Решение по делу № 12-78/2019 от 18.01.2019

дело № 12-78/2019

Р Е Ш Е Н И Е

город Ярославль                                22 марта 2019 года

Судья Кировского районного суда г. Ярославля Козлов А.Ю.,

при участии секретаря судебного заседания Шамариной А.А.,

рассмотрев жалобу защитника Мухина Евгения Давыдовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу <адрес>, занимающего должность генерального директора ОАО «ИНКОМПРОЕКТ-ИНВЕСТ», имеющего <данные изъяты>, ранее к административной ответственности не привлекавшегося, на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

Постановлением старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды – главного специалиста комитета государственного экологического надзора Прозоровой Е.Н. от 21 декабря 2018 г. № 522/128 Мухин Е.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 40000 рублей.

Из постановления следует, что по состоянию на 18.12.2018 г. в 11:00 часов генеральный директор ОАО «ИНКОМПРОЕКТ-ИНВЕСТ» Мухин Е.Д., как должностное лицо, ответственное за соблюдение действующего законодательства РФ в целом при руководстве текущей деятельностью общества не принял надлежащих мер по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды и допустил выброс вредных (загрязняющих) веществ (азота диоксида, азота оксида, бензапирена) в атмосферный воздух стационарным источником – дымовой трубой котла типа ДКВР 2,5/13, работающего на природном газе и расположенного в здании котельной по адресу: г. Ярославль, Мукомольный переулок, д. 6, без специального разрешения, что является нарушением ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Защитник Мухина Е.Д. по доверенности Дмитриева Н.Ю. обратилась в суд с жалобой, просит восстановить срок для обжалования постановления от 21 декабря 2018 г. № 522/128, отменить указанное постановление по делу об административном правонарушении и прекратить производство по делу.

В соответствии с ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Копия постановления по делу об административном правонарушении получена представителем Мухина Е.Д. 21.12.2018 г. Жалоба на указанное постановление поданная 27.12.2018 г. была возвращена для устранения недостатков, препятствовавших ее рассмотрению. Учитывая, что заявитель в установленный законом срок выразил свое намерение обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, суд признает, что срок на обжалование пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению.

В жалобе защитник указывает, что ОАО «ИНКОМПРОЕКТ-ИНВЕСТ» не уклонялось от соблюдения требования законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, обществом в 2016 г. проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Количество выбросов определено расчетным методом. При определении платы за негативное воздействие на окружающую среду общество применяет повышающий 25-кратный коэффициент на основании п. 8 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ, то есть в полном объеме компенсирует причиняемый вред. С 01.01.2019 г. вступают в силу изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», которыми вводится технологическое нормирование НДТ, с 01.01.2019 г. получение разрешения на выброс не потребуется. Кроме того, ОАО «ИНКОМПРОЕКТ-ИНВЕСТ» является малым предприятием, в связи с чем, подлежит применению ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ о замене административного штрафа за совершенное впервые правонарушение на предупреждение. Указывает, что допущенное правонарушение является малозначительным (ст. 2.9 КоАП РФ), поскольку общество контролирует состав выбросов в атмосферный воздух, производит плату за выбросы в повышенном размере, отсутствие разрешения является формальным нарушением.

В судебном заседании защитник Мухина Е.Д. по доверенности Парамонова А.Е. жалобу поддержала, представила дополнительные письменные пояснения, указала, что с 01.01.2019 г. для осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, к которым относятся газовые котельные, получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуется, нормативы допустимых выбросов для объектов III категории не рассчитываются. Таким образом, обязанностью обществ и его гендиректора является только разработка программы производственного экологического контроля, которая выполнена. Просила применить в отношении Мухина Е.Д. новый закон, улучшающие его положение, устраняющий возможность привлечения к административной ответственности.

Представитель Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области по доверенности Прозорова Е.Н. направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, письменный отзыв на жалобу, указала, что законодательством установлен компенсационный порядок платы за превышение лимитов негативного воздействия на окружающую среду, ни в одном нормативном акте не определен переходный период на новую систему нормирования и получения разрешительной документации. Оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным, для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется.

Выслушав объяснения защитника, исследовав письменные материалы дела, прихожу к выводу о том, что постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене с прекращением производства по делу по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Частью 1 статье 8.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

Из материалов дела следует, что на производственной площадке (ОНВОС 78-0276-000040-П), расположенной по адресу: г. Ярославль, Мукомольный переулок, д. 6, и принадлежащей ОАО «ИНКОМПРОЕКТ-ИНВЕСТ», расположены два стационарных источника выбросов: газовая котельная и парковка. Газовая котельная эксплуатируется с 2016 года, из стационарного источника – дымовой трубы котла типа ДКВР 2,5/13, работающего на природном газе, осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ: азота диоксида, азота оксида, бензапирена. Она относится к третьей категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферу при эксплуатации котельной составляет 0,568 т/год.

ОАО «ИНКОМПРОЕКТ-ИНВЕСТ» разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не получало.

Указанные обстоятельства не оспариваются генеральным директором ОАО «ИНКОМПРОЕКТ-ИНВЕСТ» Мухиным Е.Д., подтверждается письмом Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской области от 12 декабря 2018 года № 03/7452, объяснениями защитника Мухина Е.Д., протоколом об административном правонарушении от 18 декабря 2018 года, актом планового (рейдового) осмотра, обследования от 22 ноября 2018 года, фототаблицей, данными из реестра, ходатайствами ОАО «ИНКОМПРОЕКТ-ИНВЕСТ», инвентаризацией источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, программой производственного экологического контроля (ПЭК), декларациями о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Изложенное свидетельствует о нарушении генеральным директором общества Мухиным Е.Д. требований ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в редакции, действующей до 1 января 2019 года.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов – ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 31.12.2017).

Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды - ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ред. от 13.07.2015) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Вместе с тем, Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес в указанные выше нормативно - правовые акты отдельные изменения, начало действия, которых приходится на 1 января 2019 года.

В силу ч. 1, ч. 2, ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ) нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.

Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.

В ч. 1 ст. 23 указанного Федерального закона установлено, что технологические нормативы разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ) выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух устанавливается предельно допустимый выброс радиоактивных веществ.

Вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В ч. 8-11 ст. 15 указанного Федерального закона закреплено, что действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, осуществляются на основании декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Для осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Таким образом, с 1 января 2019 года для объектов третьей категории опасности не требуется (за исключением выбросов и сбросов веществ I и II классов опасности: радиоактивных, высокотоксичных, обладающих канцерогенными и/или мутагенными свойствами) разработка нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, оформление комплексного экологического разрешения, представление декларации о воздействии на окружающую среду.

Заменой разрешительной документации на объектах третьей категории опасности, выступает отчетность об объемах и массе оказанного негативного воздействия на окружающую среду по видам: выбросы в атмосферный воздух, сбросы в водные объекты и размещение отходов. Вместе с тем отчетность разрешением не является по смыслу изложенных положений закона.

В соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.

При таких обстоятельствах в силу положений ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 1.7 и п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении Мухина Е.Д. подлежит прекращению.

Руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды – главного специалиста комитета государственного экологического надзора Прозоровой Е.Н. от 21 декабря 2018 г. № 522/128 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении Мухина Евгения Давыдовича отменить, производство по делу прекратить в связи с изменением положения закона, устанавливающего административную ответственность.

Решение в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии может быть обжаловано в Ярославский областной суд.

Судья                                         А.Ю. Козлов

12-78/2019

Категория:
Административные
Статус:
Производство по жалобе прекращено
Ответчики
Мухин Евгений Давыдович
Другие
Дмитриева Наталья Юрьевна
Суд
Кировский районный суд г. Ярославль
Судья
Козлов Александр Юрьевич
Статьи

8.21

Дело на странице суда
kirovsky.jrs.sudrf.ru
22.01.2019Материалы переданы в производство судье
25.01.2019Истребованы материалы
11.02.2019Поступили истребованные материалы
21.03.2019Судебное заседание
22.03.2019Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
27.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.03.2019Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
09.04.2019Вступило в законную силу
09.04.2019Дело оформлено
21.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее