решением Думы МО «г. Нижняя Салда» от 09.06.2005 № 31/5 и зарегистрированного в ГУ Минюста РФ по Уральскому федеральному округу 21.11.2005 № RU663180002005009, к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (пп. 13); осуществление муниципального лесного контроля (пп. 40).
На основании п. 1 ст. 31 Устава городского округа Нижняя Салда к полномочиям администрации городского округа по решению вопросов местного значения относится организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа (пп. 28).
Таким образом, в соответствии со ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации, Уставом городского округа Нижняя Салда на администрацию городского округа Нижняя Салда возложена обязанность по регулированию порядка предоставления лесных участков, принадлежащих муниципальному образованию, гражданам и юридическим лицам для использования городских лесов, порядка заключения договора аренды участков леса либо предоставления городских лесов в бессрочное пользование, устанавливающих ставки платы за единицу площади лесного участка, что в свою очередь, в силу ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривает нормативное регулирование на местном уровне, что будет способствовать обеспечению сохранности лесного фонда.
Доводы административного ответчика о том, что Лесохозяйственный регламент городских лесов городского округа Нижняя Салда, утвержденный постановлением администрации городского округа Нижняя Салда от 31.01.2014 № 79 (с учетом изменений) регулирует отношения в сфере осуществления, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов городского округа, а ответственность за негативное воздействие на городские леса, в том числе при аренде лесных земельных участков, урегулирована Гражданским кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1730, в связи с чем, отсутствуют какие-либо основания для принятия соответствующего нормативного правового акта, судом отклоняются по следующим основаниям.
Как предусмотрено в ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (п. 1); по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации (п. 2); муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (п. 3).
При этом в силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
По смыслу перечисленных положений закона для реализации полномочий по заключению договоров аренды лесных участков либо передачи их в безвозмездное пользование, устанавливающих ставки платы за единицу площади лесного участка, органами местного самоуправления требуется принятие муниципальных актов. Более того, данная обязанность предусмотрена в ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора являются обоснованными, поскольку со стороны администрации городского округа Нижняя Салда в судебном заседании факт незаконного бездействия по осуществлению полномочий в сфере лесных отношений, выразившееся в непринятии нормативных правовых актов, регламентирующих порядок предоставления лесных участков гражданам и юридическим лицам для использования городских лесов, порядок заключения договора аренды участков леса либо предоставления городских лесов в бессрочное пользование, устанавливающих ставки платы за единицу площади лесного участка, нашел свое подтверждение.
В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 178, 180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Нижнетагильского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Нижняя Салда» о признании незаконным бездействия по осуществлению полномочий в сфере лесопользования, обязании принять нормативно-правовые акты – удовлетворить.
Признать незаконными бездействие администрации городского округа «Нижняя Салда» по осуществлению полномочий в сфере лесных отношений, выразившееся в непринятии нормативных правовых актов, регламентирующих порядок предоставления лесных участков гражданам и юридическим лицам для использования городских лесов, порядок заключения договора аренды участков леса либо предоставления городских лесов в бессрочное пользование, устанавливающих ставки платы за единицу площади лесного участка.
Возложить на администрацию городского округа «Нижняя Салда» обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативные правовые акты, регламентирующие порядок предоставления лесных участков гражданам и юридическим лицам для использования городских лесов, порядок заключения договора аренды участков леса либо предоставления городских лесов в бессрочное пользование, устанавливающих ставки платы за единицу площади лесного участка.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Верхнесалдинский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья – Юкина Е.В.