РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2017 года г. Дудинка
Дудинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего - судьи А.В. Васильева,
при секретаре Пантюшевой А.В.,
с участием истца Усачева Ю.Л., его представителя Кучеровой Т.В.,
представителя ответчика – ГУ Красноярское региональное отделение ФСС РФ, Стрижко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-427 по иску Усачева <данные изъяты> к Государственному учреждению – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал № 14, о взыскании недополученной суммы страховых выплат в возмещение вреда здоровью вследствие несчастного случая на производстве,
УСТАНОВИЛ:
Усачев Ю.Л. обратился в суд с иском к ответчику ГУ – Красноярское региональное отделение ФСС РФ Филиал № 14 о взыскании недополученной суммы страховых выплат в возмещение вреда здоровью вследствие несчастного случая на производстве, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Истец повредил здоровье вследствие несчастного случая на производстве, произошедшего 24.03.1987 в период работы в «Таймырская геофизическая экспедиция» в должности тракториста. В соответствии с решением Дудинского городского суда от 12.05.1997, АО «Таймыргеофизика» с 01.01.1997 выплачивало в пользу истца возмещение вреда, причиненного здоровью трудовым увечьем в сумме 586 688 руб. с дальнейшим повышением с учетом повышения минимального размера оплаты труда. После вступления в силу 06.01.2000 года Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», личное (учетное) дело истца было передано в Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу. Приказом по отделению от 14.05.2000 № 12602 были назначены ежемесячные страховые выплаты в размере 586 руб. 69 коп, которые были определены решением суда В соответствии с п. 3 указанного приказа, сумма страховых выплат подлежит индексации в соответствии с п. 11 ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ. За период с 01.01.1997 до 01.07.2000 индексация ежемесячной выплаты в соответствии с действующим законодательством не производилась. В соответствии со вступлением в силу Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», размер ежемесячной страховой выплаты был увеличен с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 01 июля 2000 года, равного 1,581 (132:83,49) и составил 927,56 руб.; с 01 января 2001 года был увеличен с учетом коэффициента, равного 1,515 (200:12) и составил 1 405,25 руб. С 01 июля 2001 года был увеличен с учетом коэффициента, равного 1,5 (300:200) и составил 2 107,88 руб. В соответствии со вступлением в силу Федерального закона от 29.04.2002 № 42-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», размер ежемесячной страховой выплаты был увеличен с 01 мая 2002 года с применением коэффициента роста минимального размере оплаты равного 1,5 (450:300) и составил 3 161,82 руб. После 29 ноября 2005 года размер ежемесячной страховой выплаты подлежал увеличению с учетом уровня инфляции на коэффициенты, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год. При этом следует учитывать, что действие п. 11 ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.11.2002 № 152-ФЗ) в 2003 году было приостановлено Федеральным законом от 08.02.2003 № 25-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год». Правительством Российской Федерации коэффициент индексации размера ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливается с 01.01.2014 и по настоящее время. Таким образом, в настоящее время Фонд социального страхования централизовано производит индексацию ежемесячных страховых выплат истца не в порядке, установленном решением суда от 12 мая 1997 года, а в соответствии с коэффициентами, установленными Постановлением правительства Российской Федерации. Истец считает, что в период с 1997 года по 2004 год, индексация была произведена правильно, пропорционально увеличению минимального размера оплаты труда, как установлено решением суда. С 2004 года Фонд социального страхования РФ самостоятельно, без правовых оснований, игнорируя решение суда от 12.05.1997 года, производит индексацию в рамках действующего закона. Данные действия, по мнению истца, нарушают его права, так как существенно занижены суммы, подлежащие выплате. Изменить порядок индексации ответчик отказывается. В зависимости от характера спорных правоотношений, сформировавшаяся правоприменительная практика предусматривает различные способы возмещения убытков, возникающих в результате инфляционных процессов. Согласно нормам ст. 1064, ст. 15 ГК РФ, вред причиненный гражданину, подлежит возмещению в полном объеме, который включает в себя не только фактически понесенные расходы, но и те расходы, которые предстоит понести для восстановления нарушенного права. Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами. Указанная правовая позиция изложена в п. 10 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Таким образом, по общему правилу, именно потерпевшему предоставлено право определять способ возмещения причиненных ему убытков. В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 26.01.2010 «О применении судами гражданского законодательства. Регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», если после вынесения решения суда механизм индексации ежемесячных сумм возмещения вреда, определенный в решении, был изменен в законодательном порядке, то это обстоятельство не является основанием для отмены решения, поскольку не влияет на его существо. В указанном случае суд, рассмотревший дело, по заявлению участвующих в деле лиц вправе в соответствии со ст. 203 ГПК РФ, изменить порядок исполнения этого решения, применив новый механизм индексации. Согласно предоставленному истцом расчету, сумма фактически недополученных страховых выплат за период с 01.01.2005 по 31.07.2017 составляет 2 315 006 руб. 85 коп. В этой связи истец просит суд взыскать с Фонда социального страхования РФ Государственное учреждение – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал № 14 за счет средств федерального бюджета недополученную сумму ежемесячных страховых выплат в возмещение вреда здоровью за период с 01.01.2005 по 31.07.2017 в сумме 2 315 006 руб. 85 коп.
В судебном заседании истец Усачёв Ю.Л. и его представитель Кучерова Т.В., действующая на основании п. 6 ст. 53 ГПК РФ, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным выше, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика - Государственного учреждения – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал № 14, Стрижко Е.А., действующая по доверенности от 01.01.2017, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, представила письменные возражения на иск, где указано, что Усачев Ю.Л. является получателем обеспечения по страхованию в связи с несчастным случаем, произошедшим 24 марта 1987 года в период работы в «Таймырской геофизической экспедиции» в должности тракториста. Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», вступившим в законную силу с 06 января 2000 года, выплаты обеспечения по страхованию возложены на Фонд социального страхования Российской Федерации, в том числе лицам, получившим трудовое увечье до 2000 года. Выплаты в возмещение вреда Усачеву Ю.Л. назначены приказом отделения Фонда от 14.05.2000 № 12602 в размере 586 руб. 69 коп., из расчета среднемесячного заработка, определенного решением суда от 12 мая 1997 года. Сумма назначена судом с учетом 50% вины в несчастном случае. С 01 июля 2000 года сумма ежемесячной страховой выплаты проиндексирована в 1,581 раза и составила 927 руб. 56 коп. С 01 января 2001 года сумма ежемесячной выплаты проиндексирована в 1,515 раза и составила 1 405 руб. 25 коп. С 01 июля 2002 года сумма ежемесячной страховой выплаты проиндексирована в 1,5 раза и составила 2 107 руб. 88 коп. С 01 мая 2002 года сумма ежемесячной страховой выплаты проиндексирована в 1,5 раза и составила 3 161 руб. 82 коп. Индексация производилась в точном соответствии с требованиями федеральных законов от 19.06.2000 № 82-ФЗ и от 29.04.2002 № 42-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». Принятый Федеральный закон от 26.11.2002 № 152-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, связанные с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» изменил действующий механизм индексации ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Размер ежемесячной страховой выплаты подлежит индексации с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации. Из Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» исключена норма, предусматривающая увеличение страховых выплат пропорционально росту минимальной заработной платы. Учитывая, что Федеральный закон от 26.11.2002 № 152-ФЗ обратной силы не имеет, страховые выплаты, назначенные до его вступления в силу, пересчету не подлежат. Дальнейшая индексация указанных выплат производится в соответствии с требованиями п. 11 ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Выбор критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционной меры для ежемесячных страховых выплат, установленных Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», является прерогативой законодателя. В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002, использование минимального размера оплаты труда в качестве критерия индексации означает придание ему более широких функций, что не согласуется с конституционно-правовой природой этого института, предполагающей установление того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей. Осуществленный Федеральным законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, связанные с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», переход от применявшейся ранее индексации исходя из минимального размера оплаты труда к индексации с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования РФ на соответствующий финансовый год, в силу приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ сам по себе не может рассматриваться как противоречащий Конституции Российской Федерации. Избрав в качестве нового критерия индексации размера ежемесячных страховых выплат темп роста инфляции за соответствующий период, законодатель тем самым установил порядок их увеличения исходя из показателя, отражающего повышение стоимости жизни. Такое правовое регулирование, не допускающее снижения жизненного уровня получателей ежемесячных страховых выплат, не имеют целью какое бы то ни было ущемление их конституционных прав. Кроме того, отказавшись от использования минимального размера оплаты труда, как критерия индексации сумм возмещения вреда рассматриваемой категории застрахованных граждан, законодатель освободил его от выполнения более широких функций, не согласующихся, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 19.06.2002 № 11-П, с конституционно-правовой природой этого института и придающих не свойственные ему функции. Также, согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», права застрахованных на возмещение вреда, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ, в части, превышающей обеспечение по страхованию, осуществляемое в соответствии с данным Федеральным законом, им не ограничены: работодатель не освобождается от ответственности за вред, причиненный жизни или здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей, в порядке, установленном Главой 59 Гражданского кодекса РФ. Соответственно, с 01.01.2004г. по настоящее время сумма ежемесячной страховой выплаты Усачеву Ю.Л. индексировалась на основании Постановления Правительства Российской Федерации. В этой связи представитель ответчика просит суд в удовлетворении исковых требований Усачева Ю.Л. отказать в полном объеме.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Усачев Ю.Л. повредил здоровье вследствие несчастного случая на производстве, который произошел 24 марта 1987 года, в период его работы в Таймырской геофизической экспедиции в должности тракториста.
В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» № 125- ФЗ от 24.07.1998, страховое обеспечение - возмещение вреда, причиненного в результате наступления страхового случая жизни и здоровью застрахованного или лицам, имеющим на это право осуществляется на основании данного закона.
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» № 125- ФЗ от 24.07.1998 г., обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает: обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска; возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию; обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В соответствии со ст. 8 вышеназванного Федерального закона, обеспечение по страхованию осуществляется в виде страховых выплат, как единовременных, так и ежемесячных выплат застрахованному.
Согласно ст. 12 Закона № 125-ФЗ, размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.
Размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации.
Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты устанавливается федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
В соответствии со ст. 20 Закона № 125-ФЗ, средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отражаются в доходной и расходной частях бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, утверждаемого федеральным законом, отдельными строками.
Согласно решению Дудинского городского суда Красноярского края от 12 мая 1997 года, АО «Таймыргеофизика» обязано с 01 января 1997 года выплачивать Усачеву Ю.Л. возмещение вреда в размере 586 688 руб. с дальнейшим повышением с учетом коэффициентов повышения минимальной оплаты труда (л.д. 11-15).
Согласно приказа № 12602 от 14.05.2000 Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу, Усачеву Ю.Л. была назначена ежемесячная страховая выплата в сумме 586 руб. 69 коп. По заключению учреждения МСЭ Усачеву Ю.Л. установлено 60% утраты профессиональной трудоспособности бессрочно. Также, в приказе указано о том, что сумма страховых выплат подлежит индексации в соответствии с п. 11 ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ. Ежемесячные выплаты производить с 06.01.2000 бессрочно. (л.д. 18).
В соответствии с п. 9 ст. 12 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» № 125- ФЗ от 24.07.1998, исчисленная и назначенная ежемесячная страховая выплата в дальнейшем перерасчету не подлежит, за исключением случаев изменения степени утраты профессиональной трудоспособности, изменения круга лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, а также случаев индексации ежемесячной страховой выплаты.
Как установлено судом, размер ежемесячной страховой выплаты Усачеву Ю.Л. индексировался ответчиком в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» № 125-ФЗ от 24.07.1998 и решения Дудинского городского суда Красноярского края от 12 мая 1997 года в период с 25.02.2004 г. и до настоящего времени в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» № 125- ФЗ от 24.07.1998 г. согласно постановлениям Правительства РФ на 1.1. 1.094. 1.085. 1.075. 1.085. 1.019. 1.13. 1.1., 1.065., 1.06., 1.05., 1.055., 1.064., 1.04. (л.д. 21-40).
Согласно ч. 3 ст. 209 ГПК РФ, в случае, если после вступления в законную силу решения суда, на основании которого с ответчика взыскиваются периодические платежи, изменяются обстоятельства, влияющие на определение размера платежей или их продолжительность, каждая сторона путем предъявления нового иска вправе требовать изменения размера и сроков платежей.
Если после вынесения решения суда механизм индексации ежемесячных сумм возмещения вреда, определенный в решении, был изменен в законодательном порядке, то это обстоятельство не изменяет размер возмещения вреда, определенного судом к взысканию, а лишь отражает номинальный рост взысканных сумм в связи с инфляционными процессами.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что изменение законодательства о порядке индексирования ежемесячных страховых платежей к обстоятельствам, влияющим на определение размера платежей или их продолжительность не относятся, истцом не приведены те обстоятельства, которые в настоящее время изменились и от которых зависит размер и сроки периодических платежей, взысканных Усачеву Ю.Л. судебным решением Дудинского городского суда Красноярского края от 12 мая 1997 года, вступившим в законную силу, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований истца к Государственному учреждению – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал № 14, о взыскании недополученной суммы страховых выплат в возмещение вреда здоровью вследствие несчастного случая на производстве, не имеется.
В соответствии со ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о взыскании недополученной суммы ежемесячных страховых выплат в возмещение вреда здоровью за период с 01.01.2005 по 31.07.2017 в сумме 2 315 006 рублей 85 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Усачева <данные изъяты> к Государственному учреждению – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал № 14, о взыскании недополученной суммы страховых выплат в возмещение вреда здоровью вследствие несчастного случая на производстве, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Дудинского районного суда.
Судья А.В. Васильев
Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2017 года.