Решение по делу № 2а-827/2019 от 14.08.2019

Дело .....а-827/19

42RS0.....-50

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Новоильинский районный суд ..... в составе председательствующего судьи Шлыковой О.А.,

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в .....

28 октября 2019 года

административное исковое заявление Моховикова ....., Моховиковой ....., действующих в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО11 ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Комитету градостроительства и земельных ресурсов администрации ..... об оспаривании решения об отказе в согласовании предоставления земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились в суд с административным иском к Комитету градостроительства и земельных ресурсов администрации ..... об оспаривании решения об отказе в согласовании предоставления земельного участка, просят признать незаконным решение Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации ..... от ..... ..... об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: ....., ..... ....., :....., в собственность под индивидуальное строительство гражданам Моховикову А.Н., Моховиковой Ю.О., ФИО4, ФИО12 Ал.А., ФИО12 Ар.А.; обязать Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации ..... принять по заявлению Моховикова А.Н., Моховиковой Ю.О., ФИО4, ФИО11 Ал.А., ФИО11 Ар.А. решение о согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: ....., ..... ....., ....., в собственность под индивидуальное строительство.

Административные исковые требования мотивированы тем, что административными истцами было подано заявление в Комитет градостроительства и земельных ресурсов Администрации ..... о предварительном согласовании предоставления в собственность под индивидуальное жилищное строительство бесплатно земельного участка ...... Решением от ..... ..... административный ответчик отказал им в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку предоставление земельных участков семьям, имеющим трех и более детей, под индивидуальное жилищное строительство необходимо осуществлять после строительства внешних сетей инженерно-технического обеспечения, предусмотренных документацией по планировки территории. Предоставление таких земельных участков не приведет к улучшению жилищных условий граждан, поскольку строительство и эксплуатация жилого дома на земельном участке при отсутствии возможности подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе: электроснабжения, водоснабжения и водоотведения невозможно и предоставление участка не будет свидетельствовать о реализации права на меру социальной поддержки. Кроме того, указанный земельный участок расположен в зоне ЗН 1-2, границы которой поставлены на Государственный кадастровый учет и для данной территориальной зоны разрешенное использование земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» не предусмотрено. Посчитав данный отказ не законным истцы обратились в суд.

Административные истцы Моховиков А.Н., Моховикова Ю.О. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, направили представителя.

В судебном заседании представитель административных истцов Моховикова А.Н., Моховиковой Ю.О. – ФИО10, действующий на основании доверенности от ..... сроком на один год, на административных исковых требованиях настаивал, дал суду пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. Кроме того пояснил, что решением Новокузнецкого городского совета народных депутатов от ..... внесены изменения в решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от ..... ..... «Об утверждении Правил землепользования и застройки .....» «Карта (схема) градостроительного зонирования» изложена в новой редакции, согласно карты, земельный участок :ЗУ105 расположен в зоне индивидуальной застройки.

В судебном заседании представитель административного ответчика Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации ..... ФИО7, действующая на основании доверенности, просит отказать в заявленных истцами требованиях, поскольку предоставление земельных участков семьям, имеющим трех и более детей, под индивидуальное жилищное строительство необходимо осуществлять после строительства внешних сетей инженерно-технического обеспечения, предусмотренных документацией по планировки территории. Предоставление таких земельных участков не приведет к улучшению жилищных условий граждан, поскольку строительство и эксплуатация жилого дома на земельном участке при отсутствии возможности подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе: электроснабжения, водоснабжения и водоотведения невозможно и предоставление участка не будет свидетельствовать о реализации права на меру социальной поддержки. Кроме того, указанный земельный участок расположен в зоне ЗН 1-2, границы которой поставлены на Государственный кадастровый учет и для данной территориальной зоны разрешенное использование земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» не предусмотрено ни в основных, ни в условно-разрешенных видах использования земельного участка. Поскольку сведения об указанной территориальной зоне внесены в Государственный кадастровый учет, формирование и постановка на кадастровый учет земельного участка с не предусмотренным градостроительным регламентом видом разрешенного использования не возможен.

В судебном заседании представитель администрации .....ФИО7, действующая на основании доверенности ..... от ....., сроком по ....., в судебном заседании возражала против заявленных требований истцов, представила письменные возражения относительно заявленных исковых требований. Просила суд отказать административным истцам в удовлетворении исковых требований, поскольку для данной территориальной зоны разрешённое использование земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» не предусмотрено ни в основных, ни в условно разрешенных видах использования земельного участка.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2).

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что семья Моховиковых является многодетной семьей, имеет право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность в установленном законом порядке.

При обращении в Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации ..... о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: ....., 18 квартал ....., ....., как многодетной семье, последовал отказ по причине отсутствия возможности использовать земельный участок по назначению, поскольку в случае предоставления земельного участка без сетей инженерно-технологического обеспечения указанная категория граждан не сможет реализовать в полном объеме свое право на улучшение жилищных условий, а предоставление земельного участка в целях, реализация которых заведомо не предоставляется возможным, не отвечает основным принципам земельного кодекса РФ. Кроме того, что указанный земельный участок расположен в зоне ЗН 1-2, границы которой поставлены на Государственный кадастровый учет и для данной территориальной зоны разрешенное использование земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» не предусмотрено ни в основных, ни в условно-разрешенных видах использования земельного участка.

Суд полагает, что ссылка Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации ..... в решении ..... от ..... в качестве одного из оснований отказа Моховниковым в предварительном согласовании предоставления земельного участка на расположение испрашиваемого земельного участка в границах территории, не обеспеченной объектами инженерной инфраструктуры не основанной на законе.

Так, исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, перечислен в статье 39.16 Земельного Кодекса Российской Федерации.

Между тем, подобного основания для отказа в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в отсутствии обеспечения объектами инженерной инфраструктуры статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит.

При этом в системе как прежнего, так и действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". При отсутствии же на территории городского округа земельных участков, отвечающих критериям инфраструктурной пригодности для индивидуального жилищного строительства, не исключается возможность предоставления органами местного самоуправления на основе взаимодействия с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в собственность гражданам бесплатно иных находящихся в муниципальной собственности земельных участков, на которых создание объектов необходимой инфраструктуры должно в таких случаях обеспечиваться органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке исполнения полномочий, установленных подпунктами 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (определение Конституционного Суда РФ от 09.11.2017 N 2516-О).

Ссылка представителя ответчика на приказ Минрегиона России от 09.09.2013 № 372 «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей», согласно которому предоставление земельных участков под индивидуальное жилищное строительство указанной категории граждан возможно только после строительства внешних сетей инженерно-технического обеспечения, предусмотренных проектом планирования, не может быть принята во внимание судом, поскольку в пункте 36 данного приказа обращается внимание на то, что в закон субъекта Российской Федерации, регулирующий указанные правоотношения, рекомендуется включить норму, согласно которой предоставление земельных участков таким гражданам допускается только после обеспечения указанных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренных проектами планировки территории в границах указанных земельных участков, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Однако, закон ..... от 29.12.2015 № 135-03 «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений», устанавливающий порядок предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно такой нормы не содержит. Более того, данный приказ носит рекомендательный характер для соответствующих уполномоченных органов субъекта Российской Федерации, в чью компетенцию входит регулирование правоотношений, связанных с безвозмездной передачей земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства, к числу которых Комитет градостроительства и земельных ресурсов Новокузнецкого городского округа не относится.

Таким образом, расположение испрашиваемого земельного участка в границах территории, не обеспеченной внешними сетями инженерно – технического обеспечения, не является основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка семье, имеющим трех и более детей.

Вместе с тем данное обстоятельство, при наличии другого законного основания для отказа в предоставлении земельного участка, не влечет отмену оспариваемого решения.

    Вторым основанием отказа Моховиковым явилось то, что земельный участок .....:..... расположен в зоне ЗН 1-2, границы которой поставлены на Государственный кадастровый учет и для данной территориальной зоны разрешенное использование земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» не предусмотрено, поскольку зона зеленых насаждений выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использование озелененных участков для проведения досуга и отдыха населения в жилых районах города.

В силу пп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Такое право закреплено также в ст. 24.1 ЗК РС(Я).

В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с положениями ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (часть 2). Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования (часть 4).

    Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты)

Установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к природным объектам и местам общего пользования, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения.

Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом, установленными правилами землепользования и застройки.

Понятие территории общего пользования также закреплено в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, к ним относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Согласно пункт 19 части 1 статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Исходя из сведений из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, земельный участок с кадастровым номером ..... на кадастровом учете не состоит, испрашиваемый участок расположен в территориальной зоне – «Зона зеленых насаждений общего пользования (скверов и бульваров) (ЗН 1-2). В данной территориальной зоне не предусмотрено строительство жилых домов.

Таким образом, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне зеленых насаждений общего пользования (скверов и бульваров) с особыми условиями использования территорий, для которого строительство индивидуального жилищного строительства является запрещенным видом использования земельных участков.

Довод представителя истца о том, что решением Новокузнецкого городского совета народных депутатов от 13.09.2016 внесены изменения в решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 31.01.2012 №16 «Об утверждении Правил землепользования и застройки .....» и «Карта (схема) градостроительного зонирования» изложена в новой редакции, согласно которой, земельный участок :..... расположен в зоне индивидуальной застройки, не может служить безусловным основанием для предварительного согласования предоставления испрашиваемого земельного участка, поскольку в Едином государственном реестре недвижимости вид разрешенного использования земельного участка ..... не изменен, а на территории Российской Федерации не допускается использование земли не по назначению.

Принимая во внимание вышеизложенное, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в границах территории общего пользования, и следовательно, не может быть передан в собственность истцам, в связи с чем суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации ..... об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка от ..... ..... отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Моховикова ....., Моховиковой ....., действующих в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей ФИО11 ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Комитету градостроительства и земельных ресурсов администрации ..... об оспаривании решения об отказе в согласовании предоставления земельного участка от ..... ..... - отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                                                         О.А.Шлыкова

Решение в окончательной форме принято ......

Судья:                                                                                      О.А.Шлыкова

2а-827/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Моховиков Арсений Андреевич
Информация скрыта
Моховиков Александр Андреевич
Моховиков Андрей Николаевич
Моховикова Юлия Олеговна
Моховикова Софья Андреевна
Ответчики
Администрация г. Новокузнецка
Комитет градостроительства
Другие
Акулов Сергей Владимирович
Суд
Новоильинский районный суд г. Новокузнецк Кемеровской области
Судья
Шлыкова Ольга Анатольевна
Дело на странице суда
novoilinsky.kmr.sudrf.ru
14.08.2019Регистрация административного искового заявления
14.08.2019Передача материалов судье
15.08.2019Решение вопроса о принятии к производству
15.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.08.2019Подготовка дела (собеседование)
29.08.2019Рассмотрение дела начато с начала
09.09.2019Подготовка дела (собеседование)
09.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.09.2019Судебное заседание
25.09.2019Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
25.09.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.10.2019Судебное заседание
28.10.2019Судебное заседание
02.04.2020Регистрация административного искового заявления
02.04.2020Передача материалов судье
02.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.04.2020Подготовка дела (собеседование)
02.04.2020Рассмотрение дела начато с начала
02.04.2020Подготовка дела (собеседование)
02.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.04.2020Судебное заседание
02.04.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
02.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.04.2020Судебное заседание
02.04.2020Судебное заседание
02.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее