Дело № 2а-167/2021
29RS0005-01-2020-000851-15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июля 2021 года г. Архангельск
Исакогорский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Шарпаловой Л.А.,
при секретаре Голдобовой Е.Е.,
с участием представителя административных ответчиков ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области, ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России, заинтересованного лица УФСИН России по Архангельской области Авдеенко Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Илко Г. Я. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 29 Федеральной службы исполнения наказаний», Федеральной службе исполнения наказаний о признании действий незаконными и присуждении компенсации за нарушение условий содержания,
установил:
Илко Г.Я. обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее - ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области, Учреждение), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее - УФСИН России по Архангельской области) о признании действий незаконными и присуждении компенсации за нарушение условий содержания.
В обоснование требований указал, что с 27.12.2017 по 18.05.2019 отбывал наказание в Учреждении. В указанный период Учреждение было переполнено, не соблюдались установленные законом гигиенические нормы в части водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения, обеспечения унитазами и раковинами, пища подавалась низкого качества и в грязной посуде, что приводило к кишечным инфекциям. В 2018 году в здании столовой производилось пальмовое масло, в связи с чем стоял стойкий неприятный запах. Здоровые люди содержались совместно с больными ВИЧ, туберкулезом и другими инфекционными заболеваниями, надлежащая медицинская помощь не оказывалась, лекарства не выдавались. Также ссылается на недостаточное освещение в жилой секции, нехватку средств гигиены, душей, одежды и обуви, наличие грызунов в здании общежития. Кроме того, указывает на неоднократное помещение в ШИЗО, где также не были созданы надлежащие условия содержания. Таким образом, Учреждение нарушило условия содержания осужденного, в связи с чем просил признать действия ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области незаконными, взыскать с УФСИН России по Архангельской области в свою пользу компенсацию в размере 1 000 000 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть №29 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее - ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России), ненадлежащий ответчик УФСИН России по Архангельской области заменен надлежащим - ФСИН России, в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура Архангельской области.
Административный истец Илко Г.Я. о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, в суд не явился, в предыдущем судебном заседании требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России, заинтересованного лица УФСИН России по Архангельской области Авдеенко Е.Е. с иском не согласилась, просила в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на пропуск истцом срока на обращение в суд, а также на обеспечение в колонии надлежащих условий содержания.
Заинтересованное лицо прокуратура Архангельской области в суд своего представителя не направило.
На основании определения суда дело рассмотрено при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, ч.ч. 1, 2 ст. 27.6 КоАП РФ, ст.ст. 7, 13 Федерального закона от 26.04.2013 № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», ст.ст. 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ст.ст. 93, 99, 100 УИК РФ, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ч. 5 ст. 35.1 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии с п. 13 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 в силу ч.ч. 2 и 3 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем административному истцу надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (ст.ст. 62, 125, 126 КАС РФ).
Судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47).
В соответствии с ч. 6 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Согласно ч. 1 ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
В силу ч. 2 ст. 99 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).
Как следует из п. 20 главы V Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 03.11.2005 № 205, распорядок дня включает в себя время подъема, отбоя, туалета, физической зарядки, принятия пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных и культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях и т.д. Предусматривается непрерывный восьмичасовой сон осужденных и предоставление им личного времени.
Согласно п. 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года №295, распорядок дня включает в себя время подъема, туалета, физической зарядки, приема пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, отбоя. Предусматриваются непрерывный восьмичасовой сон осужденных и предоставление им личного времени. Не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья.
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (ч. 3 ст. 99 УИК РФ).
Согласно Приложению № 1 к Приказу ФСИН РФ от 27 июля 2006 года №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», приказу Минюста РФ № 130 ДСП от 02.06.2003 года «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ (СП 17-02 Минюста России)» спальные помещения должны быть обеспечены рукомойниками из расчета 1 рукомойник на 10 осужденных, число напольных чаш (унитазов) должно составлять не менее 1 единицы на 15 осужденных.
В минимальную норму материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов ФСБ, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах МВД Российской Федерации на мирное время», входит хозяйственное мыло (200 г в месяц), туалетное мыло (50 г в месяц), зубная паста/зубной порошок (30 г в месяц), зубная щетка (1 шт. на 6 месяцев), одноразовая бритва (6 шт. в месяц), туалетная бумага (25 м в месяц).
Этим же постановлением определено, что осужденному положено одеяло байковое (1 шт.), матрац ватный или с синтетическим наполнителем (1 шт.), подушка ватная или с синтетическим наполнителем (1 шт.), простыня (2 шт.), наволочка подушечная верхняя (1 шт.).
По настоящему делу установлено, что Илко Г.Я. осужден приговором Коношского районного суда Архангельской области от 06.12.2012 за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, на срок 10 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
29 декабря 2017 года Илко Г.Я. прибыл в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области, где находился по 18 мая 2019 года, когда был этапирован в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области для дальнейшего отбывания наказания.
С 2015 года лимит наполнения указанного исправительного учреждения строгого режима установлен в количестве 1 206 осужденных, ранее - 1 207.
Согласно журналу движения осужденных и регистрации личных дел № на 29.12.2017 в учреждении содержалось 917 осужденных.
По прибытии в исправительное учреждение Илко Г.Я. было предоставлено индивидуальное спальное место, за период отбывания наказания он был обеспечен постельными принадлежностями: одеяло (1 шт.), матрац (1 шт.), подушка (1 шт.), наволочка (2 шт.), простыня (4 шт.), полотенце (2 шт.). Предметами вещевого довольствия не обеспечивался в связи с отказом от получения вещей, что подтверждается пояснениями административного истца, данными в судебном заседании.
В период с 29 декабря 2017 года по 28 февраля 2018 года Илко Г.Я. содержался в отряде № 9 (2 этаж), с 28 февраля 2018 года по 18 мая 2019 года - в отряде № 2 (1 этаж), что также подтверждается ведомостями о выдаче гигиенических средств и пояснениями истца.
Согласно пояснениям Илко Г.Я. он обеспечивался в период отбывания наказания индивидуальными средствами гигиены, ему выдавались гигиенические наборы, состоящие из мыла хозяйственного (200 г), и гигиенического набора: мыла туалетного (50 г), зубной пасты (30 г), зубной щетки (1 шт. на 6 месяцев), бритвенного станка (6 шт.), туалетной бумаги (25 м), но чаще он приобретал все необходимое самостоятельно в магазине и отказывался от получения наборов.
За период отбывания наказания Илко Г.Я. в ШИЗО не водворялся.
В октябре 2018 года Илко Г.Я. обратился в Европейский суд по правам человека с жалобой на ненадлежащие условия отбывания наказания, с 07.11.2019 жалоба ожидает судебного решения.
В поданной жалобе и настоящем иске административный истец ссылается на неадекватные гигиенические условия в Учреждении в части водоснабжения.
Вместе с тем в период отбывания наказания Илко Г.Я. в спальных помещениях отрядов имелись баки для питьевой кипяченой воды, кружка, таз, емкости с питьевой водой ополаскивались ежедневно и дезинфицировались.
В период с 2017 года по 2019 год ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области с МУП «Водоканал» МО «Город Архангельск» заключались государственные контракты холодного водоснабжения, с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области» - государственные контракты на проведение лабораторных и инструментальных исследований для микробиологических исследований водопроводной воды, пищевой продукции, исследования смывов на БГКП, материалов на стерильность, исследования микробиологического материала, водопроводной воды по санитарно-химическим показателям. Качество холодной воды соответствовало нормам СанПина 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Горячее водоснабжение в зданиях общежитий ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской областив нарушение требований п.п. 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1454/пр, не обеспечено из-за отсутствия инженерно-технических сетей (линия водопровода горячего водоснабжения не подведена к зданиям колонии) и достаточной мощности теплогенерирующих установок котельной для производства и подачи горячей воды в здания общежитий жилой зоны с момента их строительства (согласно техническим паспортам 1982 - 1985 годы). Объекты коммунально-бытового обеспечения (столовая, банно-прачечный комплекс) обеспечивались централизованно горячим водоснабжением от собственной котельной.
При этом судом не установлено факта отказа администрации исправительного учреждения в предоставлении горячей воды. Жалоб и заявлений от осужденного Илко Г.Я. за период его содержания в Учреждении по обеспечению горячей водой с учетом потребности не поступало.
На основании п. 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года №295, помывка осужденных производилась 2 раза в 7 дней в помещении банно-прачечного комплекса поотрядно в дни и часы, отведенные распорядком дня в соответствии с утвержденным начальником Учреждения графиком работы бани.
При помывке осужденных сдается в стирку нательное и постельное белье, которое сортируется на цветное и белое, производится стирка с использованием моющих растворов в стиральных машинах, сушка и глажение белья с последующей выдачей. Наличие стиральных машин подтверждается представленными инвентарными карточками учета нефинансовых активов.
Все здания ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области были подготовлены к отопительному сезону в период с 2017 по 2019 годы, температурный режим поддерживался не ниже 20 градусов, что подтверждается представленными паспортами готовности учреждения к отопительному периоду, копиями журнала учета температурного режима в помещениях учреждения.
Отряды исправительного учреждения оборудованы умывальниками, унитазами.
В период отбывания наказания Илко Г.Я. вспышек инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний и пищевых отравлений в ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России не зарегистрировано.
******
Вопреки доводам истца в Учреждении сбор промышленных и хозяйственно-бытовых сточных вод, в том числе, из административного здания, где расположены комнаты для длительных свиданий, осуществляется посредством трубопроводов канализации, затем направляется в канализационно-насосную станцию, откуда сточные воды поступают в систему биологической очистки, очищенные воды сбрасываются в реку Левковка.
Доводы о наличии грызунов в общежитии отряда истца также не нашли своего подтверждения. Жалоб на наличие грызунов не поступало, нарушение ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России не выявлялось.
Фактов отказа в регистрации либо направления корреспонденции административного истца не выявлено.
Доводы о производстве в столовой учреждения пальмового масла своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли.
Во всех жилых помещениях уровень освещенности поддерживался в пределах, установленных действовавшими до 01.03.2021 СанПин 2.2.1/2.1.1.1278-03, утвержденными постановлением главного санитарного врача РФ от 06.04.2003.
Доводы о ненадлежащем качестве питания опровергаются материалами дела.
В период отбывания Илко Г.Я. наказания нормы питания в исправительном учреждении, установленные Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 №205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН и ФСБ, на мирное время», Приказом Министерства юстиции РФ № 696 от 02.09.2016 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно - исполнительной системы», а также Приказом Министерства юстиции РФ № 48 от 26.02.2016 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов другими, применяемых подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН на мирное время», соблюдались, осуществлялся контроль над качеством приготовления пищи, что подтверждается представленными меню-раскладками, актами контрольно-показательных варок пищи, а также выпиской из журнала контроля над качеством приготовления пищи.
В материалах дела имеются акты ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России по результатам мероприятий по надзору с 2014 года по 2019 год соблюдения санитарного законодательства Российской Федерации в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области, в ходе которых установлено, что норма жилой площади в исправительном учреждении соблюдается во всех отрядах, государственные контракты на утилизацию твердых бытовых отходов, на проведение лабораторных исследований, на проведение дератизации, дезинфекции, дезинсекции заключены, водоснабжение централизованное силами МУП «Водоканал». Жалоб от осужденных на качество молока, приготовления пищи, коммунально-бытовое, медицинское обслуживание, наличие насекомых в жилых и производственных помещениях не поступало. Нарушений по отрядам, где отбывал наказание истец, не выявлено.
В ходе проверок, проводившихся сотрудниками УФСИН России по Архангельской области в отношении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области в период с 2017 года по 2018 год, нарушений, на которые административный истец ссылается в административном иске, не установлено.
Довод Илко Г.Я. о том, что в нарушение действующего законодательства совместно с ним содержались осужденные с ВИЧ-инфекцией, туберкулезом и другими инфекционными заболеваниями, не может быть принят судом в силу следующего.
Положениями ч. 5 ст. 80 УИК РФ установлено, что осужденные, больные разными инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно и отдельно от здоровых осужденных.
Ранее положениями ч. 2 ст. 101 УИК РФ предусматривалась организация в уголовно-исполнительной системе специализированных лечебно-исправительных учреждений для медицинского обслуживания и отбывания наказания ВИЧ-инфицированных осужденных.
Федеральным законом от 9 марта 2001 года № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» из ч. 2 ст. 101 УИК РФ данная норма с 12 марта 2001 года исключена, в связи с чем в настоящее время ВИЧ-инфицированные осужденные отбывают наказание в тех же исправительных учреждениях, где и здоровые осужденные.
В соответствии с ч. 2 ст. 101 УИК РФ (в редакции, действующей в период отбывания наказания истца) в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения.
В силу ст. 5 Федерального закона № 38-ФЗ от 30 марта 1995 года «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» права и свободы граждан Российской Федерации могут быть ограничены в связи с наличием у них «ВИЧ-инфекции» только федеральным законом. Лицо, у которого выявлена «ВИЧ-инфекция», уведомляется работником учреждения, проводившего медицинское освидетельствование, о результатах освидетельствования и необходимости соблюдения мер предосторожности с целью исключения распространения «ВИЧ-инфекции», о гарантиях соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, а также об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения либо заражение другого лица (ст. 13 указанного Закона, ст.122 Уголовного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 5 ст. 9 названного Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 года № 221 утверждены Правила обязательного медицинского освидетельствования лиц, находящихся в местах лишения свободы, которыми установлен порядок обязательного медицинского освидетельствования определенных категорий лиц, находящихся в местах лишения свободы, с целью выявления «ВИЧ-инфекции».
Согласно разъяснениям Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ от 29 сентября 2003 года № 1100/2731-03-116, «ВИЧ-инфекция» относится к медленным инфекциям с длительным периодом носительства, от момента заражения до развития заболевания может пройти от 5 до 10 лет. При условии соблюдения морально-этических и санитарно-гигиенических норм ВИЧ-инфицированные не представляют угрозы для окружающих, в связи с чем совместное содержание лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, и здоровых подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы считается допустимым.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что «ВИЧ-инфекция» не передается ни воздушно-капельным, ни контактно-бытовым путем, суд приходит к выводу, что истец не мог заразиться «ВИЧ-инфекцией», принимая душ или пищу, а также проживая в тех же помещениях, что и ВИЧ-положительные осужденные.
Таким образом, права истца в результате совместного содержания здоровых осужденных и осужденных с «ВИЧ-инфекцией» нарушены не были.
При этом доказательств, подтверждающих, что с административным истцом совместно содержались осужденные, больные с открытой формой туберкулеза, иными инфекционными заболеваниями (кроме осужденных с «ВИЧ-инфекцией»), которые содержатся в лечебных исправительных учреждениях, суду не представлено.
Довод административного истца о том, что он не получал надлежащую медицинскую помощь, судом отклоняется в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 и ч. 7 ст. 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что лица, в том числе, отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правила организации оказания медицинской помощи осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, установлены Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28 декабря 2017 № 285 (далее - Порядок №285).
Согласно п. 2 Порядка № 285 оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.
Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан принимает во внимание, в частности, доступность такого обслуживания, своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения и т.д.
При этом суд учитывает, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, в том числе в случаях, когда в отношении лишенного свободы лица в установленном порядке применялись меры физического воздействия, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация.
Как указано выше, Илко Г.Я. наблюдался врачами, медицинский контроль за состоянием его здоровья осуществлялся во время профилактических и диспансерных осмотров, обращениях за медицинской помощью.
В период отбывания наказания Илко Г.Я. с 2013 года в Учреждении оказывалась медицинская помощь сотрудниками ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России.
В штате медицинской части № 1 ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России, расположенной в ФКУ ИК-1 УФСИН России по АО, работают врач-терапевт, врач-психиатр, врач-стоматолог, фельдшер, 1 медицинская сестра процедурная, 2 медицинские сестры, имеется аптечный пункт. Перебоев с лекарственными препаратами не зафиксировано, имеются все препараты, утвержденные формулярным перечнем.
По прибытии в исправительное учреждение Илко Г.Я. осмотрен медицинским работником, ******
Фактов отказа в предоставлении медицинской помощи Илко Г.Я. или несвоевременного ее оказания, необеспечения его необходимыми лекарственными препаратами, не установлено.
По изложенным основаниям оснований для удовлетворения требований к ФКУЗ МСЧ-29 ФСИН России не имеется, поэтому суд отказывает в удовлетворении иска в данной части.
В период отбывания Илко Г.Я. наказания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области Архангельской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Архангельской области регулярно, не реже 1 раза в месяц, проводились проверки соблюдения законов в данном исправительном учреждении, по результатам выявленных нарушений в адрес начальника колонии выносились представления об устранении выявленных нарушений.
Так, в ходе проведенной проверки в июне 2018 года (представление от 29 июня 2018 года), выявлено, что в отряде № 2 количество раковин не соответствует установленным нормам.
В представлении от 19.07.2018 указано, что при обходе туалетных помещений отряда № 2 (1 этаж) обнаружены кабинки с функционирующими унитазами, доступ к которым ограничен (закрыты на замок), а также на максимально возможных из расчета площади секции 80 спальных мест расположено 92 (превышение 15 %).
Иных нарушений за период отбывания Илко Г.Я. наказания не выявлено.
Оценивая доказательства по делу, суд руководствуется положениями ст.59 КАС РФ, которыми предусмотрено, что доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном КАС РФ и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей. Доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
На основании представленных доказательств суд приходит к выводу, что в период отбывания административным истцом Илко Г.Я. наказания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области был допущен ряд нарушений, а именно: с июня по июль 2018 года - периодически не обеспечено достаточного количества умывальников и унитазов, отсутствует горячее водоснабжение в жилых помещениях, что препятствовало соблюдению административным истцом норм гигиены.
Иных нарушений условий содержания судом не установлено.
Представленные суду материалы свидетельствуют о том, что Илко Г.Я. в течение всего периода содержания был обеспечен отдельным собственным спальным местом. В соответствии с утвержденным распорядком дня учреждения осужденные находятся в жилых помещениях общежитий отряда только в ночное время, то есть треть времени ежедневно. При этом в дневное время они пользуются определенной свободой перемещения по территории учреждения, на которой также расположены производственная зона, банно-прачечный комплекс, столовая, клуб, храм, библиотека, футбольное, волейбольное и баскетбольное поле, тренажерный зал, спортивные уголки. Для обеспечения досуга осужденных организованы кружки, проводятся концерты, викторины, конкурсы, спортивные и иные массовые мероприятия.
Европейский суд по правам человека в своих постановлениях неоднократно указывал, что оценка того, имело ли место нарушение требований ст. 3 Конвенции, не может быть сведена к исчислению квадратных метров, которыми располагает заключенный. Данный подход не учитывает тот факт, что практически лишь всеобъемлющий подход к конкретным условиям содержания под стражей может дать точную картину реальной жизни заключенных.
Принимая во внимание изложенное, учитывая также незначительность нарушения минимальной нормы жилой площади (15%), возможность компенсировать недостаточную жилую площадь спальни определенной свободой передвижения по всей территории исправительного учреждения, непродолжительное время нахождения осужденных в спальном помещении (после отбоя), обеспеченность административного истца отдельным спальным местом во время всего периода его нахождения в исправительном учреждении, суд приходит к выводу об отсутствии оснований считать право административного истца Илко Г.Я. на личное пространство нарушенным.
При разрешении настоящего спора суд учитывает, что пребывание гражданина в пенитенциарных учреждениях неизбежно связано с различными лишениями и ограничениями, в частности, с недостатком личного пространства. Поэтому не всякие ссылки заявителя на подобные лишения и ограничения свидетельствуют о том, что заявитель действительно подвергся бесчеловечному или унижающему достоинство обращению со стороны государства.
При установлении наличия или отсутствия физических и нравственных страданий, а также при оценке их характера и степени необходимо учитывать индивидуальные особенности потерпевшего и иные заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела.
Такими обстоятельствами могут являться длительность пребывания потерпевшего в местах лишения свободы или в местах содержания под стражей, однократность/неоднократность такого пребывания; половая принадлежность лиц, присутствующих при осуществлении потерпевшим санитарно-гигиенических процедур в отсутствии приватности; возможность самостоятельного принятия потерпевшим или совместно отбывающими с ним наказание лицами мер по обеспечению приватности санитарно-гигиенических процедур; состояние здоровья и возраст потерпевшего; иные обстоятельства.
Выявленные судом по настоящему спору нарушения свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения требования о признании действий ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области, выразившихся в необеспечении надлежащих условий содержания в период отбывания административным истцом наказания в местах лишения свободы, незаконными, в связи с чем данное требование к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области подлежит удовлетворению.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что Илко Г.Я. действительно претерпевал нравственные страдания, которые выражались в душевных переживаниях, чувстве несправедливости и незащищенности от неправомерных действий должностных лиц по поводу несоблюдения условий содержания в исправительном учреждении, физические страдания, которые выражались в нахождении в помещении, не отвечающем материально-бытовым и санитарно-гигиеническим требованиям, что объективно свидетельствует о наличии правовых оснований для взыскания в пользу истца компенсации.
В связи с чем суд взыскивает в пользу административного истца компенсацию, учитывая разъяснения, содержащиеся в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания».
В период пребывания в местах лишении свободы осужденные лишаются или ограничиваются в возможности пользования определенными материальными благами. В то же время условия, в которых они содержатся, не должны причинять им излишних физических страданий или отрицательно влиять на здоровье осужденных.
Осужденному не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
При определении размера компенсации суд также учитывает, что Илко Г.Я. обратился с настоящим иском через 3 года после начала отбывания наказания и спустя год после освобождения из Учреждения, поэтому в настоящее время невозможно установить количество лиц, содержащихся совместно с ним, и иные обстоятельства в связи с правомерным уничтожением документов по истечении срока хранения, в связи с чем суд выносит решение на основании представленных сторонами и исследованных доказательств.
При этом уничтожение соответствующей документации за истечением установленных сроков хранения не может быть поставлено в вину ответчикам, поскольку истец обратился в суд с иском спустя значительное время.
Длительное необращение истца в установленном законом порядке за защитой своего нарушенного права привело к истечению сроков хранения номенклатурных дел, регистрационных журналов и их уничтожению, что лишает административных ответчиков возможности представить опровергающие доводы истца доказательства, а суд - проверить обоснованность доводов истца об условиях его содержания в Учреждении, соблюдении санитарно-гигиенических и иных требований при его содержании.
При этом длительное необращение административного истца за защитой своих прав также ставит под сомнение степень и характер перенесенных страданий истца.
На основании изложенного, принимая во внимание, что большая часть изложенных в исковом заявлении фактов, на которые истец ссылался в обоснование заявленного размера компенсации, подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашли, на наличие негативных последствий, наступивших в результате действий ответчиков, истец не указал, а также учитывая период нарушения прав истца и объем нарушенных прав, исходя из требований разумности и справедливости, суд присуждает Илко Г.Я. компенсацию в размере 3 000 руб.
В соответствии с ч. 4 ст. 227.1 КАС РФ данная компенсация подлежит взысканию с главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В рассматриваемом случае с учетом положений пп. 3 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, п.п. 6 п. 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1314, главным распорядителем бюджетных средств является ФСИН России.
Таким образом, денежная компенсация подлежит взысканию с ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации.
Кроме того, административный истец просил взыскать с ответчиков в свою пользу понесенные по делу судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Разрешая данное ходатайство, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 КАС РФ.
Согласно позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в п. 25 постановления от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», при удовлетворении административного иска, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, понесенные судебные расходы, включая расходы по уплате государственной пошлины, подлежат взысканию с административного ответчика, в том числе являющегося государственным органом, поскольку КАС РФ не содержит исключений при возмещении судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение, в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.
Учитывая вышеприведенные нормы, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, понесенные истцом расходы подлежат взысканию в равных долях с ФКУ ИК-1 УФСИН России по Архангельской области и ФСИН России - по 150 руб. с каждого ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Илко Г. Я. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 29 Федеральной службы исполнения наказаний», Федеральной службе исполнения наказаний о признании действий незаконными и присуждении компенсации за нарушение условий содержания удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», выразившиеся в необеспечении Илко Г. Я. надлежащих условий содержания в исправительном учреждении в период с 01 января 2018 года по 31 июля 2018 года.
Взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Илко Г. Я. компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 3 000 (Три тысячи) руб.
Взыскание произвести на расчетный счет ******
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В удовлетворении требований Илко Г. Я. к Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 29 Федеральной службы исполнения наказаний» о признании действий незаконными и присуждении компенсации за нарушение условий содержания отказать.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» в пользу Илко Г. Я. расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 руб.
Взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Илко Г. Я. расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 руб.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Исакогорский районный суд города Архангельска.
Председательствующий Л.А. Шарпалова