Дело № 2-650/2020
УИД 04RS0007-01-2020-000220-02
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2020 г. г. Улан-Удэ
Судья Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия Алтаева Т.Н., при секретаре Дамбиевой Д.Ч., с участием представителя истца Костроминой Л.В., действующей на основании доверенности от 13.01.2020, представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Республике Бурятия Ивановой М.Э,, действующей на основании доверенности от 17.01.2020, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ю.И.Д. к Министерству социальной защиты населения Республике Бурятия об обязании обеспечить жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Ю.И.Д. обратился в суд с иском к ответчику, просил обязать ответчика предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма по месту жительства в г. Улан-Удэ. В обоснование иска указал, что он, являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем. До настоящего времени не обеспечен жилым помещением, арендует жилое помещение.
Истец Ю.И.Д., в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Ю.И.Д. по доверенности Косторомина Л.В. поддержала иск, просила обязать ответчика обеспечить его жилым помещением в г. Улан-Удэ, пояснила, что истец является членом семьи нанимателя Ю.Н.Э. по адресу: <адрес>. Однако в указанном жилом помещении проживать невозможно, поскольку жилой дом является памятником архитектуры признание его аварийным в установленном порядке невозможно, имеется заключение о том, что дом нуждается в реконструкции. Согласно акту обследования органа опеки и попечительства Администрации г. Улан-Удэ дом является ветхим, его санитарно-гигиеническое состояние неудовлетворительное. Кроме того, общая площадь дома составляет 37,8 кв.м., жилая площадь – 21,6 кв.м., в нем зарегистрированы 7 человек, не соблюдена норма площади жилого помещения на одного человека. Ю.И.Д. не обеспечен жилым помещением, нуждается в нем, в настоящее время арендует жилое помещение.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Цыдыпова А.Э., действующая на основании доверенности от 30.07.2019, исковые требования не признала, представила письменный отзыв, в котором просила в требованиях отказать в полном объеме, действующим законодательством не предусмотрено немедленное обеспечение жилыми помещениями детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, данное обеспечение осуществляется по очередности в списке на получение жилья, а также по мере формирования специализированного жилищного фонда.
Суд, заслушав стороны, изучив представленные доказательства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу части 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу положений ст.1 названного Федерального закона дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п.2 ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу ч.8 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пп. 3,4,5 п. 3.21 Положения "О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия", утвержденного постановлением Правительства РБ от 06.03.2014 N 88 ( ред. от 22.07.2019), Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия уполномочено, в том числе на 3) формирование и ведение общего (сводного) списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений; 4) управление специализированным жилищным фондом Республики Бурятия для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в части предоставления на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, принятия решения о заключении с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания им содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; 5) предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений по договорам безвозмездного пользования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.03.2005 № 102 (в ред. от 22.07.2019) утвержден Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики.
Как следует из представленных доказательств, Ю.И.Д., *** г.р., относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельству о рождении III-АЖ № ..., выданному <данные изъяты> ***, матерью Ю.И.Д. является Ю.С.Э.., отец Ю.И.Д. указан на основании заявления матери.
Мать Ю.С.Э. согласно свидетельству о смерти I-АЖ № ... умерла ***.
Ю.И.Д. завершил обучение в образовательной организации <данные изъяты>, присвоена квалификация «<данные изъяты>» (Диплом 110324 0446786, выдан ***), а также по программе начального профессионального образования «<данные изъяты>» (Диплом № 03 НПА 0003973, выдан ***).
Из Распоряжения Администрации Советского района г. Улан-Удэ от 25.09.2013 № 646 Ю.И.Д. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений Республики Бурятия.
В настоящее время он состоит в списке по обеспечению жилья под номером 277.
Согласно сведениям отдела по жилищным вопросам и обращениям граждан Администрации Советского района г. Улан-Удэ Ю.И.Д. является членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с письмом Администрации главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия от 12.02.2020 №01.22-12-И253/20 жилое помещение по адресу <адрес>. является объектом культурного наследия «<данные изъяты>Д.». Из письма Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ от 01.11.2019 №004240648 следует, что вышеуказанный жилой дом находится в муниципальной собственности.
Согласно акту от 03.09.2019 обследования санитарно-технического состояния жилого помещения Администрации Советского района г. Улан-Удэ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. является деревянным, состояние ветхое, неблагоустроенный, печное отопление, отсутствует вода. Санитарно-гигиеническое состояние неудовлетворительное. В жилом доме зарегистрировано 7 человек, размер площади жилья на одного человека не соответствует норме.
Из выписки из лицевого счета от 28.02.2020 также следует, что в данном жилом помещении, общей площадью 37,80 кв.м., зарегистрированы 7 человек, в том числе Ю.И.Д. и его <данные изъяты>
По сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РБ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Ю.И.Д. на недвижимое имущество.
Исходя из вышеизложенного, у суда нет оснований полагать, что Ю.И.Д. обеспечен пригодным для проживания жильем.
Таким образом, поскольку истец относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилых помещений, жилым помещением не обеспечен, суд приходит к выводу о том, что Ю.И.Д.. имеет право на жилое помещение в соответствии с порядком, установленным указанным Законом.
Исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, обязанным обеспечить в соответствии с действующим законодательством реализацию Ю.И.Д.. указанного ему права, в настоящее время является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствие сформированного республиканского специализированного жилищного фонда, равно как и наличие других лиц, обладающих аналогичным правом, не могут служить препятствием к реализации истцом права на обеспечение жилым
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░-░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░-░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13.03.2020