Дело №2-870/2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2019 года г. Владивосток
Ленинский районный суд г. Владивостока в составе:
председательствующего судьи Ящук С.В.
при секретаре Денисенко А.А.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г. Владивостока Романовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Ленинского района г. Владивостока в интересах неопределенного круга лиц к Товариществу собственников жилья «Светлана» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора <адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц. Просит возложить на ТСЖ «Светлана» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести объект культурного наследия регионального значения «Жилой дом», расположенный по адресу: <адрес>, включенный в реестр (регистрационный №), в первоначальное состояние, в котором здание находилось до момента начала проведения строительных работ, а именно, в состояние, указанное в техническом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования в полном объеме, просила удовлетворить. Против рассмотрения дела в порядке заочного производства не возражала.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны, ходатайств не заявлял.
В соответствии со ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
Согласно ст. 167ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ № 52 от 27.12.2007 несоблюдение сроков рассмотрения гражданских дел существенно нарушает конституционное право граждан на судебную защиту гарантированное ст. 46 Конституции РФ.
По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка ответчика (юридического лица), извещенного о времени и месте рассмотрения дела является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. Данный вывод суда нашел свое подтверждение в постановлении Президиуме Верховного Суда РФ от 08.12.2004 г. (БВС № 4, 2005)
Суд, признает причины неявки представителя ответчика неуважительными и определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, полагает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка соблюдения законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации при использовании объекта культурного наследия - здания, расположенного по адресу: <адрес>.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее -Закон).
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки, и техники и иными предметами
материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона объекты культурного наследия, включенные в реестр подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Статьей 47.3 Закона установлено, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 Закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
В силу положений ст. 40 Закона под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Статьей 45 Закона установлено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 ст. 45 Закона, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 ст. 45 Закона, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Также судом установлено и подтверждается материалами дела, что жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, стр. 1, отнесен к объектам культурного наследия регионального значения «Жилой дом», включенный в реестр (регистрационный №). Объект принят на государственную охрану постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительном включении вновь выявленных на территории <адрес> объектов, представляющих культурную ценность, в государственный список недвижимых памятников истории и культуры местного (краевого) значения».
В ходе проверки, проведенной в 2018 году инспекцией по охране объектов культурного наследия <адрес> указанного объекта культурного наследия выявлены нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия, правил эксплуатации и использования объекта культурного наследия, а именно: при визуальном осмотре помещений объекта культурного наследия установлено, что в помещениях первого, второго и мансардного этажей проведены работы по перепланировке и переустройству помещений, в результате которых внесены конструктивные изменения, затрагивающие несущие конструкции здания, а именно: увеличена этажность здания, изменен внешний облик объекта культурного наследия, надстроены несущие стены восточного и западного фасадов, изменена конструкция стропильной системы и форма кровли объекта культурного наследия.
Указанные нарушения отражены в акте осмотра объекта культурного наследия по результатам мероприятий по контролю за состоянием и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, составленном должностными лицами инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес>.
Управлением культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № согласован рабочий проект реконструкции здания по адресу: <адрес>, с указанием на необходимость получения разрешения на право производства реконструкции на здании - памятнике.
ТСЖ «Светлана» за разрешением на реконструкцию здания в уполномоченный орган по охране объектов культурного наследия -инспекцию по охране объектов культурного наследия <адрес> не обращалось. Доказательств обратного суду не предоставлено.
Судом установлено, что 26.02.2018г. ТСЖ «Светлана» обратилось в инспекцию по охране объектов культурного наследия <адрес> с заявлением о принятии работ по выполнению реконструкции здания по адресу: <адрес>. К заявлению приложены: акт приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, письмо о согласовании рабочего проекта с отделом охраны памятников управления культуры <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, письмо о согласовании рабочего проекта с управлением архитектуры, градостроительства и госархстройнадзора <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно информационному письму Управления культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, указано, что перед началом работ по ремонту и реконструкции здания необходимо обратиться в Управление культуры <адрес> по вопросу оформления разрешения на проведение ремонтно-реставрационных работ на здании-памятнике.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления ТСЖ «Светлана» от ДД.ММ.ГГГГ инспекцией по охране объектов культурного наследия <адрес> в принятии выполненных работ отказано в виду того, что прилагаемые к заявлению документы представлены не в полном объеме, при этом по форме и содержанию не соответствующие требованиям Закона.
В архиве уполномоченного органа в области охраны объектов культурного наследия отсутствуют исходно-разрешительная документация, оформленная в соответствии с требованиями Закона, а именно: ремонтно-реставрационное задание на проведение работ по техническому обследованию и разработке научно-проектной документации; научно-проектная документация по сохранению и приспособлению для современного использования объекта культурного наследия, оформленная в соответствии с требованиями Закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации; положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы, заключение государственной экспертизы проектной документации, обосновывающей возможность проведения работ по реконструкции объекта культурного наследия; разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, подготовленное в установленном порядке уполномоченным органом в области охраны объектов культурного наследия; научно-реставрационный отчет о выполнении ремонтно-реставрационных работ; оформленный по установленной форме акт приемки выполненных работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом указано, что представленный на рассмотрение акт приемки выполненных работ не содержит сведений о присутствии в составе приемочной комиссии представителя уполномоченного органа в области охраны объектов культурного наследия.
Сведения о техническом состоянии объекта культурного наследия содержатся в техническом паспорте объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, на объекте культурного наследия регионального значения произведены работы по реконструкции здания в нарушение порядка ст. 45 Закона, без получения разрешения на производство ремонтно-реставрационных работ. ТСЖ «Светлана» допущены нарушения прав граждан на обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 26.05.2018 в связи с выявленными нарушениями ТСЖ «Светлана» внесено представление об устранении выявленных нарушений, при этом требования прокурора не исполнены, нарушения не устранены. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования И.о. прокурора Ленинского района г. Владивостока обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 233-236ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования И.о. прокурора Ленинского района г. Владивостока в интересах неопределенного круга лиц к Товариществу собственников жилья «Светлана» о возложении обязанности – удовлетворить.
Возложить на товарищество собственников жилья «Светлана» (ИНН 2536241026, ОГРН 1112536004020, юридический адрес: Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 177, корп. 1) обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести объект культурного наследия регионального значения «Жилой дом», расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 177/1, включенный в реестр (регистрационный номер 251711286700005), в первоначальное состояние, в котором здание находилось до момента начала проведения строительных работ, а именно, в состояние, указанное в техническом паспорте от 06.05.2003.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: Ящук С.В.