Дело № 33 – 6220/2022
№ дела в суде первой инстанции 2-1062/2022
УИД 59RS0007-01-2021-010184-82
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Пьянкова Д.А.,
судей Новоселовой Д.В., Владыкиной О.В.
при секретаре Анваровой О.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 13 июля 2022 года дело по апелляционной жалобе ПАО «Т Плюс» на заочное решение Свердловского районного суда г.Перми от 17.01.2022, которым постановлено:
«Исковые требования удовлетворить.
Обязать ПАО «Т Плюс» в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению собственникам (пользователям) помещений в многоквартирном доме № 11 по улице Охотников города Перми в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно обеспечить температуру горячей воды на вводе в многоквартирный дом не ниже 60°С и не выше 75 °С.
Взыскать с ПАО «Т Плюс» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей».
Заслушав доклад судьи Новоселовой Д.В., пояснения представителя истца ИГЖН Пермского края, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края (далее - истец), действующая в интересах неопределенного круга лиц, обратилась с иском к ПАО «Т Плюс» (далее - ответчик) о возложении обязанности. В обоснование указано, что истцом, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, на основании распоряжения от 18.01.2019 № 184 в отношении ПАО «Т Плюс» проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований к предоставлению коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирном доме № 11 по улице Охотников г. Перми. В ходе проверки установлены факты нарушения обязательных требований – в подвальном помещении на вводе системы горячего водоснабжения температура горячей воды составляет + 27°С, в квартире в точке водоразбора температура ГВС после трех минут пропуска составляет + 34°С, что является нарушением п. 5 Приложения №1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г. Согласно п. 84 СанПиН 2.1.3684-21 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 градусов и не выше 75 градусов. В результате проведенной проверки установлено, что температура горячей воды на вводе в многоквартирный дом № 11 по ул. Охотников г. Перми составляет + 27°С, что является нарушением установленных требований. Сведения о выявленном нарушении зафиксированы в акте проверки от 29.01.2019 г. № 184. Ответчику выдано предписание от 29.01.2019 г. № 184 об устранении выявленного нарушения в срок до 28.02.2019 г. В отношении ответчика составлен протокол № 184 от 17.06.2019 г. об административном правонарушении и вынесено постановление № 184 по делу об административном правонарушении от 10.07.2019 г. С целью проверки исполнения предписания на основании распоряжения от 25.03.2019 г. № 184/1 в отношении ответчика проведена внеплановая проверка исполнения предписания, в ходе которой выявлено неисполнение предписания. Результаты проверки оформлены актом от 25.03.2019 № 184/1. Ответчику выдано повторное предписание от 25.03.2019 № 184/1 об устранении перечисленных выше нарушений в срок до 28.06.2019 г.
На основании распоряжения от 09.06.2021 № 184/2 в отношении ответчика вновь проведена внеплановая проверка исполнения предписания, в ходе которой выявлено неисполнение предписания. Результаты проверки оформлены актом от 07.07.2021 №184/2. Ответчику выдано повторное предписание от 07.07.2021 № 184/2 об устранении перечисленных выше нарушений в срок до 31.08.2021 г.
С целью проверки исполнения предписания на основании распоряжения от 13.09.2021 № 184/3 в отношении ответчика проведена внеплановая проверка исполнения предписания, в ходе которой выявлено неисполнение предписания. Результаты проверки оформлены актом от 07.10.2021 № 184/3.
Таким образом, права собственников помещений как потребителей в многоквартирном доме № 11 по ул. Охотников г. Перми нарушаются неисполнением ответчиком обязательных требований.
На основании изложенного истец просил обязать ПАО «Т Плюс» в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению собственникам помещений в многоквартирном доме № 11 по улице Охотников города Перми в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно, обеспечить температуру горячей воды на вводе в многоквартирный дом не ниже 60°С и не выше 75 °С.
Судом постановлено указанное выше заочное решение об удовлетворении заявленных требований, с которым не согласился ответчик. В апелляционной жалобе указывает, что отсутствовали основания для рассмотрения дела в порядке заочного производства, поскольку причиной неявки в судебное заседание представителя ответчика являлась неблагоприятная эпидемиологическая ситуация в г.Перми, в связи с чем причину неявки представителя следует считать уважительной.
Судом были неверно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела и повлиявшие на содержание судебного акта. При вынесении решения судом не учтено, что причиной снижения температуры горячей воды в доме по адресу ул.Охотников,11 г.Перми является отсутствие системы циркуляции ГВС. Существующая схема подключения горячего водоснабжения в данном жилом доме тупиковая по проекту, что в часы минимального водоразбора является причиной снижения температуры горячей воды во внутридомовой системе ГВС и подводящих к жилым домам трубопроводах. Вследствие чего при открытии крана некоторое время может поступать вода с пониженной температурой. В целях обеспечения нормативной температуры ГВС непосредственно у потребителей в доме необходимо выполнение строительства внутридомовой системы циркуляции горячей воды. В данном случае ПАО «Т Плюс» отвечает за поставку ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в МКД и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома. Внутридомовая система циркуляции горячей воды, строительство которой необходимо, относится к общему имуществу жилого дома. Ответчик не вправе и не обязан выполнять работы на общедомовом имуществе, расположенном непосредственно в указанном МКД. Без строительства циркуляционного водопровода горячего водоснабжения восстановить качество горячей воды не представляется возможным. Таким образом, исковые требования заявлены к ненадлежащему ответчику и не подлежали удовлетворению.
От Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края поступили возражения на апелляционную жалобу ПАО «Т Плюс», в которых указано на отсутствие правовых оснований для отмены постановленного заочного решения.
Представитель истца ИГЖН по Пермскому краю возражал против доводов апелляционной жалобы, полагал решение Свердловского районного суда г. Перми от 17.01.2022 законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения надлежащим образом. В связи с этим на основании ст. ст. 327, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Заслушав мнение представителя истца, изучив материалы дела, проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 541 ГК РФ предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Статьей 7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» предусмотрено, что потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
Согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ № 416 от 07 декабря 2011 года) качество и безопасность воды - это совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 ФЗ № 416 от 07 декабря 2011 года требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
Пунктом 6.15 СП 124.13330.2012. Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003" (утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 280) предусмотрено, что горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.
Пунктом 84 Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21», предусмотрено, что температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60 °C и не выше плюс 75 °C.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчик ПАО «Т Плюс» является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирном доме № 11 по ул. Охотников г.Перми.
На основании распоряжения ИГЖН Пермского края от 18.01.2019 г. № 184, инициирована внеплановая выездная проверка соблюдения ПАО «Т Плюс» обязательных требований к предоставлению коммунальной услуги по горячему водоснабжению в многоквартирном доме № 11 по ул. Охотников г. Перми.
В ходе проверки уполномоченным должностным лицом проведены замеры температуры горячей воды в точках водозабора квартир и установлен факт нарушения обязательных требований. В подвальном помещении на вводе системы горячего водоснабжения температура горячей воды составляет + 27°С, в квартире № 9 в точке водоразбора температура ГВС после трех минут пропуска составляет + 34°С, что является нарушением п. 5 Приложения № 1 к правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
По итогам проведения проверок ПАО «Т Плюс» выданы предписания об устранении нарушений обязательных требований, которые до настоящего времени не исполнено.
Проанализировав обстоятельства дела, суд пришел к выводу о доказанности предоставления ответчиком услуги по поставке горячего водоснабжения в многоквартирный дом № 11 по ул. Охотников г. Перми не надлежащего качества. Поскольку ПАО «Т Плюс» является ресурсоснабжающей организацией, непосредственно оказывает услугу по горячему водоснабжению, доказательств того, что данная коммунальная услуга предоставляется некачественно не по вине ПАО «Т Плюс», и что обществом приняты все возможные меры к надлежащему оказанию услуги жителям многоквартирного дома, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Инспекции государственного жилищного надзора в полном объеме. В силу того, что допущенные нарушения создают опасность для здоровья граждан, ущемляют их права и законные интересы, суд посчитал необходимым установить сроки для устранения нарушений в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Также на основании ст. 103 ГПК РФ суд взыскал с ПАО «Т Плюс» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 6000 рублей.
Суд апелляционной инстанции с решением суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы полностью повторяют позицию ответчика, занятую по исковым требованиям в суде первой инстанции, и не содержат каких-либо правовых оснований для отмены постановленного решения.
Из положений п.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», следует, что ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
Согласно п.4 и п.5 ст.2 Федерального закона № 416 от 07 декабря 2011 года водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение). Водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
Пунктом 25.1 ст.2 ФЗ № 416 от 07 декабря 2011 года определено, что транзитная организация - организация, осуществляющая эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод и соответствующая утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям.
Правилами горячего водоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 642, определено, что водопроводная сеть – это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки горячей воды.
В силу п.27 указанных Правил организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязана, в том числе, обеспечивать эксплуатацию объектов централизованной системы горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, принадлежащих организации, осуществляющей горячее водоснабжение, на праве собственности или на ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов; обеспечивать горячее водоснабжение в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании; проводить производственный контроль качества горячей воды, в том числе температуры ее подачи; принимать меры по своевременной ликвидации последствий аварии и инцидента на объектах централизованной системы горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетях, принадлежащих организации, осуществляющей горячее водоснабжение, на праве собственности или на ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации, в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией, и возобновлению действия таких объектов, в том числе водопроводных сетей, с соблюдением установленных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и технического регулирования.
Учитывая изложенные нормы законодательства, судебная коллегия отклоняет доводы ответчика о том, что причиной снижения температуры горячей воды в многоквартирном доме по адресу ул.Охотников,11 г.Перми является тупиковая по проекту схема подключения горячего водоснабжения данного жилого дома. Согласно акту проверки от 29.01.2019 температура ГВС в подвальном помещении на вводе системы ГВС в доме № 11 по ул.Охотников составляет +27°C, то есть ресурс ненадлежащей температуры подается в границах эксплуатационной ответственности ответчика. Соответственно подача горячей воды пониженной температуры на вводе в дом не находится в причинно-следственной связи со внутридомовой системой водоснабжения и зависит исключительно от ответчика – профессионального участника правоотношений по предоставлению ресурса по ГВС пользователям.
Таким образом, доказательств, подтверждающих наличие у ответчика обстоятельств непреодолимой силы или подтверждающих принятие ответчиком мер к устранению причин, вызвавших предоставление услуги по подаче горячей воды потребителям ненадлежащего качества, исключающих применение к ним мер ответственности в соответствии со статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», в материалах дела не имеется.
С учетом отсутствия таких доказательств, установив факт подачи горячей воды на вводе в спорный многоквартирный дом ненадлежащего качества, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по устранению недостатков услуги на ответчика.
Довод апеллянта о том, что у суда первой инстанции не имелось оснований для рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства, отмену постановленного судебного решения также не влечет. Ответчик явку в судебное заседание представителя не обеспечил, относимых и допустимых доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представил.
При таких обстоятельствах судебная коллегия каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст.330 ГПК РФ, не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Свердловского районного суда г.Перми от 17.01.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу ПАО «Т Плюс» – без удовлетворения.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)