Дело №2а-342/2022
УИД №60RS0015-01-2022-000647-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Опочка 17 августа 2022 года
Псковская область
Опочецкий районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Григорьева А.И.,
при секретаре Горской О.Ю.,
с участием представителя административного истца Межмуниципального отдела МВД России «Опочецкий» Тимофеева В.В.,
старшего помощника прокурора Опочецкого района Псковской области Алексеевой Т.П.,
осужденного Назарова Н.В., его представителя - адвоката Опочецкого филиала Псковской коллегии адвокатов Капула М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межмуниципального отдела МВД России «Опочецкий» к Назарову Н.В. об установлении административного надзора и ограничений,
у с т а н о в и л:
МО МВД России «Опочецкий» обратился в Опочецкий районный суд Псковской области с административным иском к Назарову Н.В., в котором просил установить в отношении административного ответчика административный надзор на срок три года; установить ему ограничения: являться на регистрацию в МО МВД России «Опочецкий» один раз в месяц; запретить пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут; запретить пребывание в организациях общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
В обоснование заявленных требований указано, что приговором Опочецкого районного суда Псковской области от 08.06.2020, вступившим в законную силу 19.08.2020 Назаров Н.В. осужден за совершение преступления, предусмотренного п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 6 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. 01.12.2020 Назаров Н.В. освобожден из ФКУ ИК-2 УФСИН России по Псковской области по отбытию срока наказания. В течение года после освобождения от отбытия наказания Назаров Н.В. неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений, по месту жительства характеризуется неудовлетворительно, склонен к злоупотреблению спиртными напитками, официально не трудоустроен.
Представитель административного истца МО МВД России «Опочецкий» Тимофеев В.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным в иске мотивам и основаниям.
Административный ответчик Назаров Н.В. и его представитель Капул М.И., в судебном заседании предъявленные требования признали частично, возражали против установления максимально возможного срока административного надзора, а также против установления ограничения в виде запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства в ночное время, поскольку это сильно ограничит его право на свободу передвижения.
Старший помощник прокурора Опочецкого района Псковской области Алексеева Т.П. посчитала заявленные МО МВД России требования законными и в целом обоснованными. Полагала необходимым установить в отношении Назарова Н.В. административный надзор, однако уменьшить его срок с максимального до 2-х лет, а также исключить ограничение, связанное с запретом пребывания вне жилого помещения в ночное время, поскольку доказательств его обоснованности административным истцом не представлено.
Выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со ст.84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.5 ч.3 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, в том числе административные дела об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы).
Статьей 2 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст.3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно ч.1 ст.3 названного Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч.3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также преступления при рецидиве преступлений.
В силу п.2 ч.3 ст.3 указанного Федерального Закона, в отношении указанных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, административный надзор устанавливается в случае совершения ими в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность (главы 6, 19, 20 КоАП РФ).
Административный надзор может быть установлен в отношении совершеннолетнего лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого преступления на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости (п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона №64-ФЗ, ст.ст. 86, 95 УК РФ). В иных случаях административный надзор за данной категорией лиц установлен быть не может
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 №15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", при рассмотрении дела об административном надзоре в связи с совершением лицом, указанным в ч.1 ст.3 Закона, административных правонарушений, предусмотренных п.2 ч.3 этой же статьи, надлежит исходить из того, что для установления, продления административного надзора либо дополнения ранее установленных административных ограничений необходимо наличие фактов совершения лицом двух и более административных правонарушений в течение одного года, подтвержденных вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности. Данный срок подлежит исчислению со дня совершения первого административного правонарушения.
Часть 1 статьи 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. При этом, что установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений.
Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи.
В силу ч.8 ст.272 КАС РФ, при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Судом установлено, что Назаров Н.В. является осужденным по приговору Опочецкого районного суда Псковской области от 08.06.2020 за совершение преступления, предусмотренного п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ, относящегося к категории тяжкого преступления, с назначением ему наказания в виде лишения свободы на срок 6 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
01.12.2020 Назаров Н.В. освобожден из мест лишения свободы по отбытию срока наказания, что подтверждается соответствующими сведениями ОСК от 12.07.2022, а также соответствующей справкой об освобождении № от 01.12.2020.
На профилактический учет в МО МВД России «Опочецкий» как лицо, формально подпадающее под установление административного надзора, Назаров Н.В. поставлен не был.
В течение 2022 года Назарову Н.В. неоднократно привлекался к административной ответственности, что подтверждается вступившими в законную силу соответствующими постановлениями по делам об административных правонарушениях, в том числе: **.**.**** по ст.20.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей; 07.03.2022 по ст.20.1 ч.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1 500 рублей; 12.03.2022 по ст.20.20 ч.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей; 08.04.2022 по ст.20.1 ч.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Несмотря на то, что в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.15 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 №15 проверка законности и обоснованности постановлений по делам об административных правонарушениях, указанных в п.2 ч.3 ст.3 Закона, послуживших основанием для обращения органа внутренних дел с заявлением об установлении административного надзора, не осуществляется судом в порядке гл.29 КАС РФ, суд не принимает во внимание сведения о привлечении административного ответчика к административной ответственности 08.04.2022 по ст.19.15.1 и ст.19.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей за каждое из правонарушений.
Вместе с тем, как следует из соответствующих постановлений по данным делам об административных правонарушений от **.**.**** по ст.19.15.1 и ст.19.15 КоАП РФ, а также соответствующих протоколов об административных правонарушениях 60АП №) и 60АП №), в них отсутствует надлежащая квалификация действий Назарову Н.В., поскольку отсутствуют указания на какую либо часть статьи КоАП РФ, а также сами описания правонарушений не содержат необходимых ссылок на нарушение конкретных норм законодательства в сфере миграции.
Указанные нарушения являются фундаментальными и принятие судом данных сведений о привлечении Назарова Н.В. к административной ответственности по ст.19.15.1 и ст.19.15 КоАП РФ противоречило бы основному принципу правосудия, установленному ст.120 Конституции РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что после отбытия наказания Назаров Н.В. в течение года неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
При установлении данных, характеризующих личность Назарова Н.В., установлено, что он проживает по адресу: <адрес>, разведен, имеет на иждивении малолетнего ребенка, официально не трудоустроен, однако фактически работает в области строительства и ремонта без официального оформления трудовых отношений.
Доводы административного истца о том, что Назаров Н.В. злоупотребляет спиртными напитками, а также характеризуется отрицательно, суд находит не обоснованными, поскольку достаточных доказательств этому не представлено. Напротив, как следует из сведений Администрации городского поселения "Опочка" от 14.07.2022 №737, предоставленных по запросу МО МВД России «Опочецкий», Назаров Н.В. характеризуется удовлетворительно, жалоб на него поступало.
При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для отказа в удовлетворении заявленного требования об установлении в отношении Назарова Н.В. административного надзора и считает необходимым установить осужденному административный надзор, придя к выводу о наличии в его действиях признаков устойчивого общественно опасного поведения.
При определении продолжительности срока административного надзора, суд учитывает его поведение в период и после отбывания наказания, его отношение к труду, характер совершенных им правонарушений, семейное положение и состояние здоровья, а также срок погашения судимости по указанному приговору, который составляет 8 года с момента отбытия наказания, то есть истекает 01.12.2028.
При этом суд учитывает, что срок административного надзора в данном случае в силу п.1 ч.1 и п.2 ч.3 ст.5 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством для погашения судимости и исчисляется со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора, то есть без всякого зачета времени, истекшего после отбытия наказания.
Таким образом, суд полагает целесообразным и обоснованным установить срок административного надзора 1 год 6 месяцев с момента вступления в силу настоящего решения.
С учетом фактических обстоятельств совершенных административных правонарушений, баланса личных и общественных интересов, а также предупреждения совершения осужденным преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, суд считает необходимым установить Назарову Н.В. следующие административные ограничения: один раз в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации; запретить пребывание в местах общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Требование административного истца о запрете Назарову Н.В. пребывания вне жилого помещения, являющегося фактическим местом его жительства с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, суд считает необоснованным, поскольку в нарушение положений ч.2 ст.272 КАС РФ, каких-либо доказательств этому не представлено.
Органы внутренних дел, исходя из положений, закрепленных в пп.4 п.1 ст.333.35, пп.пп.9, 19 п.1 ст.333.36 НК РФ, освобождены от уплаты государственной пошлины по делам об административном надзоре. Налоговое законодательство также не устанавливает обязанности уплачивать данный сбор при подаче административных исковых заявлений о прекращении или частичной отмене административного надзора, а также при обжаловании судебных актов по делам об административном надзоре лицами, в отношении которых он установлен.
С учетом изложенного, при удовлетворении административного искового заявления органа внутренних дел, связанного с административным надзором, государственная пошлина в порядке ст.111 КАС РФ с поднадзорного лица не взыскивается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 273 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административные исковые требования Межмуниципального отдела МВД России «Опочецкий» удовлетворить частично.
Установить Назарову Н.В., **.**.**** года рождения, уроженцу <адрес>, административный надзор на срок 1 год 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Установить Назарову Н.В. следующие административные ограничения: один раз в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации; запретить пребывание в местах общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Осуществление административного надзора в отношении Назарова Н.В. возложить на орган внутренних дел по месту его жительства, либо пребывания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Опочецкий районный суд Псковской области в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.И. Григорьев
Мотивированное решение составлено 17 августа 2022 года
Председательствующий А.И. Григорьев