Решение по делу № 2а-2157/2021 от 26.01.2021

Мотивированное решение изготовлено 25.03.2021 года

66RS0004-01-2021-000951-23

Дело № 2а-2157/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 марта 2021 года г. Екатеринбург

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Макаровой Т.В., при секретаре Романычевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Шкалькова В. А. к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г. Екатеринбурга Балашовой Н.А., ГУ ФССП России по Свердловской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Шкальков В.А. обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г. Екатеринбурга Балашовой Н.А., ГУ ФССП России по <адрес> о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора.

В обоснование заявленных требований указано, что 27 октября 2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 1059445 рублей 45 копеек в связи с неисполнением требований исполнительного документа. Указанное постановление получено представителем административного истца 12 января 2021 года. Постановление о взыскании исполнительского сбора административный истец полагает незаконным в связи с тем, постановления о возбуждении исполнительного производства должником не получено, срок для добровольного исполнения не предоставлен.

Представитель административного истца Карпов А.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании на удовлетворении исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП г. Екатеринбурга Балашова Н.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

С учетом положений ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотрение дела и принятие решения в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом и в срок о дате и времени судебного заседания.

Заслушав представителя административного истца, изучив представленные судебным приставом-исполнителем по запросу суда материалы исполнительного производства, материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Должник по исполнительному производству вправе оспорить в суде постановление судебного пристава-исполнителя, что предусмотрено ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту Закон № 229-ФЗ).

Частью 3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» административное исковое заявление, заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.

Как следует из материалов дела, оспариваемое постановление вручено представителю должника 12 января 2021 года, в установленный законом срок административным истцом подано заявление об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет административное исковое заявление об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, если установит, что оспариваемое постановление нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует нормативным правовым актам.

В силу ч. 11 ст. 30 Закона № 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 12 ст. 30 Закона № 229-ФЗ срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 64 Закона № 229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

В силу ч.ч. 1-3 ст. 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В рамках рассмотрения данного административного дела судом установлено, что Шкальков В.А. являлся должником по исполнительным производствам, возбужденным на основании исполнительных листов ФС 030337005 (предмет исполнения задолженность в размере 15134943 рубля 97 копеек), ВС , (предмет исполнения задолженность в размере 493727 рублей) в пользу взыскателя Россель А.С.

27 октября 2020 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании со Шкалькова В.А. исполнительского сбора в размере 1059445 рублей 45 копеек, которое получено представителем должника <//>.

Разрешая заявленные административным истцом требования, суд приходит к следующему.

Законодательство связывает начало течения срока на добровольное исполнение требований исполнительного документа с днем получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

Верховный Суд Российской Федерации в п. 78 постановления Пленума от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» дал разъяснение, что по смыслу ч. 1 ст. 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Таким образом, в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности. Привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии у судебного пристава-исполнителя достоверных сведений о получении должником постановления о возбуждении исполнительного производства и предоставлении срока для добровольного исполнения требований исполнительного листа, но исполнение не произведено.

В п. 2.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов 08 июля 2014 года № 0001/16, содержится указание о том, что в силу требований Закона № 229-ФЗ для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения; требования исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.

Вместе с тем, доказательств получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства, в котором указан срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем, на котором лежало бремя доказывания названного обстоятельства в силу ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено, материалы исполнительного производства таких сведений не содержат, что исключает возможность применения к должнику санкции в виде взыскания исполнительского сбора.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконном и необоснованном наложении на административного истца взыскание исполнительского сбора, в связи с чем, суд полагает постановление о взыскании исполнительского сбора незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Шкалькова В. А. к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г. Екатеринбурга Балашовой Н.А., ГУ ФССП России по Свердловской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора удовлетворить.

Признать незаконным постановление Ленинского РОСП г. Екатеринбурга Балашовой Н.А., ГУ ФССП России по Свердловской области Балашовой Н.А. от 27 октября 2020 года о взыскании исполнительского сбора .

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья (подпись) Т.В. Макарова

Копия верна. Судья

По состоянию на 25.03.2021 года решение в законную силу не вступило.

Судья

2а-2157/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шкальков Владимир Андреевич
Ответчики
Ленинский РОСП г. Екатеринбурга СПИ Балашова Наталья Александровна
Ленинское РОСП г. Екатеринбурга
ГУФССП России по Свердловской области
Другие
Карпов Алексей Иванович
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга
Судья
Макарова Татьяна Валентиновна
Дело на странице суда
leninskyeka.svd.sudrf.ru
26.01.2021Регистрация административного искового заявления
27.01.2021Передача материалов судье
29.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
29.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.03.2021Судебное заседание
11.03.2021Судебное заседание
25.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее