Решение по делу № 2-7067/2016 от 18.04.2016

Дело № 2-7067 /2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Н.Е. Колосовой,

с участием представителей истца Гордеевой Е.Н., Безшерстой А.И.,

представителя ответчика Галкиной Л.В.,

при секретаре Дробот Д.Э.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 8 августа 2016 года гражданское дело по иску Муравьевой А.С. к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о признании незаконным и отмене решений, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Муравьева А.С. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным и отмене решения общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** года, утвержденное постановлением Администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** года № ... об исключении Муравьевой А.С. из списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «инвалиды I и II групп, а также инвалиды с детства», в соответствии с Федеральным Законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», возложении обязанности восстановить Муравьеву А.С. в списках, с датой постановки на учет ** ** ** года.

Одновременно заявлены исковые требования к Минстрою Республики Коми о признании незаконным отказа в выдаче государственного жилищного сертификата в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»; признании за Муравьевой А.С. право на получение жилищной субсидии на основании Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», возложении обязанности выдать Муравьевой А.С. государственную жилищную субсидию, на состав семьи ... человека в ** ** ** году; признать А.Е. членом семьи Муравьевой А.С.

В обоснование заявленных требований указала, что с ** ** ** года работала и проживала в г. Инта, с ** ** ** зарегистрирована и постоянно проживает в г. Сыктывкаре, с ** ** ** состояла в администрации МО ГО «Сыктывкар» на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения в связи с переселением из районов Крайнего Севере и приравненных местностей. Письмом Минстроя РК от ** ** ** ей отказано в праве на получение социальной выплаты и письмом от ** ** ** администрация МО ГО «Сыктывкар» ей сообщила об исключении из списков. Приведенные действия ответчиков считает незаконными.

В судебном заседании представители истца Гордеева Е.Н., участвующая в деле также в качестве третьего лица, и адвокат Безшерстая А.И. требования поддержали.

Представитель ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми участия не принял, судом извещен.

Представитель ответчика Администрации МО ГО «Сыктывкар» Галкина Л.В. требования не признала.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено следующее.

С ** ** ** года Муравьева А.С. работала и проживала в г. Инта Республики Коми. Общий трудовой стаж Муравьевой А.С. в районе Крайнего Севера (г. Инта) составил более ... лет (непрерывная трудовая деятельность с ** ** ** года до ** ** **.

С ** ** ** года Муравьева А.С. не работает, в связи с выходом на пенсию по старости.

С ** ** ** года по настоящее время Муравьева А.С. зарегистрирована и постоянно проживает по адресу: .... Согласно представленному договору на передачу жилого помещения в долевую собственность от ** ** **..., жилое помещение по адресу ... администрацией МО ГО «Сыктывкар» было передано в долевую собственность в порядке приватизации Гордеевой Е.Н. и ... Ю.Е. При этом, как следует из представленных заявлений, Муравьева А.С. и ее внук ... А.Е. от участия в приватизации жилой площади отказались и дали свое согласие на приватизацию указанного жилого помещения Гордеевой Е.Н. и ... Ю.Е.

Муравьева А.С. не имеет жилых помещений на праве собственности, а также на основании договора социального найма Муравьева А.С. жилья не имеет. Кроме того, Муравьева А.С. является ветераном Великой Отечественной Войны, в ** ** ** года Муравьевой А.С. установлена бессрочно ... группа инвалидности.

** ** ** года Муравьева А.С. по месту жительства в г. Сыктывкаре Республике Коми была поставлена Администрацией МО ГО «Сыктывкар» на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, включена в сводный список граждан получателей сертификатов в рамках программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством» на ** ** ** год по Республике Коми по категории «инвалиды» с составом семьи ... человека.

Муравьева А.С. включена в состав участников Подпрограммы с составом семьи ... человека, включая Гордееву Е.Н. (дочь), ... А.Е. (внук), ... Ю.Е. (внук).

В адрес Минстроя Республики Коми администрацией МО ГО «Сыктывкар» ** ** ** были представлены документы на имя Муравьевой А.С. для рассмотрения вопроса о праве данной гражданки на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с заявленным составом семьи ... человека, включая ... А.Е. (внук).

Письмом № ... от ** ** ** года Министерства строительства, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми Муравьевой А.С. отказано в вправе на получение социальной выплаты - государственного жилищного сертификата, поскольку Муравьева А.С. повторно прибыла в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности после ** ** ** года.

Письмом Администрации МО ГО «Сыктывкар» № ... от ** ** ** года Муравьева А.С. уведомлена, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** года, утвержденным постановлением Администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** года № ... исключена из списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «инвалиды I и II групп, а также инвалиды с детства», в соответствии с Федеральным Законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в связи с неправильными действиями должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет.

Согласно постановлению Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12 «О внесении изменений и дополнений в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029» (в редакции Указа Президента РФ от 24.01.1992 года № 46), город Сыктывкар отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, с ** ** ** года.

По мнению Минстроя Республики Коми, Муравьева А.С. считается повторно прибывшей в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности после ** ** **, так как выехала из города Инты зарегистрировалась на территории города Сыктывкара ** ** ** (до отнесения города Сыктывкара к районам, приравненным к районам Крайнего Севера, ** ** **), в связи с чем необоснованно признана участником Подпрограммы с датой постановки на учет ** ** ** и не имеет право состоять на учете.

Однако эти доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Предоставление субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон), подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы (далее - Подпрограмма) и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 (далее - Правила).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Ранее действовавший Федеральный закон от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ч. 1 ст. 1); средства федерального бюджета, предусмотренные на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных в ним местностей, в объеме до 5 процентов используются на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, нуждающимся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с данным Федеральным законом право на получение таких субсидий (ст. 2).

Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу названного Федерального закона, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет без ограничения датой приезда в районы Крайнего Севера (абзац четвертый пункта 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 10 декабря 1993 года N 1278; абзац третий пункта 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 года N 937; часть 2 статьи 5 Федерального закона от 17 августа 1996 года "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году").

Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 мая 2001 года N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан А.С.Страх и Г.И. Хваловой" часть первая статьи 1 и статьи 2 Федерального закона от 25 июля 1998 года признана не соответствующей Конституции РФ в той части, в какой предусмотренное ею требование о наличии минимального 15-летнего стажа работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, распространяется на граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели такое право при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 лет.

Из содержания указанного Постановления следует, что право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу Федерального закона от 25 июля 1998 года, не может быть ограничено принятыми в дальнейшем законодательными актами. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означает, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, что несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции РФ.

Поскольку ранее действовавшее законодательство не ограничивало граждан временными рамками, а именно: прибытием в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, для реализации имевшегося у них права на получение жилищных субсидий, то получение истцом жилищной субсидии после введения нового правового регулирования не может свидетельствовать об утрате им такого права.

Из материалов дела усматривается, что Муравьева А.С. в период с 1948 по 01.06.1978 работала в г. Инта, относящейся к районам Крайнего Севера, после чего переехала на постоянное место жительства в г. Сыктывкар, приобрела право на предоставление жилищной субсидии для переселения до вступления в силу Закона № 125-ФЗ и № 131-ФЗ.

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что Муравьева А.С. не имеет жилья в других регионах Российской Федерации, правом на получение жилищной субсидии не воспользовалась, оснований для исключении Муравьевой А.С. из списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «инвалиды I и II групп и отказа в предоставлении социальной выплаты не имелось, в связи с чем решение общественной комиссии по жилищным вопросам администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** года, утвержденное постановлением Администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** года № ... об исключении Муравьевой А.С. из списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, а также отказ Минстроя Республики Коми в выдаче государственного жилищного сертификата являются незаконными.

Нарушенное право Муравьевой А.С. подлежит восстановлению, в связи с чем необходимо обязать Администрацию МОГО «Сыктывкар» восстановить Муравьеву А.С. в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с датой постановки на учет ** ** ** года.

Следовательно, требование истца о возложении на Минстрой Республики Коми выдать Муравьевой А.С. государственную жилищную субсидию в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с составом семьи ... человека в ** ** ** году является законным и обоснованным и подлежит удовлетворению.

Оснований для отказа в признании внука Муравьевой А.С. – ... А.Е. членом ее семьи не имеется, поскольку они проживают одной семьей и ведут общее хозяйство.

Доводы Минстроя Республики Коми о том, что Муравьева А.С. и ... А.Е. не являются гражданами, не имеющими жилых помещений и тот факт, что истец не оформила обязательство о сдаче жилого помещения по адресу: ..., не является основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты, поскольку жилое помещение им не принадлежит. Члены ее семьи, которым принадлежит указанное жилое помещение, не претендуют на получение жилищной субсидии.

Руководствуясь ст.194 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** года, утвержденное постановлением Администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** года № ... об исключении Муравьевой А.С. из списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «инвалиды I и II групп, а также инвалиды с детства», в соответствии с Федеральным Законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Обязать Администрацию муниципального образования городского округа «Сыктывкар» восстановить Муравьеву А.С. в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из Районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учет ** ** ** года.

Признать незаконным отказ Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми в выдаче государственного жилищного сертификата в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Признать за Муравьевой А.С. право на получение жилищной субсидии на основании Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми выдать Муравьевой А.С. государственную жилищную субсидию в соответствии с Федеральным законом. \к 125-ФЗ от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", на состав семьи ... человека ** ** ** году, признав А.Е. членом семьи Муравьевой А.С..

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с ** ** **.

Судья -          Н.Е. Колосова

2-7067/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Муравьева А.С.
Ответчики
Министрество строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РК
АМО ГО Сыктывкар
Другие
Гордеева Е.Н.
Гордеев Ю.Е.
Гордеев А.Е.
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
18.04.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2016Передача материалов судье
23.04.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.04.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.05.2016Предварительное судебное заседание
08.08.2016Судебное заседание
13.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее