Решение по делу № 2-1912/2021 от 19.01.2021

№2-1912/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 марта 2021 года                                 г. Одинцово

Одинцовский городской суд Московской области в составе

Председательствующего судьи                      Кузьминой А.В.

При ведении протокола помощником судьи Фоминой М.Е.,

С участием прокурора                  Наводкина И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора 60 военной прокуратуры гарнизона в интересах Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к совершению действий по устранению нарушений требований законодательства о закрытом административно-территориальном образовании,

                                                     УСТАНОВИЛ

    Прокурор, уточнив заявленные требования, обратился в суд с настоящим иском к ответчику, в котором просил о понуждении к совершению действий по устранению нарушений требований законодательства о закрытом административно-территориальном образовании, а именно: возложении на Министерство обороны РФ обязанности по содержанию ограждения контролируемой зоны ЗАТО – поселок Власиха МО в границах предполагаемого контура ограждения, установленных генеральным планом г.о. Власиха МО, утвержденного решением Совета депутатов г.о. Власиха МО № 114/46 от 20.12.2017г., и закреплении его за воинской частью в срок до 1.01.2022г., обязании Министерства обороны РФ в срок до ДД.ММ.ГГГГ. произвести осмотр границ контролируемой зоны ЗАТО – поселок Власиха МО в границах предполагаемого контура ограждения, установленных генеральным планом г.о. Власиха МО, утвержденного решением Совета депутатов г.о. Власиха № 114/46 от 20.12.2017г., на предмет определения объема работ по ремонту имеющегося ограждения и его возведению в местах, где такое ограждение отсутствует, обязании Министерства обороны РФ к совершению действий по устранению нарушений требований законодательства о ЗАТО – поселок Власиха МО и в срок до ДД.ММ.ГГГГ. выполнить работы по возведению ограждения и оборудованию его техническими средствами охраны контролируемой зоны п. Власиха, в целях приведения его к требованиям, установленным ведомственным нормативным правовым актом – руководством по оснащению объектов Вооруженных сил РФ техническими средствами охраны и их применению, утвержденным Приказом Министра обороны РФ №80 от 18.02.2020г., в границах предполагаемого контура ограждения, установленных генеральным планом г.о. Власиха МО № 114/46 от 20.12.2017г.

     Требования мотивированы тем, что 60 военной прокуратурой гарнизона была проведена контрольная проверка требований законодательства о закрытом административно-территориальном образовании, которой выявлены длящиеся нарушения указанного законодательства. Согласно п. 1 ст.2 Закона РФ №3297-1 от 14.07.1992г. «О закрытом административно-территориальном образовании» решение о создании, преобразовании или об упразднении закрытого административно-территориального образования приминается Президентом РФ. В целях обеспечения безопасного функционирования особорежимного объекта Министерства обороны РФ, Указом президента РФ №70 от 19.01.2009г. «О преобразовании закрытого военного городка в закрытое административно-территориальное образование – пос. Власиха МО военный городок преобразован в закрытое административно-территориальное образование – АДРЕС. Пунктом определено, что в п. Власиха сохраняется действующий особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, предусматривающий ограничения на въезд и постоянное проживание граждан, на полеты летательных аппаратов над его территорией и иные ограничения в соответствии с законодательством РФ. Впоследствии постановлением Губернатора МО № 110-ПГ от 5.08.2009г. в административных границах бывшего военного городска Одинцово-10 создано муниципальное образование, которому присвоен статус городского округа на правах самостоятельного муниципального образования МО. Распоряжением Правительства РФ №1330-р от 15.09.2009г. военный городок исключен из перечня имеющих фонд закрытых военных городков. С этого же времени окончена процедура формирования закрытого административного-территориального образования п. Власиха. В соответствии с п.1 ст.3 Закона о ЗАТО особый режим безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административном-территориальном образовании включает, помимо прочего, установление контролируемой зоны по границе и (или) в пределах указанного образования. Согласно п.2 ст.3 Закона о ЗАТО решение об установлении особого режима безопасного функционирования принимается Правительством РФ. Порядок обеспечения особого режима устанавливается Правительством РФ отдельно для каждого федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности, которых созданы закрытые административно-территориальные образования. В развитие названной нормы постановлением Правительства РФ № 655 от 26.06.1998г. утверждено положение об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны РФ, которое является неотъемлемой частью законодательства о закрытом административно-территориальном образовании. При этом, согласно постановлению Правительства РФ № 1078 от 23.12.2009г. действие положения распространено на п. Власиха. Пункт 2 Постановления определяет, что особый режим включает в себя, в том числе установление контролируемой зоны (территория без территории объезда), а также ограничение на въезд и (или) проживание граждан на территории закрытого образования. Границы контролируемой зоны обозначаются хорошо видимыми знаками. Ответственность за установку и эксплуатацию возлагается на председателя комиссии по организации охраны запретной зоны. Вместе с тем как установлено в ходе проверки длительное время не принимаются меры по устранению нарушений целостности и отсутствию ограждения контролируемой зоны п. Власиха, способствующими беспрепятственному проникновению посторонних лиц на территорию ЗАТО Власиха. Проведенными в 2018-2020г. проверками состояния противодиверсионной и антитеррористической защищенности объектов, расположенных в п. Власиха были выявлены нарушения целостности ограждения контролируемой зоны и в ряде мест его полного отсутствия. По результатам проверок в адрес уполномоченных должностных лиц Власихинского гарнизона вносились представления, которые были рассмотрены, но нарушения не устранены. В частности, контрольным осмотром ограждения, проведенным 21.09.2020г. вновь были выявлены факты нарушения целостности указанного ограждения. Порядка 30% ограждения железобетонного ограждения демонтировано, вытеснено гаражами, повалено деревьями или имеет нарушения целостности, ограждение из колючей проволоки также имеет нарушение целостности. В ходе осмотра установлено, что в местах, где имеется нарушение целостности ограждения, в целях использования прорывов в качестве прохода, образованы пешеходные тропы, в результате чего, систематически выявляются нарушения пропускного режима. За период с 1.01.2018г. по настоящее время было составлено 339 протоколов об административных нарушениях, связанных с незаконным нахождением на территории пос. Власиха. За нарушение пропускного режима было задержано 49 иностранных граждан. Таким образом, данные нарушения приводят к нарушению требований Законодательства о противодействии терроризму. Согласно данным, представленным командованием Власихинского местного гарнизона, объектами Министерства обороны России, в целях обеспечения безопасного функционирования которого был создан п. Власиха, являются критически важные объекты РВСН.

     Истец Военный прокурор 60 военной прокуратуры гарнизона, извещенный о времени и месте надлежащим образом, в судебное заседание явился, прокурор Наводкин И.В. на заявленных требованиях настаивал с учетом уточнений.

     Представитель ответчика Министерства обороны РФ, извещенный о времени и месте надлежащим образом, в судебное заседание явился, с заявленными требованиями не согласился по доводам, изложенным в письменных возражениях.

     Третье лицо Командир в/ч 25516, - представитель по доверенности, извещенный о времени и месте надлежащим образом, в судебное заседание явился, с заявленными требованиями не согласился по изложенным в возражениях доводам.

Представитель 3 лица ФГКУ «ЦТУИО» Минобороны России в судебное заседание явился, оставил решение по существу спора на усмотрение суда.

Иные 3 лица представителей не направили, извещены надлежаще.

Суд в силу ст.ст.12, 167 ГПК РФ, с учетом мнения явившихся лиц, счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

     Выслушав пояснения явившихся лиц, представителей, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

     Согласно подп. 71 п.70 положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ №1082 от 16.08.2004г. Министерство обороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных сил, имущества, которое составляет государственную казну РФ и управление которым осуществляет Министерство обороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных сил.

     Согласно приказу директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ №71 от 23.01.2019г. за ФГКУ ЦТУИО Министерства обороны закреплено на праве оперативного управления недвижимое имущество – внешнее ограждение ЗАТО Власиха протяженностью 9660 м. по адресу: АДРЕС(л.д.185-186).

     Из положений ст. 214, ст. 296 ГК РФ следует, что лицо, за которым закреплено имущество на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности.

     Указание Министерства обороны, в том числе в лице учреждения, в качестве ответчика во взаимосвязи со ст. 125 ГК РФ, порождает правовую неопределенность относительно состава лиц, участвующих в деле.

      Пунктом 2 Руководства по оснащению объектов Вооруженных сил РФ, технические средства охраны являются видом специальной техники, применяемой в системе охраны существующих или планируемых к строительству полигонов, аэродромов, узлов связи, баз, складов, арсеналов и иных используемых для нужд обороны страны и безопасности государства объектов, а также комплексов зданий и отдельных зданий, строений и сооружений, расположенных на позициях воинских частей, на стационарных пунктах управления, в организациях Вооруженных сил.

      Суд считает необходимым отметить, что руководство к данным правоотношениям не применимы, поскольку указанное ограждение находится в ведении ЗАТО Власиха и не является объектом Министерства обороны России.

     Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 60 военной прокуратурой гарнизона была проведена контрольная проверка требований законодательства о закрытом административно-территориальном образовании, которой выявлены длящиеся нарушения указанного законодательства(л.д.12-147). Согласно п. 1 ст.2 Закона РФ №3297-1 от 14.07.1992г. «О закрытом административно-территориальном образовании» решение о создании, преобразовании или об упразднении закрытого административно-территориального образования приминается Президентом РФ. В целях обеспечения безопасного функционирования особорежимного объекта Министерства обороны РФ, Указом Президента РФ №70 от 19.01.2009г. «О преобразовании закрытого военного городка в закрытое административно-территориальное образование – пос. Власиха МО военный городок преобразован в закрытое административно-территориальное образование – пос. Власиха МО. Пунктом определено, что в АДРЕС сохраняется действующий особый режим безопасного функционирования предприятий и (или) объектов, предусматривающий ограничения на въезд и постоянное проживание граждан, на полеты летательных аппаратов над его территорией и иные ограничения в соответствии с законодательством РФ. Впоследствии постановлением Губернатора МО № 110-ПГ от 5.08.2009г. в административных границах бывшего военного городска Одинцово-10 создано муниципальное образование, которому присвоен статус городского округа на правах самостоятельного муниципального образования МО. Распоряжением Правительства РФ №1330-р от 15.09.2009г. военный городок исключен из перечня имеющих фонд закрытых военных городков. С этого же времени окончена процедура формирования закрытого административного-территориального образования п. Власиха. В соответствии с п.1 ст.3 Закона о ЗАТО особый режим безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административном-территориальном образовании включает, помимо прочего, установление контролируемой зоны по границе и (или) в пределах указанного образования. Согласно п.2 ст.3 Закона о ЗАТО решение об установлении особого режима безопасного функционирования принимается Правительством РФ. Порядок обеспечения особого режима устанавливается Правительством РФ отдельно для каждого федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности, которых созданы закрытые административно-территориальные образования. В развитие названной нормы постановлением Правительства РФ № 655 от 26.06.1998г. утверждено Положение об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны РФ, которое является неотъемлемой частью законодательства о закрытом административно-территориальном образовании. При этом согласно постановлению Правительства РФ № 1078 от 23.12.2009г. действие положения распространено на п. Власиха. Пункт 2 Постановления определяет, что особый режим включает в себя, в том числе установление контролируемой зоны (территория без территории объезда), а также ограничение на въезд и (или) проживание граждан на территории закрытого образования. Границы контролируемой зоны обозначаются хорошо видимыми знаками. Ответственность за установку и эксплуатацию возлагается на председателя комиссии по организации охраны запретной зоны.

      Из искового заявления следует, что в ходе проверки длительное время не принимаются меры по устранению нарушений целостности и отсутствию ограждения контролируемой зоны п. Власиха, способствующими беспрепятственному проникновению посторонних лиц на территорию ЗАТО Власиха. Проведенными в 2018-2020г. проверками состояния противодиверсионной и антитеррористической защищенности объектов, расположенных в п. Власиха были выявлены нарушения целостности ограждения контролируемой зоны и в ряде мест его полного отсутствия. По результатам проверок в адрес уполномоченных должностных лиц Власихинского гарнизона вносились представления, которые были рассмотрены, но нарушения не устранены. В частности, контрольным осмотром ограждения, проведенным 21.09.2020г. вновь были выявлены факты нарушения целостности указанного ограждения. Порядка 30% ограждения железобетонного ограждения демонтировано, вытеснено гаражами, повалено деревьями или имеет нарушения целостности, ограждение из колючей проволоки также имеет нарушение целостности. В ходе осмотра установлено, что в местах где имеется нарушение целостности ограждения, в целях использования прорывов в качестве прохода, образованы пешеходные тропы, в результате чего, систематически выявляются нарушения пропускного режима. За период с 1.01.2018г. по настоящее время было составлено 339 протоколов об административных нарушениях, связанных с незаконным нахождением на территории пос. Власиха. За нарушение пропускного режима было задержано 49 иностранных граждан. Таким образом, данные нарушения приводят к нарушению требований Законодательства о противодействии терроризму. Согласно данным, представленным командованием Власихинского местного гарнизона, объектами Министерства обороны России, в целях обеспечения безопасного функционирования которого был создан п. Власиха, являются критически важные объекты РВСН.

       При этом, в соответствии с позицией врио начальника гарнизона подполковника Белобосова С. от ДД.ММ.ГГГГ., в настоящее время ограждение контролируемой зоны ЗАТО Власиха представляет собой, в основном, заграждения из колючей проволоки и железобетонных плит. Предупреждающие знаки установлены по всему периметру ограждения контролируемой зоны в достаточном количестве.

      Таким образом, границы контролируемой зоны ЗАТО Власиха определены и установлены в соответствии с действующим законодательством.

     Суд пришел к выводу, что требование прокурора по возложению на ответчика обязанности по содержанию ограждения зоны ЗАТО Власиха в границах предполагаемого контура заграждения, установленного генеральным планом г.о. Власиха и утвержденным решением Совета депутатов г.о. Власиха от ДД.ММ.ГГГГ. не подлежит удовлетворению, так как не соответствует требованиям указа Президента РФ №70 от 19.01.2009г. которым установлены другие границы ЗАТО Власиха не совподающие с границами предполагаемого контура заграждения, установленного генеральным планом г.о. Власиха от ДД.ММ.ГГГГ.

     Требование о закреплении ограждения контролируемой зоны за воинской частью до 01.01.2022г. также не подлежит удовлетворению, так как указанным выше Приказом ДИО это ограждение уже закреплено за ФГКУ «ЦТУИО».

     Также не подлежит удовлетворению требование о возложении на Министерство обороны России обязанности по проведению осмотра границ контролируемой зоны ЗАТО пос. Власиха, так как проведение осмотра на предмет определения объемов работ по ремонту ограждения и его возведению в местах, где ограждение отсутствует, может быть предметом ходатайства в суд с просьбой обязать уполномоченный орган провести осмотр на предмет определения мест установки заграждения контролируемой зоны ЗАТО, и в соответствии с требованиями Указа Президента РФ № 70 от 19.01.2009г., а не решением Совета депутатов г.о. Власиха № 114/46 от 20.12.2017г., который является правовым актом муниципального органа, и вынесения судебного решения по данному вопросу не требуется.

     Кроме того, оборудование техническими средствами охраны контролируемой зоны ЗАТО п. Власиха не предусмотрено приказом Министра обороны РФ № 80 от 18.02.2020г., так как в указанном приказе техническими средствами охраны подлежат оснащению объекты, относящиеся к первой, второй или третьей категории. Заграждение контролируемой зоны в закрытых административно-территориальных образованиях к указанным категориям объектов не относится и в обязательном порядке не подлежит оборудованию техническими средствами охраны.

     Также оборудование какого-либо заграждения техническими средствами охраны является предметом государственного оборонного заказа и не может быть безосновательно возложено судом на ответчика по оборудованию предполагаемого объекта.

       Согласно представленных в материалы дела документов, часть заграждения протяженностью менее одной четверти по границе ЗАТО Власиха, утвержденной указом Президента РФ № 70 от 19.01.2009г., располагается на территории АДРЕС и в этой части требования не могут быть исполнены указанными ответчиками.

      В соответствии с п.2 ст.1 Закона РФ № 3297-1 от 14.07.1992г. вся территория ЗАТО Власиха является территорией муниципального образования со статусом городского округа.

     Согласно справке филиала УФО МО РФ по г. Москва и МО, на бюджетном учете или балансе какой-либо воинской части, расположенной в ЗАТО Власиха в качестве объекта недвижимости ограждение или заграждение контролируемой зоны ЗАТО Власиха не состоит.

      Суд отмечает, с учетом указанных выше правовых актов РФ, обязанности по установке и содержанию контролируемой зоны ЗАТО Власиха законодательством возложены на Администрацию г.о. Власиха.

Суд полагает, что прокурором избран ненадлежащий способ защиты права.      С учетом изложенного суд пришел к выводу, что не имеется оснований для удовлетворения иска в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования     Военного прокурора 60 военной прокуратуры гарнизона в интересах Российской Федерации к Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к совершению действий по устранению нарушений требований законодательства о закрытом административно-территориальном образовании, а именно: возложении на Министерство обороны РФ обязанности по содержанию ограждения контролируемой зоны закрытого административно-территориального образования – поселок Власиха МО в границах предполагаемого контура ограждения, установленных генеральным планом г.о. Власиха МО, утвержденного решением Совета депутатов г.о. Власиха МО от 20.12.2017г. №114/46, и закреплении его за воинской частью в срок до 01.01.2022г., обязании Министерства обороны РФ в срок до 31.03.2022г. произвести осмотр границ контролируемой зоны закрытого административно-территориального образования – поселок Власиха МО в границах предполагаемого контура ограждения, установленных генеральным планом г.о. Власиха МО, утвержденного решением Совета депутатов г.о. Власиха МО от 20.12.2017г. №114/46, на предмет определения объема работ по ремонту имеющегося ограждения и его возведению в местах, где такое ограждение отсутствует, обязании Министерства обороны РФ к совершению действий по устранению нарушений требований законодательства о закрытом административно-территориальном образовании, – поселок Власиха МО и в срок до ДД.ММ.ГГГГ. выполнить работы по возведению ограждения и оборудованию его техническими средствами охраны контролируемой зоны п. Власиха, в целях приведения его к требованиям, установленным ведомственным нормативным правовым актом – руководством по оснащению объектов Вооруженных Сил РФ техническим средствами охраны и их применению, утвержденным Приказом Министра обороны РФ от 18.02.2020г. №80, в границах предполагаемого контура ограждения, установленных генеральным планом г.о. Власиха МО, утвержденного решением Совета депутатов г.о. Власиха МО от 20.12.2017г. №114/46, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий:

мотивированное решение изготовлено 19 марта 2021 года

2-1912/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прокурор 60 военной прокуратуры гарнизона
Ответчики
Министерство Обороны РФ
Другие
ДИО Минобороны РФ
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО
Администрация ЗАТО городского округа Власиха
командир войсковой части 25516
ФГКУ «ЦТУИО» Минобороны РФ
Суд
Одинцовский городской суд Московской области
Судья
Кузьмина А.В.
Дело на странице суда
odintsovo.mo.sudrf.ru
19.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
19.01.2021Передача материалов судье
20.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2021Судебное заседание
24.02.2021Судебное заседание
09.03.2021Судебное заседание
17.03.2021Судебное заседание
19.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее