Решение по делу № 33-3-7933/2024 от 22.08.2024

Судья Шандер Н.В. Дело № 33-3-7933/2024

(в суде 1 инст. № 2-878/2024)

УИД 26RS0003-01-2023-000297-63

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 17 октября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи ФИО11,

судей ФИО12

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора ФИО5

на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 19 июня 2024 года по гражданскому делу по исковому заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к садоводческому некоммерческому товариществу «Оптимист», администрации города Ставрополя об оспаривании бездействия, возложении обязанностей,

заслушав доклад судьи ФИО11,

установила:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Садовому некоммерческому товариществу «Оптимист», администрации города Ставрополя, в котором просил:

1) Признать незаконным бездействие СНТ «Оптимист», выразившееся в непринятии в период с 17.06.2022 по настоящее время мер по созданию на территории СНТ «Оптимист» мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, подаче заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; заключению договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества;

2) Возложить на СНТ «Оптимист» обязанность в срок не позднее 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

2.1 подать в администрацию города Ставрополя заявку на включение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов,

2.2 оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории СНТ «Оптимист» в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства,

2.3 направить региональному оператору ООО «Эко-Сити» заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;

3) Возложить на администрацию г.Ставрополя обязанность в срок, не позднее одного месяца со дня поступления заявления, согласовать СНТ «Оптимист» создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов либо определить для СНТ «Оптимист» место размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на отсутствие в СНТ «Оптимист» контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов, отвечающей требованиям Свода правил 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства», отсутствие заключенного с региональным оператором ООО «Эко-Сити» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Указывает, что такое положение нарушает требования ст.ст. 4, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст.24.6,13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. ст.7, 14, 18, Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.5.10 Свода правил 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения», п. «в» ст. 8(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156, п. 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039, приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 13.08.2021 №190.

Полагает, что данное бездействие СНТ «Оптимист» нарушает конституционное право неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации и иных лиц на благоприятную окружающую среду, может привести к образованию несанкционированных (стихийных) свалок, ненадлежащему транспортированию и размещению отходов.

Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 05 апреля 2023 года исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - удовлетворены частично.

Суд признал незаконным бездействие СНТ «Оптимист», выразившееся в непринятии в период с 17.06.2022 года по настоящее время мер по созданию на территории СНТ «Оптимист» мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, подаче заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; заключению договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества.

Суд возложил на СНТ «Оптимист» обязанность в срок, не позднее 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: подать в администрацию города Ставрополя заявку на включение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории СНТ «Оптимист» в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

В удовлетворении остальной части иска - отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 26 июля 2023 года решение Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от
5 апреля 2023 года оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 4 декабря 2023 года решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 5 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 26 июля 2023 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В своем определении суд кассационной инстанции указал, что возлагая на ответчика обязанность по установке на территории СНТ контейнерной площадки, в целях исполнимости судебного решения суды должны исследовать вопрос о наличии возможности размещения данной площадки в соответствии с вышеуказанными требованиями. Однако данные обстоятельства судами не исследовались, доводам ответчика в данной части не дано надлежащей правовой оценки. Кроме того, возражая против заявленных исковых требований, ответчик СНТ «Оптимист» ссылался на наличие у членов СНТ индивидуальных договоров с организацией, оказывающей услуги по обращению с ТКО и осуществляющей вывоз отходов. Однако, суды оставили без внимания данные доводы, не проверив указанные обстоятельства и не дав им надлежащей правовой оценки.

Обжалуемым решением Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 19 июня 2024 года в удовлетворении исковых требований Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к СНТ «Оптимист», администрации г.Ставрополя - отказано в полном объеме.

В апелляционном представлении Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор ФИО5просит решение суда первой инстанции отменить полностью, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение. Указал, что прокурором, среди прочих, заявлены исковые требования о возложении на администрацию г.Ставрополя обязанности в срок, не позднее одного месяца со дня поступления заявки согласовать СНТ «Оптимист» создание места (площадки) накопления ТКО, либо определить для СНТ «Оптимист» место размещения площадки накопления ТКО. С учетом выводов проведенной судом первой инстанции судебной землеустроительной экспертизы об отсутствии на территории СНТ места для размещения указанной площадки, считает, что суд необоснованно отказал в удовлетворении требований прокурора о возложении на администрацию г.Ставрополя обязанности в срок, не позднее 1-го месяца со дня поступления заявки СНТ «Оптимист» согласовать товариществу создание места размещения указанной площадки, либо определить для СНТ место размещения площадки накопления ТКО. Суд не дал оценки тому обстоятельству, что 13.02.2023 СНТ «Оптимист» обратилось с заявлением в администрацию г.Ставрополя о предоставлении ЗУ, находящегося в муниципальной собстве6нности, граничащего с СНТ, для размещения указанной площадки или определения иного места размещения отходов, которое администрацией не рассмотрено.

Письменных возражений на апелляционное представление не поступило.

В заседание суда апелляционной инстанции явились: представитель процессуального истца – прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края ФИО6, представитель ответчика СНТ «Оптимист» по доверенности ФИО7, представитель третьего лица ООО «Эко-Сити» по доверенности ФИО8 Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте его рассмотрения надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся участников судебного процесса.

Изучив материалы дела, выслушав представителя процессуального истца – прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Ставропольского края ФИО6, поддержавшего апелляционное представление, представителя СНТ «Оптимист» ФИО7, возражавшей против его удовлетворения, представителя третьего лица ООО «Эко-Сити» ФИО8, полагавшего апелляционное представление подлежащим удовлетворению, обсудив доводы апелляционного представления, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).

Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении данного дела.

Как следует из материалов дела, Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, в результате которой выявлено, что на территории СНТ «Оптимист» отсутствует контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов, у СНТ «Оптимист» отсутствует заключенный с региональным оператором ООО «Эко-Сити» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

17.06.2022 в целях устранения выявленных нарушений природоохранного законодательства Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой председателю правления СНТ «Оптимист» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

15.07.2022 указанное представление рассмотрено председателем правления СНТ «Оптимист» ФИО9

Согласно информации о результатах рассмотрения представления от 15.07.2022 в СНТ «Оптимист» отсутствует единый договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, площадка для накопления твердых коммунальных отходов на территории СНТ отсутствует.

13.02.2023 председателем правления СНТ «Оптимист» ФИО9 в администрацию г.Ставрополя направлено заявление с просьбой рассмотреть возможность предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, граничащего с СНТ «Оптимист» для размещения площадки накопления ТКО или определения для СНТ «Оптимист» иного места размещения (площадки) накопления ТКО.

Согласно указанному заявлению членами СНТ «Оптимист» заключены прямы договоры на вывоз ТКО с региональным оператором – ООО «Эко-Сити», по условиям которых утилизация ТКО осуществляется в пределах площадки, расположенной по адресу: г. Ставрополь, ул. Южный обход, 55/2. При этом, у СНТ «Оптимист» отсутствует собственная площадка накопления ТКО, создание такой площадки, отвечающей требованиям СП 53.13330.2019, в настоящий момент не представляется возможным из-за небольшой территории СНТ.

Письмом заместителя руководителя Комитета городского хозяйства администрации <адрес> ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ
Садоводческому некоммерческому товариществу «Оптимист» предложено направить в адрес Комитета заявление о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО, а также схему размещения места (площадки) накопления ТКО в масштабе 1:2000.

Однако, заявление со схемой размещения места (площадки) накопления ТКО садоводческим некоммерческим товариществом «Оптимист» не было направлено Комитету ввиду отсутствия на территории товарищества соответствующей предъявляемым требованиям площадки, предназначенной для размещения ТКО.

С целью проверки доводов представителя ответчика СНТ «Оптимист» об отсутствии возможности соблюдения требований СП 53.13330.2019 при организации площадки для твердых коммунальных отходов в пределах границ СНТ «Оптимист» определением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 03.04.2024 по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза.

Согласно заключению экспертизы № 213-Э-2024 от 24.05.2024, выполненному экспертом Общества с ограниченной ответственностью «Северо-Кавказский Экспертно-Правовой Центр», исходя из требований СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения», не имеется технической возможности организации мест (контейнерных площадок) накопления (сбора) твердых коммунальных отходов в пределах границ земельного участка садоводческого некоммерческого товарищества «Оптимист» г. Ставрополя, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления (сбора) твердых коммунальных отходов.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положив в основу судебного решения заключение судебной экспертизы № 213-Э-2024 от 24.05.2024, признав его допустимым доказательством по делу, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным бездействия СНТ «Оптимист», выразившегося в непринятии мер по созданию на территории СНТ мест (площадок) накопления ТКО в пределах границ СНТ «Оптимист», поскольку материалами дела подтвержден факт невозможности организации самим СНТ «Оптимист» месте накопления ТКО в пределах территории товарищества. Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора к администрации г.Ставрополя о возложении обязанности в течение одного месяца со дня поступления СНТ «Оптимист» согласовать СНТ «Оптимист» создание места (площадки) накопления ТКО, либо определить для СНТ «Оптимист» место размещения площадки накопления ТКО, суд первой инстанции исходил из того, что указанные требования прокурора основаны на незаконном бездействии СНТ «Оптимист», а поскольку такового судом не установлено, то оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в отношении ответчика - администрации г.Ставрополя, также не имеется. При этом суд сослался на положения ч.3 ст.196 ГПК РФ, не позволяющей, применительно к данной ситуации, выйти за пределы заявленных исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в части признания незаконным бездействия СНТ «Оптимист», выразившегося в непринятии мер по созданию на территории СНТ «Оптимист» мест (площадок) накопления ТКО, возложении на СНТ «Оптимист» обязанности подать в администрацию города Ставрополя заявку на включение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также - оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории СНТ «Оптимист» в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, направить региональному оператору ООО «Эко-Сити» заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем доводы апелляционного представления в данной части отклоняются ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в пункте 1 статьи 7 называет одной из целей осуществления деятельности товарищества создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).

В силу пункта 6 части 7 статьи 18 названного Федерального закона к полномочиям правления товарищества как постоянно действующего коллегиального органа относится принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из содержания данных норм Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что постоянно действующий коллегиальный орган управления товариществом самостоятельно заключает договоры с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В силу указанных норм права, для садоводческого некоммерческого товарищества заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является обязательным.

С учетом указаний суда кассационной инстанции, судом первой инстанции при повторном рассмотрении дела был проверен довод СНТ «Оптимист» о заключении отдельными собственниками земельных участков, членами СНТ договоров с ООО «Эко-Сити» на оказание услуг по вывозу ТКО.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что частью собственников земельных участков на территории СНТ «Оптимист», в том числе, не имеющих членства в нем, заключены договоры с ООО «Эко-Сити» на вывоз ТКО в частном порядке. По данным договорам производится начисление платы за вывоз твердых коммунальных отходов. (л.д.62-71).

Вместе с тем, указанное не освобождает уполномоченное законом лицо от обязанности по определению для СНТ «Оптимист» места размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено, кроме прочего, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Статьей 13.4 Закона № 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.

Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

Так, подпункт 18 части 1 статьи 14, подпункт 18 части 1 статьи 15, подпункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО на территориях соответствующих муниципальных образований.

Из приведенных правовых норм следует, что на органы местного самоуправления федеральным законодателем возложена обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия ими решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктами 3 и 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039, предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.

Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм права, на органы местного самоуправления действующим законодательством может быть возложена обязанность по организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в пределах территории соответствующего муниципального образования, включая и те территории, на которых расположены объединения собственников земельных участков и частные домовладения, при установлении факта невозможности организации мест накопления твердых коммунальных отходов самим садовым товариществом.

Учитывая, что материалами дела, в том числе заключением судебной землеустроительной экспертизы ООО «Северо-Кавказский Экспертно-Правовой Центр» № 213-Э-2024 от 24.05.2024 установлен факт невозможности организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов непосредственно в пределах границ земельного участка СНТ «Оптимист» г. Ставрополя, с учетом обращения председателя правления СНТ «Оптимист» ФИО13. в администрацию г. Ставрополя с заявлением об определении для СНТ «Оптимист» иного места размещения (площадки) накопления ТКО (т.1 л.д.55-56), однако данное заявление товарищества не было разрешено администрацией г.Ставрополя, суд первой инстанции в нарушение положений п.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» необоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, заявленных к администрации г.Ставрополя о возложении обязанности определить для СНТ «Оптимист» место размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов.

При этом ссылка суда первой инстанции на невозможность удовлетворения заявленных прокурором исковых требований к администрации г.Ставрополя, которые, по мнению суда, обусловлены незаконностью бездействия СНТ «Оптимист» в создании на территории товарищества места (площадки) накопления ТКО, ввиду предусмотренного ч.3 ст.196 ГПК РФ запрета на выход за пределы заявленных к этому ответчику исковых требований, является необоснованной, поскольку к администрации г.Ставрополя заявлены самостоятельные исковые требования о согласовании СНТ «Оптимист» места размещения площадки для ТКО по их заявлению, либо самостоятельном определении места размещения площадки для этого товарищества для указанных отходов.

Поскольку создание места (площадки) накопления ТКО на территории СНТ «Оптимист» в соответствии с требованиями СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения» невозможно в соответствии с выводами судебной экспертизы, то заявленные Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Ставрополя исковые требования подлежат частичному удовлетворению путем возложения на администрацию г.Ставрополя обязанности определить для СНТ «Оптимист» место размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов.

Учитывая изложенное, в соответствии с п.п.3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ обжалуемое решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора к администрации г.Ставрополя подлежит отмене, с принятием нового решения о частичном удовлетворении исковых требований прокурора к этому ответчику в вышеуказанной части.

Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 19 июня 2024 года – в части отказа в удовлетворении исковых требований Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении на администрацию г.Ставрополя в срок, не позднее 1-го месяца со дня поступления заявления СНТ «Оптимист», согласовать СНТ «Оптимист» создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, либо определить для СНТ «Оптимист» место размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов – отменить.

Принять в отмененной части новое решение, которым указанные исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Ставрополя – удовлетворить частично.

Возложить на администрацию г.Ставрополя в срок, не позднее 1-го месяца со дня вынесения настоящего апелляционного определения определить для СНТ «Оптимист» место размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов.

В остальной части это же решение – оставить без изменения.

Апелляционное представление Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора ФИО14 – удовлетворить частично.

Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Пятигорск) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено 25.10.2024.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Шандер Н.В. Дело № 33-3-7933/2024

(в суде 1 инст. № 2-878/2024)

УИД 26RS0003-01-2023-000297-63

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 17 октября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи ФИО11,

судей ФИО12

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора ФИО5

на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 19 июня 2024 года по гражданскому делу по исковому заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к садоводческому некоммерческому товариществу «Оптимист», администрации города Ставрополя об оспаривании бездействия, возложении обязанностей,

заслушав доклад судьи ФИО11,

установила:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Садовому некоммерческому товариществу «Оптимист», администрации города Ставрополя, в котором просил:

1) Признать незаконным бездействие СНТ «Оптимист», выразившееся в непринятии в период с 17.06.2022 по настоящее время мер по созданию на территории СНТ «Оптимист» мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, подаче заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; заключению договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества;

2) Возложить на СНТ «Оптимист» обязанность в срок не позднее 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

2.1 подать в администрацию города Ставрополя заявку на включение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов,

2.2 оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории СНТ «Оптимист» в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства,

2.3 направить региональному оператору ООО «Эко-Сити» заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;

3) Возложить на администрацию г.Ставрополя обязанность в срок, не позднее одного месяца со дня поступления заявления, согласовать СНТ «Оптимист» создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов либо определить для СНТ «Оптимист» место размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на отсутствие в СНТ «Оптимист» контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов, отвечающей требованиям Свода правил 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства», отсутствие заключенного с региональным оператором ООО «Эко-Сити» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Указывает, что такое положение нарушает требования ст.ст. 4, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.ст.24.6,13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. ст.7, 14, 18, Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.5.10 Свода правил 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения», п. «в» ст. 8(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156, п. 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039, приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 13.08.2021 №190.

Полагает, что данное бездействие СНТ «Оптимист» нарушает конституционное право неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации и иных лиц на благоприятную окружающую среду, может привести к образованию несанкционированных (стихийных) свалок, ненадлежащему транспортированию и размещению отходов.

Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 05 апреля 2023 года исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - удовлетворены частично.

Суд признал незаконным бездействие СНТ «Оптимист», выразившееся в непринятии в период с 17.06.2022 года по настоящее время мер по созданию на территории СНТ «Оптимист» мест (площадок) накопления ТКО, отвечающих требованиям СП 53.13330.2019, подаче заявки на включение таких площадок в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; заключению договора с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на территории садового некоммерческого товарищества.

Суд возложил на СНТ «Оптимист» обязанность в срок, не позднее 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: подать в администрацию города Ставрополя заявку на включение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории СНТ «Оптимист» в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

В удовлетворении остальной части иска - отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 26 июля 2023 года решение Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от
5 апреля 2023 года оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 4 декабря 2023 года решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 5 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 26 июля 2023 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В своем определении суд кассационной инстанции указал, что возлагая на ответчика обязанность по установке на территории СНТ контейнерной площадки, в целях исполнимости судебного решения суды должны исследовать вопрос о наличии возможности размещения данной площадки в соответствии с вышеуказанными требованиями. Однако данные обстоятельства судами не исследовались, доводам ответчика в данной части не дано надлежащей правовой оценки. Кроме того, возражая против заявленных исковых требований, ответчик СНТ «Оптимист» ссылался на наличие у членов СНТ индивидуальных договоров с организацией, оказывающей услуги по обращению с ТКО и осуществляющей вывоз отходов. Однако, суды оставили без внимания данные доводы, не проверив указанные обстоятельства и не дав им надлежащей правовой оценки.

Обжалуемым решением Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 19 июня 2024 года в удовлетворении исковых требований Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к СНТ «Оптимист», администрации г.Ставрополя - отказано в полном объеме.

В апелляционном представлении Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор ФИО5просит решение суда первой инстанции отменить полностью, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение. Указал, что прокурором, среди прочих, заявлены исковые требования о возложении на администрацию г.Ставрополя обязанности в срок, не позднее одного месяца со дня поступления заявки согласовать СНТ «Оптимист» создание места (площадки) накопления ТКО, либо определить для СНТ «Оптимист» место размещения площадки накопления ТКО. С учетом выводов проведенной судом первой инстанции судебной землеустроительной экспертизы об отсутствии на территории СНТ места для размещения указанной площадки, считает, что суд необоснованно отказал в удовлетворении требований прокурора о возложении на администрацию г.Ставрополя обязанности в срок, не позднее 1-го месяца со дня поступления заявки СНТ «Оптимист» согласовать товариществу создание места размещения указанной площадки, либо определить для СНТ место размещения площадки накопления ТКО. Суд не дал оценки тому обстоятельству, что 13.02.2023 СНТ «Оптимист» обратилось с заявлением в администрацию г.Ставрополя о предоставлении ЗУ, находящегося в муниципальной собстве6нности, граничащего с СНТ, для размещения указанной площадки или определения иного места размещения отходов, которое администрацией не рассмотрено.

Письменных возражений на апелляционное представление не поступило.

В заседание суда апелляционной инстанции явились: представитель процессуального истца – прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края ФИО6, представитель ответчика СНТ «Оптимист» по доверенности ФИО7, представитель третьего лица ООО «Эко-Сити» по доверенности ФИО8 Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте его рассмотрения надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся участников судебного процесса.

Изучив материалы дела, выслушав представителя процессуального истца – прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Ставропольского края ФИО6, поддержавшего апелляционное представление, представителя СНТ «Оптимист» ФИО7, возражавшей против его удовлетворения, представителя третьего лица ООО «Эко-Сити» ФИО8, полагавшего апелляционное представление подлежащим удовлетворению, обсудив доводы апелляционного представления, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).

Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении данного дела.

Как следует из материалов дела, Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, в результате которой выявлено, что на территории СНТ «Оптимист» отсутствует контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов, у СНТ «Оптимист» отсутствует заключенный с региональным оператором ООО «Эко-Сити» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

17.06.2022 в целях устранения выявленных нарушений природоохранного законодательства Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой председателю правления СНТ «Оптимист» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

15.07.2022 указанное представление рассмотрено председателем правления СНТ «Оптимист» ФИО9

Согласно информации о результатах рассмотрения представления от 15.07.2022 в СНТ «Оптимист» отсутствует единый договор с региональным оператором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, площадка для накопления твердых коммунальных отходов на территории СНТ отсутствует.

13.02.2023 председателем правления СНТ «Оптимист» ФИО9 в администрацию г.Ставрополя направлено заявление с просьбой рассмотреть возможность предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, граничащего с СНТ «Оптимист» для размещения площадки накопления ТКО или определения для СНТ «Оптимист» иного места размещения (площадки) накопления ТКО.

