Дело № 2-1730/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 июля 2018 года
Московский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Семенихина В.А.,
при секретаре Ткаченко К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петряевой Натальи Геннадьевны к Администрации городского округа «Город Калининград» о сохранении квартиры в переустроенном состоянии
УСТАНОВИЛ:
Петряева Н.Г. обратилась в суд с исковым заявлением, указав, что в соответствии со свидетельством на право собственности 39-АА № от ДД.ММ.ГГГГ, является собственником изолированного жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. С 2014 г. по 2016 г. она, самовольно произвела переустройство квартиры расположенной по указанному выше адресу, выразившееся в переустройстве отопления и подачи горячей воды. 17.05.2014 г. она обратилась в УК «Управдом» о возможности переустройства квартиры. Этого же числа УК предоставила ответ об отсутствии возражений по вопросу переустройства и переоборудования системы отопления с отключением от системы центрального отопления и переводом на газовое индивидуальное отопление. 27.06.2014 г. было получено техническое условие на установку дополнительного газоиспользующего оборудования, с возможностью перемонтажа внутреннего газопровода, в связи с планируемым переустройством в многоквартирном доме. 03.07.2014 г. КОО ВДПО был составлен акт о техническом состоянии дымоотводящих систем и установлено, что дымоход и вентиляционные каналы квартиры пригодны к эксплуатации. 31.07.2014 г. РЭУ предоставила письмо в котором указало, что не возражает в переоборудовании системы отопления и горячего водоснабжения квартиры № с отключением от системы центрального отопления и переводом на газовое индивидуальное отопление. 11.09.2014 г. в рамках проекта 6278-14 был получен акт приемки газоиспользующего оборудования под пусконаладочные работы. 22.09.2014 г. в рамках проекта 6278-14 был получен акт № 688 о техническом состоянии дымовых и вентиляционных систем, в котором указывалось о пригодном состоянии каналов. 23.09.2014 г. в рамках проекта на отопление 10-2014-0 был получен акт обследования которым установлено, что в квартире отключено ПЗС в связи с устройством автономного отопления. 06.10.2014 г. был получен акт о приемке законченного строительством объекта. 07.10.2014 г. она подписала договор о поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан. 20.10.2014 г. на основании договора об оказании услуг, была совершена врезка в существующий газопровод, что подтверждается актом приемки-сдачи выполненных работ. Она в сентябре 2016 г. обратилась в комитет архитектуры и строительства администрации ГО «Город Калининград» с вопросом согласования переустройства квартиры. 23.09.2016 г. на основании своего запроса получила отказ. 26.10.2016 г. общим собранием дома было принято решение о произведении переустройства квартиры за свой счет с целью подключения индивидуального отопления. На основании технического заключения проведенного в декабре 2017 г. было установлено, что фактически переустройство квартиры отвечает всем требованиям СНИП. В настоящее время она производит ежемесячную оплату поставки газа, что подтверждается счетом за газ и квитанцией об оплате. Кроме того, она несет бремя ответственности за переустройство квартиры и ежегодно заключает договор о техническом обслуживании, ремонте и аварийно-диспетчерском обеспечении. Ежегодно проводит обследование квартиры на соответствие газификации квартиры, что подтверждается справкой № 5593 от 08.05.2018 г. от ОАО «Калининградгазификация». Просит сохранить <адрес> с автономным (электрическим) отоплением.
В судебное заседание истец Петряева Н.Г. не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще.
В судебном заседании представитель истца Кабанов А.Г. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель Администрации ГО «Город Калининград» в судебное заседание не явился, представил возражение на иск в котором указал, что в соответствии с письмом Минстроя России от 15.10.2014 N 22588-ОД/04 переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии является переустройством жилого помещения. Порядок переустройства жилых помещений установлен главой 4 ЖК РФ. Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения должен обратиться в орган, осуществляющий согласование. Решение о согласовании или об отказе в согласовании принимается органом, осуществляющим согласование, на основании документов, определенных ЖК РФ. В составе таких документов предоставляется подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения. Поскольку система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома. Также должен быть разработан проект и на реконструкцию системы электроснабжения (газоснабжения) многоквартирного дома, если в качестве источника индивидуального отопления планируется использовать электрическое (газовое) оборудование. В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, а также электрическое (газовое) оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения. Таким образом, принятие подобного решения без согласия всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме может являться нарушением их законных интересов и прав. Разработка проекта должна вестись на основании технических условий, полученных в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 г. N 83 "Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения". После проведения реконструкции подключение объекта должно быть обеспечено в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии возможен при соблюдении требований, установленных ч. 15 ст. 14 ФЗ РФ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении". В соответствии с данными требованиями запрещено использовать индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, перечень которых определен Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Постановлением РФ от 16.04.2012 г, N 307. В данный перечень включены источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа. Также возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии должна быть установлена схемой теплоснабжения. Кроме того, в решение Верховного Суда РФ от 07.05.2015 N АКПИ15-198, сделаны выводы о том, что действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления. Просит в иске отказать.
3-и лица Петряев М.С. и Петряев О.С. в судебное заседание не явились о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.
Переоборудование жилых помещений может включать в себя установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, джакузи, стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения (абз. 2 п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Переустройство отопления квартиры с центрального на индивидуальное является переустройством квартиры, которое согласно ч. 1 ст. 26 ЖК РФ должно проводиться с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Основания к отказу в согласовании переустройства жилого помещения предусмотрены ч. 1 ст. 27 ЖК РФ.
Согласно п. 3 ч. 1 вышеприведенной нормы отказ в согласовании переустройства жилого помещения допускается в случае несоответствия проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства.
Судом установлено, что Петряева Н.Г. является собственником <данные изъяты> доли <адрес>, остальными сособственниками являются Петряев М.С., Петряев О.С. по <данные изъяты> доли за каждым.
Как следует из представленных документов, пояснений представителя истца в указанной квартире выполнены работы по переустройству системы отопления. Произведено отключение от системы центрального отопления и переводом на газовое индивидуальное отопление.
27.06.2014 г. Петряевой Н.Г. было получено техническое условие на установку дополнительного газоиспользующего оборудования, с возможностью перемонтажа внутреннего газопровода, в связи с планируемым переустройством в многоквартирном доме.
03.07.2014 г. КОО ВДПО был составлен акт о техническом состоянии дымоотводящих систем и установлено, что дымоход и вентиляционные каналы квартиры пригодны к эксплуатации.
31.07.2014 г. РЭУ предоставила письмо в котором указало, что не возражает в переоборудовании системы отопления и горячего водоснабжения <адрес> отключением от системы центрального отопления и переводом на газовое индивидуальное отопление.
11.09.2014 г. в рамках проекта 6278-14 был получен акт приемки газоиспользующего оборудования под пусконаладочные работы.
22.09.2014 г. в рамках проекта 6278-14 был получен акт № 688 о техническом состоянии дымовых и вентиляционных систем, в котором указывалось о пригодном состоянии каналов.
23.09.2014 г. в рамках проекта на отопление 10-2014-0 был получен акт обследования которым установлено, что в квартире отключено ПЗС в связи с устройством автономного отопления.
06.10.2014 г. Петряевой Н.Г. был получен акт о приемке законченного строительством объекта.
07.10.2014 г. истец подписала договор о поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
20.10.2014 г. на основании договора об оказании услуг, была совершена врезка в существующий газопровод, что подтверждается актом приемки-сдачи выполненных работ.
Петряева Н.Г. в сентябре 2016 г. обратилась в комитет архитектуры и строительства администрации ГО «Город Калининград» с вопросом согласования переустройства квартиры. 23.09.2016 г. на основании своего запроса получила отказ.
26.10.2016 г. общим собранием дома было принято решение о произведении переустройства квартиры за свой счет с целью подключения индивидуального отопления.
На основании технического заключения проведенного в декабре 2017 г. было установлено, что фактически переустройство квартиры отвечает всем требованиям СНИП.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Учитывая, что такое разрешение в установленном порядке истцом не было получено, произведенное переустройство является самовольным.
Частью 15 ст. 14 ФЗ от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения. Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления.
По смыслу вышеприведенной нормы в квартирах многоквартирных жилых домов законом установлена возможность перехода на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии только при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность, в тех случаях, когда речь идет о переходе на индивидуальную систему отопления жилых помещений многоквартирного дома при наличии уже осуществленного в надлежащем порядке подключения к системе теплоснабжения многоквартирного дома.
Доказательств, подтверждающих возможность перехода на отопление жилого помещения истца с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в случаях, определенных схемой теплоснабжения, не представлено.
Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления.
Кроме того, из ст. 246 ГК РФ следует, что распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно п. п. 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, инженерные сети холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения и внутридомовая система отопления относится к общему имуществу собственников.
В силу ч. 2 ст. 40 ЖК РФ если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Порядок предоставления коммунальных услуг регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354.
В силу пп. "е" п. 4 Правил отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения N 1 к настоящим Правилам.
Пунктом 35 указанных Правил установлено, что потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения соответствующих изменений в технический паспорт многоквартирного дома.
Поскольку внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, отключение квартир в многоквартирном жилом доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, сопровождающегося реконструкцией, переустройством или перепланировкой данного помещения, и связанное с изменением параметров общего имущества многоквартирного жилого дома и режима пользования этим имуществом, приводит к уменьшению состава общего имущества в виде внутридомовой системы отопления (в т.ч. путем реконструкции системы отопления посредством переноса, демонтажа стояков, радиаторов и т.п.) и предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, что в соответствии с ч. 2 ст. 40, ч. 3 ст. 36 ЖК РФ требует согласия всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Вместе с тем такого согласия всех собственников истцом в суд не представлено.
Как выше уже указывалось, действующими Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354, установлен в целом запрет демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
В этой связи сам по себе технический отчет о том, что не подключение квартиры к системе центрального отопления, не оказало никакого влияния на теплоснабжение всего дома, факт отсутствия жалоб от жильцов дома, не могут служить основанием для удовлетворения исковых требований Петряевой Н.Г.
Технические условия и проект специализированной организации, не влекут выдачу органом местного самоуправления разрешения на переустройство жилого помещения, как и не являются достаточным основанием для сохранения переустройства в судебном порядке.
Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные Петряевой Н.Г. исковые требования о сохранении квартиры в переустроенном состоянии удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Петряевой Натальи Геннадьевны к Администрации городского округа «Город Калининград» о сохранении квартиры в переустроенном состоянии - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Московский районный суд в течение месяца в со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 23.07.2018 года.
Судья: подпись.