Дело N 2 – 2072/2024 УИД 76RS0022-01-2024-003113-44
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
«01» октября 2024
Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:
Председательствующего судьи Добровольской Л.Л.,
С участием прокурора Байкова А.К.,
При секретаре Шутовой А.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
и.о. прокурора Заволжского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к МУ ДО «Спортивная школа олимпийского резерва № 21», Департаменту образования мэрии г. Ярославля, Управлению по физической культуре и спорту мэрии г. Ярославля о возложении обязанностей устранения нарушения требований антитеррористического законодательства,
у с т а н о в и л:
При проведении прокуратурой Заволжского района г. Ярославля исполнения действующего законодательства в области антитеррористической защищенности выявлен факт не соответствия объекта МУ ДО «Спортивная школа олимпийского резерва № 21» требованиям антитеррористической защищенности.
И.о. прокурора Заволжского района г. Ярославля обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУ ДО «Спортивная школа олимпийского резерва № 21», Департаменту образования мэрии г. Ярославля, Управлению по физической культуре и спорту мэрии г. Ярославля о возложении обязанностей устранения нарушения требований антитеррористического законодательства (л.д. 4 - 11).
В процессе рассмотрения дела суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица ФГКУ «УВО ВНГ России по ЯО».
В судебном заседании прокурор Байков А.К. иск поддержал. Просил обязать ответчиков принять меры к обеспечению антитеррористической защищенности объекта, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Мостецкая, д. 8а путем оборудования в срок до 31.12.2024 системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.
Требования прокурор обосновывал положениями действующего законодательства в области о технической укрепленности и антитеррористической защищенности.
Представитель третьего лица Управления Росгвардии по ЯО Жеканец Д.С. иск прокурора поддержала.
Представители остальных участников процесса в судебное заседание не явились.
Третье лицо мэрия г. Ярославля представило в суд письменные пояснения по иску.
Суд считает возможным рассмотрение дела при имеющейся явке.
Заслушав прокурора Байкова А.К., представителя третьего лица Управления Росгвардии России по ЯО Жеканец Д.С., изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с п.п. 1, 7 ст. 2 ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно акту обследования и категорирования МУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 21» от 23.12.2021 объекту спорта присвоена вторая категория антитеррористической защищенности. При этом указано на необходимость первоочередного, неотложного мероприятия как оборудование системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.
При проведении прокуратурой Заволжского района г. Ярославля исполнения действующего законодательства в области антитеррористической защищенности выявлены факты отсутствия на объекте МУ ДО «Спортивная школа олимпийского резерва № 21» системы экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.
Указанный факт не оспаривался участниками процесса.
Согласно ч. 4 ст. 3 ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (ч. 3 ст. 5 выше указанного закона).
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 05.10.2009, предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Положения п. 7.1 ч. 1 ст. 14 и п. 6.1 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения поселения и муниципального района участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района (в границах поселения).
Оценив все обстоятельства в их совокупности, суд считает всех лиц, указанных в исковом заявлении в качестве ответчиков надлежащими ответчиками.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. В соответствии с указанным законном в целях противодействия терроризму и экстремизму должны приниматься эффективные меры, направленные на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизации и ликвидации последствий их проявлений, осуществление комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма и экстремизма, к числу которых относятся меры по созданию и поддержанию необходимого уровня защищенности объектов.
Согласно ч. 13 ст. 30 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Положения ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму», определяющие организационные основы противодействия терроризму, предоставляет Правительству Российской Федерации право устанавливать обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса). В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона Правительство Российской Федерации постановлением от 25 марта 2015 № 272 утвердило требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей; а также требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 за № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Согласно п. 26 Требований к защищенности объектов, в отношении объектов (территорий) второй категории опасности осуществляются, в том числе, мероприятия по обеспечению системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.
Требования прокурора в целом следует признать законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, суд считает необходимым установить иной срок для исполнения возложенных судом обязательств по оснащению объекта системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, установив срок до 31.03.2025.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «О противодействии терроризму», ст.ст. 2, 3 ФЗ «О безопасности», ст. 30 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» руководствуясь ст.ст. 98, 103, 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск и.о. прокурора Заволжского района г. Ярославля (ИНН 7604008189) в интересах неопределенного круга лиц к МУ ДО «Спортивная школа олимпийского резерва № 21» (ИНН 7603012337, ОГРН 1027600624149), Департаменту образования мэрии г. Ярославля (ИНН 7604011463, ОГРН 1027600685276), Управлению по физической культуре и спорту мэрии г. Ярославля (ИНН 7604050399, ОГРН 1027600688840) о возложении обязанностей устранения нарушения требований антитеррористического законодательства удовлетворить частично.
Обязать МУ ДО «Спортивная школа олимпийского резерва № 21», Департамент образования мэрии г. Ярославля, Управление по физической культуре и спорту мэрии г. Ярославля в срок до 31.03.2025 принять меры к обеспечению антитеррористической защищенности объекта спорта, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Мостецкая, д. 8а путем оборудования его системой экстренного оповещения сотрудников и посетителей объекта спорта о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд.
Судья Л.Л. Добровольская