Судья Бисеров А.Ф. дело № 33-7452/2013
учет № 22
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 июня 2013 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Галиевой А.С. и Габидуллиной А.Г.,
при секретаре судебного заседания Закировой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов города Казани» Г.Л.Т. на решение Приволжского районного суда г.Казани от 09 апреля 2013 года, которым постановлено:
исковое заявление П.Ф.М. удовлетворить.
Признать незаконным исключение П.Ф.М. из списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой подпрограммы «Жилище» на 2013 год, произведенного согласно протоколу от 20 ноября 2012 года №265, распоряжением №1570р от 28 ноября 2012 года.
Возложить на Муниципальное казенное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» обязанность восстановить П.Ф.М. в списках граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой подпрограммы «Жилище» на 2013 год.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения П.М.Г., П.А.Ф., П.Ф.Ф., возражавших относительно доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА :
П.Ф.М. обратился в суд с исковым заявлением об оспаривании распоряжения Главы администрации Муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» (далее МКУ «Администрация») №1570р от 28 ноября 2012 года «Об исключении из списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой подпрограммы «Жилище» на 2013 год, возложив обязанность восстановить истца в списках граждан – участников указанной подпрограммы. В обоснование иска указал, что решением Приволжского районного суда г.Казани от 22 июля 2010 года на МКУ «Администрация» была возложена обязанность по постановке на учет П.Ф.М. как инвалида Чернобыльской АЭС, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Также истец был включен в Список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой подпрограммы «Жилище» на 2012 год. 28 ноября 2012 года истец согласно протоколу от 20 ноября 2012 года №265, указанным распоряжением исключен из списков граждан - участников подпрограммы. Основанием исключения явилось то, что истцом не было представлено обязательство о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения, принадлежащего на праве собственности. Истец указывает, что он включен в подпрограмму один без семьи, так как брак с женой расторгнут, и по адресу: <адрес> он не проживает.
В судебном заседании П.Ф.М. и его представитель С.М.А. заявленные требования поддержали по изложенным основаниям.
Представитель МКУ «Администрация» Гарифуллина JI.T. с иском не согласилась.
Третьи лица П.М.Г., П.Ф.Ф. в удовлетворении иска не возражали, при условии сохранения их прав на дом по адресу: <адрес>.
Суд удовлетворил иск П.Ф.М. и принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель МКУ «Администрация» просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении исковых требований П.Ф.М., ссылаясь на нарушение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. В жалобе отмечается, что заявление П.Ф.М. не оформлено в надлежащей форме в соответствии с приложением №6 к Правилам. Также П.Ф.М. с целью получения сертификата должен был предоставить обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по адресу: <адрес>, которое принадлежит истцу на праве собственности. Однако истец указанное обязательство не представил. Несоблюдение этого условия, исключает возможность участия П.Ф.М. в подпрограмме.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии со статьей 115 Конституции Российской Федерации, статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы, в состав которой входит подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Также Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, в состав которой входит подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Указанным постановлением Правительства РФ утверждены правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
Пункт 5 Правил определяет категории граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в указанной подпрограмме, к которым в числе других отнесены граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
В соответствии с положениями указанных Правил (п.16.1. 16.3) гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность.
В случае если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи не принято обязательство о расторжении договора социального найма и об освобождении занимаемого ими жилого помещения, выдача сертификата указанному гражданину не производится.
В соответствии с положениями указанных Правил (п.19), участие в подпрограмме носит заявительный характер, для участия в подпрограмме граждане, имеющие право на получение соответствующей меры социальной поддержки, подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях заявление об участие в подпрограмме и о своем согласии и согласии всех членов семьи на обработку персональных данных о себе с приложением указанных в Правилах документов.
Как видно из материалов дела, решением Приволжского районного суда г. Казани по гражданскому делу № 2-1347/10 по иску П.Ф.М. к МКУ «Администрация» о возложении обязанности по постановке на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, постановлено: поставить П.Ф.М. на учет как инвалида Чернобыльской АЭС, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Согласно справке МСЭ-2001 №5324131 от 23 декабря 2003 года П.Ф.М. установлена II группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным при исполнении служебных обязанностей военной службы (служебной обязанности) связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
П.Ф.М. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий как инвалид Чернобыльской АЭС, на основании решения Приволжского районного суда г.Казани от 22 июля 2010 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, П.Ф.М. на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: г.Казань, п.Отары, ул.Поперечно-Отарская, д.19.
По выписке из домовой книги в <адрес> по месту жительства зарегистрированы: П.Ф.М., П.М.Г., П.А.Ф., П.Ф.Ф., П.Р.Ф., П.Р.Р.
Согласно свидетельству о расторжении брака 1-КБ №318036 от 16 августа 1997 года, выданного Дворцом бракосочетаний Приволжского района г. Казани, в книгу регистрации актов внесена запись №480 о расторжении 16 августа 1997 года брака между П.Ф.М. и П.М.Г.
Распоряжением №1570р от 28 ноября 2012 года главы Администрации Вахитовского и Приволжского районов г. Казани, в связи с непредставлением обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения, принадлежащего на праве собственности П.Ф.М., его семья исключается из подпрограммы «Жилище» на 2013 год (протокол от 20 ноября 2012 года №265).
Удовлетворяя исковые требования П.Ф.М. суд исходил из того, что П.Ф.М. проживает вне места регистрации, общего хозяйства со своей бывшей женой и совершеннолетними детьми не ведет. 08 августа 2012 года П.Ф.М. было представленное необходимое обязательство о безвозмездном отчуждении принадлежащего ему дома и таким образом исполнены установленные Правилами обязанности. Получение ответчиком данного обязательства подтверждает оттиск печати МКУ «Администрация» с указанием даты принятия 08.08.2012 года, а также буквальное толкование заявления.
Такой вывод суда является правильным, исключение П.Ф.М. из подпрограммы не может быть признано законным, поскольку зарегистрированные в принадлежащем истцу жилом доме граждане по смыслу жилищного законодательства Российской Федерации членами семьи П.Ф.М. не являются, совместного хозяйства с ним не ведут. П.Ф.М. включен в состав участников подпрограммы один, без семьи, в связи с чем требование ответчика о предоставлении обязательства членов семьи о сдаче жилого помещения является необоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку они аналогичными тем, на которые ответчик ссылался в обоснование своих возражений на иск; данные доводы являлись предметом исследования и оценки суда и фактически направлены на переоценку его суждения, на иное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329, ст. 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
решение Приволжского районного суда г.Казани от 09 апреля 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов города Казани» – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию.
Председательствующий:
Судьи: