Дело № 2а-1161/2021
(УИД 75RS0023-01-2020-004008-80)
РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу)
Именем Российской Федерации
29 апреля 2021 года г.Чита, пр.Фадеева, 10А
Черновский районный суд г. Читы
в составе председательствующего судьи А.В. Петрова,
при секретаре Михайловой Н.С.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по г.Чите к Молдачеву А.В. о взыскании задолженности по налогам, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 2 по г.Чите (далее по тексту – МИФНС России № 2 по г.Чите) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Молдачеву А.В. о взыскании задолженности по налогам, пени, мотивируя свои требования следующим образом:
На налоговом учете в МИФНС России № 2 по г.Чите состоит в качестве налогоплательщика Молдачев А.В. и в соответствии с п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации обязан уплачивать законно установленные налоги.
МИФНС России № 2 по г.Чите были исчислены транспортный налог, налог на имущество физического лица и налог на доходы физических лиц. Налогоплательщику были направлены налоговые уведомления № от 04.04.2015 г., № от 09.09.2018 г., а затем требования об уплате налога, пени № по состоянию на 12.11.2015 г. и № по состоянию на 10.12.2018г.
В связи с тем, что в установленные Налоговым кодексом РФ сроки должником соответствующие налоги уплачены не были, на сумму недоимки в соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ налоговым органом начислены пени.
04.08.2020 г. мировым судьей судебного участка № 12 Черновского судебного района г. Читы вынесено определение об отмене судебного приказа, в связи с тем, что налогоплательщик представил в суд возражения относительно исполнения судебного приказа.
В соответствии с п. 2 ст. 123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в случае вынесения определения судом об отмене судебного приказа, в определении указывается, что взыскатель вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном главой 32 КАС РФ.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
На основании изложенного просит суд взыскать с должника Молдачева А.В. задолженность по обязательным платежам в размере 9599 руб. 74 коп., в том числе: недоимки по транспортному налогу в размере 573 руб. 00 коп., пени транспортному налогу в размере – 07 руб. 30 коп.; недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 163 руб. 00 коп., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 01 руб. 44 коп.; недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 8855 руб. 00 коп.
Административный истец – МИФНС России № 2 по г.Чите о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела извещался надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, ходатайств об отложении рассмотрения дела на более поздний срок не заявлял, в тексте административного искового заявления содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя МИФНС России № 2 по г.Чите (л.д.__).
Административный ответчик Молдачев А.В., о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела извещен надлежащим образом, что подтверждается имеющимися материалами дела (л.д.__), в суд не явился, причин неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела на более поздний срок не заявлял.
В силу положений статьи 150 и части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание сторон, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, не препятствует проведению судебного разбирательства, в связи с чем суд находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие сторон, поскольку их неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии со статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Обязанность каждого гражданина РФ платить законно установленные налоги и сборы также установлена статьей 57 Конституции РФ.
На основании пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать установленные налоги.
Пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
Исходя из подпунктов 9 и 14 части 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом; предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления): о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).
Как следует из материалов дела, административный ответчик находится на учете по месту жительства налогоплательщика в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по г.Чите, в качестве налогоплательщика – физического лица, в обязанности которого входит уплата транспортного налога, налога на имущество физических лиц.
В соответствии со сведениями, представленными налоговым органом в материалы дела, налогоплательщик имеет в собственности квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, автомобили следующих марок: Toyota TOWN ACE NOAH, гос.номер №; Toyota PROBOX, гос.номер №; Toyota FUNCARGO, гос.номер № (л.д.__).
В соответствии с налоговым уведомлением № от 04.04.2015 г. налогоплательщику не позднее 01.10.2015 г. необходимо было уплатить транспортный налог в размере 573 руб. 00 коп. за 2014 г., налог на имущество физических лиц в сумме 163руб. 00 коп. за 2014 г. (л.д.__).
В связи с тем, что в установленные Налоговым кодексом РФ сроки должником соответствующие налоги уплачены не были, на сумму недоимки в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ налоговым органом начислены пени.
Межрайонной ИФНС России № 2 по г.Чите должнику Молдачеву А.В. было направлено требование № по состоянию на 12 ноября 2015 г. Согласно указанного требования Молдачеву А.В. было предписано в срок до 31 декабря 2015 г. уплатить соответствующие платежи (л.д.__).
Кроме того, налоговым агентом ООО «Траст» были представлены в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № по г.Чите сведения о сумме дохода физического лица, не удержанного налоговым агентом за 2016-2017 гг.
В соответствии с налоговым уведомлением № от 09.09.2018 г. налогоплательщику не позднее 03.12.2018 г. необходимо было уплатить налог на доходы физических лиц в размере 8855 руб. 00 коп. за 2016-2017 г.г. (л.д.__).
Межрайонной ИФНС России № 2 по г.Чите должнику Молдачеву А.В. было направлено требование № по состоянию на 10 декабря 2018 г. Согласно указанного требования Молдачеву А.В. было предписано в срок до 11 января 2019 г. уплатить соответствующие платежи (л.д.__).
Исходя из того, что налогоплательщик в добровольном порядке недоимку и пени по налогам не уплатил, налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогам, пени в размере 9599 руб. 74 коп
Согласно представленной налоговым органом расшифровке задолженности налогоплательщика у Молдачева А.В. имеется задолженность по уплате транспортного налога в размере 573 руб. 00 коп., пени по транспортному налогу в размере – 07 руб. 30 коп., налога на имущество физических лиц в размере 163 руб. 00 коп., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 01 руб. 44 коп., налога на доходы физических лиц в размере 8855 руб. 00 коп. (л.д.__).
Частью 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ на налоговые органы возложены обязанности по соблюдению законодательства о налогах и сборах; осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; ведение в установленном порядке учет организаций и физических лиц; по направлению налогоплательщику, налогового уведомления и (или) требования об уплате налога и сбора.
В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
На основании пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с частью 2 статьи 123.7 КАС РФ в случае вынесения судом определения об отмене судебного приказа, в определении указывается, что взыскатель вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса.
Cогласно части 2 статьи 286 главы 32 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ч.3 ст.48 НК РФ).
Как следует из материалов дела, определением от 04 августа 2020 г. мировым судьей судебного участка № 12 Черновского судебного района г. Читы на основании поступившего заявления Молдачева А.В. был отменен судебный приказ, вынесенный 07 августа 2019 года мировым судьей о взыскании с Молдачева А.В. задолженности по налогам, пени. При этом МИФНС России № 2 по г.Чите разъяснено право обратиться в суд с указанными требованиями в порядке искового производства (л.д.__). С административным исковым заявлением взыскатель обратился в Черновский районный суд г.Читы 23.10.2020 г. (л.д.__), то есть в течение установленного срока для подачи административного искового заявления в суд.
Кроме того, при проверке соблюдения срока налоговым органом для обращения к мировому судье с заявлением о взыскании задолженности суд установил следующее.
Исходя из того, что сумма налога, сбора, подлежащая уплате, в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (в редакции, действовавшей на момент обращения налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа).
Из материалов дела следует, что требования предъявлены о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов согласно требования N № по состоянию на 12 ноября 2015 г. на общую сумму 1127 руб. 68 коп. Срок для исполнения требований установлен до 31 декабря 2015 года.
В дальнейшем требования предъявлены о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов согласно требования N № по состоянию на 02 сентября 2016 г. на общую сумму 53 руб. 75 коп. Срок для исполнения требований установлен до 04 октября 2016 года.
В дальнейшем требования предъявлены о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов согласно требования N № по состоянию на 10 декабря 2018 г. на общую сумму 8859 руб. 43 коп. Срок для исполнения требований установлен до 11 января 2019 года.
Таким образом, общая сумма по выставленным требованиям превысила 3000 рублей в течение трех лет со дня истечения срока исполнения второго требования, следовательно, срок для обращения налогового органа в суд составляет шесть месяцев со дня истечения срока исполнения N 1013799 по состоянию на 10 декабря 2018 г., то есть исчисляется от 11 января 2019 г.
Таким образом, административный истец должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании заявленной задолженности до 11 июля 2019 г.
С заявлением о вынесении судебного приказа взыскатель обратился к мировому судье 02 августа 2018 г. (л.д.__), то есть по истечении срока для обращения с заявлением о взыскании задолженности в суд.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом, однако поданное административное исковое заявление ходатайства о восстановлении срока для подачи заявления о взыскании с указанием уважительных причин для его восстановления не содержит.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования административного иска удовлетворению не подлежат, поскольку срок для обращения в суд с требованиями пропущен, ходатайства о восстановлении пропущенного срока не заявлено, причин уважительности пропуска срока не установлено и стороной административного истца не приведено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по г.Чите к Молдачеву А.В. о взыскании задолженности по налогам, пени – отказать.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Черновский районный суд г.Читы. Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 29 апреля 2021 года.
Судья А.В. Петров