дело № 12-78/2019
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
город Ярославль 22 марта 2019 года
Судья Кировского районного суда г. Ярославля Козлов А.Ю.,
при участии секретаря судебного заседания Шамариной А.А.,
рассмотрев жалобу защитника РњСѓС…РёРЅР° Евгения Давыдовича, ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения, уроженца <адрес>, проживающего РїРѕ адресу <адрес>, занимающего должность генерального директора РћРђРћ В«РНКОМПРОЕКТ-РНВЕСТ», имеющего <данные изъяты>, ранее Рє административной ответственности РЅРµ привлекавшегося, РЅР° постановление РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном С‡. 1 СЃС‚. 8.21 РљРѕРђРџ Р Р¤,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» :
Постановлением старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды – главного специалиста комитета государственного экологического надзора Прозоровой Е.Н. от 21 декабря 2018 г. № 522/128 Мухин Е.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 40000 рублей.
РР· постановления следует, что РїРѕ состоянию РЅР° 18.12.2018 Рі. РІ 11:00 часов генеральный директор РћРђРћ В«РНКОМПРОЕКТ-РНВЕСТ» РњСѓС…РёРЅ Р•.Р”., как должностное лицо, ответственное Р·Р° соблюдение действующего законодательства Р Р¤ РІ целом РїСЂРё руководстве текущей деятельностью общества РЅРµ РїСЂРёРЅСЏР» надлежащих мер РїРѕ соблюдению требований законодательства РІ области охраны окружающей среды Рё допустил выброс вредных (загрязняющих) веществ (азота РґРёРѕРєСЃРёРґР°, азота РѕРєСЃРёРґР°, бензапирена) РІ атмосферный РІРѕР·РґСѓС… стационарным источником – дымовой трубой котла типа ДКВР2,5/13, работающего РЅР° РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРј газе Рё расположенного РІ здании котельной РїРѕ адресу: Рі. Ярославль, Мукомольный переулок, Рґ. 6, без специального разрешения, что является нарушением С‡. 1 СЃС‚. 14 Федерального закона РѕС‚ 04.05.1999 Рі. в„– 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», С‡. 4 СЃС‚. 23 Федерального закона РѕС‚ 10.01.2002 Рі. в„– 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Защитник Мухина Е.Д. по доверенности Дмитриева Н.Ю. обратилась в суд с жалобой, просит восстановить срок для обжалования постановления от 21 декабря 2018 г. № 522/128, отменить указанное постановление по делу об административном правонарушении и прекратить производство по делу.
В соответствии с ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Копия постановления по делу об административном правонарушении получена представителем Мухина Е.Д. 21.12.2018 г. Жалоба на указанное постановление поданная 27.12.2018 г. была возвращена для устранения недостатков, препятствовавших ее рассмотрению. Учитывая, что заявитель в установленный законом срок выразил свое намерение обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, суд признает, что срок на обжалование пропущен по уважительной причине и подлежит восстановлению.
Р’ жалобе защитник указывает, что РћРђРћ В«РНКОМПРОЕКТ-РНВЕСТ» РЅРµ уклонялось РѕС‚ соблюдения требования законодательства РІ области охраны окружающей среды Рё природопользования, обществом РІ 2016 Рі. проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ РІ атмосферный РІРѕР·РґСѓС…. Количество выбросов определено расчетным методом. РџСЂРё определении платы Р·Р° негативное воздействие РЅР° окружающую среду общество применяет повышающий 25-кратный коэффициент РЅР° основании Рї. 8 СЃС‚. 11 Федерального закона РѕС‚ 21.07.2014 Рі. в„– 219-ФЗ, то есть РІ полном объеме компенсирует причиняемый вред. РЎ 01.01.2019 Рі. вступают РІ силу изменения РІ Федеральный закон «Об охране окружающей среды», которыми вводится технологическое нормирование НДТ, СЃ 01.01.2019 Рі. получение разрешения РЅР° выброс РЅРµ потребуется. РљСЂРѕРјРµ того, РћРђРћ В«РНКОМПРОЕКТ-РНВЕСТ» является малым предприятием, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, подлежит применению С‡. 1 СЃС‚. 4.1.1 РљРѕРђРџ Р Р¤ Рѕ замене административного штрафа Р·Р° совершенное впервые правонарушение РЅР° предупреждение. Указывает, что допущенное правонарушение является малозначительным (СЃС‚. 2.9 РљРѕРђРџ Р Р¤), поскольку общество контролирует состав выбросов РІ атмосферный РІРѕР·РґСѓС…, РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёС‚ плату Р·Р° выбросы РІ повышенном размере, отсутствие разрешения является формальным нарушением.
В судебном заседании защитник Мухина Е.Д. по доверенности Парамонова А.Е. жалобу поддержала, представила дополнительные письменные пояснения, указала, что с 01.01.2019 г. для осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, к которым относятся газовые котельные, получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуется, нормативы допустимых выбросов для объектов III категории не рассчитываются. Таким образом, обязанностью обществ и его гендиректора является только разработка программы производственного экологического контроля, которая выполнена. Просила применить в отношении Мухина Е.Д. новый закон, улучшающие его положение, устраняющий возможность привлечения к административной ответственности.
Представитель Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области по доверенности Прозорова Е.Н. направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, письменный отзыв на жалобу, указала, что законодательством установлен компенсационный порядок платы за превышение лимитов негативного воздействия на окружающую среду, ни в одном нормативном акте не определен переходный период на новую систему нормирования и получения разрешительной документации. Оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным, для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется.
Выслушав объяснения защитника, исследовав письменные материалы дела, прихожу к выводу о том, что постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене с прекращением производства по делу по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статье 8.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
РР· материалов дела следует, что РЅР° производственной площадке (РћРќР’РћРЎ 78-0276-000040-Рџ), расположенной РїРѕ адресу: Рі. Ярославль, Мукомольный переулок, Рґ. 6, Рё принадлежащей РћРђРћ В«РНКОМПРОЕКТ-РНВЕСТ», расположены РґРІР° стационарных источника выбросов: газовая котельная Рё парковка. Газовая котельная эксплуатируется СЃ 2016 РіРѕРґР°, РёР· стационарного источника – дымовой трубы котла типа ДКВР2,5/13, работающего РЅР° РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРј газе, осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ: азота РґРёРѕРєСЃРёРґР°, азота РѕРєСЃРёРґР°, бензапирена. РћРЅР° относится Рє третьей категории объектов, оказывающих негативное воздействие РЅР° окружающую среду. Валовый выброс загрязняющих веществ РІ атмосферу РїСЂРё эксплуатации котельной составляет 0,568 С‚/РіРѕРґ.
РћРђРћ В«РНКОМПРОЕКТ-РНВЕСТ» разрешение РЅР° выброс вредных (загрязняющих) веществ РІ атмосферный РІРѕР·РґСѓС… РЅРµ получало.
Указанные обстоятельства РЅРµ оспариваются генеральным директором РћРђРћ В«РНКОМПРОЕКТ-РНВЕСТ» Мухиным Р•.Р”., подтверждается РїРёСЃСЊРјРѕРј Межрегионального Управления Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере природопользования РїРѕ Ярославской Рё Костромской области РѕС‚ 12 декабря 2018 РіРѕРґР° в„– 03/7452, объяснениями защитника РњСѓС…РёРЅР° Р•.Р”., протоколом РѕР± административном правонарушении РѕС‚ 18 декабря 2018 РіРѕРґР°, актом планового (рейдового) осмотра, обследования РѕС‚ 22 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2018 РіРѕРґР°, фототаблицей, данными РёР· реестра, ходатайствами РћРђРћ В«РНКОМПРОЕКТ-РНВЕСТ», инвентаризацией источников выбросов загрязняющих веществ РІ атмосферу, программой производственного экологического контроля (РџРРљ), декларациями Рѕ плате Р·Р° негативное воздействие РЅР° окружающую среду.
Рзложенное свидетельствует Рѕ нарушении генеральным директором общества Мухиным Р•.Р”. требований С‡. 1 СЃС‚. 14 Федерального закона РѕС‚ 04.05.1999 Рі. в„– 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», С‡. 4 СЃС‚. 23 Федерального закона РѕС‚ 10.01.2002 Рі. в„– 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», РІ редакции, действующей РґРѕ 1 января 2019 РіРѕРґР°.
Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов – ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 31.12.2017).
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды - ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ред. от 13.07.2015) выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Вместе с тем, Федеральный закон от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес в указанные выше нормативно - правовые акты отдельные изменения, начало действия, которых приходится на 1 января 2019 года.
В силу ч. 1, ч. 2, ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ) нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.
Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
В ч. 1 ст. 23 указанного Федерального закона установлено, что технологические нормативы разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ) выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух устанавливается предельно допустимый выброс радиоактивных веществ.
Вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В ч. 8-11 ст. 15 указанного Федерального закона закреплено, что действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, осуществляются на основании декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Для осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Таким образом, с 1 января 2019 года для объектов третьей категории опасности не требуется (за исключением выбросов и сбросов веществ I и II классов опасности: радиоактивных, высокотоксичных, обладающих канцерогенными и/или мутагенными свойствами) разработка нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, оформление комплексного экологического разрешения, представление декларации о воздействии на окружающую среду.
Заменой разрешительной документации на объектах третьей категории опасности, выступает отчетность об объемах и массе оказанного негативного воздействия на окружающую среду по видам: выбросы в атмосферный воздух, сбросы в водные объекты и размещение отходов. Вместе с тем отчетность разрешением не является по смыслу изложенных положений закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
При таких обстоятельствах в силу положений ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 1.7 и п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении Мухина Е.Д. подлежит прекращению.
Руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
Постановление старшего государственного инспектора Ярославской области в области охраны окружающей среды – главного специалиста комитета государственного экологического надзора Прозоровой Е.Н. от 21 декабря 2018 г. № 522/128 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении Мухина Евгения Давыдовича отменить, производство по делу прекратить в связи с изменением положения закона, устанавливающего административную ответственность.
Решение в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии может быть обжаловано в Ярославский областной суд.
Судья А.Ю. Козлов