Решение по делу № 2-88/2019 от 03.08.2018

Дело № 2-88/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2019 года                                       пгт. Ленино

Резолютивная часть решения объявлена ДД.ММ.ГГГГ.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Ленинский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи        Копаева А.А.,

при секретаре                         Огородникове А.В.,

    с участием:

представителя истца Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым - Одабаши А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Коротич О.Ф. – Гафарова А.Ф., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Коротич О.Ф. – Кудрявцева С.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым к Коротич Ольге Федоровне, третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области окружающей среды,-

УСТАНОВИЛ:

Служба по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым (далее Крымсельхознадзор) обратилась в Ленинский районный суд Республики Крым с указанным выше иском.

Заявленные требования мотивирует тем, что проведенной проверкой установлено, что на основании приказа Крымсельхознадзора от ДД.ММ.ГГГГ /П, изданного на основании письма Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ .1-11 и на основании выявленных по результатам проведенных административных обследований объектов земельных отношений признаков нарушений требований земельного законодательства (акт административного обследования объектов земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ /ЗН-РК), сотрудниками Крымсельхознадзора проведена внеплановая выездная проверка физического лица Коротич Ольги Федоровны. Задачей проверки являлось осуществление контроля и надзора за соблюдением требований в области землепользования, в том числе, проведением обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, при использовании ответчиком земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных восточнее села Новониколаевка, за границами населенных пунктов Новониколаевского сельского поселения Ленинского района Республики Крым. Специалистами Крымсельхознадзора ДД.ММ.ГГГГ был осуществлен визуальный осмотр объектов земельных отношений с кадастровыми номерами и , в результате которого установлено, что вышеуказанные земельные участки в сельском хозяйстве не используются, обязательные мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями, кустарниками, сорными растениями правообладателями земельных участков не проводятся. Кроме того, собственником данных земельных участков не проводятся обязательные мероприятия, направленные на сохранение почв и их плодородия, не обеспечивается проведение обязательных мероприятий, направленных на защиту земель сельскохозяйственного назначения от негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель. На земельном участке с кадастровым номером обнаружены нарушения земель со снятием и перемещением плодородного слоя почвы, земля изрыта, отсутствует плодородный слой почвы, видны песок и глина, а также песок и глина перенесены на другую часть участка, где произошло перекрытие плодородного слоя, обязательные мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот не проводятся. Также специалистами Крымсельхознадзора в рамках проведения внеплановой проверки проведены замеры нарушенных участков прибором GPS Garmin Dakota 20 S/N: 1PL340846, в результате которых определена площадь перекрытия плодородного слоя почвы, которая составила 2064 кв.м., а также площадь снятия плодородного слоя почвы - 6397 кв.м.. В соответствии с Методикой исчисления вреда, причинённого почвам утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , почве, земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 0122786100:02:001:0308, находящегося в собственности Коротич О.Ф., как объекту окружающей среды, причинён ущерб в размере 1 981 440 (один миллион девятьсот восемьдесят одна тысяча четыреста сорок) рублей. На сегодняшний день, возмещение указанного вреда Коротич О.Ф. не произведено. На основании изложенного истец просит суд взыскать с Коротич О.Ф. в доход бюджета муниципального образования Ленинский район Республики Крым, в счет возмещения вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей природной среды в размере 1981440 рублей.

Представитель истца Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым - Одабаши А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме и просил суд удовлетворить их по основаниям, изложенным в иске.

Представители ответчика Коротич О.Ф. – Гафаров А.Ф. и Кудрявцев С.А. в судебном заседании просили суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела был надлежащим образом извещен.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц в судебное заседание.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду: обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 1 данного закона вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

    В судебном заседании установлено, что на основании приказа Крымсельхознадзора от ДД.ММ.ГГГГ /П, изданного на основании письма Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ .1-11 и на основании выявленных по результатам проведенных административных обследований объектов земельных отношений признаков нарушений требований земельного законодательства (акт административного обследования объектов земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ /ЗН-РК), сотрудниками Крымсельхознадзора проведена внеплановая выездная проверка физического лица Коротич Ольги Федоровны.

ДД.ММ.ГГГГ специалистами Крымсельхознадзора был осуществлен визуальный осмотр объекта земельных отношений с кадастровым номером 90:07:210201:136 (предыдущий ), в результате которого установлено, что вышеуказанный земельный участок в сельском хозяйстве не используются, обязательные мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями, кустарниками, сорными растениями его правообладателем не проводятся. Кроме того, собственник данного земельного участка не проводит обязательные мероприятия, направленные на сохранение почв и их плодородия, не обеспечивается проведение обязательных мероприятий, направленных на защиту земель сельскохозяйственного назначения от негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель. При этом, на земельном участке обнаружены нарушения земель со снятием и перемещением плодородного слоя почвы, земля изрыта, отсутствует плодородный слой почвы, видны песок и глина, а также песок и глина перенесены на другую часть участка, где произошло перекрытие плодородного слоя, обязательные мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот не проводятся. Также в результате осмотра проведенного ДД.ММ.ГГГГ специалистами Крымсельхознадзора в рамках проведения внеплановой проверки проведены замеры поврежденного участка прибором GPS Garmin Dakota 20 S/N: 1PL340846, в результате которых определена площадь перекрытия плодородного слоя почвы которая составила 2064 кв.м., и площадь снятия плодородного слоя почвы - 6397 кв.м..

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ, ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ в отношении Коротич О.Ф. /том 1 л.д. 38 – 196/.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Положением части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что основными принципами земельного законодательства, в том числе, является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земель осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно, как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю, а так же приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Так, частью 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) сохранению почв и их плодородия;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);

4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель;

5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;

6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Требованиями статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 №101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" определено, что правообладатели земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании.

Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В результате проведенной проверки также установлено, что земельный участок сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером (предыдущий номер: ), принадлежащий Коротич О.Ф., отнесен по угодьям к пашне, в связи с чем, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности", специалистами Крымсельхознадзора установлен признак неиспользования ответчиком земель сельскохозяйственного назначения, а именно - на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы.

Частью 3 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что граждане обязаны:

- сохранять природу и окружающую среду;

- бережно относиться к природе и природным богатствам;

- соблюдать иные требования законодательства.

В соответствии с требованиями статьи 42 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что в результате порчи почвы посредством изъятия части грунта, перемешивания грунтов и уничтожения плодородного слоя почвы, а также перекрытия поверхности почв, при формировании и размещении насыпи из песчаной смеси на части земельного участка сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером (предыдущий номер: ), принадлежащего Коротич О.Ф. на праве собственности, почве, как объекту окружающей природной среды, причинён ущерб.

Как установлено в судебном заседании в результате проведенной специалистами Крымсельхознадзора проверки Коротич О.Ф. была привлечена к административной ответственности:

- по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ (постановление заведующего Ленинским межрайонным отделом Крымсельхознадзора Ящишина А.В. от ДД.ММ.ГГГГ , штраф 1000 рублей), за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, на принадлежащем ответчику земельном участке, с кадастровым номером (предыдущий номер: ) /том 1 л.д.155-165/;

- по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ (постановлением заведующего Ленинским межрайонным отделом Крымсельхознадзора Ящишина А.В. от ДД.ММ.ГГГГ , штраф 3 000 руб.) за уничтожение плодородного слоя почвы, принадлежащего ответчику земельного участка, с кадастровым номером (предыдущий номер: ) /том 1 л.д.167-177/;

- по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ (постановление заведующего Ленинским межрайонным отделом Крымсельхознадзора Ящишина А.В. от ДД.ММ.ГГГГ , штраф 20 000 руб.) за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, в отношении принадлежащего ответчику земельного участка с кадастровым номером (предыдущий номер: ) /том 1 л.д.178-189/.

Вышеперечисленные постановления Коротич О.Ф. не обжаловались, назначенные штрафы уплачены ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копиями квитанций /том 1 л.д.190/.

Также в судебном заседании было установлено, что все действия ответчика и ее представителей по обращению в правоохранительные органы, с целью установления лиц виновных в причинении вреда окружающей природной среде были совершены лишь только после привлечения ответчика к административной ответственности за вышеуказанные правонарушения.

Исходя из обстоятельств, установленных в вышеуказанных постановлениях следует, что специалистами Крымсельхознадзора в результате проведенной проверки выявлены нарушения Коротич О.Ф. требований статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 1, 8 Федерального закона от 16.07.1998 №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», так как ответчиком допущена деградация земель сельскохозяйственного назначения, ухудшение свойств земель сельскохозяйственного назначения в результате антропогенного воздействия, перекрытия почвенного профиля грунтовыми породами, механического смешивания почвенных горизонтов.

На основании изложенного, суд не принимает довод представителей ответчика об отсутствии вины Коротич О.Ф. в причинении вреда окружающей природной среде. При этом, суд считает несостоятельными доводы представителей ответчика о невозможности обжалования Коротич О.Ф. постановлений о привлечении ее к административной ответственности за вышеуказанные административные правонарушения, ввиду ее преклонного возраста. Так в судебном заседании достоверно установлены факты оплаты назначенных последней в качестве наказания административных штрафов, что свидетельствует о признании Коротич О.Ф. обстоятельств совершения данных правонарушений.

Кроме того, в судебном заседании не нашел своего подтверждения и довод представителей ответчика о том, что вышеуказанный земельный участок был передан в собственность Коротич О.Ф. уже с наличием поврежденного слоя почв, так как суду не представлено относимых и допустимых доказательств данного обстоятельства.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с положениями статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Пунктом 1 статьи 77 Федерального закона " Об охране окружающей среды" установлено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 78 данного Федерального закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Порядок исчисления размера вреда, причиненного почвам, определяется Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Методика).

Указанная Методика применяется для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Суд считает верным произведенный истцом расчет, причиненного вреда на основании следующего.

В соответствии с пунктом 10 Методики, исчисление в стоимостной форме размера вреда при порче почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв, а также почвенного профиля искусственными покрытиями и (или) линейными объектами осуществляется по формуле:

УЩпорч = S х Кг х Кисх х Тх, где:

УЩпорч - размер вреда (руб.);

S - площадь участка (S), на котором обнаружена порча почв (кв. м);

Кг - показатель в зависимости от глубины загрязнения или порчи почв, который рассчитывается в соответствии с пунктом 7 Методики;

Кисх - показатель в зависимости от категории земель и целевого назначения, на которой расположен загрязненный участок, рассчитывается в соответствии с пунктом 8 Методики;

Тх - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при порче почв определяется согласно приложению 1 к Методике (руб./кв. м.)

Представленный истцом расчет, исчисления в стоимостной форме размера вреда, причинённого в результате перекрытия поверхности почв при размещении насыпи из песочной смеси на части земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером (предыдущий номер: ), находящегося в собственности Коротич О.Ф., осуществлен по формуле полностью соответствующей вышеуказанным параметрам, а именно:

1 981 440 = 2 064 х 1 х 1,6 х 600, где:

1 981 440 - размер вреда (УЩпорч), в рублях;

2 064 - площадь участка, на котором обнаружена порча почв, которая в соответствии с материалами обследования земельного участка составляет 2 064 м2;

1 - показатель в зависимости от глубины загрязнения или порчи почв, который рассчитывается в соответствии с пунктом 7 Методики, в соответствии с которым при глубине порчи почв до 20 см он (Кг) принимается равным 1;

1,6 - показатель в зависимости от категории земель и целевого назначения, на которой расположен загрязненный участок, рассчитывается в соответствии с пунктом 8 Методики, в соответствии с которым для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения он (Кисх) равен 1,6;

600 - такса для исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, при порче почв определяется согласно приложению 1 к Методике (руб./кв. м), согласно которому и в соответствии с перечнем лесорастительных зон Российской Федерации и перечнем лесных районов Российской Федерации, утверждённых приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , для степных зон она (Тх) равна 600 руб./кв.м..

Кроме того, наличие причиненного окружающей природной среде вреда и правильность представленного истцом расчета также подтверждаются выводами проведенной по делу судебной экспертизы.

    Так, согласно выводов экспертного заключения ФГБУ «ЦАС «Крымский» от ДД.ММ.ГГГГ , на земельном участке, с кадастровым номером , площадью подверженной антропогенному воздействию 2064 кв.м., лота , расположенного на территории Новониколаевского с/с, <адрес>, Республики Крым, выявлено ухудшение (деградация) плодородного слоя грунта, осуществленного путем снятия и перемещения плодородного почвенного покрова, а так же механического смешивания почвенных горизонтов и перекрытия почвенного профиля в местах смешивания снятых почвенных масс и изъятия части грунта на части земельного участка. Исследуемая территория подвержена эрозионными процессами, что является прямым следствием проведения механических видов работ на данной территории (изъятие грунта, и недр). На период исследования по комплексу агрохимических показателей, состояние грунта оценивается как не плодородное, что послужило следствием антропогенного воздействия на данном земельном участке. Объемы отвалов почвенно - растительного слоя грунта не соизмеримы с объемами изъятой из котлована материнской породы, что подтверждает изъятие грунта и вывоз его за границы земельного участка. Вследствие территории причинен колоссальный ущерб природному рельефу, восстановление природных почвенных горизонтов на земельном участке с кадастровым номером , площадью подверженной антропогенному воздействию 2064 кв.м., лот , расположенного на территории Новониколаевского с/с, Ленинского юна, Республики Крым, возможно при изготовлении проекта рекультивации с учетом формирования рельефа. На момент исследования использование данного земельного участка по своему назначению - ведение товарного сельскохозяйственного производства не возможно.

Указанное заключение является допустимым и достоверным доказательством, поскольку отраженные в нём выводы эксперта являются мотивированными, обоснованными, и основанными на детальном изучении земельного участка, с приложением фотографического материала. Заключение составлено экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, имеющим высшее образование, стаж работы по специальности, поэтому у суда не имеется каких-либо сомнений в обоснованности выводов заключения.

При этом, суд не принимает в качестве доказательств по делу - отчет по результатам детального почвенного обследования земельного участка принадлежащего Коротич О.Ф., так как данный отчет произведен экспертом, не предупрежденным судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения ст. 307 УК РФ.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что в результате бездействия ответчика, как собственника земельного участка, по соблюдению требований статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 1, 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» допущено перекрытие поверхности почв при формировании и размещении насыпи из песчаной смеси на части земельного участка сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером , в результате чего почве, как объекту окружающей среды, причинён ущерб в размере 1 981 440 рублей.

Согласно части 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100%.

При разрешении заявленных требований о компенсации причиненного вреда в стоимостном выражении, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 " О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", согласно которым в силу пункта 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды возможность возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды поставлена в зависимость от наличия проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства. Следовательно, суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда в натуре, должен основываться на соответствующем проекте и указать на него в резолютивной части решения (часть 5 статьи 198 ГПК РФ, часть 5 статьи 170 АПК РФ). При отсутствии такого проекта суд выносит решение о возмещении вреда в денежной форме.

Ответчиком не представлено суду доказательств наличия проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства. Данных о том, что Коротич О.Ф. в установленном порядке произвела работы по рекультивации земельного участка, с кадастровым номером (предыдущий номер: ), которые привели бы к действительному возмещению причиненного вреда, судом также не установлено.

При таких обстоятельствах, суд считает обоснованным заявленный истцом способ компенсации причиненного вреда в стоимостном выражении.

Оценив представленные доказательства, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку истец освобожден от обязанности по оплате государственной пошлины, с ответчика в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину в размере 18107.20 рублей.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым к Коротич Ольге Федоровне о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области окружающей среды, удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с Коротич Ольги Фёдоровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в доход бюджета муниципального образования Ленинский район Республики Крым, в счет возмещения вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей природной среды в размере 1981440 (один миллион девятьсот восемьдесят одна тысяча четыреста сорок) рублей.

Взыскать с Коротич Ольги Фёдоровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в доход бюджета муниципального образования Ленинский район Республики Крым, государственную пошлину в размере 18107 (восемнадцать тысяч сто семь) рублей 20 копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Ленинский районный суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления прокурором) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:

2-88/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
служба по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым
Ответчики
Коротич О.Ф.
Другие
Министерство экологии и природных Ресурсов Республики Крым
Гафаров А.Ф.
Кудрявцев С.А.
Суд
Ленинский районный суд Республики Крым
Судья
Копаев Анатолий Александрович
Дело на странице суда
leninskiy.krm.sudrf.ru
03.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.08.2018Передача материалов судье
06.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.08.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.09.2018Предварительное судебное заседание
29.10.2018Предварительное судебное заседание
01.03.2019Производство по делу возобновлено
01.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.03.2019Судебное заседание
15.03.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее