Решение по делу № 33-9444/2024 от 18.06.2024

Судья Морокова Е.О.                               Дело № 33-9444/2024 (2инстанция)

                    Дело № 2-1246/2023 (1 инстанция)

УИД 52RS0001-02-2022-009963-40

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

      г. Нижний Новгород                                                 23 июля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Симагина А.С., судей Луганцевой Ю.С., Соколова Д.В.

при секретаре судебного заседания Ширенковой А.И.

с участием представителя истца ГКУ НО «УСЗН Автозаводского района г. Нижнего Новгорода» - Архиповой Н.В., представителя ответчика Шаповалова А.И. - Шаповаловой И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Соколова Д.В.

гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Автозаводского района города Нижнего Новгорода»

на решение Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 10 августа 2023 года

по иску Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Автозаводского района города Нижнего Новгорода» к ФИО1 о взыскании единовременной денежной выплаты, предоставленной гражданину на основании социального контракта на реализацию мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности и по встречному иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Автозаводского района города Нижнего Новгорода», Министерству социальной политики Нижегородской области, администрации Автозаводского района г. Нижнего Новгорода о признании незаконным и исключении из протокола заседания межведомственной комиссии пункта 2.1 о досрочном расторжении социального контракта

УСТАНОВИЛА:

ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Нижегородского района г. Нижнего Новгорода» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании единовременной денежной выплаты, предоставленной на основании социального контракта в размере 250 000 рублей, указав, что 15 апреля 2022 года между сторонами заключен социальный контракт [номер] на оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. Предметом социального контракта являлось сотрудничество между истцом и ответчиком по реализации программы социальной адаптации в целях максимальной социальной адаптации ответчика (и членов его семьи) и выхода из трудной жизненной ситуации. ФИО1 предоставлена государственная социальная помощь в виде единовременной денежной выплаты в размере 250 000 рублей.

Как указывает истец, по условиям социального контракта стороны несут ответственность за нарушение обязательств в соответствии с действующим законодательством. Согласно плану мероприятий, предусмотренному программой социальной адаптации на период с 15 мая 2022 года по 31 марта 2023 года, установлено приобретение ответчиком основных средств для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности в течение двух месяцев после заключения социального контракта, то есть в срок до 15 июня 2022 года. В ходе проверки отчета о целевом использовании денежных средств установлено, что приобретенное ответчиком оборудование не соответствует оборудованию, заявленному им в предоставляемой смете планируемых затрат для ведения предпринимательской деятельности бизнес-плана «Частный сварочный цех». 10 ноября 2022 года межведомственной комиссией принято решение о расторжении в одностороннем порядке социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности от 15 апреля 2022 года [номер] с ФИО1 в связи с неисполнением условий мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

Не согласившись с исковыми требованиями, ФИО1 обратился с встречным иском к ГКУ НО «УСЗН Автозаводского района г. Нижнего Новгорода», Министерству социальной политики Нижегородской области, администрации Автозаводского района г. Нижнего Новгорода, указывая, что на заседании межведомственной комиссии 9 ноября 2022 года принято решение о досрочном расторжении социального контракта, при этом, он не был надлежащим образом уведомлен о заседании. О принятом решении узнал лишь после ознакомления с материалами дела в суде. Полагает нарушенным свое право на представление доводов и возражений относительно досрочного расторжения социального контракта. Решение принято необъективно, основания для расторжения социального контракта отсутствовали.

Просит признать незаконным пункт 2.1 протокола [номер] заседания межведомственной комиссии от 10 ноября 2022 года о досрочном расторжении социального контракта, обязать администрацию Автозаводского района г. Нижнего Новгорода исключить из протокола пункт 2.1; обязать Министерство социальной политики Нижегородской области осуществить контроль за деятельностью ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Автозаводского района города Нижнего Новгорода»; обязать администрацию Автозаводского района г. Нижнего Новгорода осуществить контроль за деятельностью межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта согласно Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Решением Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода от 10 августа 2023 года в удовлетворении исковых требований ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Автозаводского района города Нижнего Новгорода» к ФИО1, встречных исковых требований ФИО1 к ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Автозаводского района города Нижнего Новгорода», Министерству социальной политики Нижегородской области, администрации Автозаводского района г. Нижнего Новгорода отказано.

В апелляционной жалобе ГКУ «Управление социальной защиты населения Автозаводского района г. Нижнего Новгорода» просит об отмене решения как незаконного и необоснованного, указывая, что в период действия социального контракта ответчиком не приобреталось оборудование, не велась предпринимательская деятельность, в связи с чем полагает, что денежные средства расходовались нецелевым образом, что привело к неосновательному обогащению ответчика.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель ответчика возражал относительно доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения.

Ответчик ФИО1 представитель администрации Автозаводского района г. Нижнего Новгорода, Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены. Кроме того информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда.

При таких обстоятельствах, в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 6 апреля 2022 года ФИО1 обратился в ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Автозаводского района г. Нижнего Новгорода» с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде денежной выплаты (л.д.10 т.1).

Управлением принято решение (протокол от 15.04.2022 [номер]) назначить ФИО1 государственную социальную помощь на основании социального контракта в размере 250 000 рублей в связи с реализацией мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности (л.д.30 т.1).

15 апреля 2022 года между ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Автозаводского района г. Нижнего Новгорода» и ФИО1 заключен социальный контракт [номер] на оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам (л.д.14-15 т.1), предметом которого явилось сотрудничество между управлением и заявителем по реализации программы социальной адаптации в соответствии в Законом Нижегородской области от 8 января 2004 года №1-З «Об адресной государственной социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан в Нижегородской области» в порядке, утвержденном постановлением Правительства Нижегородской области от 12 февраля 2004 года № 27 «О социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан» в целях максимальной социальной адаптации заявителя (и членов его семьи) и выхода из трудной жизненной ситуации (пункт 1.1).

По условиям социального контракта Управление приняло на себя обязательства:

- в соответствии с программой социальной адаптации выплатить заявителю единовременную денежную выплату в размере 250 000 рублей в период с 1 по 30 апреля 2022 года;

- оказывать совместно с органами государственной власти Нижегородской области, уполномоченными в сфере регулирования малого и среднего предпринимательства органами занятости населения и органами местного самоуправления содействовать гражданину в создании условий для осуществления предпринимательской деятельности, самозанятости;

- оказывать содействие в получении гражданином иных видов поддержки;

- осуществлять ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также, контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта;

- подготовить в течение последнего месяца действия социального контракта заключение об оценке выполнения мероприятий программы социальной адаптации или целесообразности продления срока действия социального контракта не более чем на половину срока ранее заключенного социального контракта;

- проверять факт осуществления гражданином предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта.

Заявитель, в свою очередь, принял на себя обязательства:

- встать на учет в налоговом органе Нижегородской области в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;

- представить в УСЗН документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;

- приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15% назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в УСЗН подтверждающие документы;

- возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе);

- ежемесячно представлять в УСЗН документы, подтверждающие факт выполнения гражданином мероприятий программы социальной адаптации;

- уведомить УСЗН в течение 3 рабочих дней о досрочном прекращении выполнения мероприятий программы социальной адаптации, предпринимательской деятельности в период действия социального контракта;

- представлять по запросу УСЗН информацию об условиях жизни гражданина (семьи гражданина), в том числе об осуществлении гражданином предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта.

Согласно пункту 4.1 социального контракта, заявитель несет ответственность в виде возмещения неправомерно полученных денежных средств, в случае: нарушения гражданином условий социального контракта, невыполнения получателями мероприятий программы социальной адаптации; нецелевого использования гражданином денежных средств при выполнении обязательств в рамках социального контракта.

В соответствии с пунктом 5.1 социального контракта, досрочное расторжение социального контракта возможно по инициативе УСЗН в случаях: предусмотренных пунктом 4.1 социального контракта.

В силу пункта 6.1 социальный контракт вступил в силу с момента его подписания, то есть 15 апреля 2022 года и действует по 31 марта 2023 года.

Приложением к социальному контракту является программа социальной адаптации, которая предусматривает план мероприятий по социальной адаптации, а именно: составление и утверждение бизнес-плана - со сроком исполнения «1 месяц», осуществление выплат в соответствии с условиями - срок исполнения «после заключения социального контракта», заключение договора на обучение навыкам предпринимательской деятельности с привлечением профильных органов (организаций) - срок исполнения «в период действия социального контракта», консультирование по вопросам осуществления предпринимательской деятельности с привлечением профильных органов (организаций) - срок исполнения «в период действия социального контракта», постановка на учет в качестве самозанятого - срок исполнения «в течение 1 месяца после заключения контракта», осуществление поиска и аренды помещения - срок исполнения «при необходимости в период действия социального контракта», приобретение основных средств - срок исполнения «в течение 2 месяцев после заключения контракта», приобретение материально-производственных запасов - срок исполнения «в соответствии с бизнес планом», реализация представленного бизнес-плана, в том числе, выполнение финансового плана и получение заявленной прибыли - срок исполнения «в соответствии с финансовым планом», ежемесячное информирование органов социальной защиты населения о выполнении мероприятий программы социальной адаптации - срок исполнения «в период действия социального контракта и один год после его окончания», ежегодное прохождение профилактического медицинского осмотра или диспансеризации и проведение гражданином и членами его семьи вакцинации в соответствии с национальным календарем профилактических прививок - срок исполнения «в период действия социального контракта», предоставление сведений о доходах в течение 1 года после окончания срока социального контракта - срок исполнения «ежемесячно в течение 1 года», получение разрешения СЭС - срок исполнения «в соответствии с бизнес-планом», получение разрешения госпожнадзора - срок исполнения «в соответствии с бизнес-планом».

Смета затрат в соответствии с бизнес-планом по данной программе установлена на сумму 250 000 рублей (л.д.18 оборот - 22 оборот т.1).

Справкой Управления от 14 ноября 2022 года подтверждается и не оспаривается ответчиком, что ему перечислена единовременная денежная выплата государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 250 000 рублей (л.д.58 т.1).

11 марта 2022 года ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, основной вид деятельности «Обработка металлических изделий механическая», дополнительные виды деятельности «Работы столярные и плотничные», «Деятельность в области права» (л.д.27 оборот-28 т.1).

Ответчиком истцу представлена информация о выполнении мероприятий программы социальной адаптации с приложением платежных документов на сумму 282 358 рублей 39 копеек (л.д.35-53 т.1).

31 октября 2022 года в адрес ФИО1 направлено уведомление с приглашением на комиссию в ГКУ НО «УСЗН Автозаводского района г. Нижнего Новгорода» 9 ноября 2022 года в 10 часов 00 минут в связи с разночтением заявленного и приобретенного заявителем оборудования (л.д.54 т.1). Уведомление направлено по почте, прибыло в место вручения 3 ноября 2022 года, в тот же день зафиксирована неудачная попытка вручения и 5 декабря 2022 года письмо возвращено отправителю по иным обстоятельствам.

Из материалов дела следует, что на заседании межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, которое состоялось 10 ноября 2022 года, заочно рассматривался вопрос о досрочном расторжении контракта с ответчиком в связи с неисполнением условий мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

10 ноября 2022 года комиссией принято решение, рекомендовать УСЗН Автозаводского района г. Нижнего Новгорода досрочно расторгнуть социальный контракт [номер] от 15 апреля 2022 года с ФИО1 - направление «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности», в связи с неисполнением условий мероприятий предусмотренных программой социальной адаптации (л.д.55 оборот - 56 оборот т.1).

Решением ГКУ НО «УСЗН Автозаводского района г. Нижнего Новгорода» от 10 ноября 2022 года [номер] постановлено: прекратить выплату единовременного социального пособия малоимущим, социальный контракт в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 12.02.2004 № 27 «О социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан» с 1 ноября 2022 года (л.д.57 т.1).

        Истец, посчитав, что имеются правовые основания для взыскания уплаченных по социальному контракту денежных средств, обратился с иском в суд.

        Возражая относительно заявленных требований, ответчик обратился с встречными исковыми требованиями о признании незаконным решения о досрочном расторжении социального контракта.

        Разрешая заявленные требования истца, руководствуясь положениями Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Закона Нижегородской области от 8 января 2004 года № 1-З «Об адресной государственной социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан в Нижегородской области», Порядком оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 12 февраля 2004 года № 27, суд первой инстанции пришел к выводу, что ответчиком выполнены условия социального контракта, и не установив оснований полагать, что на стороне последнего имеет место неосновательное обогащение, отказал в удовлетворении первоначальных исковых требований.

        Разрешая встречный иск и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что право ответчика восстановлено судом путем отказа в удовлетворении первоначальных исковых требований.

        Решение суда в части разрешения встречных исковых требований, лицами, участвующими в деле, не обжалуется, вследствие чего предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции не является.

Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда, по доводам апелляционной жалобы истца, учитывая следующее.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Согласно пункту 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 данного Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта на территории Нижегородской области назначается в соответствии с Законом Нижегородской области от 8 января 2004 года № 1-З «Об адресной государственной социальной поддержки малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан в Нижегородской области» и Порядком оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта на условиях софинансирования из федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 12 февраля 2004 года № 27.

Согласно пунктам 1.3, 1.4 Порядка государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается нуждающимся в социальной поддержке гражданам Российской Федерации, которые имеют место жительства на территории Нижегородской области или место пребывания на территории Нижегородской области при наличии места жительства на территории Нижегородской области (далее соответственно - место жительства, место пребывания).

Право на государственную социальную помощь на основании социального контракта возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, дохода одиноко проживающего гражданина по независящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в Нижегородской области в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее соответственно - величина прожиточного минимума на душу населения, малоимущая семья, малоимущий одиноко проживающий граждан) (далее - величина прожиточного минимума на душу населения) на дату обращения за оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Назначение государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется при условии заключения социального контракта в порядке, установленном разделом 3 настоящего Порядка (пункт 2.1 Порядка).

В соответствии с пунктом 2.2 Порядка к социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, предусматривающая одно из следующих мероприятий: а) мероприятие по поиску работы; б) мероприятие по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; в) мероприятие по ведению личного подсобного хозяйства; г) иные мероприятия, направленные на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Перечень типовых трудных жизненных ситуаций (часто встречающиеся обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина, в том числе негативно влияют на уровень дохода гражданина (семьи гражданина), и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно) и категорий семей (одиноко проживающих граждан), которым оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта по указанному мероприятию, установлен в приложении 1 к настоящему Порядку.

Согласно пунктам 5.2, 5.3 Порядка УСЗН осуществляет ежемесячный контроль за выполнением получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта обязательств, предусмотренных социальным контрактом, и мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта и программы социальной адаптации.

В случае неисполнения получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта мероприятий программы социальной адаптации УСЗН могут быть внесены изменения в социальный контракт и (или) в программу социальной адаптации по согласованию с получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае наличия уважительных причин, перечень которых установлен в приложении 4 к настоящему Порядку.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений (пункт 1).

Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 2.1).

Согласно части 3 статьи 11 Закона Нижегородской области от 8 января 2004 года № 1-З «Об адресной государственной социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан в Нижегородской области» орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных постановлением Правительства Нижегородской области.

Обращаясь в суд с иском, истец основывал заявленные требования на обстоятельствах нецелевого использования ответчиком денежных средств, полученных последним в рамках социального контракта. В качестве обстоятельств нецелевого использования денежных средств указано на приобретение оборудования не соответствующее оборудованию, заявленному в предоставляемой ответчиком смете планируемых затрат для ведения предпринимательской деятельности бизнес - плана «Частный сварочный цех».

Вместе с тем, из материалов дела следует, что ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, основной вид деятельности «Обработка металлических изделий механическая», дополнительные виды деятельности «Работы столярные и плотничные», «Деятельность в области права» (л.д.27-28 т.1). Фактически осуществляет предпринимательскую деятельность, что подтверждается налоговыми декларациями за 2022 год (л.д.185-188 т.1), за 1-е полугодие 2023 года (л.д.193-196 т.1), согласно которым доход в 2022 году составил 348 000 рублей (сумма начисленного налога составила 20 880 рублей), в 1-ом полугодии 2023 года доход составил 154 000 рублей (сумма налога составила 9 240 рублей). 16 февраля 2023 года в бюджет государства был оплачен налог в размере 20 880 рублей, что подтверждается платежным поручением № 9 от 16 февраля 2023 года (л.д.190 т.1). Ответчиком оплачены страховые взносы за 2022 год в размере 25 686 рублей 41 копейка (л.д.189 т.1), за 1 квартал 2023 года в размере 11 461 рубль (л.д.191 т.1), за 2 квартал 2023 года в размере 11 460 рублей (л.д.192 т.2). Также ответчиком приобретено оборудование и материалы для сварочных работ на сумму 36 044 рубля (л.д.182-183 т.1).

Кроме того, ответчиком в суд апелляционной инстанции копии платежных документов по уплате страховых взносов за 3 и 4 квартал 2023 года и 1-3 квартал 2024 года (л.д.41, 44-45, т.1).

Обстоятельства осуществления ФИО1 в период действия социального контракта предпринимательской деятельности, отнесения приобретенного ответчиком оборудования к основным средствам, предназначенным для неоднократного и постоянного использования в целях осуществления предпринимательской деятельности, территориальным органом социальной защиты по существу не оспаривались.

Таким образом, приведенные выше обстоятельства, свидетельствуют о том, что задекларированная в статье 9 Закона Нижегородской области от 08.01.2004 № 1-З «Об адресной государственной социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан в Нижегородской области» цель предоставления государственной социальной помощи, а именно стимулирование малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан в их активных действиях по преодолению трудной жизненной ситуации, достигнута, в связи с чем сам по себе факт приобретения ответчиком оборудования, не включенного в смету, а также на несоответствие такого оборудования заявленным характеристикам, с безусловностью не порождает у ответчика обязанности по возврату денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта.

Оснований полагать, что ФИО1 нарушены условия социального контракта, не имеется, вследствие чего вывод суда первой инстанции об отсутствии на стороне ответчика неосновательного обогащения, судебная коллегия находит правильным.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных нормативных положений, неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании сумм неосновательного обогащения вследствие необоснованного получения им мер социальной поддержки презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности ответчика при использовании полученных денежных средств возлагается на орган социальной политики, требующий их возврата, то есть на истца.

Предоставление мер социальной поддержки предполагает соблюдение принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, а именно предоставление гражданам гарантий, что решения о применении соответствующих мер социальной поддержки принимаются уполномоченными органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение ежемесячных выплат, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения таких выплат и определения их размера, с тем чтобы гражданин, как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

Из представленных в материалы дела доказательств не следует, что в установленном порядке ФИО1 предупрежден о необходимости извещать территориальный орган социальной защиты об обстоятельствах, влекущих за собой ответственность в виде возврата денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта, вследствие приобретения в пределах предоставленных средств оборудования (основных средств) не включенного в смету.

Таким образом, в отсутствие доказательств наличия в действиях ФИО1 недобросовестности оснований квалифицировать истребуемые территориальным органом социальной защиты денежные средства, как неосновательное обогащение, у судебной коллегии не имеется.

Доводы жалобы сводятся к изложению тех же обстоятельств, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и повторяют правовую позицию истца, направлены на оспаривание установленных судом по делу обстоятельств и не являются основаниями к отмене правильного по существу решения суда.

Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    ОПРЕДЕЛИЛА:

    Решение Автозаводского районного суда города Нижнего Новгорода от 10 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГКУ «Управление социальной защиты населения Автозаводского района г. Нижнего Новгорода» - без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 июля 2024 года.

Судья Морокова Е.О.                                   Дело № 33-9444/2024 (2 инстанция)

                         Дело № 2-1246/2023 (1 инстанция)

    УИД 52RS0001-02-2022-009963-40

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Нижний Новгород                                                  23 июля 2024 года

Судья Нижегородского областного суда Соколов Д.В.

при секретаре судебного заседания Ширенковой А.И.

рассмотрев единолично в открытом судебном заседании

частную жалобу ФИО1 на определение Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода от 5 декабря 2023 года о восстановлении процессуального срока на подачу апелляционной жалобы на решение Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода от 10 августа 2023 года

по гражданскому делу по иску Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Автозаводского района города Нижнего Новгорода» к ФИО1 о взыскании единовременной денежной выплаты, предоставленной гражданину на основании социального контракта на реализацию мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности и по встречному иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Автозаводского района города Нижнего Новгорода», Министерству социальной политики Нижегородской области, администрации Автозаводского района г. Нижнего Новгорода о признании незаконным и исключении из протокола заседания межведомственной комиссии пункт 2.1 о досрочном расторжении социального контракта

УСТАНОВИЛ:

Решением Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода от 10 августа 2023 года в удовлетворении первоначальных и встречных исковых требований отказано.

15 ноября 2023 года ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Автозаводского района города Нижнего Новгорода» на решение суда подана апелляционная жалоба и одновременно заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на ее подачу.

Определением Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода от 5 декабря 2023 года ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Автозаводского района города Нижнего Новгорода» восстановлен пропущенный процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы.

В частной жалобе ФИО1 просит об отмене определения как незаконного и необоснованного, указывая, что заявление ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Автозаводского района города Нижнего Новгорода» поступило в суд по истечении трех месяцев с момента его вынесения. Представитель истца присутствовала в судебном заседании и не была лишена возможности своевременно обратиться в суд с апелляционной жалобой.

На основании частей 3, 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена судьей апелляционной инстанции единолично без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, судья апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии со статьей 321 ГПК РФ апелляционная жалоба, представление прокурора могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В силу части 1 статьи 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», суд первой инстанции на основании статьи 112 ГПК РФ восстанавливает срок на подачу апелляционных жалобы, представления, если признает причины его пропуска уважительными.

К уважительным причинам пропуска срока на апелляционное обжалование могут быть также отнесены: не привлечение судом лица, подающего жалобу, представление, к участию в деле; получение лицом, не извещенным о судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела, и не присутствовавшим в нем, копии решения суда по истечении срока обжалования или когда времени, оставшегося до истечения этого срока, явно недостаточно для ознакомления с материалами дела и составления мотивированных апелляционных жалобы, представления; неразъяснение судом первой инстанции в нарушение требований статьи 193 и части 5 статьи 198 ГПК РФ порядка и срока обжалования решения суда; несоблюдение установленного статьей 214 ГПК РФ срока выдачи или высылки копии решения суда лицам, участвующим в деле, размещения его на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа; нарушение права лиц, участвующих в деле, и их представителей знакомиться с материалами дела, делать выписки из них и снимать копии, если такие нарушения привели к невозможности подготовки и подачи мотивированных апелляционных жалобы, представления в установленный для этого срок.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что по заявлению лиц, пропустивших установленный федеральным законом процессуальный срок для подачи апелляционной жалобы на судебное постановление суда первой инстанции, он может быть восстановлен судом по причинам, признанным уважительными, перечень которых, приведенный в статье 112 ГПК РФ, не является исчерпывающим.

Вопрос о возможности восстановления заявителю пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае путем установления и исследования фактических обстоятельств дела на основании оценки представленных доказательств по правилам, установленным статьями 67 и 71 ГПК РФ. При этом суд обязан оценивать все имеющие значение обстоятельства связанные с уважительностью причин пропуска срока и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу.

Применив положения статей 112, 321 ГПК РФ, установив, что решение по данному делу принято 10 августа 2023 года, изготовлено в окончательной форме 17 августа 2023 года, направлено сторонам 17 августа 2023 года, однако, в отсутствии в материалах дела доказательств обратного, фактически получено истцом за пределами предусмотренного законом срока на апелляционное обжалование, суд первой инстанции признал причины пропуска процессуального срока уважительными, а срок на подачу апелляционной жалобы на указанное решение суда подлежащим восстановлению.

Основания для иных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.

Истец указывает, что копия решения получена им 18 октября 2023 года.

Доказательств обратного материалы дела не содержат, при этом по данным, содержащимся на официальном сайте Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода, сведения об оформлении дела и сдаче в отдел делопроизводства размещены 10 октября 2023 года.

Апелляционная жалоба подана истцом в месячный срок со дня получения решения суда.

Таким образом, вопреки доводам частной жалобы, судья апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о восстановлении истцу пропущенного процессуального срока на ее подачу.

При таких обстоятельствах обжалуемое определение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛ:

Определение Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода от 5 декабря 2023 года оставить без изменения, частную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

    Судья                                 Д.В. Соколов

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 июля 2024 года.

33-9444/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
ГКУ НО УСЗН Автозаводского района г. Н.Новгорода
Ответчики
Администрация Автозаводского р-на г.Н.Новгорода
Шаповалов Алексей Ильич
Министерство социальной политики Нижегородской области
Другие
Шаповалов Илья Сергеевич
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Соколов Дмитрий Викторович
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
24.06.2024Передача дела судье
23.07.2024Судебное заседание
01.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2024Передано в экспедицию
23.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее