Решение по делу № 2-1350/2017 от 17.10.2017

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 ноября 2017 года Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Лябах И.В.,

при секретаре Каратаевой М.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области гражданское дело по иску Военного прокурора 37 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к войсковой части 15650, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование «Южного военного округа», Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к проведению специальной оценки условий труда рабочего места,

установил:

Военный прокурор 37 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к войсковой части 15650, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование «Южного военного округа» (далее- ФКУ «Объединенное стратегическое командование «Южного военного округа»), Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к проведению специальной оценки условий труда рабочего места. В обоснование заявленных требований указал, что 37 военной прокуратурой проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 15650 законодательства о трудовых правах граждан, в ходе которой выявлено, что работодателем для лиц, осуществляющих трудовую деятельность по трудовым договорам, является командир войсковой части 15650, который в нарушение требований статьи 37 Конституции Российской Федерации, статей 3 и 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации мероприятия, направленные на проведение специальной оценки труда рабочего места «радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования» ЛИЦ войсковой части 15650, по условиям труда не выполнены. Несоблюдение и невыполнение работодателем требований по проведению специальной оценки условий труда рабочего времени нарушает как права работников, работающих в настоящее время, так и неопределенного круга граждан, которые вправе вступать с указанной организацией в трудовые отношения, на безопасные условия труда. Просит обязать войсковую часть 15650, ФКУ «Объединенное стратегическое командование «Южного военного округа» и Министерство обороны Российской Федерации провести специальную оценку условий труда указанного рабочего места поликлиники, предусмотренного штатом войсковой части 15650.

Истец Военный прокурор 37 военной прокуратуры гарнизона в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором от заявленных требований к войсковой части 15650, ФКУ «Объединенное стратегическое командование «Южного военного округа», Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к проведению специальной оценки условий труда рабочего места «радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования» ЛИЦ войсковой части 15650 отказался в связи с изменившимися обстоятельствам, просил производство по гражданскому делу прекратить. Последствия прекращения производства по делу, предусмотренные статьей 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ему разъяснены и понятны.

Представитель ответчика войсковой части 15650 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно заявлению просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Представители ответчиков ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», Министерства обороны Российской Федерации и в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Возражений относительно заявленных требований не представили.

Исследовав материалы дела и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором и также на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

Статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих нормативным требованиям охраны труда.

Статьей 209 этого же Кодекса определено, что охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Как следует из абзаца 10 части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 01 января 2014 года.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статья 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Судом установлено, что 37 военной прокуратурой гарнизона в рамках осуществлении надзора за соблюдением органами военного управления прав и социальных гарантий работников воинских частей проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 15650 требований законодательства об охране труда, в ходе которой установлено, что специальная оценка условий труда в указанной войсковой части частично не произведена, чем нарушаются права и законные интересы работников, что следует из заключения заместителя военного прокурора 37 военной прокуратуры гарнизона ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ.

Заключение прокурора основано, в том числе, на объяснениях, данных ДД.ММ.ГГГГ инженером по охране труда и техники безопасности войсковой части 15650 ФИО3 заместителю военного прокурора 37 военной прокуратуры, из которых усматривается, что в войсковой части 15650 требуется проведение специальной оценки по условиям труда 2661 рабочих мест гражданского персонала, поскольку в 2012 году проведена аттестация 18 рабочих мест (аттестация действует до 2017 года), специальная оценка условий труда рабочих мест не проведения из- за отсутствия финансирования и не выделения лимитов на проведение данных мероприятий ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа».

Так, в частности, не проведены мероприятия, направленные на проведение специальной оценки труда рабочего места «радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования» ЛИЦ войсковой части 15650. Указанная должность содержится в Списке должностей из штата войсковой части 15650.

При этом, в материалах дела отсутствует заявление самого работника, занимающего должность «радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования» ЛИЦ войсковой части 15650, о нарушении его прав, в том числе в части охраны их труда, о снижении уровня предоставляемых ему со стороны работодателя льгот и гарантий, связанных с условиями его труда.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работник - это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (часть 1 статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации).

По общему правилу трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (часть 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации). Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (часть 3 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, те лица, которые не заключили трудовой договор с работодателем или фактически не приступили к работе с ведома или по поручению работодателя, то есть не вступили в трудовые отношения с работодателем, не могут быть отнесены к числу работников, и, следовательно, до поступления на работу их права не могут быть нарушены.

Как следует из материалов дела, круг лиц, то есть работников, состоящих на должностях, подлежащих специальной оценке условий труда в войсковой части 15650, в том числе по должности «радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования» ЛИЦ войсковой части 15650, известен, индивидуализирован и определен. Штатом войсковой части 15650 предусмотрена должность «радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования» ЛИЦ войсковой части 15650, и она не является вакантной.

Обращаясь в суд с иском, военный прокурор 37 военной прокуратуры в исковом заявлении ссылался на то, что оно подается в защиту неопределенного круга лиц, права которых на безопасные условия труда нарушаются ответчиками, однако из текста заявления и его просительной части усматривается, что прокурором полагались нарушенными ответчиками только права конкретного работника, занимающего должность «радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования» ЛИЦ войсковой части 15650. Таким образом, круг лиц, в защиту которых подано заявление прокурора, является определенным, в то время как под неопределенным кругом лиц следует понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Кроме того, положения части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статей 26, 27 и 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» не предполагают возможность произвольного решения прокурором вопроса об обращении в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов граждан,- такое решение принимается им по результатам всесторонней проверки обращения гражданина. Часть 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставляет прокурору необходимые процессуальные гарантии реализации данного полномочия, закрепляя его право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в установленных в названной статьей случаях.

Европейским Судом по правам человека указывалось, что сторонами гражданского разбирательства являются истец и ответчик, имеющие равные права, включая право на юридическую помощь. Поддержка прокуратурой одной из сторон, несомненно, может быть оправданной при определенных обстоятельствах, например, для защиты прав уязвимых групп - детей, инвалидов и так далее, - которые считаются неспособными защитить свои интересы самостоятельно, или когда данным нарушением затронуты многие граждане, или если требуют защиты государственные интересы (пункт 35 постановления Европейского Суда по правам человека от 15 января 2009 года по делу «Менчинская (Menchinskaya) против Российской Федерации»).

Таким образом, исковое заявление подано в суд Военным прокурором 37 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц, который, как установлено судом, является определенным- работник, занимающий должность «радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования» ЛИЦ войсковой части 15650, а прокурор в силу положений статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не наделен правом на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В настоящее время истцом Военным прокурором 37 военной прокуратуры гарнизона заявлен отказ от исковых требований к войсковой части 15650, ФКУ «Объединенное стратегическое командование «Южного военного округа», Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к проведению специальной оценки условий труда рабочего места «радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования» ЛИЦ войсковой части 15650.

В соответствии с абзацем 4 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья прекращает производство по делу в случае отказа истца от иска и принятия его судом.

Принимая во внимание, что отказ от исковых требований не противоречит действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд считает необходимым отказ от иска принять, производство по делу по иску Военного прокурора 37 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к войсковой части 15650, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование «Южного военного округа», Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к проведению специальной оценки условий труда рабочего места «радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования» ЛИЦ войсковой части 15650 прекратить.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 39, 173, абзаца 4 статьи 220, 221, 224, 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

определил:

принять отказ истца Военного прокурора 37 военной прокуратуры гарнизона от исковых требований в интересах неопределенного круга лиц к войсковой части 15650, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование «Южного военного округа», Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к проведению специальной оценки условий труда рабочего места «радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования» ЛИЦ войсковой части 15650.

Производство по гражданскому делу по иску Военного прокурора 37 военной прокуратуры гарнизона от исковых требований в интересах неопределенного круга лиц к войсковой части 15650, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование «Южного военного округа», Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к проведению специальной оценки условий труда рабочего места «радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования» ЛИЦ войсковой части 15650, прекратить на основании абзаца 4 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в виду отказа истца от иска.

В соответствии со статьей 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принятие судом отказа истца от иска лишает его права повторного обращения в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.

На определение может быть подана частная жалоба в течение 15 дней в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд.

Определение вынесено в совещательной комнате на компьютере.

Судья: И.В. Лябах

2-1350/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прокурор 37 военной прокуратуры гарнизона
Ответчики
ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа"
Министерство обороны Российской Федерации
Войсковая часть 15650
Другие
Османов Р.И.
Суд
Ахтубинский районный суд Астраханской области
Дело на странице суда
ahtubinsky.ast.sudrf.ru
17.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
17.10.2017Передача материалов судье
18.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.11.2017Судебное заседание
22.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее