Дело №2-1111/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
С. Долгодеревенское 14 августа 2017 года
Сосновский районный суд Челябинской области в составе
председательствующего судьи Е.В. Боднарь
при секретаре судебного заседания К.Р. Вадзинска,
с участием помощника прокурора О.Г. Саренко,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сосновского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детскому саду № 7 п. Саргазы, администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о возложении обязанности выполнить мероприятия по пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сосновского района Челябинской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад № 7 п. Саргазы (далее – МДОУ детский сад № 7 п. Саргазы) с иском, в котором просил обязать данного ответчика:
- провести работы по оборудованию спального помещения средней группы «Теремок», расположенного на втором этаже здания, вторым эвакуационным выходом в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу;
- провести работы по оборудованию спального помещения подготовительной группы, расположенного на втором этаже здания, вторым эвакуационным выходом в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу;
В обоснование требований указано, что прокуратурой Сосновского района проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в МДОУ детский сад № 7 п. Саргазы, в результате чего установлено, что в спальных помещениях двух групп, расположенных на втором этаже здания детского сада, отсутствует второй эвакуационный выход.
Иск мотивирован со ссылкой на ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст.ст. 4, 6, 89 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пп. 1.3, 5.2.12 СП 1.13130.2009 «Свод правил системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выход», ст. 45 ГПК РФ.
В порядке подготовки по гражданскому делу определением судьи Сосновского районного суда Челябинской области от 28 апреля 2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены КУИиЗО Сосновского муниципального района Челябинской области, управление образования администрации Сосновского муниципального района Челябинской области.
Протокольным определением Сосновского районного суда Челябинской области от 28.06.2017 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация Сосновского муниципального района Челябинской области.
В судебном заседании помощник прокурора Сосновского района Саренко О.Г. исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении к ответчику МДОУ детский сад № 7 п. Саргазы.
Представитель МДОУ детский сад № 7 п. Саргазы У.И.И. в судебном заседании против иска возражала, указав, что здание детского сада введено в эксплуатацию давно, реконструкцию, капитальный ремонт, изменение функционального назначения не проходило.
Представитель третьего лица управления образования администрации Сосновского муниципального района в судебное заседание не явился, извещены, ранее представили отзыв, в котором указали, что денежных средств на финансирование работ по оборудованию второго эвакуационного выхода из здания детского сада в 2017 г. не предусмотрено, считали необходимым привлечь к участию в деле администрацию Сосновского муниципального района как представителя собственника здания.
Представитель администрации Сосновского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, против иска возражали со ссылкой на дату ввода в эксплуатацию здания, а также на то, что руководитель детского сада не вправе принимать решение о реконструкции здания.
Представитель третьего лица КУиЗО Сосновского муниципального района Челябинской области в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело по имеющимся доказательствам.
Представитель третьего лица ОНДиПР № 17 УНДиПР ГУ МЧС России по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещены.
Заслушав явившихся участников дела, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Как усматривается из материалов дела, в том числе подлинного материала по делу об административном правонарушении по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении МДОУ детский сад № 7 п. Саргазы в период с 11 октября 2016 года по 18 октября 2016 года отделом надзорной деятельности (ОНД) № 17 по пожарному надзору ГУ МЧС по Челябинской области было проведена внеплановая выездная проверка в отношении указанного учреждения по АДРЕС, в ходе которого выявлены, в том числе следующие нарушения: из спального помещения средней группы «Теремок» и подготовительной группы, расположенных на втором этаже здания детского сада, отсутствует второй эвакуационный выход, что является нарушением ст.ст. 4, 6, 89 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 г., п. 5.2.12 СП 1.13130.2009 Эвакуационные пути и выходы, п. 4.6 СНиП 31-06-2009.
Проверяя доводы представителя ответчика, высказанные в судебных заседаниях о том, что здание введено в эксплуатацию ранее принятия Технического регламента о требованиях пожарной безопасности и после 2008 года не изменяло свое назначение, не проходило реконструкцию, капитального ремонта, судом установлено, что согласно акту государственной комиссии по приемке здания в эксплуатацию, утвержденного 05.12.1977 г., год ввода здания детского сада – 1977 г. Последний технический паспорт составлен на 30.03.2006 г., здание имеет 2 этажа, его реконструкция, капитальный ремонт не проводились, здание передано в оперативное управление МДОУ детский сад № 7 п. Саргазы как муниципальное имущество муниципального образования Сосновского муниципального района Челябинской области.
Право муниципальной собственности муниципального образования «Сосновский муниципальный район» на нежилое здание – здание детского сада площадью 1069,1 кв.м, с кадастровым №, расположенное по АДРЕС, зарегистрировано в ЕГРН 28.07.2009 г.; право оперативного управления на указанное здание за МДОУ детский сад № 7 п. Саргазы – 20.01.2011 г., что следует из выписки из ЕГРН от 23.05.2017 г.
Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 года в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.
СП 1.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденный приказом МЧС России № 171 от 25.03.2009 г., разработан в соответствии со статьей 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений.
Пунктами 8.1.11 названного Свода правил предусмотрено, что каждый этаж здания должен иметь не менее 2 эвакуационных выходов. Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел. При проектировании эвакуационных выходов из помещений в зданиях детских дошкольных учреждений групповую ячейку допускается считать единым помещением.
Согласно п. 1.3 СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171) (в ред. от 09.12.2010) при изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.
Между тем указанные требования не подлежат применению в настоящее время к зданию детского сада, поскольку здание было введено в эксплуатацию до вступления в силу Федерального закона № 123-ФЗ, доказательств того, что после ввода в эксплуатацию и после вступления в силу Федерального закона № 123 оно проходило реконструкцию либо капитальный ремонт, изменение функционального назначения, не представлено, указанные обстоятельства отрицаются заведующей детским садом, прокурором не опровергнуты.
Помимо прочего, суд учитывает, что субъект права оперативного управления не вправе принимать решения о реконструкции либо капитальном ремонте здания, указанные полномочия отнесены к функциям собственника здания (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, п. 3 ст. 298 ГК РФ).
Руководствуясь ст.ст. 98, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ № 7 ░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░