Решение по делу № 33-4731/2018 от 27.09.2018

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Холонина Т.П.Дело № 33-4731/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 октября 2018 года г.Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

Председательствующего Шевченко С.В.

судей Гарматовской Ю.В., Коноваленко А.Б.

при секретаре Лемех М.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Калининградской области на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 12 июля 2018 года, которым суд постановил:

Иск Фомичева Виталия Александровича удовлетворить, обязать Правительство Калининградской области предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам за счет средств бюджета Калининградской области.

Заслушав доклад судьи Шевченко С.В., возражения Фомичева В.А., считавшего решение суда законным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Фомичев В.А. обратился в суд с иском к Правительству Калининградской области, указав, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был включен в список указанных лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени его право не реализовано.

Ссылаясь на наличие у него нереализованного права на обеспечение жильем как ребенка – сироты, истец просил суд обязать Правительство Калининградской области предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам, не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Калининградской области

Рассмотрев дело, суд постановил изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Правительства Калининградской области ставится вопрос об отмене решения суда.

Податель жалобы настаивает на отсутствии правовых оснований к удовлетворению иска.

Обращает внимание на то, что Правительство Калининградской области, являясь постоянно действующим органом государственной власти субъекта РФ, принимает постановления, обязательные к исполнению на территории Калининградской области, в пределах своей компетенции. В установленном законодательством области порядке Фомичев В.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право на получение жилья из специализированного жилого фонда не оспаривается, в постановке на учет отказано не было.

Указывает, что в связи с изменениями, внесенными в законодательство о порядке обеспечения жильем граждан из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лица указанной категории утратили право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, что судом учтено не было

Настаивает, что действующим законодательством не предусмотрен внеочередной порядок предоставления жилого помещения лицам указанной категории.

Считает, что права истца не нарушены и он будет обеспечен жильем в порядке очередности.

В суд апелляционной инстанции явился Фомичев В.А.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причин неявки не сообщили, об отложении дела не ходатайствовали.

В этой связи суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим оставлению без изменения.

Как установлено судом, Фомичев Виталий Александрович, ДД.ММ.ГГГГ рождения относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно свидетельству о рождении отцом Фомичева В.А. является Ш., матерью - В.

28.04.2004 г. Ш. умер, а решением Багратионовского районного Калининградской области от 24.02.2010г. В. лишена родительских прав в отношении Фомичева В.А.

16.04.2010г. на основании Приказа «У.» несовершеннолетний Фомичев В.А. был помещен под надзор.

20.05.2010г. на основании Приказа «У.» несовершеннолетний Фомичев В.А. отчислен в связи с переводом под надзор в муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Е.» Советского городского округа.

На основании Приказа Департамента правовой и социальной защиты детства Министерства образования Правительства Калининградской области от 28.05.2010 г. Фомичев В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, помещен под надзор в муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Е.» Советского городского округа.

На основании Приказа Министерства образования Калининградской области от 30.08.2013 г. Фомичев В.А. помещен под надзор в Государственное бюджетное образовательное учреждение Калининградской области для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья «Г..

В связи с выполнением Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа от 30.08.2016 г. Фомичев В.А. отчислен из числа обучающихся воспитанников «Г. с 31.08.2016 г.

На основании постановления Администрации муниципального образования «Багратионовский муниципальный район» от 25.03.2010 г. за несовершеннолетним Фомичевым В.А. сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.

Судом установлено, что Фомичев В.А. зарегистрирован в муниципальной квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу: <адрес>.

В этом же жилом помещении зарегистрированы В.,ДД.ММ.ГГГГ рождения, мать, К., ДД.ММ.ГГГГ рождения, сестра, Ф., ДД.ММ.ГГГГ рождения, брат, Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения, племянник, А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, племянница.

С учетом зарегистрированных и проживающих в жилье лиц, исходя из решения от 17.03.2017 г. Окружного Совета депутатов муниципального образования «Багратионовский городской округ», которым установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, Фомичев В.А. обеспечен жильем менее учетной нормы.

По сведения Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калининградской области сведения о правах Фомичева В.А. на имевшиеся (имеющиеся) у нее объекты недвижимости на территории Калининградской области отсутствуют. По сообщению Калининградского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Фомичев В.А. в списках лиц, зарегистрировавших право собственности на квартиры и домовладения в Калининграде и Калининградской области, не значится. Согласно справки Администрации муниципального образования «Багратионовский городской округ» Калининградской области от 18.04.2018 г. Фомичеву В.А. за период с 01.01.2015 г. по настоящее время жилые помещения по договорам социального найма не предоставлялись

Приказом Министерства социальной политики Калининградской области Фомичев В.А.включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области под .

Вместе с тем, несмотря на то, что у истца. наступили предусмотренные законом условия для реализации права на обеспечение жилым помещением, до настоящего времени истец не обеспечен соответствующим жилым помещением.

Статус истца как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также его право на предоставление специализированного жилого помещения по договору специализированного найма сторонами в судебном заседании не оспаривались.

Принимая решение об удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции, полно и правильно установив все юридически значимые обстоятельства и дав им надлежащую правовую оценку, руководствуясь надлежащими нормами материального права и учтя наличие у истца Фомичева В.А. нереализованного права на предоставление жилья, пришел к верному выводу об их обоснованности, возложив на Правительство Калининградской области обязанность предоставить истице благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не ниже установленных социальных норм.

Вышеизложенная позиция суда подробно мотивирована в принятом решении, с чем апелляционная инстанция соглашается.

Выводы суда основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал в соответствии со ст.67 ГПК РФ правильную оценку, и подтверждены материалами дела.

Доводы апелляционной жалобы Правительства Калининградской области, которые сводятся к несогласию с принятым решением, изложенные в судебном акте выводы суда не опровергают.

Подобные доводы приводились суду первой инстанции, исследовались судом и обоснованно отклонены.

Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище.

В силу положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ - до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Таким образом, по смыслу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в данной правовой норме обстоятельств, в частности, при достижении совершеннолетия.

При этом положениями п. 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действующей до 1 января 2013 года) было предусмотрено право на внеочередное обеспечение жилым помещением указанной категории лиц.

Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», введенным в действие с 1 января 2013 года, предусмотрено новое правовое регулирование вопросов обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан.

Положения пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ признаны утратившим силу, одновременно введена в действие ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предусматривающая, что предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно новой редакции статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений ( п.1). При этом по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7 ст.8).

Согласно п.2 статьи 4 названного выше Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 ст. 8 Закона Калининградской области от 28.12.2005 № 714 "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей с 1 января 2013 года) предусмотрены положения, аналогичные положениям п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, действующего в новой редакции.

Кроме того, в Закон Калининградской области от 03.07.2007 №151 "О специализированном жилищном фонде Калининградской области" (в редакции закона от 26.12.2012 г. № 191) с 1 января 2013 года введена глава 6-1, которой урегулированы вопросы предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа указанной категории детей. Согласно статье 43-3 указанного Закона ( в редакции, действовавшей с 1 января 2013 года и на момент разрешения спора) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанные в пункте 1 настоящей статьи, включаются в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения.

Порядок формирования данного списка предусмотрен ст. 43-4 Закона, а статьями 43-6 и 43.7 – порядок предоставления и норма предоставления площади жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

4апреля 2013 г. Правительством Калининградской области принято постановление № 210«Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу приведенного выше федерального законодательства и законодательства Калининградской области обязанность по предоставлению жилого помещения указанной категории лиц специализированных жилых помещений возложена законодателем на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае - Правительство Калининградской области.

Вопросы же включения в соответствующий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, до 1 октября 2013 года решались Министерством образования Калининградской области, а с 01 октября 2013 года, с учетом изменений, внесенных в постановление № 210 Постановлением Правительства Калининградской области от 10 сентября 2013 г. № 673, Министерством социальной политики Калининградской области.

Поскольку, как установлено судом, Фомичев В.А. в установленном законом порядке включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, т.е. право на обеспечение жильем не оспаривается, однако, до настоящего времени не реализовано – жилое помещение не предоставлено, суд правомерно возложил обязанность по предоставлению ей такого жилья на Правительство Калининградской области, к полномочиям которого оно отнесено законом.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, изменение законодательства не повлекло возникновение возможности обеспечения детей-сирот и иных лиц данной категории жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке очереди, определяемой в соответствии с очередностью указанных лиц в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Ни положения Федерального закона, ни положения вышеупомянутых нормативных актов Калининградской области не содержат указание на предоставление жилых помещений в порядке очередности исходя из времени включения лиц указанной категории в соответствующий Список.

Сам по себе факт учета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в списке означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом или законом субъекта РФ оснований обеспечения гражданина жилым помещением для целей своевременного исполнения обязанности по предоставлению гражданину жилого помещения при наличии совокупности предусмотренных законом юридических фактов.

Реализация же предусмотренного законом права на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оканчивается предоставлением такого жилья, а не включением конкретного лица в учетный список.

С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы Правительства Калининградской области не могут быть признаны состоятельными.

Нормы материального закона применены судом правильно, в соответствии с возникшими правоотношениями.

Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом также не допущено.

Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, сделаны на основе представленных сторонами доказательств, при правильном применении норм материального и процессуального права.

В этой связи постановленное судом решение является законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г.Калининграда от 12 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-4731/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Фомичев В.А.
Ответчики
Правительство Калининградской области
Другие
Министерство социальной политики Калининградской области
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Шевченко Светлана Витальевна
Дело на сайте суда
oblsud.kln.sudrf.ru
10.10.2018Судебное заседание
15.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.10.2018Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее