Дело № 12-87/2021
РЕШЕНИЕ
г. Сокол 11 мая 2021 года
Вологодская область
Судья Сокольского районного суда Вологодской области Попова Е.Б., при секретаре Мотовой Н.В., рассмотрев жалобу Северина К.В. на постановления начальника Сокольского территориального отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области Чубарова И.Г. от 05 февраля 2021 года № 17/3, № 17/4, которыми должностное лицо Северин К.В. привлечён к административной ответственности по части 1 статьи 8.25, части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлениями начальника Сокольского территориального отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области Чубарова И.Г. от 05 февраля 2021 года № 17/3, № 17/4 Северин К.В. – мастер по лесозаготовкам АО «СД-ДОК» привлечён к административной ответственности по части 1 статьи 8.25, части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 27 000 рублей 00 копеек, 22 000 рублей.
Оспаривая правомерность привлечения к административной ответственности, Северин К.В. обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление № 17/3, просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указав в обоснование, что согласно постановлению нарушение по договору аренды лесного участка № 02-02-16/8-2011 от 24 февраля 2011 года выразилось в оставлении и разбрасывании измельченных порубочных остатков по площади лесосеки на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений и сдвигание порубочных остатков к краю леса, чем нарушен подпункт «к» пункта 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса РФ, утверждённых Приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года № 474, а также уничтожении двух лесосечных столбов, отмеченных на абрисе отвода лесосеки 1 квартала 15 Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское», точками 6 и 15, соответственно, чем нарушен подпункт «д» пункта 12 Правил. Вместе с тем, считает, что постановление вынесено без достаточных оснований, при отсутствии события административного правонарушения и подлежит отмене, поскольку подпунктом «к» пункта 12 Правил установлено, что при заготовке древесины не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек.
Согласно пункту 1 раздела 1 Приложения 1 к Приказу Минприроды России от 27 июня 2016 ода № 367, лесосечные работы выполняются юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины, в соответствии с технологической картой лесосечных работы, которая составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации.
Пунктом 9 раздела 4 Приложения 1 Приказа Минприроды России от 27 июня 2016 ода № 367 предусмотрено, что очистка (доочистка) мест рубок от порубочных остатков проводится одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины; после проведения указанных работ допускается доочистка лесосек. Очистка мест рубок осуществляется следующими способами: укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке; сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период; сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период; разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий; укладкой и оставлением на перегнивание порубочных остатков на месте рубки; вывозом порубочных остатков в места их дальнейшей переработки. Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно.
Таким образом, законодатель определил конкретный перечень способов очистки лесосеки, перечень закрытый и расширенному толкованию не подлежит. Конкретный способ очистки лесосеки устанавливается арендатором самостоятельно при составлении технологической карты на каждую лесосеку.
Согласно пункту 3 приложения 4 к приказу Минприроды России от 27 июня 2016 ода № 367 осмотр лесосек проводится в целях проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного пользования), договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в части 5 статьи 19 ЛК РФ, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ.
Для выполнения лесосечных работ арендатором была составлена технологическая карта от 25 апреля 2019 года на разработку лесосеки (делянки) № 1 в выделах 2,10,12,13 квартала 15 Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское» Сокольского лесничества общей площадью 8,2 га, разделом 2 которой предусмотрена «очистка (доочистка) места рубки одновременно с заготовкой путём укладки и оставления на перегнивание порубочных остатков на месте рубки», что полностью соответствует одному из способов очистки, предусмотренных требованиями пункта 9 Приложения 1 Приказа Минприроды России от 27 июня 2016 года № 367. При разработке лесосеки № 1 в выделах 2,10,12,13 квартала 15 Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское» Сокольского лесничества заявитель произвёл очистку (доочистку) места рубки одновременно с заготовкой путём укладки и оставления на перегнивание порубочных остатков на месте рубки, что не опровергается актом осмотра лесосеки от 14 августа 2020 года, согласно которому установлено, что порубочные остатки измельчены, оставлены и разбросаны по площади лесосеки, что полностью соответствует условиям технологической карты. Таким образом, очистка лесосеки проведена в строгом соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, то есть без нарушений подпункта «к» пункта 12 Правил.
Согласно подпункту «д» пункта 12, подпункту «б» пункта 20, пункту 23 обязательной является установка столба в углу лесосеки, к которому произведена ее инструментальная привязка к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам, а фиксация остальных углов лесосеки производится на усмотрение арендатора: с помощью установки столбов произвольного диаметра без надписей или использования растущих деревьев, на которых делаются отметки – яркая лента, скотч, краска, затески.
Согласно абрису отвода лесосеки 1 в квартале 15 выделах 2,10,12,13 Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское» Сокольского лесничества общей площадью 8,2 га обязательный к установке столб, к которому произведена инструментальная привязка, находится в угловой точке 2, при этом столбы в угловых точках лесосеки 6 и 15, определённые Сокольским территориальным отделом – государственным лесничеством как уничтоженные, и не должны были там находиться, так как в углах имеются вешки, то есть столбы произвольного диаметра без надписей. Актом осмотра лесосеки не установлено, какие столбы уничтожены, фото нарушений отсутствуют, а также в акте отсутствует информация, были или отсутствовали на момент осмотра отметки лентой, краской, скотчем, затесками. Таким образом, отвод лесосеки произведён в строгом соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, то есть без нарушений подпункта «д» пункта 12 Правил, в связи с чем в действиях должностного лица отсутствует событие вменяемого административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, Северин К.В. обратился в суд с жалобой на постановление № 17/4, просит постановление отменить, производство по делу прекратить, указав в обоснование, что согласно постановлению нарушение по договору аренды лесного участка № 02-02-16/8-2011 от 24 февраля 2011 года выразилось в невыполнении работ по созданию минерализованных полос на лесосеке № 1 в квартале 15 выделах 2,10,12,13 Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское» Сокольского лесничества, что является нарушением пункта 16, подпункта «б» пункта 17, пункта 20 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417, вместе с тем, считает, что постановление вынесено с нарушением норм действующего законодательства и подлежит отмене, поскольку должностному лицу вменяется нарушение лесного законодательства в части не отделения противопожарной минерализованной полосой шириной 1,4 м места рубки, на котором в период пожароопасного сезона оставлены на перегнивание измельченные порубочные остатки, что привело к нарушению пункта 16, подпункта «б» пункта 17, пункта 20 Правил пожарной безопасности в лесах.
Однако, согласно пункту 16 Правил, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В силу подпункта «б» пункта 17 Правил, при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывания их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
В соответствии с пунктом 20 Правил места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Места рубок (лесосеки) площадью свыше 25 гектаров должны быть, кроме того, разделены противопожарными минерализованными полосами указанной ширины на участки, не превышающие 25 гектаров.
Вместе с тем, из акта осмотра лесосеки от 14 августа 2020 года, как и из протокола № 43 от 02 сентября 2020 года, а также постановления № 17/41 от 10 сентября 2020 года не усматривается нарушение (отсутствие противопожарной минерализованной полосы), предусмотренной подпунктом «б» пункта 17, пункта 20 Правил, не указаны обстоятельства (основания) для её создания, а именно: отсутствует тип леса и тип лесорастительных условий, характер увлажнения почвы (сухие, влажные, сырые и т.д.) в лесосеке (делянке) № 1 в выделах 2,10,12,13 квартала 15 Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское». Кроме того, в перечне нарушений акта осмотра лесосеки от 14 августа 2020 года отсутствует как таковой спорный вид нарушений.
Согласно пунктам 2.9.9 и 2.9.10 Методических рекомендаций по проведению государственной инвентаризации лесов, утверждённых Приказом Рослесхоза от 10 ноября 2011 года № 472, тип леса и тип лесорастительных условий определяется по лесотаксационному выделу. Тип лесорастительных условий – лесоводственная классификационная единица, объединяющая лесные земли по сходству почвенных и гидрологических факторов, обеспечивающих произрастание лесной растительности определённого состава и производительности.
Пунктом 84 и 85 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года № 122, определено, что типы леса устанавливаются по их диагностическим признакам, к которым относятся преобладающая древесная порода и произрастающие в данных условиях травянистые растения и кустарники. Типы лесорастительных условий определяются с учетом рельефа, почвенно - грунтовых условий и произрастающих в данных условиях травянистых растений и кустарников.
В соответствии с требованиями пункта 111 Лесоустроительной инструкции по результатам обработки карточек таксации составляются таксационные описания лесотаксационных выделов в пределах лесных кварталов, лесных участков, участковых лесничеств, в которых по лесным кварталам приводятся сведения о характеристиках лесотаксационных выделов, в том числе для лесных земель, тип леса/тип лесорастительных условий лесатаксационного выдела (подпункт 13 пункта 111).
Согласно разделу 2.1 проекта освоения лесов, лесоустройство проведено в 2018 году, по результатам которого составлено таксационное описание лесотаксационных выделов лесных кварталов Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское» Сокольского лесничества. Согласно таблице сокращений к таксационному описанию лесотаксационных выделов, составленному по материалам лесоустройства 2018 года, выделы 2,10,12,13 в квартале 15 Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское» Сокольского лесничества (делянка № 1 общей площадью 8,2 га) имеют характеристики по типу лесорастительных условий: выдел 2 Е пкт-Ельник приручейно-крупнотравный, выдел 10 Е кис-Ельник кисличник, выдел 12 Е кис-Ельник кисличник, выдел 13 Е пкт-Ельник приручейно-крупнотравный.
Согласно схеме групп типа леса подзоны южно-таежного района Европейской части России, представленной в Таксационном описании лесных кварталов Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское» Сокольского лесничества: - к сухим и периодически сухим по характеру увлажнения относятся почвы в типах леса: сосняки лишайниковые IV (V) бонитета (С.лиш) и сосняки брусничные 111 (11) бонитета (С.бр), при этом спорные выделы 2,10,12,13 в квартале 15 не содержат указанных обозначений (С.лиш и С.бр); - к влажным и сырым с проточным увлажнением относятся почвы в типах леса: Ельник приручейно-крупнотравный 1-11(111) бонитета (Е пкт), в данном случае в спорной делянке № 1 это выделы 2 и 13; - к свежим относятся почвы в типах леса: Ельник кисличник 1-11(111) бонитета (Е кис), в спорной делянке № 1 это выделы 10 и 12. Таким образом, спорная делянка №1 состоит из лесотаксационных выделов, которые по почвенным условиям не подпадают под понятие «сухих почв в хвойных равнинных лесах».
Кроме того, согласно пункту 8.7 раздела 8 «ГОСТ Р 53052-2008. Национальный стандарт РФ. Машины и орудия для подготовки вырубок к производству лесокультурных работ. Методы испытаний», утвержденного Приказом Ростехурегулирования от 17 декабря 2008 года № 433-ст, формирующийся тип вырубки определяют визуально по преобладанию того или иного вида травянистой растительности: - в условиях очень сухих и сухих почв – лишайниковый, вересковый, вейниково-брусничный; - в условиях свежих почв - вейниковый, кипрейный, малинниковый; - в условиях временно избыточно увлажненных с черничными типами леса – ситниковый, вейниково-ситниковый, долгомощный, реже – вейниковый, кипрейный, малинниковый; - в условиях с мокрыми почвами, а также со сфагновыми и травянисто-болотными типами леса – сфагновый и осоково-сфагновый.
Согласно ГОСТ Р 53052-2008 и Схеме групп типа леса подзоны южно-тайожного района Европейской части России, представленной в Таксационном описании лесных кварталов Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское» Сокольского лесничества, по типу вырубок по преобладанию того или иного вида травянистой растительности в еловых лесах, к которым относится спорная делянка № 1 (выделы 2,10,12,13 в квартале 15), к свежим и/или с временно избыточным увлажнением с черничными типами леса относятся почвы с преобладанием вида травянистой растительности разнотравно-малинниковые, вейниково-малинниковые и т.д.
Таким образом, по типу вырубок по преобладанию того или иного вида травянистой растительности в еловых лесах выделы 2,10,12,13 квартала 15 Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское» Сокольского лесничества (делянка № 1 общей площадью 8,2 га) расположены на почках по характеру увлажнения свежих и/или с временно избыточным увлажнением. Исходя из изложенного и состояния почв, подтвержденного таксационными описаниями на основании материалов лесоустройства, отсутствует необходимость создания в период пожароопасного сезона противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 1,4 метра, в связи с чем в действиях должностного лица отсутствует событие вменяемого административного правонарушения.
Должностное лицо Северин К.В., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Представитель должностного лица Северина К.В. по доверенности Корякова С.Н. в судебном заседании доводы апелляционных жалоб на постановления № 17/3 и № 17/4 поддержала, по изложенным в жалобах основаниям, пояснила, что у общества имеется технологическая карта, в соответствии с которой осуществляются работы в лесном массиве, способ очистки указан в технологической карте – это очистка места рубок одновременно с заготовкой путем укладки и оставления на перегнивание порубочных остатков на месте рубки, следовательно, очистка лесосеки в соответствии с технологическом картой, при отводе лесосеки инструментальная привязка была произведена с помощью вешек, которые могли упасть на момент проверки специалистами лесничества, таким образом, отсутствует состав вменяемого правонарушения по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ в действиях должностного лица Северина К.В. Кроме того, указала, что исходя из состояния почв избыточно увлажненных согласно таксационным описаниям необходимость создания в пожароопасный сезон противопожарной минерализованной полосы отсутствует, очистка лесосек производится в соответствии с технологической картой, разбрасывание остатков на расстояние менее 10 метров лесничеством надлежащим образом не определено, в связи с чем состав правонарушения по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ также отсутствует. Просила жалобы удовлетворить, оспариваемые постановления отменить, производство по делу прекратить.
Ранее в судебном заседании представитель Северина К.В. по доверенности Французова Г.Е. доводы жалоб поддержала, по изложенным в них основаниям, просила удовлетворить, указала, что технологическая карта утверждается перед началом работы и действует в течение всего периода проведения лесозаготовительных работ до момента их завершения, данная технологическая карта утверждена 25 апреля 2019 года, проверка лесничеством проводилась в августе 2020 года, технологическая карта является обязательным при производстве работ документом, это риски общества, работники не могут быть допущены до работы, если они не расписались в технологической карте.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Пахолков А.В. в судебном заседании с доводами жалоб не согласился, поддержал протоколы об административных правонарушениях в отношении Северина К.В., полагал постановления о назначении наказания законными и обоснованными, пояснил, что 14 августа 2020 года состоялся осмотр мест рубок, при осмотре не было представлено технологической карты, в связи с чем не представлялось возможным определить, каким образом порубочные остатки должны были складироваться, расстояние оставления порубочных остатков составляло менее 10 метров, что определено нитевым измерителем, требований к которому не установлено, при проверке установлено уничтожение двух лесосечных столбов, по которым они должны были определить границы лесосеки, вешек также не установлено, при окончании заготовки древесины специалисты лесничества должны быть приглашены на лесосеку, при этом столбы до проверки должны быть сохранены и им показаны.
Изучив доводы жалобы по существу, исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав лиц, участвующих в деле, судья приходит к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают на основании доказательств, то есть любых фактических данных, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, иных протоколах, предусмотренных настоящим Кодексом, объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниях потерпевшего, свидетелей, заключениях эксперта, иных документах, а также показаниях специальных технических средств, вещественных доказательств (статья 26.2 КоАП РФ).
Согласно статье 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьёй 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил заготовки древесины, и влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с частями 1,3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ), рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
Лесосечные работы состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с заготовкой древесины, а также с выполнением мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающих рубки лесных насаждений (часть 1 статьи 16.1 ЛК РФ).
Лесосечные работы выполняются в соответствии с технологической картой лесосечных работ, составляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовку древесины или указанные в части 1 настоящей статьи мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов (часть 2 статьи 16.1 ЛК РФ).
Согласно статье 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения. Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок. Возрасты рубок, порядок исчисления расчетной лесосеки, порядок определения видового (породного) и сортиментного состава древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Граждане, юридические лица на лесных участках, предоставленных им в целях заготовки древесины, вправе осуществлять строительство лесных дорог, лесных складов, других строений и сооружений. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом. Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 настоящего Кодекса лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с подпунктами «к,д» пункта 12 Правил заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса РФ, утверждённых приказом Минприродны России от 13 сентября 2016 года № 474, при заготовке древесины не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки; запрещается уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков.
Подпунктом «б» пункта 20 Правил предусмотрено, что работы по установлению и обозначению на местности границ лесосек включают установку столбов на углах лесосек, к которым произведена инструментальная привязка к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам, а также фиксацию остальных углов лесосек.
Согласно пункту 23 Правил в углу лесосеки, к которому произведена ее инструментальная привязка к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам, устанавливается столб диаметром не менее 12 см и высотой над землей 1,3 м. На столбе делается надпись с указанием номера квартала и выдела (выделов), формы рубки лесных насаждений (сплошная рубка, выборочная рубка), года, на который запланирована рубка, номера лесосеки и ее эксплуатационная площадь в гектарах. Для фиксации остальных углов лесосеки могут устанавливаться столбы произвольного диаметра без надписей или использоваться растущие деревья, на которых делаются соответствующие отметки (яркая лента, скотч, краска, затески).
Согласно пункту 1 раздела 1 Приложения 1 к приказу Минприроды России от 27 июня 2016 года № 367 лесосечные работы выполняются юридическими лицами, гражданами, осуществляющими заготовку древесины или мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, предусматривающие рубки лесных насаждений в соответствии с формой технологической карты. Технологическая карта лесосечных работ составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации.
Выполнение лесосечных работ без технологической карты лесосечных работ не допускается, за исключением выполнения лесосечных работ гражданами, осуществляющими заготовку древесины для собственных нужд для целей отопления. В соответствии с пунктом 9 Приложения № 1 Приказа Минприроды России от 27 июня 2016 года № 367 очистка (доочистка) мест рубок от порубочных остатков относится к заключительным лесосечным работам. Очистка мест рубок от порубочных остатков должна проводиться одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. После проведения указанных работ допускается доочистка лесосек.
Очистка мест рубок осуществляется следующими способами:
укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке;
сбором порубочных остатков в кучи и валы с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период;
сбором порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период;
разбрасыванием измельченных порубочных остатков в целях улучшения лесорастительных условий;
укладкой и оставлением на перегнивание порубочных остатков на месте рубки;
вывозом порубочных остатков в места их дальнейшей переработки.
Указанные способы очистки мест рубок при необходимости могут применяться комбинированно. Согласно пункту 3 приложения 4 к приказу Минприроды России от 27 июня 2016 ода № 367 осмотр лесосек проводится в целях проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного пользования), договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в части 5 статьи 19 ЛК РФ, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ.
Из обжалуемого постановления начальника Сокольского территориального отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области от 10 сентября 2020 года следует, что в ходе осмотра 14 августа 2020 года делянки № 1 в квартале 15, в выделах 2,10,12,13 ТОО «Марковское» Кадниковского участкового лесничества Сокольского государственного лесничества установлено, что лесосека, которая разрабатывалась АО «Сокольский ДОК» на основании договора аренды лесного участка № 02-02-16/8-2011, заключенного Департаментом лесного комплекса 24 февраля 2011 года и лесной декларации №5 от 27 марта 2019 года, вырублена АО «Сокольский ДОК» полностью, рубка завершена и на день проверки не производилась, вся заготовленная древесина вывезена, форма рубки – сплошная, вид рубки - сплошная с сохранением подроста. При съемке границ установлено, что общая эксплуатационная площадь делянки составила 8,8 га и 8,8 га, соответственно, общая и эксплуатационная площадь, заявленная в лесной декларации №5 от 27 марта 2019 года, составляет 8,8 га и 8,8 га, соответственно, расхождений по площади не имеется. Во время осмотра выявлены нарушения, а именно: Северин К.В., являясь мастером по лесозаготовкам АО «Сокольский ДОК» и должностным лицом лесопроизводителя, в чьи должностные обязанности входит осуществление организации и руководство лесозаготовительными и лесовосстановительными работами на лесном участке, допустил оставление и разбрасывание измельченных порубочных остатков по площади лесосеки на расстоянии 10 метров от прилегающих лесных насаждений и сдвигание порубочных остатков к краю леса, что является нарушением подпунктом «к» пункта 12 Правил заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ, утверждённых приказом Минприродны России от 13 сентября 2016 года № 474. Также Северин К.В. при заготовке древесины, на данной делянке, допустил уничтожение двух лесосечных столбов, отмеченных на абрисе отвода лесосеки 1, площадью 8,2 га, расположенной в квартале 15, в выделах 2,10,12,13 ТОО «Марковское» Кадниковского участкового лесничества Сокольского государственного лесничества, точками 6 и 15, соответственно, чем нарушен подпункт «д» пункта 12 Правил заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ, утверждённых приказом Минприродны России от 13 сентября 2016 года № 474.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Северина К.В. – мастера по лесозаготовкам АО «Сокольский ДОК» к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ.
В результате осмотра лесосеки согласно акту осмотра от 14 августа 2020 года установлено уничтожение двух лесосечных столбов, отмеченных на абрисе отвода лесосеки 1, площадью 8,2 га, расположенной в квартале 15, в выделах 2,10,12,13 ТОО «Марковское» Кадниковского участкового лесничества Сокольского государственного лесничества, точками 6 и 15, соответственно, что подтверждается фототаблицей к акту осмотра, наличие вешек либо иных обозначений лесосеки не выявлено, тогда как при заготовке древесины запрещается уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков, при окончании указанных лесосечных работ специалисты лесничества не приглашены на место, обозначение на местности границ лесосек не подтверждено, в связи с чем факт нарушения должностным лицом АО «Сокольский ДОК» Севериным К.В. подпункта «д» пункта 12 Правил заготовки древесины в суде нашел свое подтверждение, указанные факты подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом осмотра лесосеки от 14 августа 2020 года, фототаблицей, другими материалами в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.
Вместе с тем, судом установлено, что у АО «Сокольский ДОК» имеется технологическая карта лесосечных работ, утвержденная 25 апреля 2019 года, согласно которой в квартале 15 выделы 2,10,12,13 Сокольского лесничества ТОО «Марковское», лесосека № 1, площадью 8,2 га, в разделе 2 «Технологические указания по разработке лесосеки» в заключительных лесосечных работах указана очистка (доочистка) места рубки одновременно с заготовкой путем укладки и оставления на перегнивание порубочных остатков на месте рубки.
Таким образом, технологической картой определен порядок очистки лесосеки путем укладки и оставления порубочных остатков на месте рубки на перегнивание, при этом актом осмотра лесосеки от 14 августа 2020 года также установлено, что порубочные остатки измельчены, оставлены и разбросаны по площади лесосеки, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что должностным лицом излишне вменено Северину К.В. нарушение подпункта «к» пункта 12 Правил заготовки древесины.
Поскольку выводы должностного лица в оспариваемом постановлении в части названного нарушения не основаны на фактических обстоятельствах дела, прихожу к тому, что постановление подлежит изменению путем исключения из мотивировочной части постановления указания на нарушение мастером по лесозаготовкам Севериным К.В. подпункта «к» пункта 12 Правил заготовки древесины.
Вместе с тем, исключение данного указания на совершение Севериным К.В. указанного нарушения, не влияет на обоснованность квалификации его действий по вменяемой статье за допущенные нарушения требований лесного законодательства, в связи с чем в действиях Северина К.В. имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 53 ЛК РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
На основании пункта 20 Правил пожарной безопасности в лесах места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Места рубок (лесосеки) площадью свыше 25 гектаров должны быть, кроме того, разделены противопожарными минерализованными полосами указанной ширины на участки, не превышающие 25 гектаров.
Из материалов дела следует, что в ходе осмотра 14 августа 2020 года делянки № 1 в квартале 15, в выделах 2,10,12,13 ТОО «Марковское» Кадниковского участкового лесничества Сокольского государственного лесничества установлено, что лесосека, которая разрабатывалась АО «Сокольский ДОК» на основании договора аренды лесного участка № 02-02-16/8-2011, заключенного Департаментом лесного комплекса 24 февраля 2011 года и лесной декларации №5 от 27 марта 2019 года, вырублена АО «Сокольский ДОК» полностью, рубка завершена и на день проверки не производилась, вся заготовленная древесина вывезена, форма рубки – сплошная, вид рубки - сплошная с сохранением подроста. При съемке границ установлено, что общая эксплуатационная площадь делянки составила 8,8 га и 8,8 га, соответственно, общая и эксплуатационная площадь, заявленная в лесной декларации №5 от 27 марта 2019 года, составляет 8,8 га и 8,8 га, соответственно, расхождений по площади не имеется. Во время осмотра выявлены нарушения, а именно: Северин К.В., являясь мастером по лесозаготовкам АО «Сокольский ДОК» и должностным лицом лесопроизводителя, в чьи должностные обязанности входит осуществление организации и руководство лесозаготовительными и лесовосстановительными работами на лесном участке, допустил оставление и разбрасывание измельченных порубочных остатков по площади лесосеки на расстоянии 10 метров от прилегающих лесных насаждений и сдвигание порубочных остатков к краю леса. Кроме того, в случае оставления измельченных порубочных остатков на перегнивание, на период пожароопасного сезона, места рубок (лесосеки) отделяются противопожарной минерализованной полосой 1,4 метра.
Работы по созданию минерализованных полос на указанной лесосеке не выполнены, что является нарушением пункта 16, подпункта «б» пункта 17, пункта 20 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Северина К.В. – мастера по лесозаготовкам АО «Сокольский ДОК» к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.
Суд соглашается с выводом административного органа по факту установления нарушения мастером по лесозаготовкам Севериным К.В нарушения по подпункту «б» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах, поскольку при осмотре лесосеки установлено оставление и разбрасывание измельченных порубочных остатков по площади лесосеки на расстоянии менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений, в результате измерения использовался нитевой измеритель «Walktax», навигатор «Garmin GPS MAP 64 ST», бусоль «SUUNTO», при проведении осмотра у представителя АО «С-ДОК» замечаний к порядку проведения осмотра, используемым измерительным приборам, не предъявлялось.
Таким образом, из материалов дела следует, что мастер по лесозаготовкам Северин К.В. в нарушение своих должностных обязанностей о надлежащей организации работы на лесосеке, организации и руководстве лесозаготовительными работами, выполнением лесохозяйственных, в том числе противопожарных работ, допустил нарушение правил пожарной безопасности в лесах, в связи с чем действия Северина К.В. правильно квалифицированы по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ. Указанные факты подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом осмотра лесосеки от 14 августа 2020 года, фототаблицей, другими материалами в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.
Вместе с тем, постановление подлежит изменению по следующим основаниям.
Согласно пунктам 2.9.9 и 2.9.10 Методических рекомендаций по проведению государственной инвентаризации лесов, утверждённых Приказом Рослесхоза от 10 ноября 2011 года № 472, тип леса и тип лесорастительных условий определяется по лесотаксационному выделу. Тип лесорастительных условий – лесоводственная классификационная единица, объединяющая лесные земли по сходству почвенных и гидрологических факторов, обеспечивающих произрастание лесной растительности определённого состава и производительности.
Пунктом 84 и 85 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года № 122, определено, что типы леса устанавливаются по их диагностическим признакам, к которым относятся преобладающая древесная порода и произрастающие в данных условиях травянистые растения и кустарники. Типы лесорастительных условий определяются с учетом рельефа, почвенно - грунтовых условий и произрастающих в данных условиях травянистых растений и кустарников.
В соответствии с требованиями пункта 111 Лесоустроительной инструкции по результатам обработки карточек таксации составляются таксационные описания лесотаксационных выделов в пределах лесных кварталов, лесных участков, участковых лесничеств, в которых по лесным кварталам приводятся сведения о характеристиках лесотаксационных выделов, в том числе для лесных земель, тип леса/тип лесорастительных условий лесотаксационного выдела (подпункт 13 пункта 111).
Согласно разделу 2.1 проекта освоения лесов, лесоустройство проведено в 2018 году, по результатам которого составлено таксационное описание лесотаксационных выделов лесных кварталов Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское» Сокольского лесничества. Согласно таблице сокращений к таксационному описанию лесотаксационных выделов, составленному по материалам лесоустройства 2018 года, выделы 2,10,12,13 в квартале 15 Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское» Сокольского лесничества (делянка № 1 общей площадью 8,2 га) имеют характеристики по типу лесорастительных условий: выдел 2 Е пкт-Ельник приручейно-крупнотравный, выдел 10 Е кис-Ельник кисличник, выдел 12 Е кис-Ельник кисличник, выдел 13 Е пкт-Ельник приручейно-крупнотравный.
Согласно схеме групп типа леса подзоны южно-таежного района Европейской части России, представленной в Таксационном описании лесных кварталов Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское» Сокольского лесничества: - к сухим и периодически сухим по характеру увлажнения относятся почвы в типах леса: сосняки лишайниковые IV (V) бонитета (С.лиш) и сосняки брусничные 111 (11) бонитета (С.бр), при этом выделы 2,10,12,13 в квартале 15 не содержат указанных обозначений (С.лиш и С.бр); - к влажным и сырым с проточным увлажнением относятся почвы в типах леса: Ельник приручейно-крупнотравный 1-11(111) бонитета (Е пкт), однако, в делянке № 1 это выделы 2 и 13; - к свежим относятся почвы в типах леса: Ельник кисличник 1-11(111) бонитета (Е кис), в делянке № 1 это выделы 10 и 12.
Таким образом, делянка № 1 состоит из лесотаксационных выделов, которые по почвенным условиям не подпадают под понятие «сухих почв в хвойных равнинных лесах».
Согласно пункту 8.7 раздела 8 «ГОСТ Р 53052-2008. Национальный стандарт РФ. Машины и орудия для подготовки вырубок к производству лесокультурных работ. Методы испытаний», утвержденного Приказом Ростехурегулирования от 17 декабря 2008 года № 433-ст, формирующийся тип вырубки определяют визуально по преобладанию того или иного вида травянистой растительности: - в условиях очень сухих и сухих почв – лишайниковый, вересковый, вейниково-брусничный; - в условиях свежих почв - вейниковый, кипрейный, малинниковый; - в условиях временно избыточно увлажненных с черничными типами леса – ситниковый, вейниково-ситниковый, долгомощный, реже – вейниковый, кипрейный, малинниковый; - в условиях с мокрыми почвами, а также со сфагновыми и травянисто-болотными типами леса – сфагновый и осоково-сфагновый.
ГОСТ Р 503052-2008 и Схема групп типов леса подзоны южно-таежного района Европейской части России, представленной в Таксационной описании лесных кварталов Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское» Сокольского лесничества, по типу вырубок по преобладанию того или иного вида травянистой растительности в еловых лесах, к которым относится делянка № 1 (выделы 2,10,12,13 в квартале 15), к свежим и/или с временно избыточным увлажнением с черничными типами леса относятся почвы с преобладанием вида травянистой растительности разнотравно-малинниковые, вейниково-малинниковые, разнотравно-кипрейно-малинниковые, кипреные.
Таким образом, по типу вырубок по преобладанию того или иного вида травянистой растительности в еловых лесах выделы 2,10,12,13 квартала 15 Кадниковского лесничества ТОО «Марковское» Сокольского лесничества (делянка № 1 общей площадью 8,2 га) расположены на почвах по характеру увлажнения свежих и/или с временно избыточным увлажнением.
Учитывая изложенное, исходя из состояния почв, подтвержденного таксационными описаниями на основании материалов лесоустройства, отсутствует необходимость создания в период пожароопасного сезона противопожарной минерализованной полосы шириной 1,4 м, в связи с чем постановление № 17/4 подлежит изменению путем исключения из мотивировочной части указания на нарушение Севериным К.В. пункта 20 Правил пожарной безопасности в лесах, а также пункта 16 Правил с учетом определения в технологической карте порядка очистки мест рубок.
Доводы Департамента лесного комплекса Вологодской области о том, что согласно таксационному описанию ТОО «Марковское» Кадниковского лесничества 1997 года квартал 15 выдела 10,12 относятся к типу леса ельники кисличные бонитет 1, почообразующая порода – дерново-слабо и среднеподзолистые легкосуглинистые или супесчаные на средних или тяжелых суглинках, в соответствии с классификацией типов лесов (учебное пособие) ельники кисличники располагаются на наиболее плодородных дренированных почвах, части с близким выходом известняков, в связи с чем на момент выявления нарушения почвы по месту события правонарушения являлись сухими, суд не принимает во внимание, поскольку согласно проекту освоения лесов, таксационному описанию лесотаксационных выделов, составленному по материалам лесоустройства 2018 года, выделы 2,10,12,13 в квартале 15 Кадниковского участкового лесничества ТОО «Марковское» Сокольского лесничества (делянка № 1 площадью 8,2 га) по типу лесорастительных условий: Ельник приручейно-крупнотравный, Ельник кисличник, относятся к почвам влажным и сырым с проточным увлажнением (выделы 2,13), к свежим (выделы 10,12). Данные проект освоения лесов и таксационное описание утверждены, не отменялись, являются действующими.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу. В соответствии с частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей ) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Исходя из положений пунктов 1,2 части 3 статьи 4.4 КоАП РФ в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается: в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения; в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.
Вменённые в вину должностному лицу Северину К.В. нарушения совершены в результате одного действия (бездействия), на территории одного участкового лесничества при использовании лесных участков для заготовки древесины по одному договору аренды; выявлены в рамках одной проверки соблюдения договорных обязательств.
Рассмотрение возбужденных в отношении Северина К.В. дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, подведомственно одному должностному лицу.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными положениями закона выявленные по результатам проверки нарушения условий договора аренды лесного участка, Правил заготовки древесины и Правил пожарной безопасности в лесах, влекущие административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, подлежали рассмотрению в одном производстве с вынесением одного постановления в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При таких обстоятельствах, постановления должностного лица начальника Сокольского территориального отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области Чубарова И.Г. от 05 февраля 2021 года № 17/3, № 17/4 подлежат изменению с назначением Северину К.В. административного наказания за совершенные административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 15 000 рублей 00 копеек.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу Северина К.В. удовлетворить частично.
Дела 12-87/2021, № 12-88/2021 об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объединить в одно производство.
Постановление начальника Сокольского территориального отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области Чубарова И.Г. от 05 февраля 2021 года № 17/3, которым должностное лицо Северин К.В. признан виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 27 000 рублей 00 копеек; постановление начальника Сокольского территориального отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области Чубарова И.Г. от 05 февраля 2021 года № 17/4, которым должностное лицо Северин К.В. признан виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 22 000 рублей 00 копеек, изменить:
исключить из мотивировочной части постановления от 05 февраля 2021 года № 17/4 указание на нарушение мастером по лесозаготовкам АО «Сокольский деревообрабатывающий комбинат» Севериным К.В. пункта 16, пункта 20 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417;
исключить из мотивировочной части постановления от 05 февраля 2021 года № 17/3 указание на нарушение мастером по лесозаготовкам АО «Сокольский деревообрабатывающий комбинат» Севериным К.В. подпункта «к» пункта 12 Правил заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года № 474;
назначить должностному лицу Северину К.В. административное наказание за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с частью 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей 00 копеек.
В остальной части постановления начальника Сокольского территориального отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области Чубарова И.Г. от 05 февраля 2021 года № 17/3, 17/4 оставить без изменения, жалобы Северина К.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Сокольский районный суд Вологодской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.Б. Попова