Согласно указанному заявлению членами СНТ «Оптимист» заключены прямы договоры на вывоз ТКО с региональным оператором – ООО «Эко-Сити», по условиям которых утилизация ТКО осуществляется в пределах площадки, расположенной по адресу: г. Ставрополь, ул. Южный обход, 55/2. При этом, у СНТ «Оптимист» отсутствует собственная площадка накопления ТКО, создание такой площадки, отвечающей требованиям СП 53.13330.2019, в настоящий момент не представляется возможным из-за небольшой территории СНТ.

Письмом заместителя руководителя Комитета городского хозяйства администрации <адрес> ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ
Садоводческому некоммерческому товариществу «Оптимист» предложено направить в адрес Комитета заявление о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО, а также схему размещения места (площадки) накопления ТКО в масштабе 1:2000.

Однако, заявление со схемой размещения места (площадки) накопления ТКО садоводческим некоммерческим товариществом «Оптимист» не было направлено Комитету ввиду отсутствия на территории товарищества соответствующей предъявляемым требованиям площадки, предназначенной для размещения ТКО.

С целью проверки доводов представителя ответчика СНТ «Оптимист» об отсутствии возможности соблюдения требований СП 53.13330.2019 при организации площадки для твердых коммунальных отходов в пределах границ СНТ «Оптимист» определением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 03.04.2024 по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза.

Согласно заключению экспертизы № 213-Э-2024 от 24.05.2024, выполненному экспертом Общества с ограниченной ответственностью «Северо-Кавказский Экспертно-Правовой Центр», исходя из требований СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения», не имеется технической возможности организации мест (контейнерных площадок) накопления (сбора) твердых коммунальных отходов в пределах границ земельного участка садоводческого некоммерческого товарищества «Оптимист» г. Ставрополя, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления (сбора) твердых коммунальных отходов.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положив в основу судебного решения заключение судебной экспертизы № 213-Э-2024 от 24.05.2024, признав его допустимым доказательством по делу, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным бездействия СНТ «Оптимист», выразившегося в непринятии мер по созданию на территории СНТ мест (площадок) накопления ТКО в пределах границ СНТ «Оптимист», поскольку материалами дела подтвержден факт невозможности организации самим СНТ «Оптимист» месте накопления ТКО в пределах территории товарищества. Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора к администрации г.Ставрополя о возложении обязанности в течение одного месяца со дня поступления СНТ «Оптимист» согласовать СНТ «Оптимист» создание места (площадки) накопления ТКО, либо определить для СНТ «Оптимист» место размещения площадки накопления ТКО, суд первой инстанции исходил из того, что указанные требования прокурора основаны на незаконном бездействии СНТ «Оптимист», а поскольку такового судом не установлено, то оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в отношении ответчика - администрации г.Ставрополя, также не имеется. При этом суд сослался на положения ч.3 ст.196 ГПК РФ, не позволяющей, применительно к данной ситуации, выйти за пределы заявленных исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в части признания незаконным бездействия СНТ «Оптимист», выразившегося в непринятии мер по созданию на территории СНТ «Оптимист» мест (площадок) накопления ТКО, возложении на СНТ «Оптимист» обязанности подать в администрацию города Ставрополя заявку на включение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в муниципальный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также - оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов на территории СНТ «Оптимист» в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, направить региональному оператору ООО «Эко-Сити» заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем доводы апелляционного представления в данной части отклоняются ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в пункте 1 статьи 7 называет одной из целей осуществления деятельности товарищества создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).

В силу пункта 6 части 7 статьи 18 названного Федерального закона к полномочиям правления товарищества как постоянно действующего коллегиального органа относится принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из содержания данных норм Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что постоянно действующий коллегиальный орган управления товариществом самостоятельно заключает договоры с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В силу указанных норм права, для садоводческого некоммерческого товарищества заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является обязательным.

С учетом указаний суда кассационной инстанции, судом первой инстанции при повторном рассмотрении дела был проверен довод СНТ «Оптимист» о заключении отдельными собственниками земельных участков, членами СНТ договоров с ООО «Эко-Сити» на оказание услуг по вывозу ТКО.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что частью собственников земельных участков на территории СНТ «Оптимист», в том числе, не имеющих членства в нем, заключены договоры с ООО «Эко-Сити» на вывоз ТКО в частном порядке. По данным договорам производится начисление платы за вывоз твердых коммунальных отходов. (л.д.62-71).

Вместе с тем, указанное не освобождает уполномоченное законом лицо от обязанности по определению для СНТ «Оптимист» места размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения отнесено, кроме прочего, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Статьей 13.4 Закона № 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.

Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

Так, подпункт 18 части 1 статьи 14, подпункт 18 части 1 статьи 15, подпункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) ТКО на территориях соответствующих муниципальных образований.

Из приведенных правовых норм следует, что на органы местного самоуправления федеральным законодателем возложена обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия ими решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктами 3 и 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039, предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.

Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм права, на органы местного самоуправления действующим законодательством может быть возложена обязанность по организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в пределах территории соответствующего муниципального образования, включая и те территории, на которых расположены объединения собственников земельных участков и частные домовладения, при установлении факта невозможности организации мест накопления твердых коммунальных отходов самим садовым товариществом.

Учитывая, что материалами дела, в том числе заключением судебной землеустроительной экспертизы ООО «Северо-Кавказский Экспертно-Правовой Центр» № 213-Э-2024 от 24.05.2024 установлен факт невозможности организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов непосредственно в пределах границ земельного участка СНТ «Оптимист» г. Ставрополя, с учетом обращения председателя правления СНТ «Оптимист» ФИО13. в администрацию г. Ставрополя с заявлением об определении для СНТ «Оптимист» иного места размещения (площадки) накопления ТКО (т.1 л.д.55-56), однако данное заявление товарищества не было разрешено администрацией г.Ставрополя, суд первой инстанции в нарушение положений п.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» необоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, заявленных к администрации г.Ставрополя о возложении обязанности определить для СНТ «Оптимист» место размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов.

При этом ссылка суда первой инстанции на невозможность удовлетворения заявленных прокурором исковых требований к администрации г.Ставрополя, которые, по мнению суда, обусловлены незаконностью бездействия СНТ «Оптимист» в создании на территории товарищества места (площадки) накопления ТКО, ввиду предусмотренного ч.3 ст.196 ГПК РФ запрета на выход за пределы заявленных к этому ответчику исковых требований, является необоснованной, поскольку к администрации г.Ставрополя заявлены самостоятельные исковые требования о согласовании СНТ «Оптимист» места размещения площадки для ТКО по их заявлению, либо самостоятельном определении места размещения площадки для этого товарищества для указанных отходов.

Поскольку создание места (площадки) накопления ТКО на территории СНТ «Оптимист» в соответствии с требованиями СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения» невозможно в соответствии с выводами судебной экспертизы, то заявленные Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Ставрополя исковые требования подлежат частичному удовлетворению путем возложения на администрацию г.Ставрополя обязанности определить для СНТ «Оптимист» место размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов.

Учитывая изложенное, в соответствии с п.п.3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ обжалуемое решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора к администрации г.Ставрополя подлежит отмене, с принятием нового решения о частичном удовлетворении исковых требований прокурора к этому ответчику в вышеуказанной части.

Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 19 июня 2024 года – в части отказа в удовлетворении исковых требований Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении на администрацию г.Ставрополя в срок, не позднее 1-го месяца со дня поступления заявления СНТ «Оптимист», согласовать СНТ «Оптимист» создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, либо определить для СНТ «Оптимист» место размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов – отменить.

Принять в отмененной части новое решение, которым указанные исковые требования Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Ставрополя – удовлетворить частично.

Возложить на администрацию г.Ставрополя в срок, не позднее 1-го месяца со дня вынесения настоящего апелляционного определения определить для СНТ «Оптимист» место размещения площадки накопления твердых коммунальных отходов.

В остальной части это же решение – оставить без изменения.

Апелляционное представление Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора ФИО14 – удовлетворить частично.

Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Пятигорск) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено 25.10.2024.

Председательствующий:

Судьи:

33-3-7933/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация города Ставрополя
СНт "Оптимист"
Другие
ООО "Эко-Сити"
Комитет городского хозяйства администрации г.Ставрополя
Суд
Ставропольский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
22.08.2024Передача дела судье
17.10.2024Судебное заседание
25.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2024Передано в экспедицию
17.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее