Решение по делу № 2-367/2022 от 11.11.2022

Дело № 2 – 367/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Сернур

30 ноября 2022 года

Сернурский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Поповой Д.Г., при секретаре Макаровой Е.И., с участием представителя истца ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» Глушковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» к Уракову ФИО6 о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

    

ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» обратился в суд с иском к Уракову А.В. о взыскании денежных средств, указывая, что 10 ноября 2021 года Ураковым А.В. было подано заявление об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта. 19 ноября 2021 года решением ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» семье Уракова А.В. назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта. В этот же день был заключен социальный контракт, по условиям которого ответчик принял на себя обязательства осуществлять мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации, осуществлять предпринимательскую деятельность, истец в свою очередь обязался предоставить ответчику государственную социальную помощь на основании социального контракта по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, которая предоставляется в виде единовременной денежной выплаты в размере 250000 рублей. Платежным поручением от 26 ноября 2021 года ответчику была предоставлена выплата в размере 250000 рублей. Со стороны ответчика в установленные сроки не были выполнены обязательства по социальному контракту, а именно п.п. 2.1.2, 2.1.3, 23, 28 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2019 года № 442. За период действия социального контракта и до его прекращения ответчик не отчитался о целевом использовании денежных средств, выделенных ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» на преодоление трудной жизненной ситуации и осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Ураков А.В. предоставил отчеты о выполненных мероприятиях программы социальной адаптации по 01 апреля 2022 года. После указанной даты отчеты о выполнении мероприятий программы социальной адаптации не предоставлялись. В соответствии с программой социальной адаптации от 19 ноября 2021 года ответчиком выполнены 2 мероприятия: постановка на учет в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя до 19 декабря 2021 года, выполнено 24 ноября 2021 года, составление и утверждение бизнес-плана 19 ноября 2021 года, выполнено 19 ноября 2021 года. По мероприятию «Приобретение основных средств в соответствии с бизнес-планом» ответчиком предоставлен платежный документ на сумму 5950 рублей, приобретение инструментов. 13 июля 2022 года ответчику вручено предупреждение о последствиях в случае не предоставления документов, подтверждающих целевое использование денежных средств. Письмо ответчиком не получено, телефон не доступен. Ответчик в одностороннем порядке уклоняется от исполнения обязанностей по социальному контракту от 19 ноября 2021 года по предоставлению подтверждающих целевое использование денежных средств документов, а также по возврату выплаченной суммы. Просят взыскать с Уракова А.В. в пользу ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» денежные средства в размере 250000 рублей.

Согласно отзыву на исковое заявление, предоставленному представителем третьего лица Министерства социального развития Республики Марий Эл, Министерство поддерживает исковые требования ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл». Со стороны ответчика Уракова А.В. в установленные сроки не были выполнены обязательства по социальному контракту от 19 ноября 2021 года. За период действия социального контракта и до его прекращения ответчик не отчитался о целевом использовании денежных средств, выделенных истцом на преодоление трудной жизненной ситуации и осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Ураков А.В. предоставил отчеты о выполненных мероприятиях программы социальной адаптации по 01 апреля 2022 года, после указанной даты отчеты не предоставлялись. Требование о возврате денежных средств ответчиком не исполнено. Просит исковые требования удовлетворить.

Представитель истца ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» Глушкова Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении доводам, просила иск удовлетворить.

Ответчик Ураков А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно выписке из журнала исходящих телефонограмм просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признает.

Представитель третьего лица Министерства социального развития Республики Марий Эл, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

При таких обстоятельствах, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно Преамбуле Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон «О государственной социальной помощи») настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, определено, что трудная жизненная ситуация – обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.

В ст. 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определены цели оказания государственной социальной помощи, в том числе поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абз. 4 ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2019 года «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в Республике Марий Эл» утвержден Порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в Республике Марий Эл.

Порядок определяет условия и порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в Республике Марий Эл (далее – Порядок, государственная социальная помощь соответственно).

Государственная социальная помощь оказывается с целью выхода малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан (далее соответственно – семьи, граждане) на более высокий уровень жизни за счет активных действий граждан для получения в дальнейшем постоянных самостоятельных источников дохода в денежной и натуральной форме, позволяющих преодолеть трудную жизненную ситуацию и улучшить материальное положение.

Право на оказание государственной социальной помощи имеют семьи (граждане), которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, рассчитанной в соответствии с п. 15 настоящего Порядка.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 10 ноября 2021 года Ураков А.В. обратился в ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, в котором просил предоставить ему государственную социальную помощь на основании социального контракта в виде денежной выплаты.

Решением ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» от 19 ноября 2021 года назначена государственная социальная помощь на основании социального контракта.

19 ноября 2021 года между ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» и Ураковым А.В. (получателем) заключен социальный контракт, предметом которого является оказание получателю государственной социальной помощи на основании социального контракта для реализации мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, со сроком действия по 18 ноября 2022 года.

Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта (п. 22 Порядка).

В соответствии с п. 2.1.1 социального контракта от 19 ноября 2021 года ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» обязалось предоставить единовременную денежную выплату с целью осуществления получателем предпринимательской деятельности в соответствии с условиями социального контракта.

Ураковым А.В. в ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» был предоставлен бизнес-план по проекту «<данные изъяты>», стоимость проекта составляет <данные изъяты> рублей, из них государственная социальная помощь – 250000 рублей, собственные средства – <данные изъяты> рублей.

Согласно условиям Программы социальной адаптации, утвержденной ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» 19 ноября 2021 года, ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» предоставляет Уракову А.В. государственную социальную помощь в виде единовременной денежной выплаты в размере 250000 рублей.

Программой социальной адаптации утверждена смета затрат: <данные изъяты>.

В качестве ожидаемой эффективности проведенных мероприятий указаны получение постоянного дохода и выход из трудной жизненной ситуации.

Как следует из реестра от 25 ноября 2021 года, платежного поручения от 26 ноября 2021 года, ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» перечислило Уракову А.В. единовременно денежные средства в размере 250000 рублей.

На основании п. 2.1.2 социального контракта от 19 ноября 2021 года Ураков А.В. обязался, в том числе:

встать на учет в налоговом органе на территории Республики Марий Эл в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;

представить в Центр социальной поддержки населения документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;

приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15 процентов назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в Центр социальной поддержки населения подтверждающие документы;

осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в течение срока действия социального контракта и не менее 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта с представлением соответствующих сведений «в Центр социальной поддержки населения;

возвратить денежные средства в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения получателем уведомления о необходимости возврата денежных средств;

информировать Центр социальной поддержки населения об осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности ежемесячно в период действия социального контракта и в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта;

представлять в Центр социальной поддержки населения ежемесячно, до 5- го числа месяца, следующего за отчетным, документы, подтверждающие факт выполнения получателем мероприятий программы социальной адаптации.

В п. 2.1.3 социального контракта установлены требования к конечному результату: регистрация в налоговом органе на территории Республики Марий Эл в качестве индивидуального предпринимателя ил налогоплательщика налога на профессиональный доход; повышение денежных доходов получателя по истечении срока действия социального контракта.

В силу п. 23 Порядка семья (гражданин) обязана реализовывать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации, ежемесячно достоверно представлять отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, с приложением соответствующих документов, подтверждающих выполнение мероприятий, исполнять иные обязанности, предусмотренные социальным контрактом.

В соответствии с п. 4.1 социального контракта контракт прекращается досрочно, в том числе в случаях неисполнения (несвоевременного исполнения) получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, в том числе мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, по причинам, не являющимся уважительными; прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (снятия с учета в качестве налогоплательщика на профессиональный доход) в период действия социального контракта.

Пунктом 25 Порядка также предусмотрено досрочное прекращение контракта, в том числе в случае неисполнения (несвоевременного исполнения) семьей (гражданином) обязательств, предусмотренных социальным контрактом, в том числе мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, по причинам, не являющимися уважительными (подп. «а»); прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (снятия с учета в качестве налогоплательщика на профессиональный доход) в период действия социального контракта, а также выявления учреждением факта нецелевого использования гражданином денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта, либо факта, подтверждающего представление заявителем недостоверных документов, свидетельствующих о факте целевого расходования денежных средств в рамках социального контракта (подп. «д»).

При прекращении действия социального контракта возврату подлежат:

в случае прекращения действия социального контракта по основанию, указанному в подп. «а» настоящего пункта, - денежные средства, выделенные на реализацию невыполненных мероприятий программы социальной адаптации;

в случае прекращения действия социального контракта по основаниям, указанным в подп. «б», «г» и «д» настоящего пункта, - денежные средства, выделенные на реализацию мероприятий программы социальной адаптации, в полном объеме.

В судебном заседании установлено, что Ураков А.В. 24 ноября 2021 года встал на учет в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается уведомлением о постановке на учет физического лица в налоговом органе от 24 ноября 2021 года .

03 декабря 2021 года Ураков А.В. предоставил отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации, в котором указал о постановке на учет в Федеральной налоговой службе в качестве индивидуального предпринимателя.

12 января 2022 года, 04 февраля 2022 года, 03 марта 2022 года ответчиком были представлены отчеты, согласно которым Ураков А.В. находился в процессе поиска оборудования.

01 апреля 2022 года ответчиком представлен отчет, согласно которому Ураковым А.В. был приобретен набор инструментов стоимостью 5950 рублей, что подтверждается представленным в адрес ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» кассовым чеком.

После 01 апреля 2022 года от Уракова А.В. в ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации, не поступали.

Сведений о фактическом осуществлении ответчиком предпринимательской деятельности в период с ноября 2021 года по настоящее время в материалы дела не предоставлено.

Так, согласно сведениям, предоставленным УФНС России по Республике Марий Эл, Ураков А.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 24 ноября 2021 года, применяет УСН «Доходы», декларация за 2021 год им не представлена, счет открыт в ПАО «Сбербанк России», записи о движении денежных средств отсутствуют.

13 июля 2022 года руководитель ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» вручила Уракову А.В. уведомление, в котором истец просил в срок до 20 июля 2022 года предоставить в свой адрес документы по целевому использованию предоставленных денежных средств в соответствии с заключенным социальным контрактом.

13 октября 2022 года в адрес Уракова А.В. вновь было направлено уведомление, в котором ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» просило Уракова А.В. в срок до 30 октября 2022 года предоставить документы по целевому использованию предоставленных денежных средств в соответствии с заключенным социальным контрактом либо возвратить денежные средства в сумме 250000 рублей в срок не позднее 30 календарных дней со дня получения уведомления о необходимости возврата денежных средств. По состоянию на 01 октября 2022 года Ураковым А.В. представлены подтверждающие документы на сумму 5950 рублей.

Вместе с тем, ответчиком требования истца были оставлены без внимания, документы, подтверждающие целевое использование денежных средств, предоставленных на основании социального контракта, не представлены, денежные средства в размере 250000 рублей также не возвращены.

Таким образом, Ураков А.В. нарушил условия социального контракта от 19 ноября 2021 года и программы социальной адаптации, не предоставил документы, подтверждающие факт расходования денежных средств, не приобрел в период действия социального контракта основные средства, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности, согласованные программой социальной адаптации, а также после 01 апреля 2022 года ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, не предоставил документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации, в течение срока действия социального контракта индивидуальную предпринимательскую деятельность не осуществлял. Доказательств обратного суду не предоставлено.

С учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что Ураковым А.В. не выполнены обязательства, предусмотренные программой социальной адаптации и социальным контрактом, суд приходит к выводу о взыскании с Уракова А.В. в пользу ГКУ Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» выделенных на реализацию мероприятий программы социальной адаптации денежных средств в полном объеме в размере 250000 рублей.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку требования истца удовлетворены в полном объеме, с ответчика в доход бюджета МО «Сернурский муниципальный район» Республики Марий Эл с учетом положений подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 5700 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с Уракова ФИО6 в пользу государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл» денежные средства в размере 250000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.

Взыскать с Уракова ФИО6 в бюджет муниципального образования «Сернурский муниципальный район» Республики Марий Эл государственную пошлину в размере 5700 (пять тысяч семьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Сернурский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий:                         Д.Г. Попова

Мотивированное решение составлено 30 ноября 2022 года.

2-367/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
ГКУ Республики Марий Эл "Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Сернурском районе Республики Марий Эл"
Ответчики
Ураков Алексей Витальевич
Другие
Министерство социального развития Республики Марий Эл
Суд
Сернурский районный суд Республики Марий Эл
Судья
Попова Д.Г.
Дело на странице суда
sernursky.mari.sudrf.ru
11.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.11.2022Передача материалов судье
14.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2022Судебное заседание
30.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее