№ 21-558/2024
РЕШЕНИЕ
01 октября 2024 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Чувашаева Р.Т. при секретаре Солдатовой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Краснова С.А. на постановление старшего государственного инспектора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу от 12 февраля 2024 года и решение судьи Сорочинского районного суда Оренбургской области от 08 июля 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ, в отношении Краснова С.А.,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу от 12 февраля 2024 года №, Краснов С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением судьи Сорочинского районного суда Оренбургской области от 08 июля 2024 года, постановление должностного лица от 12 февраля 2024 года изменено, применены положения частей 2.2 и 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ, снижен размер назначенного наказания в виде административного штрафа до 175 000 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, заявитель выражает несогласие с вынесенными в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении актами, считая их незаконными.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении не заявлял, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав пояснения Краснова С.А., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.
Часть 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.21.5 настоящего Кодекса.
Положениями частью 1 статьи 2.6.1 КоАП РФ установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее Правил дорожного движения), установлено, что движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ) установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 17 статьи 3 Федерального закона от ноября 2007 года № 257-ФЗ).
Приложением № 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года № 2200, (далее - Приложение) установлены допустимые нагрузки на ось транспортного средства.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Краснова С.А. к административной ответственности по части 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ послужили выводы должностного лица о том, что 25 января 2024 года в 07 часов 50 минут по адресу: 72 км 999 м а/д Ивановка-Сорочинск-Ташла Оренбургская область, водитель, управляя тяжеловесным транспортным средством ТАТРА Т 815, государственный регистрационный знак ***, в нарушение пункта 23.5 Правил дорожного движения, части 1 статьи 29 Федерального закона № 257-ФЗ, Постановления Правительства № 2200, осуществлял перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения, согласно акту № измерения параметров транспортного средства превысил предельно допустимый показатель по нагрузке на группу осей одиночного транспортного средства на 11,19% (1,790 т) на группу осей № 1 (оси 2-3) (погрешность измерения 5 %), двигаясь с нагрузкой 17,790 т на группу осей № 1, при допустимой нагрузке 16,0 т на группу осей.
Собственником данного транспортного средства в соответствии со свидетельством о регистрации транспортного средства № по данным ФИС ГИБДД МВД России на момент фиксации нарушения являлся Краснов С.А. Административное правонарушение зафиксировано работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством, заводской номер №, свидетельство о поверке №, поверка действительна до 13 сентября 2024 года включительно.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица, судья районного суда пришел к выводу о законности постановления от 12 февраля 2024 года.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Изучение материалов дела об административном правонарушении показало, что принятые по настоящему делу процессуальные акты нельзя признать законными в виду следующего.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).
Согласно описанию типа средства измерений Системы дорожного весового и габаритного контроля «СВК» (регистрационный №), утвержденном приказом Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля 2022 года № 413, в разделе «Метрологические и технические характеристики» для параметра «Пределы допускаемой относительной погрешности измерений осевой нагрузки и нагрузки от группы осей транспортного средства» установлено значение ± 10%.
В паспорте Системы дорожного весового и габаритного контроля «СВК» (модификация СВК-2-Р(М)ВС, заводской номер №) также указано, что пределы допускаемой относительной погрешности измерений осевой нагрузки транспортного средства и нагрузки от группы осей транспортного средства составляют ± 10% (л.д. 89).
По настоящему делу должностным лицом в постановлении по делу об административном правонарушении от 12 февраля 2024 года установлено, что транспортное средство двигалось с превышением предельно допустимого показателя по осевой нагрузке на 11,19% (1,790 т) на группу осей (оси 2-3), а именно, двигалось с нагрузкой 17,790 т на группу осей (оси 2-3) при предельно допустимой нагрузке 16,000 т на группу осей. При измерении нагрузки от группы осей транспортного средства применена погрешность ± 5%, что не соответствует установленному значению погрешности в описании типа средства изменений.
Из материалов дела следует, что автомобильная дорога общего пользования «Ивановка-Сорочинск-Ташла» является дорогой регионального значения и на праве оперативного управления закреплена за ГУ «***». Нормативная осевая нагрузка дороги на участке с км 49+650 по км 79+838, составляет 10 т на ось (приказ ГУ «***» от 17 февраля 2023 года № 28). Указанная информация размещена собственником дороги на официальном сайте https://orendor.orb.ru/ в разделе «Перевозка тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов».
С учетом таблицы, указанной в Приложении № 3, Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года № 2200, для автомобильной дороги, рассчитанной на нормативную нагрузку 10 т на ось, для группы сближенных сдвоенных осей с межосевым расстоянием от 1,3 до 1,8 м с двускатными колесами допустимая нагрузка на группу осей составляет 16,000 т.
Как следует из акта измерения и проверки автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов от 25 января 2024 года № 12160345, нагрузка на первую группу осей (оси 2 и 3) транспортного средства, измеренная СВК в момент прохождения транспортного средства через измерительный участок весогабаритного контроля, составила 18,73 т, с учтем допускаемой погрешности измерения 10% нагрузка на группу осей составила 16,85 т (18,73 т - 10% = 16,85 т), то есть выше установленного значения допустимой нагрузки на группу осей транспортного средства на 0,85т.
Превышение нагрузки на группу осей, исчисленное в процентном соотношении, составило 5,31 % ((0,85 т*100%)/16,000 т = 5,31%).
Таким образом, превышения нагрузки на первую группу осей (2 и 3 оси), при которой наступает административная ответственность, не имеется.
Между тем, при производстве по жалобе на постановление о назначении административного наказания, в нарушение требований статьи 24.1 и статьи 26.1 КоАП РФ указанные обстоятельства судьей районного суда проверены не были, правовой оценки на предмет соответствия требованиям действующего законодательства не получили, тогда как они имеют существенное значение для разрешения настоящего дела о привлечении к административной ответственности.
При таких обстоятельствах постановление старшего государственного инспектора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу от 12 февраля 2024 года и решение судьи Сорочинского районного суда Оренбургской области от 08 июля 2024 года, вынесенные в отношении Краснова С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ, подлежат отмене. Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 30.7 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу Краснова С.А. удовлетворить частично.
Постановление старшего государственного инспектора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу от 12 февраля 2024 года и решение судьи Сорочинского районного суда Оренбургской области от 08 июля 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ, в отношении Краснова С.А. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 КоАП РФ, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Оренбургского
областного суда Р.Т. Чувашаева