Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
10 ноября 2020 года Дзержинский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Афанасьева Д.И.,
при секретаре Николаевой Е.С.,
с участием представителя ответчика, действующей на основании доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Левщанова В.В. к Администрации <адрес> о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Левщанов В.В. обратился с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Левщанов В.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>. В соответствии со ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членам семьи нанимателя. Таким образом, как следует из содержания проведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце перовом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. ДД.ММ.ГГГГ. Левщанову В.В. исполнилось 18 лет. Право на обеспечение жилой площадью признано в возрасте от 14 до 23 лет (до достижения 18-тилетнего возраста). Таким образом, основанием для обеспечения Левщанова В.В. жильем является достижение 18-летнего возраста. До настоящего времени Левщанов В.В. жилым помещением на территории <адрес> не обеспечен. В связи с чем, истец просит суд обязать Администрацию <адрес> предоставить Левщанову В.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в черте <адрес>, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 30 кв.м.
Истец Левщанов В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Причина неявки неизвестна, ходатайств об отложении не поступало, в связи с чем, суд полагает возможным дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика, действующая по доверенности ФИО4, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что истец состоит в очереди на улучшение жилищных условий. Основанием для постановки на учет явилось то, что занимаемое жилое помещение с учетом количества проживающих в нем граждан было менее учетной нормы на каждого проживающего. Указанные основания имели место быть и на момент достижения истцом совершеннолетия. Вместе с тем, указала, что в настоящее время право на получение жилого помещения у него отсутствует, поскольку в занимаемом жилом помещении зарегистрировано 7 человек, что превышает учетную норму.
Выслушав представителя ответчика, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьей 55, 59 и 60 ГПК РФ, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Учитывая, что на основании п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при подготовке дела к судебному разбирательству и в процессе разбирательства дела сторонам предоставлена возможность представить доказательства, необходимые для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств возникшего спора.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (п.1 ст.55 ГПК РФ).
Суд оценивает все доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь в их совокупности в соответствии с правилами ст.67 ГПК РФ.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом, как следует из п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. 25, 40 Конституции РФ).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "ж" ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ.
При этом, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его ст. 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (п. 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта РФ, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (п. 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абз. 2).
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9).
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории <адрес> регулируются законами <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 147-З "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>", от ДД.ММ.ГГГГ N 123-З "О жилищной политике в <адрес>", содержащими аналогичные вышеприведенным положения.
Кроме того, постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 315 утверждено Положение о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, которое предусматривает, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется органами местного самоуправления муниципального района (городского округа) <адрес>, осуществляющими государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, однократно по месту жительства, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства в <адрес> - по месту выявления и первичного устройства детей-сирот за счет средств областного бюджета и федерального бюджета путем строительства жилых помещений для детей-сирот на территории муниципальных образований <адрес>, приобретения жилых помещений для детей-сирот на рынке жилья на территории муниципальных образований <адрес> либо предоставления жилых помещений из состава имеющегося муниципального жилищного фонда.
Формирование названного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Положения приведенных выше норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Судом установлено, что Левщанов В.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его <данные изъяты> ФИО1 ограничена в родительских правах решением суда от ДД.ММ.ГГГГ., в свидетельстве о его рождении графа "<данные изъяты>" заполнена со слов матери, ФИО1 является инвалидом первой группы по общему заболеванию, бессрочно.
Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Левщанов В.В. был направлен в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ним было сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.
В силу пункта 1 статьи 49 Жилищного Кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Пунктом 4 указанной статьи под учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) понимается минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (п.5 ст.49 Жилищного Кодекса РФ).
Постановлением Городской Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в <адрес>» установлен минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (учетная норма), в размере 11 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.
Судом установлено, что жилое помещение, которая была сохранена за истцом, является квартирой 4-х комнатной квартирой, общей площадью 88,8 кв.м. которая расположена по адресу: <адрес>, и в котором на регистрационном учете состояло 11 человек.
Учитывая, что занимаемая площадь составляла менее учетной нормы, постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Левщанов В.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории городского округа <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Левщанову В.В. исполнилось 18 лет, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в рассматриваемом жилом помещении на регистрационном учете состояли 9 человек, следовательно, обеспеченность истца в жилом помещении была также менее учетной нормы, что подтверждается выпиской из финансового лицевого счета (л.д.49).
ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию <адрес> обратился командир воинской части №, в которой Левщанов В.В. проходит службу по контракту, с заявлением о предоставлении Левщанову В.В. в первоочередном порядке жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ответ на указанное заявление Администрацией <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что в 2019 года городскому округу <адрес> на цели для приобретения жилых площадей для указанной категории граждан выделено средств на приобретение 31 квартиры, по состоянию на дату обращения Левщанов В.В. в списке значится под № и будет обеспечен жилым помещением при достаточном объеме бюджетных ассигнований.
Вместе с тем, до настоящего времени жилое помещение Левщанову В.В. не предоставлено.
Как установлено судом, Левщанов В.В. состоит на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в списках лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 18 лет достиг, таким образом, у него в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ" возникло право на обеспечение жилым помещением, однако в нарушение закона жилое помещение ему не предоставлено.
Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет федеральный законодатель. Вместе с тем, федеральный законодатель не установил, что предоставление указанным лицам специализированного жилья должно зависеть от какой-либо очередности.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ, п. 1, 3 ст. 15.6-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 123-З, п. 2.7 Положения о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот у истца возникло право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории <адрес>, соответствующее норме предоставления общей площади жилого помещения жилищного фонда <адрес> по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв. м).
При таких обстоятельствах необходимо обязать Администрацию <адрес> предоставить Левщанову В.В. в черте границ <адрес> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее 30 кв.м.
Судом не принимается во внимание довод представителя ответчика о том, что на момент рассмотрения настоящего гражданского дела, истец утратил свое право на улучшение своих жилищных условий, поскольку на момент возникновения такого права истец соответствовал всем предъявляемым требованиям, а длительное неисполнение органом местного самоуправление возложенных на него законом обязанностей не может явиться основанием для лишения истца его законом установленного права.
Также, судом отмечается, что ответчиком не принято решение по снятию истца с соответствующего учета, а истец предельного возраста для реализации его права не достиг.
Поскольку поименованные нормы закона предполагают обязанность для ответчика незамедлительной реализации права Левщанова В.В. на предоставление жилого помещения после его возникновения, то суд считает необходимым установить срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ, полагая данный срок разумным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 56, 67, 98, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Левщанова В.В. удовлетворить.
Обязать Администрацию <адрес> предоставить Левщанову В.В. в черте границ <адрес> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 30 кв.м. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано Нижегородский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Дзержинский городской суд.
Судья п/п Д.И.Афанасьев
Копия верна
Судья:
Секретарь: