Решение по делу № 2-5/2024 (2-254/2023;) от 21.06.2023

Дело № 2-5/2024

УИД 22RS0033-01-2023-000291-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«12» января 2024 года                                                                                                с. Мамонтово

Мамонтовский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи      Корякиной Т.А.,

при секретаре        Неверовой О.Н.,

с участием прокурора Бочкарева М.В.,

представителя ответчика Новопашина Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мамонтовского района Алтайского края в интересах Захаров С.Г. к Администрации Мамонтовского района Алтайского края о возложении обязанности выплатить выкупную стоимость квартиры, прекращении права собственности, признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мамонтовского района обратился в Мамонтовский районный суд Алтайского края с указанным исковым заявлением в интересах Захарова С.Г., в обоснование своих требований ссылается на то, что Захаров С.Г. является собственником <адрес> многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> в <адрес>. Данный многоквартирный жилой дом на основании постановления Администрации Мамонтовского района Алтайского края от 18.09.2017 признан аварийным. В соответствии с постановлением органа местного самоуправления срок отселения жильцов из квартиры определен до ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией Мамонтовского района Захарову С.Г. как собственнику квартиры направлялось требования о сносе жилого помещения в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Аналогичные по своему характеру требования были направлены и другим собственникам квартир в аварийном многоквартирном жилом доме. До даты, указанной в требовании, со стороны собственников квартиры не было принято мер к тому, чтобы осуществить снос многоквартирного жилого дома, признанного аварийным, либо его реконструкцию. Администрацией Мамонтовского района не было предпринято мер к тому, чтобы изъять земельный участок, а также принадлежащую на праве собственности квартиру, то есть органам местного самоуправления не исполнена обязанность, предусмотренная Жилищным кодексом РФ.

На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, истец просит возложить на Администрацию Мамонтовского района Алтайского края обязанность принять решение об изъятии земельного участка под многоквартирным домом по <адрес>.

Возложить на Администрацию Мамонтовского района Алтайского края обязанность принять решение об изъятии жилого помещения - <адрес> в <адрес> путем осуществления выкупа данной квартиры.

Возложить на Администрацию Мамонтовского района Алтайского края обязанность выплатить Захаров С.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выкупную цену за <адрес> многоквартирном жилом доме по <адрес> (кадастровый ), в размере 1 887 902 рубля, состоящую из рыночной стоимости квартиры в размере 414 526 рублей, денежной компенсации за не проведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в размере 1 443 484 рубля, стоимости расходов на переезд в размере 29 892 рубля.

Прекратить право собственности Захаров С.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на <адрес> многоквартирном жилом доме по <адрес> (кадастровый ) после выплаты возмещения за указанную квартиру в полном объеме.

Признать за Администрацией Мамонтовского района Алтайского края право собственности на <адрес> многоквартирном жилом доме по <адрес> (кадастровый ), после выплаты выкупной стоимости за указанную квартиру в полном объеме.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ дело прекращено в части исковых требований о возложении на <адрес> обязанности принять решение об изъятии земельного участка под многоквартирным домом по <адрес> и жилого помещения - <адрес> в <адрес> путем осуществления выкупа данной квартиры, в связи с отказом истца от данных исковых.

В судебном заседании прокурор Бочкарев М.В., на исковых требованиях настаивал по приведенным в заявлении основаниям и представленным доказательствам, пояснил, что истец Захаров С.Г., являясь собственником квартиры в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес>, который признан аварийным, имеет право на получение от администрации Мамонтовского района выкупной стоимости квартиры. Учитывая, что данная квартира передана истцу Захарову С.Г. в порядке приватизации в 1993 году Корчинским элеватором, жилищный фонд, который находился в государственной собственности до приватизации Корчинского элеватора, и передан предприятию на праве хозяйственного ведения, а поскольку на тот момент был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества предприятия, находящегося в государственной собственности, жилищный фонд, являясь государственной собственностью, должен был находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта, в связи с чем, подлежал отнесению к муниципальной собственности Мамонтовского района, на который возлагалась обязанность производить капитальный ремонт дома.

Истец Захаров С.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает.

Представитель ответчика Администрации Мамонтовского района Алтайского края Новопашин Е.В. в судебном заседании возражал против иска в части взыскания компенсации за не произведенный капитальный ремонт дома, полагая, что у администрации района отсутствовала обязанность по проведению капитального ремонта дома, поскольку жилье не являлось муниципальным, процедура передачи жилищного фонда от Корчинского элеватора при его приватизации в муниципальную собственность не соблюдена, наймодателем жилых помещений администрация района не являлась, при этом не возражал против установленной экспертным заключением рыночной стоимости квартиры истца. Кроме того, полагал, что убытки, связанные с переездом, временным проживанием и последующим оформлением жилья в собственность истцом не доказаны, а потому компенсации не подлежат. В связи с тем, что решение Мамонтовского районного суда Алтайского края от 30.10.2023 о возложении на администрацию Мамонтовского района обязанности по изъятию земельного участка и жилых помещений в жилом доме, признанном аварийным, не вступило в законную силу, процедура по изъятию не начата, а потому выплата компенсации не может быть произведена, несмотря на поступление из краевого бюджета денежных средств на выплату возмещения гражданам, проживающим в аварийном доме по ул. Минина, 4 в пос. Комсомольский.

Представитель третьего лица администрации Комсомольского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители третьих лиц Управления имущественных отношений Алтайского края, Министерства финансов Алтайского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, представили отзывы на иск, указав на обоснованность заявленных требований к ответчику, учитывая, что жилой дом по адресу: <адрес>, нос. <адрес>, в силу статей 4, 5 и 7 Жилищного кодекса РСФСР относился к жилищному фонду и, следовательно, не подлежал включению в план приватизации предприятия «Корчинский элеватор», а подлежал отнесению к муниципальной собственности Мамонтовского района согласно пункту 1 Приложения 3 Постановления Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1. Поскольку указанный жилой дом в силу закона подлежал отнесению в спорный период к муниципальной собственности Мамонтовского района, следовательно, обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда возлагалась на муниципальное образование по месту его нахождения.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы гражданского дела, выслушав прокурора Бочкарева М.В., представителя ответчика Новопашина Е.В., исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Из содержания положений ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Следовательно, в целях обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, законодатель предусмотрел процедуру принудительного отчуждения имущества для муниципальных нужд и порядок определения предварительного и равноценного возмещения за него.

Если многоквартирный дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то гражданин вправе рассчитывать на предоставление ему другого жилого помещения либо на возмещение за изымаемое жилое помещение. Выбор любого из названных способов остается за собственником жилого помещения (п. 3 ст. 2, ст. ст. 16, 20.15 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»; разд. II Обзора от 29 апреля 2014 года; п. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 декабря 2019 года).

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (ч. 6. ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 года, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным ч. 7 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, расходы на переезд, оплату услуг агентства недвижимости по подбору жилого помещения, оформление договора купли-продажи иного жилого помещения. При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно положениям п.1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Захарову С.Г. на праве собственности принадлежит жилое помещение - <адрес> (Договор приватизации от ДД.ММ.ГГГГ), расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 36,2 кв.м.

Согласно сведениям Отдела адресно-справочной работы УФМС России по Алтайскому краю Захаров С.Г. состоит на регистрационном учете с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по адресу: <адрес> (т.2 л.д.70).

На основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , назначенной постановлением Администрации Мамонтовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ , многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (т. 1 л.д.14-15).

Как следует из акта обследования многоквартирного дома по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом имеет 100% моральный износ, наблюдается коробление дощатого настила пола. Имеются повсеместные трещины отмостки, отсутствуют централизованная система отопления, водоснабжения, водоотведения. В части квартир отсутствует электроснабжение. Имеются сквозные трещины по всем несущим стенам здания, что свидетельствует о потере их несущей способности, разрушение цокольной части стены снаружи здания вследствие замачивания. Протекает кровля тамбуров, образуя замачивание деревянных стропил, что приводит к их гниению. Установлено, что выполнять капитальный ремонт здания нецелесообразно. Согласно заключению - отчету по обследованию технического состояния здания, жилому дому установлена категория - аварийное (т.1 л.д. 16-17).

Постановлением Администрации Мамонтовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Определено произвести отселение физических лиц из аварийного многоквартирного дома произвести в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.13).

Согласно информации, представленной ДД.ММ.ГГГГ /П/12051 Минстроем Алтайского края, в соответствии с действующим законодательством вопрос переселения граждан из АЖФ относится к полномочиям органов местного самоуправления. Постановлениями администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, 381, 378, 377, 376, 379, 374 многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес>, 4, 8, <адрес> героев, 11, <адрес>, признаны аварийными и подлежащими сносу, соответственно. Данными постановлениями установлен срок расселения граждан до ДД.ММ.ГГГГ, срок сноса домов постановлениями не определен. Учитывая, что в автоматизированной информационной системе «Реформа ЖКХ» поле «Планируемая дата сноса» является обязательным для заполнения и действующим законодательством сроки сноса аварийных домов не установлены, Минстроем Алтайского края внесены сведения о плановой дате сноса указанных домов до ДД.ММ.ГГГГ (12 месяцев после их расселения). В Алтайском крае в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» реализуется краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019 - 2025 годы, в рамках которой в настоящее время расселению подлежат дома, признанные в результате физического износа в процессе их эксплуатации аварийными и подлежащими сносу или реконструкции до ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.25-26).

Как следует из ответа Администрации Мамонтовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» не включен т.2 л.д.18).

Из положений ст. 32 ЖК РФ не следует, что срок исполнения органом местного самоуправлением обязанности по выкупу жилья должен быть установлен правительственной программой.

Закон связывает возникновение данного обязательства исключительно с фактом признания дома аварийным и подлежащим сносу и принятием органом местного самоуправления решения об изъятии имущества для муниципальных нужд.

Решением Мамонтовского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-294/2023, не вступившим в законную силу, признано незаконным бездействие администрации муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по изъятию земельного участка по <адрес> в <адрес>, на котором расположен многоквартирный дом, признанный в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, и жилых помещений, расположенных в указанном доме, принадлежащих на праве собственности гражданам, в том числе с осуществлением мероприятий, направленных на заключение с собственниками соглашения о выкупе изымаемых объектов, в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, начиная с ДД.ММ.ГГГГ; возложена на администрацию муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края обязанность по изъятию земельного участка и жилых помещений в указанном доме путем их выкупа у собственников в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу (т.2 л.д.227-229).

Приведенные выше обстоятельства дела свидетельствуют о том, что установленная законом процедура изъятия жилого помещения со стороны ответчика не соблюдена.

Согласно позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для предъявления собственником жилого помещения требований о включении сумм компенсаций за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании ч. 7 ст. 32 ЖК РФ.

Таким образом, при разрешении вопроса об определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение в соответствии с положениями ст. 32 ЖК РФ необходимо определение рыночной стоимости данного помещения в соответствии с положениями Федерального закона РФ «Об оценочной деятельности», который предполагает определение стоимости объекта в том состоянии, в котором он находится на дату оценки, а также определение стоимости не проведенного капитального ремонта, в случае, если его не проведение привело к снижению уровня надежности здания, т.е. к ухудшению состояния как самого многоквартирного дома, так и подлежащего изъятию жилого помещения.

В связи с наличием между сторонами спора о размере денежного возмещения и технического состояния многоквартирного дома судом по ходатайству ответчика была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено ООО «Региональный Центр Оценки и Экспертизы».

Согласно заключению эксперта ООО «Региональный Центр Оценки и Экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 98-236):

- рыночная стоимость принадлежащей Захарову С.Г. <адрес> доме по <адрес> в <адрес>, с учетом стоимости квартиры в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок под домом, в числе с учетом сравнительного подхода к оценке стоимости квартиры, с учетом признания многоквартирного дома аварийным, на дату проведения экспертного исследования, то есть на август 3 года, с учетом округления, составляет: 414 526 рублей.

- объектом исследования является двухэтажный, двухподъездный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Согласно данных Технического паспорта многоквартирного дома, год постройки МКД - 1965 год. Сведения о проведении капитальных ремонтов обследуемого МКД в материалах дела отсутствуют.Исходя из поставленного вопроса, о необходимости определить необходимость проведения работ по капитальному ремонту МКД по состоянию на дату приватизации - ДД.ММ.ГГГГ, то есть необходимо определить техническое состояние дома по состоянию на дату приватизации.Согласно отрытым источникам информации, год проведения последнего капитального ремонта - 1970. Исходя из продолжительности эффективной эксплуатации зданий жилой дом должен был быть поставлен на капитальный ремонт в 1990 году (1970 год + 20 лет = 1990 год) (при условии максимального показателя срока продолжительности эффективной эксплуатации). А, так как сведений о проведении капитального ремонта либо проведения косметического ремонта жилого здания отсутствуют, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год, МКД нуждался в постановке на капитальный ремонт. С 1970 года капитальных ремонт многоквартирного дома не производился. На сегодня (с 2017 года) дом признан аварийным, следовательно, не проведенный катальный ремонт в 1990 году косвенно повлиял на признание МКД аварийным. Не надлежащее обслуживание и ремонт приводят к ухудшению конструктивных элементов и сетей;

- размер денежной компенсации за не проведенный капитальный ремонт многоквартирного дома по <адрес> в <адрес> на дату приватизации квартиры (ДД.ММ.ГГГГ) принадлежащей Захаров С.Г. в праве собственности на общее имущество в ценах на дату проведения экспертизы по оценке стоимости ремонта квартиры, с учетом округления, составляет: 1 443 484 рубля;

- рыночная стоимость расходов на переезд из многоквартирного дома по <адрес> в <адрес> до <адрес>, с учетом услуг грузоперевозок, убытков, связанных с государственной регистрацией права на объекты недвижимости, убытков, связанных с временным использованием иным жилым помещением и пр., с учетом округления, составляет: 36072 рубля;

- по результатам анализа изученных в ходе экспертного осмотра данных, эксперт оценивает текущие состояние (на момент производства экспертизы) здания жилого дома, как «аварийное». Исследуемый многоквартирный дома, расположенный по адресу: <адрес> не соответствует требованиям постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 28.09.2022) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного на аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", не соответствует требованиям санитарных норм, не обеспечивает безопасное пребывание граждан. Эксплуатировать объект по назначению с учетом технического состояния дома, квартиры истца в данном доме, невозможно. Имеется реальная опасность для жизни и здоровья граждан, в связи с проживанием, пользованием жилым помещением в данном доме, требующая незамедлительного отселения граждан.

При исследовании материалов дела не выявлено документации по проведению каких-либо строительных работ по восстановлению многоквартирного дома, стороны на данное обстоятельство не ссылались, имеющиеся в материалах дела фотографии отражают дефекты строительных конструкций здания, следовательно, исследуемое здание по состоянию на 2017 год находилось в аварийном состоянии. В связи с чем, оснований полагать, что на момент рассмотрения дела состояние многоквартирного дома улучшилось, не имеется.

Проанализировав содержание заключения эксперта, суд полагает, что оно в полном объеме отвечает требованиям ст. 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и ответы на поставленные вопросы, в обоснование выводов эксперт приводит соответствующие данные из предоставленных в его распоряжение материалов, указывает на применение методов исследований, основывается на исходных объективных данных. Доказательств, указывающих на недостоверность проведенного экспертного заключения, либо ставящих под сомнение ее выводы, суду не представлено.

Экспертное заключение принимается судом как допустимое доказательство, поводов для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта отсутствуют.

Поскольку до настоящего времени соглашение о возмещении убытков с истцом не достигнуто, суд, принимая во внимание заключение судебной экспертизы, определяет возмещение исходя из рыночной стоимости объекта на дату проведения экспертизы за изымаемое жилое помещение в размере 414526 руб. и компенсацию за не произведенный капитальный ремонт в размере 1443484 руб., с учетом пояснений экспертов относительно применения понижающего коэффициента с учетом инфраструктуры, благоустройства и удаленности от районного центра, среднерыночной стоимости риэлтерских услуг по подбору и приобретению жилого помещения, услуг по переезду из жилого помещения <адрес> до <адрес> (место переезда и дальнейшего проживания истца) составляет 36072 руб. Суд полагает возможным взять данные суммы за основу.

Довод стороны ответчика о несогласии со взысканием убытков, поскольку истцом фактически не понесены расходы на переезд, стоимость услуг риелтора по подбору жилья и т.п., суд находит необоснованными, поскольку указанные расходы являются необходимыми для реализации истцом своих жилищных прав в связи с аварийностью жилого дома, размер указанных экспертом расходов ответчиком с помощью надлежащих и допустимых доказательств не оспорен.

Поскольку требование истца направлено на изъятие имущества, суд прекращает право собственности истца на жилое помещение, расположенное по <адрес> после выплаты выкупной стоимости в полном объеме. С этого же момента следует признать право собственности муниципального образования <адрес> на указанное жилое помещение.

Доводы стороны ответчика о необоснованном включении в выкупную стоимость квартиры компенсации за непроизведенный ремонт суд находит несостоятельными ввиду следующего.

Согласно пункту 14 Приложения 2 кПостановлению Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в РоссийскойФедерации нафедеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление от 27.12.1991 № 3020-1) элеваторное хозяйство являлось объектом, относящимся к федеральной собственности, которое могло передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Пункт 2 Постановления от 27.12.1991 № 3020-1 устанавливает, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

В Приложении 3 названного Постановления в числе объектов, относящихся к государственной собственности и подлежащих передаче в муниципальную собственность, указаны жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Решением Мамонтовского районного совета народных депутатов Алтайского края от 18.06.1992 № 119 о приватизации жилищного фонда колхозов и совхозов и других предприятий, организаций построенного за счет бюджетных ассигнований было установлено, что средства, полученные от приватизации направлять на счет районного совета народных депутатов. (т.2 л.д.219, 225)

На основании выписки из протокола общего собрания трудового коллектива Корчинского элеватора от 30.11.1992 № 3 было принято решение на подачу заявки на приватизацию государственного, муниципального предприятия Корчинского элеватора (т.2 л.д. 173).

          Трудовым коллективом Корчинского элеватора подана заявка от 15.12.1992 №638 на приватизацию государственного предприятия Корчинского элеватора, решением комитета по управлению государственным имуществом от 28.12.1992 № 603 принято решение о его приватизации, распоряжением комитета от 24.05.1993 № 510 учреждено акционерное общество открытого типа «Корчинский элеватор», которое выступало правопреемником преобразованного государственного предприятия (т. 2 л.д. 173-177).

Согласно плану приватизации, утвержденного комитетом по управлению государственным имуществом от 24.05.1993, имущество государственного предприятия «Корчинский элеватор» находилось в федеральной собственности (т. 2 л.д. 174-177).

Таким образом, предприятие было приватизировано путем преобразования в акционерное общество открытого типа «Корчинский элеватор» из федеральной собственности.

Решением малого Совета Алтайского краевого Совета народных депутатов от 21.07.1993 №218 приняты в государственную собственность Алтайского края объекты, согласно перечню предприятий, имущества федеральной собственности, которая может быть передана в государственную собственность края (т. 2 л.д. 178).

Согласно перечню предприятий, имущества федеральной собственности, которая может быть передана в государственную собственность края, утвержденного решением 21.07.1993 № 218, Корчинский элеватор входил в данный перечень (т. 2 л.д. 178-179).

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что решение о приватизации данного предприятия было принято уполномоченным органом ранее решения малого Совета Алтайского краевого Совета народных депутатов от 21.07.1993 № 218 и утвержденного им перечня, в связи с чем имущество предприятия перешло в собственность акционерного общества из федеральной собственности.

Представленный в дело договор о закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения за акционерным обществом открытого типа «Корчинский элеватор» заключен на срок с 01.08.1993 по 01.01.1994 (т. 2 л.д. 109-111).

Статья 18 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции от 23.12.1992) устанавливала, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех, жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

Исходя из пункта 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 № 721, в уставный капитал созданного акционерного общества не передаются объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации.

Кроме этого, в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Жилой дом по <адрес> в силу статей 4, 5 и 7 Жилищного кодекса РСФСР относился к жилищному фонду и, следовательно, не подлежал включению в план приватизации предприятия Корчинский элеватор, а подлежал отнесению к муниципальной собственности Мамонтовского района Алтайского края согласно пункту 1 Приложения 3 Постановления Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1.

Поскольку указанный жилой дом в силу закона подлежал отнесению в спорный период к муниципальной собственности Мамонтовского района, то обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда возлагалась на муниципальное образование по месту его нахождения.

Учитывая, что по состоянию на дату приватизации квартир многоквартирный дом нуждался в капитальном ремонте, который не производился ответчиком, не надлежащее обслуживание привело к ухудшению конструктивных элементов и сетей, что косвенно повлияло на признание его аварийным, оснований для освобождения ответчика от уплаты компенсации за не произведенный ремонт судом не усматривается, в связи с чем, заявленные истцом требования в данной части подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, районный суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Мамонтовского района Алтайского края в интересах Захарова С.Г. удовлетворить.

Возложить на <адрес> (ИНН <данные изъяты>) обязанность выплатить Захаров С.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (СНИЛС <данные изъяты>, паспорт серия , выдан ДД.ММ.ГГГГ, отделением УФМС России по <адрес> и <адрес>) выкупную цену жилого помещения - <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>,с кадастровым номером , в размере 1 894 082 рубля, включающую в себя рыночную стоимость квартиры, с учетом стоимости доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок под домом в размере 414 526 рублей, денежной компенсации за не проведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в размере 1 443 484 рубля, убытков в размере 36 072 рубля.

Прекратить право собственности Захаров С.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на <адрес> многоквартирном жилом доме по <адрес> (кадастровый ) после выплаты возмещения за указанную квартиру в полном объеме.

Признать за <адрес> право собственности на <адрес> многоквартирном жилом доме по <адрес> в <адрес> (кадастровый ), на земельный участок по <адрес> в <адрес> после выплаты выкупной стоимости за указанную квартиру в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда, с принесением жалобы в Мамонтовский районный суд Алтайского края.

Председательствующий:                                                   Т.А. Корякина

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Дело № 2-5/2024

УИД 22RS0033-01-2023-000291-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«12» января 2024 года                                                                                                с. Мамонтово

Мамонтовский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи      Корякиной Т.А.,

при секретаре        Неверовой О.Н.,

с участием прокурора Бочкарева М.В.,

представителя ответчика Новопашина Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мамонтовского района Алтайского края в интересах Захаров С.Г. к Администрации Мамонтовского района Алтайского края о возложении обязанности выплатить выкупную стоимость квартиры, прекращении права собственности, признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мамонтовского района обратился в Мамонтовский районный суд Алтайского края с указанным исковым заявлением в интересах Захарова С.Г., в обоснование своих требований ссылается на то, что Захаров С.Г. является собственником <адрес> многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> в <адрес>. Данный многоквартирный жилой дом на основании постановления Администрации Мамонтовского района Алтайского края от 18.09.2017 признан аварийным. В соответствии с постановлением органа местного самоуправления срок отселения жильцов из квартиры определен до ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией Мамонтовского района Захарову С.Г. как собственнику квартиры направлялось требования о сносе жилого помещения в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Аналогичные по своему характеру требования были направлены и другим собственникам квартир в аварийном многоквартирном жилом доме. До даты, указанной в требовании, со стороны собственников квартиры не было принято мер к тому, чтобы осуществить снос многоквартирного жилого дома, признанного аварийным, либо его реконструкцию. Администрацией Мамонтовского района не было предпринято мер к тому, чтобы изъять земельный участок, а также принадлежащую на праве собственности квартиру, то есть органам местного самоуправления не исполнена обязанность, предусмотренная Жилищным кодексом РФ.

На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, истец просит возложить на Администрацию Мамонтовского района Алтайского края обязанность принять решение об изъятии земельного участка под многоквартирным домом по <адрес>.

Возложить на Администрацию Мамонтовского района Алтайского края обязанность принять решение об изъятии жилого помещения - <адрес> в <адрес> путем осуществления выкупа данной квартиры.

Возложить на Администрацию Мамонтовского района Алтайского края обязанность выплатить Захаров С.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выкупную цену за <адрес> многоквартирном жилом доме по <адрес> (кадастровый ), в размере 1 887 902 рубля, состоящую из рыночной стоимости квартиры в размере 414 526 рублей, денежной компенсации за не проведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в размере 1 443 484 рубля, стоимости расходов на переезд в размере 29 892 рубля.

Прекратить право собственности Захаров С.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на <адрес> многоквартирном жилом доме по <адрес> (кадастровый ) после выплаты возмещения за указанную квартиру в полном объеме.

Признать за Администрацией Мамонтовского района Алтайского края право собственности на <адрес> многоквартирном жилом доме по <адрес> (кадастровый ), после выплаты выкупной стоимости за указанную квартиру в полном объеме.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ дело прекращено в части исковых требований о возложении на <адрес> обязанности принять решение об изъятии земельного участка под многоквартирным домом по <адрес> и жилого помещения - <адрес> в <адрес> путем осуществления выкупа данной квартиры, в связи с отказом истца от данных исковых.

В судебном заседании прокурор Бочкарев М.В., на исковых требованиях настаивал по приведенным в заявлении основаниям и представленным доказательствам, пояснил, что истец Захаров С.Г., являясь собственником квартиры в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес>, который признан аварийным, имеет право на получение от администрации Мамонтовского района выкупной стоимости квартиры. Учитывая, что данная квартира передана истцу Захарову С.Г. в порядке приватизации в 1993 году Корчинским элеватором, жилищный фонд, который находился в государственной собственности до приватизации Корчинского элеватора, и передан предприятию на праве хозяйственного ведения, а поскольку на тот момент был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества предприятия, находящегося в государственной собственности, жилищный фонд, являясь государственной собственностью, должен был находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта, в связи с чем, подлежал отнесению к муниципальной собственности Мамонтовского района, на который возлагалась обязанность производить капитальный ремонт дома.

Истец Захаров С.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает.

Представитель ответчика Администрации Мамонтовского района Алтайского края Новопашин Е.В. в судебном заседании возражал против иска в части взыскания компенсации за не произведенный капитальный ремонт дома, полагая, что у администрации района отсутствовала обязанность по проведению капитального ремонта дома, поскольку жилье не являлось муниципальным, процедура передачи жилищного фонда от Корчинского элеватора при его приватизации в муниципальную собственность не соблюдена, наймодателем жилых помещений администрация района не являлась, при этом не возражал против установленной экспертным заключением рыночной стоимости квартиры истца. Кроме того, полагал, что убытки, связанные с переездом, временным проживанием и последующим оформлением жилья в собственность истцом не доказаны, а потому компенсации не подлежат. В связи с тем, что решение Мамонтовского районного суда Алтайского края от 30.10.2023 о возложении на администрацию Мамонтовского района обязанности по изъятию земельного участка и жилых помещений в жилом доме, признанном аварийным, не вступило в законную силу, процедура по изъятию не начата, а потому выплата компенсации не может быть произведена, несмотря на поступление из краевого бюджета денежных средств на выплату возмещения гражданам, проживающим в аварийном доме по ул. Минина, 4 в пос. Комсомольский.

Представитель третьего лица администрации Комсомольского сельсовета Мамонтовского района Алтайского края, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители третьих лиц Управления имущественных отношений Алтайского края, Министерства финансов Алтайского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, представили отзывы на иск, указав на обоснованность заявленных требований к ответчику, учитывая, что жилой дом по адресу: <адрес>, нос. <адрес>, в силу статей 4, 5 и 7 Жилищного кодекса РСФСР относился к жилищному фонду и, следовательно, не подлежал включению в план приватизации предприятия «Корчинский элеватор», а подлежал отнесению к муниципальной собственности Мамонтовского района согласно пункту 1 Приложения 3 Постановления Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1. Поскольку указанный жилой дом в силу закона подлежал отнесению в спорный период к муниципальной собственности Мамонтовского района, следовательно, обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда возлагалась на муниципальное образование по месту его нахождения.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы гражданского дела, выслушав прокурора Бочкарева М.В., представителя ответчика Новопашина Е.В., исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Из содержания положений ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Следовательно, в целях обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, законодатель предусмотрел процедуру принудительного отчуждения имущества для муниципальных нужд и порядок определения предварительного и равноценного возмещения за него.

Если многоквартирный дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то гражданин вправе рассчитывать на предоставление ему другого жилого помещения либо на возмещение за изымаемое жилое помещение. Выбор любого из названных способов остается за собственником жилого помещения (п. 3 ст. 2, ст. ст. 16, 20.15 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»; разд. II Обзора от 29 апреля 2014 года; п. 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 декабря 2019 года).

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (ч. 6. ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 года, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным ч. 7 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, расходы на переезд, оплату услуг агентства недвижимости по подбору жилого помещения, оформление договора купли-продажи иного жилого помещения. При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно положениям п.1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Захарову С.Г. на праве собственности принадлежит жилое помещение - <адрес> (Договор приватизации от ДД.ММ.ГГГГ), расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 36,2 кв.м.

Согласно сведениям Отдела адресно-справочной работы УФМС России по Алтайскому краю Захаров С.Г. состоит на регистрационном учете с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время по адресу: <адрес> (т.2 л.д.70).

На основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , назначенной постановлением Администрации Мамонтовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ , многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (т. 1 л.д.14-15).

Как следует из акта обследования многоквартирного дома по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом имеет 100% моральный износ, наблюдается коробление дощатого настила пола. Имеются повсеместные трещины отмостки, отсутствуют централизованная система отопления, водоснабжения, водоотведения. В части квартир отсутствует электроснабжение. Имеются сквозные трещины по всем несущим стенам здания, что свидетельствует о потере их несущей способности, разрушение цокольной части стены снаружи здания вследствие замачивания. Протекает кровля тамбуров, образуя замачивание деревянных стропил, что приводит к их гниению. Установлено, что выполнять капитальный ремонт здания нецелесообразно. Согласно заключению - отчету по обследованию технического состояния здания, жилому дому установлена категория - аварийное (т.1 л.д. 16-17).

Постановлением Администрации Мамонтовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Определено произвести отселение физических лиц из аварийного многоквартирного дома произвести в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.13).

Согласно информации, представленной ДД.ММ.ГГГГ /П/12051 Минстроем Алтайского края, в соответствии с действующим законодательством вопрос переселения граждан из АЖФ относится к полномочиям органов местного самоуправления. Постановлениями администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, 381, 378, 377, 376, 379, 374 многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес>, 4, 8, <адрес> героев, 11, <адрес>, признаны аварийными и подлежащими сносу, соответственно. Данными постановлениями установлен срок расселения граждан до ДД.ММ.ГГГГ, срок сноса домов постановлениями не определен. Учитывая, что в автоматизированной информационной системе «Реформа ЖКХ» поле «Планируемая дата сноса» является обязательным для заполнения и действующим законодательством сроки сноса аварийных домов не установлены, Минстроем Алтайского края внесены сведения о плановой дате сноса указанных домов до ДД.ММ.ГГГГ (12 месяцев после их расселения). В Алтайском крае в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» реализуется краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019 - 2025 годы, в рамках которой в настоящее время расселению подлежат дома, признанные в результате физического износа в процессе их эксплуатации аварийными и подлежащими сносу или реконструкции до ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д.25-26).

Как следует из ответа Администрации Мамонтовского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» не включен т.2 л.д.18).

Из положений ст. 32 ЖК РФ не следует, что срок исполнения органом местного самоуправлением обязанности по выкупу жилья должен быть установлен правительственной программой.

Закон связывает возникновение данного обязательства исключительно с фактом признания дома аварийным и подлежащим сносу и принятием органом местного самоуправления решения об изъятии имущества для муниципальных нужд.

Решением Мамонтовского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу а-294/2023, не вступившим в законную силу, признано незаконным бездействие администрации муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по изъятию земельного участка по <адрес> в <адрес>, на котором расположен многоквартирный дом, признанный в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, и жилых помещений, расположенных в указанном доме, принадлежащих на праве собственности гражданам, в том числе с осуществлением мероприятий, направленных на заключение с собственниками соглашения о выкупе изымаемых объектов, в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, начиная с ДД.ММ.ГГГГ; возложена на администрацию муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края обязанность по изъятию земельного участка и жилых помещений в указанном доме путем их выкупа у собственников в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу (т.2 л.д.227-229).

Приведенные выше обстоятельства дела свидетельствуют о том, что установленная законом процедура изъятия жилого помещения со стороны ответчика не соблюдена.

Согласно позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для предъявления собственником жилого помещения требований о включении сумм компенсаций за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании ч. 7 ст. 32 ЖК РФ.

Таким образом, при разрешении вопроса об определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение в соответствии с положениями ст. 32 ЖК РФ необходимо определение рыночной стоимости данного помещения в соответствии с положениями Федерального закона РФ «Об оценочной деятельности», который предполагает определение стоимости объекта в том состоянии, в котором он находится на дату оценки, а также определение стоимости не проведенного капитального ремонта, в случае, если его не проведение привело к снижению уровня надежности здания, т.е. к ухудшению состояния как самого многоквартирного дома, так и подлежащего изъятию жилого помещения.

В связи с наличием между сторонами спора о размере денежного возмещения и технического состояния многоквартирного дома судом по ходатайству ответчика была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено ООО «Региональный Центр Оценки и Экспертизы».

Согласно заключению эксперта ООО «Региональный Центр Оценки и Экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 98-236):

- рыночная стоимость принадлежащей Захарову С.Г. <адрес> доме по <адрес> в <адрес>, с учетом стоимости квартиры в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок под домом, в числе с учетом сравнительного подхода к оценке стоимости квартиры, с учетом признания многоквартирного дома аварийным, на дату проведения экспертного исследования, то есть на август 3 года, с учетом округления, составляет: 414 526 рублей.

- объектом исследования является двухэтажный, двухподъездный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Согласно данных Технического паспорта многоквартирного дома, год постройки МКД - 1965 год. Сведения о проведении капитальных ремонтов обследуемого МКД в материалах дела отсутствуют.Исходя из поставленного вопроса, о необходимости определить необходимость проведения работ по капитальному ремонту МКД по состоянию на дату приватизации - ДД.ММ.ГГГГ, то есть необходимо определить техническое состояние дома по состоянию на дату приватизации.Согласно отрытым источникам информации, год проведения последнего капитального ремонта - 1970. Исходя из продолжительности эффективной эксплуатации зданий жилой дом должен был быть поставлен на капитальный ремонт в 1990 году (1970 год + 20 лет = 1990 год) (при условии максимального показателя срока продолжительности эффективной эксплуатации). А, так как сведений о проведении капитального ремонта либо проведения косметического ремонта жилого здания отсутствуют, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год, МКД нуждался в постановке на капитальный ремонт. С 1970 года капитальных ремонт многоквартирного дома не производился. На сегодня (с 2017 года) дом признан аварийным, следовательно, не проведенный катальный ремонт в 1990 году косвенно повлиял на признание МКД аварийным. Не надлежащее обслуживание и ремонт приводят к ухудшению конструктивных элементов и сетей;

- размер денежной компенсации за не проведенный капитальный ремонт многоквартирного дома по <адрес> в <адрес> на дату приватизации квартиры (ДД.ММ.ГГГГ) принадлежащей Захаров С.Г. в праве собственности на общее имущество в ценах на дату проведения экспертизы по оценке стоимости ремонта квартиры, с учетом округления, составляет: 1 443 484 рубля;

- рыночная стоимость расходов на переезд из многоквартирного дома по <адрес> в <адрес> до <адрес>, с учетом услуг грузоперевозок, убытков, связанных с государственной регистрацией права на объекты недвижимости, убытков, связанных с временным использованием иным жилым помещением и пр., с учетом округления, составляет: 36072 рубля;

- по результатам анализа изученных в ходе экспертного осмотра данных, эксперт оценивает текущие состояние (на момент производства экспертизы) здания жилого дома, как «аварийное». Исследуемый многоквартирный дома, расположенный по адресу: <адрес> не соответствует требованиям постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 28.09.2022) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного на аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", не соответствует требованиям санитарных норм, не обеспечивает безопасное пребывание граждан. Эксплуатировать объект по назначению с учетом технического состояния дома, квартиры истца в данном доме, невозможно. Имеется реальная опасность для жизни и здоровья граждан, в связи с проживанием, пользованием жилым помещением в данном доме, требующая незамедлительного отселения граждан.

При исследовании материалов дела не выявлено документации по проведению каких-либо строительных работ по восстановлению многоквартирного дома, стороны на данное обстоятельство не ссылались, имеющиеся в материалах дела фотографии отражают дефекты строительных конструкций здания, следовательно, исследуемое здание по состоянию на 2017 год находилось в аварийном состоянии. В связи с чем, оснований полагать, что на момент рассмотрения дела состояние многоквартирного дома улучшилось, не имеется.

Проанализировав содержание заключения эксперта, суд полагает, что оно в полном объеме отвечает требованиям ст. 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и ответы на поставленные вопросы, в обоснование выводов эксперт приводит соответствующие данные из предоставленных в его распоряжение материалов, указывает на применение методов исследований, основывается на исходных объективных данных. Доказательств, указывающих на недостоверность проведенного экспертного заключения, либо ставящих под сомнение ее выводы, суду не представлено.

Экспертное заключение принимается судом как допустимое доказательство, поводов для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта отсутствуют.

Поскольку до настоящего времени соглашение о возмещении убытков с истцом не достигнуто, суд, принимая во внимание заключение судебной экспертизы, определяет возмещение исходя из рыночной стоимости объекта на дату проведения экспертизы за изымаемое жилое помещение в размере 414526 руб. и компенсацию за не произведенный капитальный ремонт в размере 1443484 руб., с учетом пояснений экспертов относительно применения понижающего коэффициента с учетом инфраструктуры, благоустройства и удаленности от районного центра, среднерыночной стоимости риэлтерских услуг по подбору и приобретению жилого помещения, услуг по переезду из жилого помещения <адрес> до <адрес> (место переезда и дальнейшего проживания истца) составляет 36072 руб. Суд полагает возможным взять данные суммы за основу.

Довод стороны ответчика о несогласии со взысканием убытков, поскольку истцом фактически не понесены расходы на переезд, стоимость услуг риелтора по подбору жилья и т.п., суд находит необоснованными, поскольку указанные расходы являются необходимыми для реализации истцом своих жилищных прав в связи с аварийностью жилого дома, размер указанных экспертом расходов ответчиком с помощью надлежащих и допустимых доказательств не оспорен.

Поскольку требование истца направлено на изъятие имущества, суд прекращает право собственности истца на жилое помещение, расположенное по <адрес> после выплаты выкупной стоимости в полном объеме. С этого же момента следует признать право собственности муниципального образования <адрес> на указанное жилое помещение.

Доводы стороны ответчика о необоснованном включении в выкупную стоимость квартиры компенсации за непроизведенный ремонт суд находит несостоятельными ввиду следующего.

Согласно пункту 14 Приложения 2 кПостановлению Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в РоссийскойФедерации нафедеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление от 27.12.1991 № 3020-1) элеваторное хозяйство являлось объектом, относящимся к федеральной собственности, которое могло передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Пункт 2 Постановления от 27.12.1991 № 3020-1 устанавливает, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

В Приложении 3 названного Постановления в числе объектов, относящихся к государственной собственности и подлежащих передаче в муниципальную собственность, указаны жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Решением Мамонтовского районного совета народных депутатов Алтайского края от 18.06.1992 № 119 о приватизации жилищного фонда колхозов и совхозов и других предприятий, организаций построенного за счет бюджетных ассигнований было установлено, что средства, полученные от приватизации направлять на счет районного совета народных депутатов. (т.2 л.д.219, 225)

На основании выписки из протокола общего собрания трудового коллектива Корчинского элеватора от 30.11.1992 № 3 было принято решение на подачу заявки на приватизацию государственного, муниципального предприятия Корчинского элеватора (т.2 л.д. 173).

          Трудовым коллективом Корчинского элеватора подана заявка от 15.12.1992 №638 на приватизацию государственного предприятия Корчинского элеватора, решением комитета по управлению государственным имуществом от 28.12.1992 № 603 принято решение о его приватизации, распоряжением комитета от 24.05.1993 № 510 учреждено акционерное общество открытого типа «Корчинский элеватор», которое выступало правопреемником преобразованного государственного предприятия (т. 2 л.д. 173-177).

Согласно плану приватизации, утвержденного комитетом по управлению государственным имуществом от 24.05.1993, имущество государственного предприятия «Корчинский элеватор» находилось в федеральной собственности (т. 2 л.д. 174-177).

Таким образом, предприятие было приватизировано путем преобразования в акционерное общество открытого типа «Корчинский элеватор» из федеральной собственности.

Решением малого Совета Алтайского краевого Совета народных депутатов от 21.07.1993 №218 приняты в государственную собственность Алтайского края объекты, согласно перечню предприятий, имущества федеральной собственности, которая может быть передана в государственную собственность края (т. 2 л.д. 178).

Согласно перечню предприятий, имущества федеральной собственности, которая может быть передана в государственную собственность края, утвержденного решением 21.07.1993 № 218, Корчинский элеватор входил в данный перечень (т. 2 л.д. 178-179).

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что решение о приватизации данного предприятия было принято уполномоченным органом ранее решения малого Совета Алтайского краевого Совета народных депутатов от 21.07.1993 № 218 и утвержденного им перечня, в связи с чем имущество предприятия перешло в собственность акционерного общества из федеральной собственности.

Представленный в дело договор о закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения за акционерным обществом открытого типа «Корчинский элеватор» заключен на срок с 01.08.1993 по 01.01.1994 (т. 2 л.д. 109-111).

Статья 18 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции от 23.12.1992) устанавливала, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех, жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

Исходя из пункта 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 № 721, в уставный капитал созданного акционерного общества не передаются объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации.

Кроме этого, в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» был установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.

Жилой дом по <адрес> в силу статей 4, 5 и 7 Жилищного кодекса РСФСР относился к жилищному фонду и, следовательно, не подлежал включению в план приватизации предприятия Корчинский элеватор, а подлежал отнесению к муниципальной собственности Мамонтовского района Алтайского края согласно пункту 1 Приложения 3 Постановления Верховного совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1.

Поскольку указанный жилой дом в силу закона подлежал отнесению в спорный период к муниципальной собственности Мамонтовского района, то обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда возлагалась на муниципальное образование по месту его нахождения.

Учитывая, что по состоянию на дату приватизации квартир многоквартирный дом нуждался в капитальном ремонте, который не производился ответчиком, не надлежащее обслуживание привело к ухудшению конструктивных элементов и сетей, что косвенно повлияло на признание его аварийным, оснований для освобождения ответчика от уплаты компенсации за не произведенный ремонт судом не усматривается, в связи с чем, заявленные истцом требования в данной части подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, районный суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Мамонтовского района Алтайского края в интересах Захарова С.Г. удовлетворить.

Возложить на <адрес> (ИНН <данные изъяты>) обязанность выплатить Захаров С.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (СНИЛС <данные изъяты>, паспорт серия , выдан ДД.ММ.ГГГГ, отделением УФМС России по <адрес> и <адрес>) выкупную цену жилого помещения - <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>,с кадастровым номером , в размере 1 894 082 рубля, включающую в себя рыночную стоимость квартиры, с учетом стоимости доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок под домом в размере 414 526 рублей, денежной компенсации за не проведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в размере 1 443 484 рубля, убытков в размере 36 072 рубля.

Прекратить право собственности Захаров С.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на <адрес> многоквартирном жилом доме по <адрес> (кадастровый ) после выплаты возмещения за указанную квартиру в полном объеме.

Признать за <адрес> право собственности на <адрес> многоквартирном жилом доме по <адрес> в <адрес> (кадастровый ), на земельный участок по <адрес> в <адрес> после выплаты выкупной стоимости за указанную квартиру в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда, с принесением жалобы в Мамонтовский районный суд Алтайского края.

Председательствующий:                                                   Т.А. Корякина

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

2-5/2024 (2-254/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Захаров Сергей Григорьевич
Прокурор Мамонтовского района Алтайского края Моряков Р.В. в интересах Захарова Сергея Григорьевича
Ответчики
Администрация Мамонтовского района Алтайского края
Другие
администрация Комсомольского сельсовета Мамонтовского района АК
Управление имущественных отношений АК
Министерство финансов Алтайского края
Суд
Мамонтовский районный суд Алтайского края
Судья
Корякина Татьяна Александровна
Дело на сайте суда
mamontovsky.alt.sudrf.ru
21.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2023Передача материалов судье
21.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.07.2023Судебное заседание
18.07.2023Судебное заседание
21.09.2023Производство по делу возобновлено
22.09.2023Судебное заседание
05.10.2023Судебное заседание
19.10.2023Судебное заседание
02.11.2023Судебное заседание
17.11.2023Судебное заседание
01.12.2023Судебное заседание
26.12.2023Судебное заседание
12.01.2024Судебное заседание
12.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее