Решение по делу № 2-109/2017 от 01.03.2017

Дело № 2 – 109/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Сернур 31 марта 2017 года

Сернурский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Милютина А.А., с участием истца прокурора Сернурского района Республики Марий Эл Афанасьевой Н.И., представителя ответчика МДОУ «Зашижемский детский сад «Колосок» Вахониной Т.М., представителя ответчика администрации МО «Сернурский муниципальный район» Садовиной С.Э., представителя третьего лица МУ «Отдел образования и по делам молодежи администрации МО «Сернурский муниципальный район» Афанасьевой С.А., при секретаре Ямбаршевой И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сернурского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Зашижемский детский сад «Колосок» и администрации муниципального образования «Сернурский муниципальный район» о возложении обязанности по оборудованию здания детского сада системой видеонаблюдения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сернурского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МДОУ «Зашижемский детский сад «Колосок», администрации МО «Сернурский муниципальный район» о возложении обязанности по оборудованию здания детского сада системой видеонаблюдения, указывая, что прокуратурой Сернурского района проведена проверка соблюдения законодательства об охране здоровья и жизни несовершеннолетних в МДОУ «Зашижемский детский сад «Колосок», в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с п. 1.4 Устава МДОУ «Зашижемский детский сад «Колосок» учредителем организации выступает администрация МО «Сернурский муниципальный район». Детский сад является объектом с пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательной организации отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в здании, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данной образовательной организации, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся. Осуществление деятельности МДОУ «Зашижемский детский сад «Колосок» при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу. 17 января 2017 года прокурором Сернурского района в адрес заведующей МДОУ «Зашижемский детский сад «Колосок» внесено представление, которое рассмотрено, однако мер по реальному устранению нарушений не принято, поскольку исходя из ответа заведующей детским садом следует, что дошкольным учреждением подана заявка в МУ «Отдел образования и по делам молодежи администрации МО «Сернурский муниципальный район» о выделении денежных средств для установки системы видеонаблюдения. В настоящее время детский сад не оборудован системой видеонаблюдения. Просит обязать МДОУ «Зашижемский детский сад «Колосок» и администрацию МО «Сернурский муниципальный район» в срок до 01 декабря 2018 года оборудовать здание дошкольного образовательного учреждения системой видеонаблюдения.

Из возражений на исковое заявление, представленных ответчиком МДОУ «Зашижемский детский сад «Колосок» и третьим лицом МУ «Отдел образования и по делам молодежи администрации МО «Сернурский муниципальный район», следует, что с исковыми требованиями прокурора Сернурского района не согласны, просят в удовлетворении иска отказать. Считают, что на территории Республики Марий Эл для дошкольных образовательных организаций отсутствует стандарт безопасности, который бы предусматривал основные требования по обеспечению антитеррористической безопасности в данных организациях. В настоящий момент действует стандарт безопасности только для общеобразовательных организаций Республики Марий Эл, утвержденный Главой Республики Марий Эл от 11 декабря 2013 года, который не распространяется на дошкольные образовательные учреждения. Требования ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» о безопасности для пользователей зданиями и сооружениями, которыми для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение в зданиях образовательных организаций, должны быть устроены системы телевизионного наблюдения распространяется на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых зданий образовательных организаций при проектировании и строительстве в процессе изготовления проектной документации. МДОУ «Зашижемский детский сад «Колосок» не относится к зданиям с большим количеством посетителей.

В судебном заседании истец прокурор Сернурского района Афанасьева Н.И. исковые требования поддержала и привела доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика МДОУ «Зашижемский детский сад «Колосок» Вахонина Т.М., представитель ответчика администрации МО «Сернурский муниципальный район» Садовина С.Э. исковые требования не признали, привели доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление ответчика МДОУ «Зашижемский детский сад «Колосок».

Представитель третьего лица МУ «Отдел образования и по делам молодежи администрации МО «Сернурский муниципальный район» Афанасьева С.А. с исковыми требованиями не согласилась, привела доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление..

Выслушав прокурора, представителей ответчиков, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются, в том числе обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму»).

Согласно пп. «д» п. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии с п. 42 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В соответствии с п.п. 6.44, 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения, актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10, в общественных зданиях должны быть предусмотрены системы безопасности, направленные на предотвращение криминальных проявлений и их последствий, способствующие минимизации возможного ущерба людям, зданию и имуществу при возникновении противоправных действий в соответствии с нормами по обеспечению антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Из приложения «В» к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются, в том числе и на дошкольные образовательные учреждения.

На основании п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

Согласно п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся, в том числе воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования (п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Сернурского района проверки соблюдения законодательства об охране здоровья и жизни несовершеннолетних в МДОУ «Зашижемский детский сад «Колосок» выявлено, что в указанном образовательном учреждении отсутствует система видеонаблюдения с фиксацией событий, что представителями ответчиков не оспаривается.

Согласно п. 1.4, п. 1.5 Устава МДОУ «Зашижемский детский сад «Колосок» учредителем учреждения и собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Сернурский муниципальный район» в лице администрации Сернурского муниципального района.

К вопросам местного значения Сернурского муниципального района относятся, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района (п. 7 ст. 3 Устава МО «Сернурский муниципальный район»).

17 января 2017 года в адрес заведующей МДОУ «Зашижемский детский сад «Колосок» прокуратурой Сернурского района внесено представление об устранении нарушения законодательства о противодействии терроризму.

Согласно ответу от 14 февраля 2017 года представление рассмотрено руководителем дошкольного образовательного учреждения Вахониной Т.М. с участием помощника прокурора, для обеспечения надлежащей антитеррористической безопасности в здании образовательной организации подана заявка в отдел образования на финансирование помещения системой видеонаблюдения с фиксацией событий.

Указанные нарушения, а также непринятие ответчиками мер по их устранению послужили поводом для обращения прокурора Сернурского района в суд с настоящим иском.

Суд, исследовав представленные доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами, приходит к выводу о наличии у ответчиков обязанности принимать меры по обеспечению безопасности воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения от противоправных действий и предупреждению чрезвычайных ситуаций и террористических актов. На орган местного самоуправления возложена обязанность по финансированию профилактических мероприятий в области противодействия терроризму. При этом суд исходит из того, что отсутствие системы видеонаблюдения в дошкольном образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного учреждения, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.

Довод представителя ответчика МДОУ «Зашижемский детский сад «Колосок» о том, что действующим законодательством обязанность по установке систем видеонаблюдения на дошкольное образовательное учреждение не возложена, является не состоятельным.

Как следует из приведенных выше норм, они содержат императивные предписания в отношении образовательных учреждений, в том числе и дошкольных.

Суд также не может согласиться с доводами ответчика и третьего лица о том, что требования закона об оборудовании системой видеонаблюдения распространяются на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых зданий, поскольку работы по установке системы видеонаблюдения не зависят и не требуют проведения реконструкции или капитального ремонта здания образовательного учреждения.

Между тем, прокурором не ставится вопрос о переустройстве либо перепланировке детского сада, а в силу требований закона ответчики должны принимать все меры для надлежащего исполнения обязательств с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требуется от них по характеру и условиям осуществляемой деятельности.

Возражая истцу, представители ответчиков также пояснили, что дошкольным учреждением в целях защиты воспитанников и работников образовательного учреждения от противоправных посягательств обеспечена охраной, имеется кнопка тревожной сигнализации, сторожа.

Вместе с тем, суд полагает принятые учреждением меры недостаточными, поскольку данные меры не позволяют обеспечить надлежащий контроль за обстановкой, в достаточной мере предупредить террористические акты и иные противоправные посягательства на территории детского сада.

Учитывая изложенное, разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что действующим в настоящее время законодательством придается особое значение предупреждению противоправных посягательств в отношении несовершеннолетних.

Отсутствие системы видеонаблюдения способствует несанкционированному доступу в дошкольное учреждение посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, независимо от их количества, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, что не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, и, как следствие, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, воспитанников и работников детского сада, в том числе права на охрану жизни и здоровья.

Выполнение отдельных требований законодательства, направленных на обеспечение охраны воспитанников и работников образовательной организации, не освобождает заинтересованных лиц от выполнения иных предусмотренных законом мер, необходимых для противодействия терроризму, отсутствие которых свидетельствует об угрозе жизни и здоровью воспитанников и работников учреждения. Избирательного осуществления тех или иных мер по усмотрению учреждения не предусмотрено.

По указанным основаниям исковые требования прокурора о возложении обязанности на МДОУ «Зашижемский детский сад «Колосок» и на администрацию МО «Сернурский муниципальный район», как учредителя и собственника имущества учреждения, по оборудованию здания детского сада системой видеонаблюдения обоснованные и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, удовлетворяя требования прокурора Сернурского района, считает необходимым установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При установлении указанного срока, суд учитывает характер и объем работ, которые необходимо произвести, требования разумности, и находит целесообразным установить ответчикам срок до 01 декабря 2018 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Сернурского района Республики Марий Эл в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Зашижемский детский сад «Колосок» и администрацию муниципального образования «Сернурский муниципальный район» Республики Марий Эл в срок до 01 декабря 2018 года оборудовать здание детского сада, расположенного по адресу: <адрес>, системой видеонаблюдения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Сернурский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий:                        А.А. Милютин

2-109/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Ответчики
МДОУ "Зашижемский детский сад "Колосок"
Администрация МО "Сернурский муниципальный район"
Другие
МУ "Отдел образования и по делам молодежи администрации МО "Сернурский муниципальный район"
Суд
Сернурский районный суд Республики Марий Эл
Дело на странице суда
sernursky.mari.sudrf.ru
01.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.03.2017Передача материалов судье
02.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2017Судебное заседание
04.04.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее