Решение по делу № 2-867/2024 от 29.01.2024

Дело № 2-867/2024

Мотивированное решение изготовлено 28.02.2024 года

УИД 51RS0002-01-2024-000441-45

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 февраля 2024 года                                 город Мурманск

Первомайский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего судьи Григорьевой Е.Н.,

при секретаре Устиновой А.Е.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета территориального развития и строительства администрации адрес*** к Климову С.Е. о продаже с публичных торгов самовольно переустроенного (или) перепланированного нежилого помещения,

    УСТАНОВИЛ:

    Комитет территориального развития и строительства администрации адрес*** обратился в суд с иском к Климову С.Е. о продаже с публичных торгов самовольно переустроенного (или) перепланированного нежилого помещения.

В обоснование иска указано, что Климов С.Е. является собственником нежилого помещения №*** с кадастровым номером №*** и №*** с кадастровым номером №***, на первом этаже в адрес*** по проспекту Кольский в городе Мурманске.

*** по указанному адресу министерством государственного жилищного и строительного надзора адрес*** была проведена выездная проверка в рамках государственного жилищного контроля (надзора) в отношении собственника нежилого помещения по вопросу законности переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений. По результатам проверки составлен акт проверки № №*** от ***.

В ходе проведения проверки установлены факты изменения конфигурации нежилых помещений без оформления проектно-разрешительной документации, оформленной в установленном порядке.

Материалы, полученные в ходе рассмотрения обращения, направлены министерством государственного жилищного и строительного надзора адрес*** в адрес комитета по строительству администрации адрес*** для принятия мер в отношении собственника нежилых помещений в соответствии со статьей 29 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Собственнику нежилых помещений комитетом по строительству администрации адрес*** было направлено требование от *** №*** о приведении самовольно переустроенного и (или) перепланированного нежилого помещения в многоквартирном доме в прежнее состояние, в котором в срок до *** требуется устранить выявленные нарушения, зафиксированные в акте внеплановой проверки от ***№***, составленном министерством государственного жилищного и строительного надзора адрес***.

Согласно сведениям ЕГРН, указанные объекты были сняты с государственного кадастрового учета как дублирующие объектов с кадастровыми номерами №*** соответственно.

В свою очередь объекты с кадастровыми номерами №*** с государственного кадастрового учета в связи с осуществлением государственной регистрации права собственности в отношении объекта (аптека по продаже готовых лекарственных форм) с кадастровым номером №***, в состав которого они вошли.

*** завершилась реорганизация комитета градостроительства и территориального развития администрации адрес*** в форме присоединения к нему комитета по строительству администрации адрес*** и присвоением реорганизованному комитета наименования комитет территориального развития и строительства администрации адрес***. Также Комитет обратил внимание Климова С.Е. на необходимость уведомления комитета о проделанной работе по проведению восстановительных работ.

Однако, в настоящее время от собственника нежилого помещения (первого этажа) с кадастровым номером №***, в адрес*** по проспекту Кольский в городе Мурманске указанного заявления не поступило.

Ссылаясь на нормы действующего законодательства, просит суд принять решение в отношении Климова С.Е. о продаже с публичных торгов самовольно переустроенного и (или) перепланированного ответчиком нежилого помещения (первого этажа) с кадастровым номером №*** в адрес*** по проспекту Кольскому в городе Мурманске с выплатой собственнику (Ответчику) вырученных от продажи такого нежилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника вышеуказанного нежилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние.

    Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, против рассмотрения дела в порядке заочного производства не возражал.

Ответчик Климов С.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом по месту регистрации. Судебная повестка, направленная по месту регистрации ответчика, возвращена за истечением срока хранения, в связи с чем в силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчик признан надлежащим образом извещенным. Предпринятыми судом мерами установить иное место жительство ответчика не представилось возможным.

Представитель третьего лица Министерства государственного и жилищного надзора адрес*** в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте надлежащим образом, мнения по заявленным требованиям не представил.

В соответствии со статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

В связи с отсутствием сведений об уважительных причинах неявки ответчика, отсутствием ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие, с учетом согласия истца на рассмотрение дела в порядке заочного производства, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.

Исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1), каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (часть 2), никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (часть 3).

При этом, по смыслу данной статьи во взаимосвязи с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, право частной собственности не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, ограничения права собственности, продиктованные публичными интересами, требуют достижения баланса частных и общих интересов при неукоснительном соблюдении конституционно обоснованных принципов справедливости, разумности и соразмерности. Эффективной гарантией этого выступает установление надлежащих процедур ограничения права, непосредственно обеспечивающих такой баланс (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2012 г. N 11-П и от 10 марта 2016 г. N 7-П).

Согласно пункту 2 статьи 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с выпиской Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним были зарегистрированы жилые помещения №*** с кадастровым номером №*** и №*** с кадастровым номером №*** по адресу: адрес***, общей площадью *** кв.м. на первом этаже.

*** в связи с выводом жилых помещений в нежилое, объектам с кадастровыми номерами №*** с осуществлением государственной регистрации права собственности в отношении объекта, общей площадью *** кв.м., назначение: нежилое; наименование: Аптека по продаже готовых лекарственных форм, присвоен кадастровый №***.

Также согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним с *** Климов С.Е. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером №***.

*** по указанному адресу Министерством государственного жилищного и строительного надзора адрес*** была проведена выездная проверка в рамках государственного жилищного контроля (надзора) в отношении собственника нежилого помещения по вопросу законности переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения. По результатам проверки составлен акт проверки № №***.

В соответствии с актом обследования от ***, проведенного Министерством государственного жилищного и строительного надзора адрес*** в отношении нежилого помещения по адресу: адрес***, общей площадью *** кв.м. в многоквартирном доме была установлена самовольная перепланировка и переустройство помещения, а именно: конфигурация помещений не соответствует поэтажному плану помещения представленного ГОКУ «Центр технической инвентаризации»:

- нежилое помещения №***: вход со стороны подъезда жилого дома зашит, обустроен отдельный вход; выполнен демонтаж ненесущих стен (согласно поэтажному плану в помещениях №***); выполнен монтаж перегородок (согласно поэтажному плану в помещении №***); зашит проем в стене между смежными помещениями (согласно поэтажному плану №*** и №***).

- нежилое помещение №***: вход со стороны подъезда жилого дома зашит, обустроен отдельный вход; устройство перегородок (согласно поэтажному плану в помещении №***) в результате образовано новое помещение которое обустроено под санузел, вход со стороны нежилого помещения №***; доступ в помещение объекта розничной торговли «***» занимающего часть нежилых помещений №***, №*** не предоставлен.

Документы, разрешающие перепланировку помещения, собственником не представлены, что является нарушением ст. 26 Жилищного кодекса РФ, п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от *** №***.

Постановлением администрации адрес*** от *** №*** утвержден Порядок согласования переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирном доме, расположенных на территории адрес***.

Из материалов дела усматривается, что Климов С.Е. произвел переустройство и перепланировку принадлежащего ему нежилого помещения при отсутствии документов, являющихся основанием проведения переустройства и перепланировки нежилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 26 Жилищного кодекса РФ.

Таким образом, проведенные ответчиком работы по переустройству и перепланировке помещения являются самовольными.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса..

Согласно статье 26 Жилищного кодекса РФ, переустройство и (или) перепланировка помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Учитывая, что переустройством и переоборудованием помещений в многоквартирных домах могут быть затронуты публично-правовые интересы, интересы иных проживающих в доме граждан, законодатель в статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установил для собственника помещения необходимость соблюдения процедуры согласования проведения соответствующих работ, определил пределы компетенции органа местного самоуправления или иного органа, наделенного административно-властными полномочиями, осуществляющего согласование данных работ, и предусмотрел негативные последствия перепланировки или переустройства, проведенных без соблюдения установленных законом требований.

Комитетом по строительству АГМ *** Климову С.Е. было подготовлено и направлено предупреждение о приведении самовольно переустроенного и перепланированного нежилого помещения в прежнее состояние, в котором ответчику предписывалось устранить нарушения и вернуть нежилое помещение в прежнее состояние в срок до ***.

Однако до настоящего времени ответчиком предупреждение не исполнено, нежилое помещение в прежнее состояние в указанные сроки и в указанном порядке не приведено.

В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

Если соответствующее помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение: в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние (подпункт 1 пункта 5 статьи 29).

При этом в соответствии с частью 4 указанной статьи на основании решения суда помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

Из разъяснений, содержащихся в абзаце 2 п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что лишение права собственности на жилое помещение в порядке ст. 293 ГК РФ по существу является мерой гражданско-правовой ответственности, применяемой к собственнику жилого помещения при нарушении установленных законом пределов осуществления права собственности на жилое помещение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

    РЕШИЛ:

    Исковые требования Комитета территориального развития и строительства администрации адрес*** к Климову С.Е. о продаже с публичных торгов самовольно переустроенного (или) перепланированного нежилого помещения- удовлетворить.

Продать с публичных торгов нежилое помещение с кадастровым номером №***, расположенное на первом этаже по адресу: адрес***, принадлежащее Климову С.Е. с выплатой собственнику вырученных от продажи указанного нежилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд адрес*** в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

    Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                                                                  Е.Н. Григорьева

2-867/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Комитет территориального развития и строительства администрации г. Мурманска
Ответчики
Климов Сергей Евгеньевич
Другие
Министерство государственного жидищного надзора Мурманской области
Суд
Первомайский районный суд г. Мурманска
Судья
Григорьева Елена Николаевна
Дело на сайте суда
perv.mrm.sudrf.ru
29.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.01.2024Передача материалов судье
31.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.02.2024Судебное заседание
28.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.02.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
05.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
12.03.2024Регистрация заявления об отмене заочного решения
03.04.2024Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
04.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
04.04.2024Дело оформлено
26.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее