Решение по делу № 33-1836/2023 от 15.09.2023

УИД: 60RS0001-01-2023-003685-19

1-ая инстанция № 2-3200/2023

судья Лепихина М.Н.

№ 33-1836/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

10 октября 2023 г.

г. Псков

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе: председательствующего Адаева И.А.

судей Дмитриевой Ю.М., Русаковой О.С.

при ведении протокола помощником судьи Беридзе Н.В.

с участием прокурора Самухова С.И.

рассмотрела гражданское дело по иску Шумкиной Натальи Александровны, Шумкина Владислава Романовича, Шумкиной Любови Михайловны к Псковской таможне о признании отказа в выплате единовременного пособия незаконным, взыскании единовременного пособия и компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе ответчика на решение Псковского городского суда Псковской области от 3 июля 2023 г., которым иск удовлетворён частично.

Заслушав доклад судьи Адаева И.А., выслушав объяснения представителя Псковской таможни Рытовой О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Шумкиной Н.А. – Михайловой У.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, заслушав заключение прокурора Самухова С.И. о законности решения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Шумкина Н.А., Шумкин В.Р., Шумкина Л.М. обратились в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Псковской таможне о признании отказа в выплате единовременного пособия незаконным, взыскании единовременного пособия в размере 1484232 руб. 2 коп. в пользу каждого и компенсации морального вреда по 30000 руб. в пользу каждого.

В обоснование указали, что Ш., супруг Шумкиной Н.А., отец Шумкина В.Р. и сын Шумкиной Л.М. проходил службу в Псковской таможне.

<данные изъяты> г. Ш., находясь в ежегодном оплачиваемом отпуске в <данные изъяты>, умер в результате заболевания <данные изъяты> «<данные изъяты>», полученного в период военной службы.

Решением Псковской таможни в выплате единовременного пособия было отказано по мотиву наступления смерти не при исполнении должностных обязанностей.

Полагая данный отказ незаконным, истцы обратились в суд с настоящим иском и просили его удовлетворить.

Представитель ответчика иск не признал, указав, что смерть Ш. произошла не при исполнении должностных обязанностей.

Решением Псковского городского суда Псковской области от 3 июля 2023г. иск удовлетворен частично. Отказ Псковской таможни от 14 февраля 2023г. в выплате единовременного пособия признан незаконным. С Псковской таможни в пользу Шумкиной Н.А., Шумкина В.Р., Шумкиной Л.М. взыскано единовременное пособие в размере по 1484232 руб. 02 коп. В удовлетворении требований о компенсации морального вреда отказано.

В апелляционной жалобе Псковская таможня поставила вопрос об отмене решения. В обоснование приведены те же доводы, что и в суде первой инстанции. Кроме того, указано, что в период наступления смерти Ш. находился в ежегодном отпуске; согласно заключению ГБУЗ «Городская поликлиника № 1», в котором Ш. проходил ежегодную диспансеризацию с 2012 г. по 2021 г., у него отсутствовали заболевания, препятствующие прохождению службы в таможенных органах.

В возражениях на апелляционную жалобу истцы полагают решение суда законным и обоснованным.

Истцы в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, хотя о нем были извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов, поскольку их неявка не препятствует разбирательству дела.

Выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и доводы возражений на неё, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 327.1 ГПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Поскольку решение суда оспаривается только в части удовлетворенных судом требований, судебная коллегия полагает возможным ограничиться установленными законом пределами рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.

Установлено, что Ш. являлся супругом Шумкиной Н.А., отцом Шумкина В.Р. и сыном Шумкиной Л.М.

<данные изъяты> г. Ш., находясь в очередном ежегодном отпуске в <данные изъяты>, умер в результате заболевания <данные изъяты> «<данные изъяты>», полученного в период военной службы.

До смерти Ш. занимал должность инспектора оперативно-дежурной службы и таможенной охраны Псковской таможни.

В выплате единовременного пособия истцам было отказано, поскольку в соответствии с актом служебного расследования смерть Ш. произошла при обстоятельствах не связанных с исполнением служебных обязанностей.

Полагая отказ незаконным, истцы обратились в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания отказа в выплате единовременного пособия незаконным и взыскания в пользу истцов единовременного пособия.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда.

Порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы (далее - таможенные органы) и основы правового положения должностных лиц таможенных органов определены Федеральным законом от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу, в том числе, в таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы, в том числе, в таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий урегулированы Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ).

В силу пункта 1 части 2 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ членам семьи сотрудника и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах.

Супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти); родители погибшего (умершего) и несовершеннолетние дети погибшего (умершего), считаются членами семьи и лицами, находившимися на иждивении погибшего (умершего) сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах), имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 2 настоящей статьи (пункты 1, 2 и 3 части 3 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ.

Размеры единовременных пособий, выплачиваемых в соответствии с частями 2 и 4 настоящей статьи, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Решение об увеличении (индексации) размеров указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации (части 3 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ).

Частью 10 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ предусмотрено, что правила выплаты единовременных пособий, указанных в том числе в части 2 названной статьи определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Приказом руководителя Федеральной таможенной службы России от 6 августа 2013 г. № 1452 утверждены Правила выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и порядка выплаты сумм возмещения имущественного ущерба сотруднику таможенного органа Российской Федерации в связи с выполнением служебных обязанностей (далее - Правила).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 Правил членам семьи сотрудника и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах.

В пункте 3 Правил приведен перечень лиц, имеющих право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 2 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, аналогичный установленному в части 3 статьи 12 названного федерального закона.

Размеры единовременных пособий, выплачиваемых в соответствии с пунктами 2 и 4 настоящих Правил, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Решение об увеличении (индексации) размеров указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 9 Правил сотрудник (члены семьи и иждивенцы) для решения вопроса о выплате единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации или сумм возмещения имущественного ущерба подает(ют) письменное заявление на имя начальника таможенного органа, где сотрудник проходит службу (замещал последнюю должность).

Решение о выплате единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации, сумм возмещения имущественного ущерба принимается начальником таможенного органа по месту службы потерпевшего (пункт 10 Правил).

Пунктом 11 Правил предусмотрено, что письмо таможенного органа с указанием объема финансирования расходов на выплату пособий, ежемесячной денежной компенсации и сумм возмещения имущественного ущерба и документами, указанными в пунктах 18 - 21 и 23 этих Правил, направляется в Главное управление тылового обеспечения ФТС России.

Главное управление тылового обеспечения ФТС России в срок не более 15 календарных дней проводит проверку документов, указанных в пункте 11 Правил, на соответствие требованиям частей 2 - 5 статьи 12 Федерального закона и направляет их в Главное финансово-экономическое управление (пункт 12 Правил).

В пункте 18 Правил приведен перечень документов, которые необходимо представить членам семьи погибшего (умершего) сотрудника и его иждивенцам для рассмотрения вопроса о выплате единовременного пособия.

К таким документам, в частности, относится копия заключения военно-врачебной комиссии о причинной связи увечья, иного повреждения здоровья, заболевания, вынесенного в формулировке "военная травма" либо "заболевание получено в период военной службы", приведших к гибели (смерти) сотрудника (подпункт "г" пункта 18 Правил).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21.11. 2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" военно-врачебная экспертиза проводится в целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 №565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе.

Военно-врачебная экспертиза проводится, в том числе в таможенных органах Российской Федерации в целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц (пункт 1 Положения о военно-врачебной экспертизе).

Для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии) (пункт 2 Положения о военно-врачебной экспертизе).

Основания, обусловливающие вынесение военно-врачебной комиссией соответствующего заключения о причинной связи увечий, заболеваний приведены в пункте 94 Положения о военно-врачебной экспертизе.

Так, согласно подпункту "а" пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма", если увечье или заболевание получены освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Заключение военно-врачебной экспертизы с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" выносится, если увечье, заболевание получено освидетельствуемым в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (абзац четвертый подпункта "б" пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе).

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ установлена социальная гарантия для членов семьи сотрудника, имевшего специальное звание и проходившего службу в том числе в таможенных органах, в виде выплаты единовременного пособия в размере трех миллионов рублей в равных долях (пункт 1 части 2 статьи 12 названного закона) в случае гибели (смерти) сотрудника по причинам, названным в этом законе. К таким причинам относится гибель (смерть) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах.

Установление причинной связи увечий, заболеваний сотрудника, в том

числе приведших к его смерти, с прохождением им службы относится к исключительной компетенции военно-врачебной комиссии, заключение которой относится к числу обязательных документов для рассмотрения вопроса о выплатах единовременного пособия членами семьи погибшего (умершего) сотрудника. При этом заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи заболевания, приведшего к смерти сотрудника, в формулировке "заболевание получено в период военной службы" является достаточным для решения вопроса о выплате единовременного пособия членам семьи умершего сотрудника таможенных органов. В таком случае определять наличие причинно-следственной связи заболевания, полученного сотрудником в период прохождения службы, с выполнением им служебных обязанностей в таможенных органах согласно нормативным правовым актам, регламентирующим условия и порядок выплаты названного единовременного пособия, не требуется, поскольку право на получение членами семьи сотрудника таможенных органов единовременного пособия возникает в случае наступления смерти такого сотрудника как по причине увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, так и по причине заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах.

Согласно заключению Центральной военно-врачебной комиссии ФТС России от 26 сентября 2022 г. (****) заболевание <данные изъяты> таможенной службы Ш. «<данные изъяты>», приведшее к его смерти <данные изъяты> г., получено в период военной службы.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности отказа ответчика в выплате единовременного пособия и взыскании в пользу истцов единовременного пособия.

Расчет размера единовременного пособия, произведённый истцами, является правильным, стороной ответчика не оспаривается.

Доводы жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что заболевание получено в период выполнения служебных обязанностей, не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае, исходя из приведенных выше положений, право на получение единовременного пособия возникает в связи со смертью сотрудника по причине заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах. Устанавливать факт смерти сотрудника в связи с выполнением им служебных обязанностей не требуется.

Доводы жалобы о том, что Ш. ежегодно проходил медицинское обследование и был признан годным к службе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

Учитывая изложенное, судебная коллегия признает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, постановленным при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к рассматриваемым правоотношениям. Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Псковского городского суда Псковской области от 3 июля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Псковской таможни – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председательствующий И.А. Адаев

судьи: Ю.М. Дмитриева

О.С. Русакова

Копия верна:

Судья Псковского

областного суда И.А. Адаев

УИД: 60RS0001-01-2023-003685-19

1-ая инстанция № 2-3200/2023

судья Лепихина М.Н.

№ 33-1836/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

10 октября 2023 г.

г. Псков

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе: председательствующего Адаева И.А.

судей Дмитриевой Ю.М., Русаковой О.С.

при ведении протокола помощником судьи Беридзе Н.В.

с участием прокурора Самухова С.И.

рассмотрела гражданское дело по иску Шумкиной Натальи Александровны, Шумкина Владислава Романовича, Шумкиной Любови Михайловны к Псковской таможне о признании отказа в выплате единовременного пособия незаконным, взыскании единовременного пособия и компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе ответчика на решение Псковского городского суда Псковской области от 3 июля 2023 г., которым иск удовлетворён частично.

Заслушав доклад судьи Адаева И.А., выслушав объяснения представителя Псковской таможни Рытовой О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Шумкиной Н.А. – Михайловой У.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, заслушав заключение прокурора Самухова С.И. о законности решения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Шумкина Н.А., Шумкин В.Р., Шумкина Л.М. обратились в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Псковской таможне о признании отказа в выплате единовременного пособия незаконным, взыскании единовременного пособия в размере 1484232 руб. 2 коп. в пользу каждого и компенсации морального вреда по 30000 руб. в пользу каждого.

В обоснование указали, что Ш., супруг Шумкиной Н.А., отец Шумкина В.Р. и сын Шумкиной Л.М. проходил службу в Псковской таможне.

<данные изъяты> г. Ш., находясь в ежегодном оплачиваемом отпуске в <данные изъяты>, умер в результате заболевания <данные изъяты> «<данные изъяты>», полученного в период военной службы.

Решением Псковской таможни в выплате единовременного пособия было отказано по мотиву наступления смерти не при исполнении должностных обязанностей.

Полагая данный отказ незаконным, истцы обратились в суд с настоящим иском и просили его удовлетворить.

Представитель ответчика иск не признал, указав, что смерть Ш. произошла не при исполнении должностных обязанностей.

Решением Псковского городского суда Псковской области от 3 июля 2023г. иск удовлетворен частично. Отказ Псковской таможни от 14 февраля 2023г. в выплате единовременного пособия признан незаконным. С Псковской таможни в пользу Шумкиной Н.А., Шумкина В.Р., Шумкиной Л.М. взыскано единовременное пособие в размере по 1484232 руб. 02 коп. В удовлетворении требований о компенсации морального вреда отказано.

В апелляционной жалобе Псковская таможня поставила вопрос об отмене решения. В обоснование приведены те же доводы, что и в суде первой инстанции. Кроме того, указано, что в период наступления смерти Ш. находился в ежегодном отпуске; согласно заключению ГБУЗ «Городская поликлиника № 1», в котором Ш. проходил ежегодную диспансеризацию с 2012 г. по 2021 г., у него отсутствовали заболевания, препятствующие прохождению службы в таможенных органах.

В возражениях на апелляционную жалобу истцы полагают решение суда законным и обоснованным.

Истцы в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, хотя о нем были извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов, поскольку их неявка не препятствует разбирательству дела.

Выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и доводы возражений на неё, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 327.1 ГПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Поскольку решение суда оспаривается только в части удовлетворенных судом требований, судебная коллегия полагает возможным ограничиться установленными законом пределами рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.

Установлено, что Ш. являлся супругом Шумкиной Н.А., отцом Шумкина В.Р. и сыном Шумкиной Л.М.

<данные изъяты> г. Ш., находясь в очередном ежегодном отпуске в <данные изъяты>, умер в результате заболевания <данные изъяты> «<данные изъяты>», полученного в период военной службы.

До смерти Ш. занимал должность инспектора оперативно-дежурной службы и таможенной охраны Псковской таможни.

В выплате единовременного пособия истцам было отказано, поскольку в соответствии с актом служебного расследования смерть Ш. произошла при обстоятельствах не связанных с исполнением служебных обязанностей.

Полагая отказ незаконным, истцы обратились в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для признания отказа в выплате единовременного пособия незаконным и взыскания в пользу истцов единовременного пособия.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда.

Порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы (далее - таможенные органы) и основы правового положения должностных лиц таможенных органов определены Федеральным законом от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу, в том числе, в таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы, в том числе, в таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий урегулированы Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ).

В силу пункта 1 части 2 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ членам семьи сотрудника и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах.

Супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти); родители погибшего (умершего) и несовершеннолетние дети погибшего (умершего), считаются членами семьи и лицами, находившимися на иждивении погибшего (умершего) сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах), имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 2 настоящей статьи (пункты 1, 2 и 3 части 3 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ.

Размеры единовременных пособий, выплачиваемых в соответствии с частями 2 и 4 настоящей статьи, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Решение об увеличении (индексации) размеров указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации (части 3 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ).

Частью 10 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ предусмотрено, что правила выплаты единовременных пособий, указанных в том числе в части 2 названной статьи определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Приказом руководителя Федеральной таможенной службы России от 6 августа 2013 г. № 1452 утверждены Правила выплаты единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и порядка выплаты сумм возмещения имущественного ущерба сотруднику таможенного органа Российской Федерации в связи с выполнением служебных обязанностей (далее - Правила).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 Правил членам семьи сотрудника и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах.

В пункте 3 Правил приведен перечень лиц, имеющих право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 2 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ, аналогичный установленному в части 3 статьи 12 названного федерального закона.

Размеры единовременных пособий, выплачиваемых в соответствии с пунктами 2 и 4 настоящих Правил, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Решение об увеличении (индексации) размеров указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 9 Правил сотрудник (члены семьи и иждивенцы) для решения вопроса о выплате единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации или сумм возмещения имущественного ущерба подает(ют) письменное заявление на имя начальника таможенного органа, где сотрудник проходит службу (замещал последнюю должность).

Решение о выплате единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации, сумм возмещения имущественного ущерба принимается начальником таможенного органа по месту службы потерпевшего (пункт 10 Правил).

Пунктом 11 Правил предусмотрено, что письмо таможенного органа с указанием объема финансирования расходов на выплату пособий, ежемесячной денежной компенсации и сумм возмещения имущественного ущерба и документами, указанными в пунктах 18 - 21 и 23 этих Правил, направляется в Главное управление тылового обеспечения ФТС России.

Главное управление тылового обеспечения ФТС России в срок не более 15 календарных дней проводит проверку документов, указанных в пункте 11 Правил, на соответствие требованиям частей 2 - 5 статьи 12 Федерального закона и направляет их в Главное финансово-экономическое управление (пункт 12 Правил).

В пункте 18 Правил приведен перечень документов, которые необходимо представить членам семьи погибшего (умершего) сотрудника и его иждивенцам для рассмотрения вопроса о выплате единовременного пособия.

К таким документам, в частности, относится копия заключения военно-врачебной комиссии о причинной связи увечья, иного повреждения здоровья, заболевания, вынесенного в формулировке "военная травма" либо "заболевание получено в период военной службы", приведших к гибели (смерти) сотрудника (подпункт "г" пункта 18 Правил).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 61 Федерального закона от 21.11. 2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" военно-врачебная экспертиза проводится в целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 №565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе.

Военно-врачебная экспертиза проводится, в том числе в таможенных органах Российской Федерации в целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц (пункт 1 Положения о военно-врачебной экспертизе).

Для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии) (пункт 2 Положения о военно-врачебной экспертизе).

Основания, обусловливающие вынесение военно-врачебной комиссией соответствующего заключения о причинной связи увечий, заболеваний приведены в пункте 94 Положения о военно-врачебной экспертизе.

Так, согласно подпункту "а" пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма", если увечье или заболевание получены освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Заключение военно-врачебной экспертизы с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" выносится, если увечье, заболевание получено освидетельствуемым в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (абзац четвертый подпункта "б" пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе).

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ установлена социальная гарантия для членов семьи сотрудника, имевшего специальное звание и проходившего службу в том числе в таможенных органах, в виде выплаты единовременного пособия в размере трех миллионов рублей в равных долях (пункт 1 части 2 статьи 12 названного закона) в случае гибели (смерти) сотрудника по причинам, названным в этом законе. К таким причинам относится гибель (смерть) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах.

Установление причинной связи увечий, заболеваний сотрудника, в том

числе приведших к его смерти, с прохождением им службы относится к исключительной компетенции военно-врачебной комиссии, заключение которой относится к числу обязательных документов для рассмотрения вопроса о выплатах единовременного пособия членами семьи погибшего (умершего) сотрудника. При этом заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи заболевания, приведшего к смерти сотрудника, в формулировке "заболевание получено в период военной службы" является достаточным для решения вопроса о выплате единовременного пособия членам семьи умершего сотрудника таможенных органов. В таком случае определять наличие причинно-следственной связи заболевания, полученного сотрудником в период прохождения службы, с выполнением им служебных обязанностей в таможенных органах согласно нормативным правовым актам, регламентирующим условия и порядок выплаты названного единовременного пособия, не требуется, поскольку право на получение членами семьи сотрудника таможенных органов единовременного пособия возникает в случае наступления смерти такого сотрудника как по причине увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, так и по причине заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах.

Согласно заключению Центральной военно-врачебной комиссии ФТС России от 26 сентября 2022 г. (****) заболевание <данные изъяты> таможенной службы Ш. «<данные изъяты>», приведшее к его смерти <данные изъяты> г., получено в период военной службы.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности отказа ответчика в выплате единовременного пособия и взыскании в пользу истцов единовременного пособия.

Расчет размера единовременного пособия, произведённый истцами, является правильным, стороной ответчика не оспаривается.

Доводы жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что заболевание получено в период выполнения служебных обязанностей, не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае, исходя из приведенных выше положений, право на получение единовременного пособия возникает в связи со смертью сотрудника по причине заболевания, полученного в период прохождения службы в таможенных органах. Устанавливать факт смерти сотрудника в связи с выполнением им служебных обязанностей не требуется.

Доводы жалобы о том, что Ш. ежегодно проходил медицинское обследование и был признан годным к службе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

Учитывая изложенное, судебная коллегия признает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, постановленным при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к рассматриваемым правоотношениям. Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Псковского городского суда Псковской области от 3 июля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Псковской таможни – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председательствующий И.А. Адаев

судьи: Ю.М. Дмитриева

О.С. Русакова

Копия верна:

Судья Псковского

областного суда И.А. Адаев

33-1836/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Псковской области
Шумкина Любовь Михайловна
Шумкин Владислав Романович
Шумкина Наталья Александровна
Ответчики
Псковская таможня
Другие
Михайлова Ульяна Александровна
Суд
Псковский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.psk.sudrf.ru
18.09.2023Передача дела судье
10.10.2023Судебное заседание
16.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.10.2023Передано в экспедицию
10.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее