Дело № 3а-152/2020
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Хабаровск 11 ноября 2020 года
Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Мороз И.Г., при секретаре Наседкиной А.С. с участием представителя административного истца Пака В.В. - Гущиной О.Ю., представителя административного ответчика министерства имущественных отношений Хабаровского края Вакульчика Р.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пака В.В. к министерству имущественных отношений Хабаровского края, Управлению Росреестра по Хабаровскому краю об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Пак В.В. обратился в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства – нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 829 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019г. в размере 19 863 857 руб.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником данного нежилого здания, кадастровая стоимость которого приказом министерства имущественных отношений Хабаровского края от 11.11.2019г. № 103 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости» по состоянию на 01.01.2019г. определена в размере 25 829 734,74 руб. Отчетом об оценке № 96.3/Н/2020, выполненным оценщиком ООО «Оценка-партнер», рыночная стоимость здания определена в размере 19 863 857 руб., что в соответствии со статьями 24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, исходя из которой исчисляется уплачиваемый налог на имущество.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие административного истца Пака В.В., представителя административного ответчика Управления Росреестра по Хабаровскому краю, представителя заинтересованного лица администрации города Хабаровска, которые в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела уведомлены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца Гущина О.Ю. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель министерства имущественных отношений Хабаровского края Вакульчик Р.Ю. не возражал против удовлетворения административного иска, пояснил, что разница между кадастровой стоимостью объекта капитального строительства, определенная в порядке массовой оценки, и его рыночная стоимость, определенная в порядке индивидуальной оценки, укладывается в приемлемый диапазон.
Из письменного отзыва Управления Росреестра по Хабаровскому краю следует, что Управление правовую оценку требований административного истца оставляет на усмотрение суда, поскольку самостоятельной заинтересованности по данному вопросу не имеет.
В письменных возражениях заинтересованного лица администрация города Хабаровска указывает, что если суд придет к выводу о том, что представленный административным истцом отчет об оценке №96.2/Н/2020 от 13.07.2020г. не является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта оценки, то указанное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, нежилое здание с кадастровым номером №, площадью 829 кв.м., 2013 года постройки, расположенное по адресу: <адрес>, с 12.08.2013г. принадлежит на праве собственности Паку В.В.
Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ физические лица являются плательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса РФ, в том числе, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с положениями части 1 статьи 402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 01.01.2020г. единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Статьей 1 Закона Хабаровского края от 30.09.2015г. № 116 «О единой дате начала применения на территории Хабаровского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлено, что налоговая база по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, применяется на территории Хабаровского края с 01.01.2017г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость нежилого здания, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости 10.02.2020г., составляет 25 829 734,74 руб., определена по состоянию на 01.01.2019г. приказом министерства имущественных отношений Хабаровского края от 11.11.2019г. № 103 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости», принятом в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон о государственной кадастровой оценке). Дата начала применения кадастровой стоимости – 01.01.2020г.
Согласно частям 1 и 7 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическим лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, в суде или комиссии на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Пак В.В., являясь собственником здания, налог на которое исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, в силу приведенной нормы имеет право на оспаривание кадастровой стоимости данного объекта недвижимости.
В суд в качестве доказательства, подтверждающего рыночную стоимость помещения, административным истцом представлен Отчет №96.2/Н/2020 от 01.09.2020г., составленный оценщиком ООО «Оценка-Партнер» Демьяненко Ю.А., согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости определена в размере 19 863 857 руб.
В соответствии с требованиями Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.05.2015г. № 299, отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет (пункт 3 ФСО № 3). Отчет об оценке выполняется в соответствии с заданием на оценку и содержит обоснованное профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки, сформулированное на основе собранной информации и проведенных расчетов, с учетом допущений (пункт 4 ФСО № 3).
При составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов (пункт 5 ФСО № 3).
Изучив содержание Отчета об оценке № 96.2/Н/2020 от 01.09.2020г., суд приходит к выводу, что он соответствует вышеизложенным требованиям.
Из указанного отчета следует, что оценка проводилась по состоянию на 01.01.2019г., то есть на дату определения кадастровой стоимости, что соответствует положениям части 7 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке.
В сооветствии с пунктами 6, 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки. Подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007г. № 256, итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке. Подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).).
Для определения рыночной стоимости объекта оценки оценщиком использован затратный подход, в рамках которого применен метод индексации затрат на создание объекта, который предполагает расчет стоимости объекта путем индексации полной восстановительной стоимости объекта оценки (по данным бухгалтерского учета) на дату оценки. Отказ от доходного и сравнительного подходов и иных методов в рамках затратного подхода в Отчете обоснован.
Из Отчета следует, что объект оценки – это нежилое здание – офис со вспомогательными помещениями, фактически представляет собой объект капитального строительства, пристройка к зданию «НК СИТИ» и имеет две самостоятельные стены и перекрытия; 2013 года постройки, общей площадью 829 кв.м., количество наземных этажей – 8, также цокольный этаж. Фундамент – сваи, монолитный ростверк; наружные стены надземной и подземной частей – кирпичные, утепленные, отделка - алюминиевая композитная панель; перекрытие - железобетонные плиты; наружная отделка надземной части – мелкопластиковые панели, наружная отделка подземной части отсутствует; внутренняя отделка надземной части шпаклевка, покраска, плитка, подземной части – штукатурка, побелка, окраска, кафель; оконные проемы – двухкамерные металлопластиковые стеклопакеты; отопление, водоснабжение, канализация, горячее водоснабжение, электроосвещение – централизованные.
В качестве источника стоимости строительства объекта оценки оценщиком использованы данные, представленные подрядной организацией ООО «Восток-ДВ», в соответствии с которыми стоимость строительно-монтажных работ по объекту оценки за 2009-2013 годы составила в ценах на II квартал 2013 года – 18 951 630 руб. без НДС.
Оценщиком обоснована и внесена корректировка на текущие цены.
Физический износ объекта оценки определен в размере 5,56 %, функциональное устаревание 0 %, экономическое устаревание – 7,12 %. Совокупный износ – 12,29 %.
Рыночная стоимость объекта оценки определена в размере 19 863 857 руб.
Отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, и содержит все необходимые сведения доказательного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Оценщиком проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки.
Содержащие в отчете сведения дают надлежащее представление о характеристиках аналога, учтенных оценщиком при расчете величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток.
Каких-либо доказательств недостоверности отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки в материалы дела не представлено, нарушений при составлении отчета, которые могут существенно повлиять на размер рыночной стоимости объектов оценки, в судебном заседании не установлено, в связи с чем, суд полагает, что рыночная стоимость объекта оценки определена в соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности.
На основании изложенного заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости дата применения кадастровой стоимости, в том числе в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда – 01.01.2020г., в суд административный истец обратился 13.10.2020г., следовательно, установленная судом кадастровая стоимость действует с 01.01.2020г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта, установленной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
Административный иск Пака В.В. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером №, площадью 829 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019г. в размере 19 863 857 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Хабаровский краевой суд.
Судья Хабаровского краевого суда И.Г. Мороз
Решение в окончательной форме принято 18 ноября 2020 года.