Судья Смирнов С.А. дело № 33-1422/2021
дело № 2-890/2021; УИД 12RS0003-02-2021-000019-98
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 13 июля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Скворцовой О.В.,
судей Гринюк М.А. и Протасовой Е.М.,
при секретаре Муравьевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Никитиной М. А. на решение ЙошкарОлинского городского суда Республики Марий Эл от 22 марта
2021 года, которым постановлено:
взыскать с Никитиной М. А. в пользу МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» задолженность по оплате тепловой энергии за период
с <дата> по <дата> в размере 71287 руб. 39 коп., расходы по уплате госпошлины в размере 2338 руб. 62 коп.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Скворцовой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
муниципальное унитарное предприятие «Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль №1» муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (далее – МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1») обратилось в суд с иском к Никитиной М.А., в котором с учетом уточнения просило задолженность за потребленную тепловую энергию за период с <дата> по
<дата> в сумме 71287 руб. 39 коп., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 5848 руб. 64 коп.
В обоснование иска указано, что с <дата> Никитина М.А. является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу: Республика Марий Эл, <адрес>. Ответчиком осуществляется фактическое потребление тепловой энергии в отсутствие договора теплоснабжения, заключенного в надлежащей письменной форме. В нарушение требований законодательства ответчик плату за потребленную тепловую энергию в принадлежащих ей на праве собственности нежилых помещениях за период с <дата> по <дата> своевременно и полностью не вносила, в связи, с чем образовалась указанная выше задолженность.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Никитина М.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В жалобе указано на отсутствие у ответчика обязанности по оплате тепловой энергии ввиду прекращения подачи тепловой энергии путем отключения от тепловой сети летом 2016 года. Представленные истцом документы не подтверждают факт поставки тепловой энергии в принадлежащие Никитиной М.А. помещения. Безосновательное применение в расчетах истца завышенной площади помещений свидетельствует о недобросовестном осуществлении истцом процессуальных прав.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Никитиной М.А. - Инородцева А.Х., представителя МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» Петухова С.А. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 539, пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 8 статьи 15 Закона о теплоснабжении, пункту 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 года № 808) к договору теплоснабжения прилагается акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей.
Акт разграничения балансовой принадлежности является одним из документов, фиксирующих подключение к системам теплоснабжения.
Судом первой инстанции установлено, что Никитина М.А. с <дата> является собственником нежилых помещений площадью
<...> кв.м, расположенных по адpecy: Республика Марий Эл, <адрес>, находящихся в многоквартирном доме.
МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» осуществляет поставку тепловой энергии и теплоносителя на нужды отопления и горячего водоснабжения в указанный многоквартирный жилой дом.
Поставка тепловой энергии в принадлежащие ответчице нежилые помещения осуществляется в отсутствие заключенного между сторонами спора письменного договора теплоснабжения, поскольку направленный в адрес ответчика договор теплоснабжения и поставки горячей воды ею подписан не был.
С <дата> до <дата> собственником указанных нежилых помещений являлся Абдуллаев М.А.о.
Между МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» и Абдуллаевым М.А.о.
<дата> был заключен договор теплоснабжения <№>, предметом которого является подача потребителю тепловой энергии и теплоносителя для нужд отопления и горячего водоснабжения объектов потребителя, указанных в приложении <№> к договору.
Согласно приложению <№> к договору <№> от <дата> объект теплопотребления находится по адресу: <адрес>.
Договор вступает в силу с момента его подписания и распространяется на отношения сторон, возникшие с <дата> по <дата> и считается продленным на тех же условиях на следующий период, если за 30 дней до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо не направит другой стороне проект нового договора, продление договора на последующие периоды производится в аналогичном порядке (пункт 9.1 договора).
Из прилагаемого к договору теплоснабжения акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон следует, что на балансе и в эксплуатации потребителя Абдуллаева М.А.о. на момент заключения договора находилась внутренняя отопительная система, присоединенная к сетям теплоснабжающей организации МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1».
В соответствии с техническим паспортом от <дата> нежилые помещения, расположенные по адpecy: Республика Марий Эл,
<адрес> имеют центральное отопление (л.д. 145-147).
Фактическое оказание Абдуллаеву М.А.о., являющемуся бывшим собственником нежилых помещений, принадлежащих Никитиной М.А., услуг теплоснабжения через присоединенную сеть теплоснабжающей организацией подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, подписанным сторонами в день заключения договора теплоснабжения <№> от <дата>, техническим паспортом нежилых помещений, фактом исполнения Абдуллаевым М.А.о. договора теплоснабжения, то есть оплатой им услуг теплоснабжения в полном объеме.
Согласно акту осмотра нежилых помещений, принадлежащих Никитиной М.А., от <дата> на момент обследования стояки отопления в помещениях отключены, отопительные приборы демонтированы. В адрес МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» заявок и уведомлений от Никитиной М.А. на отключение систем теплопотребления не поступало.
Поскольку нежилые помещения, принадлежащие ответчице, расположены в многоквартирном доме, объем потребленной тепловой энергии на нужды отопления определяется в соответствии с положениями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года
№ 354 (далее – Правила № 354).
В связи с отсутствием приборов учета тепловой энергии объём тепловой энергии на нужды отопления нежилых помещений, принадлежащих ответчице, расположенных в многоквартирном <адрес>
<адрес>, определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Для оплаты потребленной тепловой энергии за период с <дата> по <дата> ответчице предъявлен счет на общую сумму 264864 руб. 80 коп.
С учетом того, что Никитина М.А. ранее через службу судебных приставов во исполнение требований судебного приказа погасила задолженность в сумме 193577 руб. 41 коп., истцом предъявлена ко взысканию задолженность по оплате за потреблённую тепловую энергию за период с <дата> по <дата> в размере 71287 руб. 39 коп.Исследовав представленные сторонами доказательства и дав им оценку по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» исковых требований о взыскании с Никитиной М.А. задолженности по оплате тепловой энергии за период с <дата> по <дата> в размере 71287 руб. 39 коп.
Проверяя доводы жалобы Никитиной М.А, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу одиннадцатого абзаца пункта 2 Правил № 354 под нежилым помещением в многоквартирном доме понимается помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения.
Согласно пункту 43 Правил № 354 объем потребленной в нежилом помещении многоквартирного дома тепловой энергии определяется в соответствии с пунктом 42 (1) указанных Правил.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года № 46-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И. Леоновой и Н.Я. Тимофеева» абзац второй пункта 40 данных Правил признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (части 3), 19 (части 1), 35 (частей 1 - 3), 40 (части 1) и 55 (части 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
По общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, не допускается.
Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
Отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (пункт 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации обязательным доказательством для осуществления переустройства является оформленный и согласованный проект.
Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии (пункт 1 статьи 28 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В подпункте «в» пункта 35 Правил № 354 потребителю установлен запрет самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября
2003 года № 170, согласно которому переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке, поскольку замена нагревательного оборудования является переустройством жилого помещения.
В силу пункта 1.7.2 Правил № 170 переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
В соответствии с пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Вопреки доводам жалобы Никитина М.А. не представила доказательств, подтверждающих переустройство системы отопления нежилых помещений в установленном законом порядке, в том числе доказательств обращения за согласованием переустройства системы отопления.
Действия ответчика по демонтажу системы отопления и горячего водоснабжения без соблюдения установленного законом порядка переустройства не могут порождать правовых последствий в виде освобождения собственника нежилых помещений от обязанности по оплате поставленной тепловой энергии.
Довод жалобы о применении в расчетах истца завышенной площади помещений несостоятельны. Так, из имеющихся в деле расчета суммы задолженности по оплате тепловой энергии (л.д. 127) и объема потребленной тепловой энергии (л.д.138- 141) за спорный период следует, что истцом в расчет была взята площадь помещений 270,8 кв.м.
Ссылка Никитиной М.А. в жалобе на примечание к расшифровке начислений об отключении отопления в 2017 году в период с 1 мая по
27 сентября 2017 года не означает, что подача тепловой энергии в этот период не осуществлялась в связи с отсоединением от теплопотребляющих установок, поскольку опровергается иными материалам дела.
Так, из постановления администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 26 сентября 2017 года <№> «О начале отопительного периода 2017-2018 гг.» следует, что подача тепловой энергии в многоквартирные дома началась 28 сентября 2017 года. Согласно акту, согласованному начальником ДУ-<№> и утвержденному директором АО «ЖЭУК «<...>» 29 сентября 2017 года, комиссией, состоящей из сотрудников ДУ-<№> и представителя МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» составлен акт о включении 28 сентября 2017 года отопления в доме по адресу: <адрес>.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы Никитиной М.А. не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение ЙошкарОлинского городского суда Республики Марий Эл от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу <...> – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий О.В. Скворцова
Судьи М.А. Гринюк
Е.М. Протасова
мотивированное определение составлено <дата>