Решение по делу № 2а-1690/2021 от 14.10.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 ноября 2021 года г. Ахтубинск Астраханской области

Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Новак Л.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Щелкановой Е.А.,

с участием административного истца Дунаева Е.В.,

представителя административного истца Дунаева Е.В. – Решетникова А.А.,

представителей административного ответчика избирательной комиссии муниципального образования «Город Ахтубинск» председателя Мещаниновой М.А., и Бариновой Т.Н., действующей на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Ахтубинского района Астраханской области председателя Мещаниновой М.А.,

представителя заинтересованного лица муниципального унитарного предприятия «Типография» МО «Ахтубинский район» директора Оландарёвой С.А.,

Ахтубинского городского прокурора Астраханской области Коновалова С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области, расположенном по адресу: Астраханская область г. Ахтубинск ул. Ватутина, д. 18А, административное дело № 2а-1690/2021 по административному исковому заявлению Дунаева Евгения Владимировича к избирательной комиссии муниципального образования «Город Ахтубинск», заинтересованные лица территориальная избирательная комиссия Ахтубинского района Астраханской области, избирательная комиссия Астраханской области, Муниципальное унитарное предприятие «Типография» муниципального образования «Ахтубинский район», о признании незаконными решения избирательной комиссии об итогах голосования, решения избирательной комиссии о результатах выборов,

УСТАНОВИЛ:

административный истец Дунаев Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику избирательной комиссии МО «Город Ахтубинск» о признании незаконными решения избирательной комиссии об итогах голосования, решения избирательной комиссии о результатах выборов на должность главы МО «Город Ахтубинск».

В обоснование своих требований указав, что административный истец является кандидатом на должность главы МО «Город Ахтубинск» на досрочных выборах. 5 августа 2021 года и 20 сентября 2021 года в эфире телеканала АТВ Центр г. Ахтубинска в программе «Ныне» председателем избирательной комиссии МО «Город Ахтубинск» Мещаниновой М.А. была сообщена информация о кандидатах, выдвинутых на должность главы МО «Город Ахтубинск», в том числе, о кандидате от избирательного объединения «Астраханского регионального отделения ЛДПР» Дунаеве Е.В., при этом зрителям было продемонстрированно изображение другого лица. Данный факт грубо нарушил принцип равенства кандидатов, что существенно снизило его узнаваемость среди избирателей, а также это усложнило агитационную работу с населением г. Ахтубинска, поскольку подлинная биография кандидата не соответствовала представленным телеканалом сведений. Требования кандидата об опровержении данной информации телеканалом были проигнорированы. Жалоба, адресованная в избирательную комиссию Астраханской области, была рассмотрена избирательной комиссией МО «Город Ахтубинск», что, по мнению истца, является нарушением Федерального закона № 59 «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации». Считает, что информация, размещенная в СМИ, была необъективной, недостоверной, нарушающей принцип равенства кандидатов и избирательных объединений, поскольку избирателей в отношении личности административного истца как кандидата ввели в заблуждение, что помешало и создало противоречия для осознанного волеизъявления граждан.

Административный истец Дунаев Е.В., участвующий в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, согласно статье 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Полагает, что его избирательная кампания была сорвана, в связи с чем он обратился с жалобой в избирательную комиссию Астраханской области, а затем в суд.

Представитель административного истца Дунаева Е.В. – Решетников А.А., действующий в соответствии со ст. ст. 56, 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, участвующий в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи, согласно статье 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации поддержал административные исковые требования и просил их удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика избирательной комиссии МО «Город Ахтубинск» Баринова Т.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования Дунаева Е.В. не признала, указав, что в рамках работы по информированию избирателей 5 августа 2021 года в эфире программы «Ныне» на телеканале АТВ Центр председателем избирательной комиссии Мещаниновой М.А. была сообщена информация о кандидатах, выдвинутых на должность главы МО «Город Ахтубинск», при этом каких-либо письменных материалов, фотографий кандидатов комиссией телеканалу не предоставлялись. Поступившие обращения координатора Астраханского регионального отделения политической партии ЛДПР Щербакова Т.А., кандидата Дунаева Е.В. были направлены для рассмотрения по существу в избирательную комиссию МО «Город Ахтубинск», по которым в последующем были даны письменные ответы о том, что в адрес телестудии направлено письмо с предупреждением о недопустимости трансляции недостоверной информации о кандидатах и избирательных объединениях. В рамках предвыборной агитации Дунаевым Е.В. распространялись агитационные материалы, содержащие сведения, как о личности, так и фото кандидата. Считают, что нарушений законодательства о выборах в ходе избирательной кампании, голосовании, определении итогов голосования, установлении результатов выборов главы МО «Город Ахтубинск», которые не позволили бы выявить действительную волю избирателей, не допущено, в связи с чем оснований для признания решения избирательной комиссии МО «Город Ахтубинск» о результатах выборов на должность Главы МО «Город Ахтубинск» недействительными не имеется.

В судебном заседании председатель избирательной комиссии МО «Город Ахтубинск» и председатель территориальной избирательной комиссии Ахтубинского района Астраханской области Мещанинова М.А. исковые требования административного истца не признала, пояснила, что в эфире телепрограммы ею были сообщены достоверные сведения о кандидате Дунаеве Е.В. Фотографию последнего избирательная комиссия на телевидение не предоставляла, о том, что в программе было продемонстрировано фото иного лица ей стало известно из жалобы истца, поступившей после выборов. Считает, что указанные факты на итоги голосования не повлияли.

Представитель заинтересованного лица МУП «Типография» МО «Ахтубинский район» директор Оландарёва С.А. возражала относительно заявленных истцом требований. Указала, что избирательной комиссией МО «Город Ахтубинск» фотография Дунаева Е.В. предоставлена не была. Изображение другого лица, который является однофамильцем административного истца, было размещено сотрудником телестудии. После выхода программы 4 августа 2021 года замечаний как со стороны избирательной комиссии МО «Город Ахтубинск», так и самого кандидата не поступало. Требований об опровержении представленной информации от истца не поступало. Выход телепрограмм не совпал с периодом агитации, который проходил в период с 21 августа 2021 года по 17 сентября 2021 года. В адрес телестудии избирательной комиссией МО «Город Ахтубинск» было направлено письмо от 1 октября 2021 года с предупреждением о допущенных нарушениях, впоследствии на главного редактора телеканала наложено дисциплинарное взыскание.

Представитель заинтересованного лица избирательной комиссии Астраханской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, согласно представленному заявлению просили рассмотреть дело в их отсутствие. Согласно возражениям полагали не подлежащими удовлетворению требования административного истца. Также указали о том, что избирательной комиссией МО «Город Ахтубинск» информация о зарегистрированном кандидате на должность главы МО «Город Ахтубинск» Дунаеве Е.В. в виде фото иного лица на телевидение не предоставлялась. В виду наличия данного факта избирательной комиссией в адрес телекомпании было направлено письмо с предупреждением о недопустимости трансляции недостоверной информации о кандидатах и избирательных объединениях, в связи с чем полагают, что в действиях избирательной комиссии МО «Город Ахтубинск» нарушений избирательного законодательства не имеется. Указанные обстоятельства не могут являться нарушением, не позволявшем выявить действительную волю избирателей и повлиять на итоги голосования.

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей Литвинова Е.Н. и Ярового В.В., заключение Ахтубинского городского прокурора Астраханской области Коновалова С.С., полагавшего, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, исследовав материалы административного дела, и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

С административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

На основании статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года за № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

Статьей 44 указанного Закона предусмотрено, что информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.

На основании статьи 45 Закона содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений. Информирование избирателей, участников референдума, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения выборов, референдумов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, действий по участию в референдуме, о законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, о кандидатах, об избирательных объединениях осуществляют комиссии. Комиссии также принимают необходимые меры по информированию избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами.

Аналогичные положения закреплены в ст. ст. 53, 54 Закона Астраханской области от 2 марта 2009 года за № 9/2009-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области».

На основании пункта 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 августа 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлено, что информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума и предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума (статья 44, пункты 2 и 5 статьи 45, пункты 1 и 5 статьи 50). Учитывая это, судам необходимо разграничивать деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, по информированию избирателей, участников референдума от использования средств массовой информации для предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.

В отличие от агитации информирование не имеет цели побудить голосовать за определенных кандидатов, списки кандидатов или против него (них), поддержать инициативу проведения референдума либо отказаться от такой поддержки, голосовать либо отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос.

Порядок информационного обеспечения выборов может быть признан нарушенным организациями, осуществляющими выпуск средств массовой информации, представителями средств массовой информации в случаях несоблюдения требований законодательства об объективности, достоверности содержания информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации, о равенстве кандидатов, избирательных объединений, в том числе при распределении в информационных блоках времени освещения предвыборной деятельности избирательных объединений, кандидатов, инициативных групп по проведению референдума либо в случаях совершения представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, умышленных действий, непосредственно направленных на агитацию, побуждающую голосовать за определенных кандидатов, избирательные объединения или против него, против них (пункт 2.1 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ).

Решением Совета МО «Город Ахтубинск» № 104/25 от 21 июня 2021 года были назначены досрочные выборы главы МО «Город Ахтубинск» на 19 сентября 2021 года.

Полномочия избирательной комиссии МО «Город Ахтубинск» согласно постановлению избирательной комиссии Астраханской области от 28 февраля 2013 года № 83/520-5 возложены на территориальную избирательную комиссию Ахтубинского района Астраханской области, председателем которой является Мещанинова М.А.

23 июля 2021 года в избирательную комиссию МО «Город Ахтубинск» поступили документы, предоставленные для уведомления о выдвижении кандидата Дунаева Е.В. на досрочных выборах главы МО «Город Ахтубинск» от Астраханского регионального отделения Политическая партия ЛДПР, и документы, предоставленные для регистрации кандидата Дунаева Е.В. на досрочных выборах главы МО «Город Ахтубинск», в том числе фотографии кандидата.

Постановлением избирательной комиссии МО «Город Ахтубинск» № 70/210-3 от 30 июля 2021 года Дунаев Е.В., 2 мая 1972 года рождения, уроженец г. Астрахани, проживающий в г. Астрахани, окончивший в 2010 году ГУВПО «Астраханский государственный университет», пенсионер, выдвинутый избирательным объединением «Астраханское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России» был зарегистрирован кандидатом на должность Главы МО «Город Ахтубинск» (30 июля 2021 года в 14.35 часов). Кандидату Дунаеву Е.В. было выдано удостоверение установленного образца.

21 августа 2021 года избирательной комиссией МО «Город Ахтубинск» составлено заключение о соответствии представленных кандидатом на должность Главы МО «Город Ахтубинск» Дунаевым Е.В. агитационных материалов – «Листовка А4» с фотографическим изображением кандидата от ЛДПР Дунаева Е.В.

4 августа 2021 года в телепрограмме «Ныне», подготовленной средством массовой информации Телеканалом «Ахтубинск-ТВ», не являющимся юридическим лицом, учредителем и вещателем которого выступает МУП «Типография» МО «Ахтубинский район», согласно Уставу предприятия, утвержденному 19 января 2017 года, в кабельных сетях «МТС» и «Реал», и в аналоговом режиме, время выхода в эфир с 06.00 часов до 07.00 часов, и с 19.00 часов до 20.00 часов, вышедшей в эфир 4 августа 2021 года, председатель избирательной комиссии Мещанинова М.А. представила информацию о кандидатах, зарегистрированных на должность Главы МО «Город Ахтубинск», в том числе, о Дунаеве Е.В.

В ходе представления информации о кандидате Дунаеве Е.В. было продемонстрировано фотографическое изображение другого лица. 20 сентября 2021 года в телепрограмме «Ныне», корреспондентом были оглашены результаты выборов на должность главы МО «Город Ахтубинск», при этом продемонстрированы фотографические изображения кандидатов с указание процентов голосования, в том числе фото иного лица, не принадлежащее Дунаеву Е.В. Ошибка произошла в виду наличия в регионе политического деятеля, имеющего идентичные фамилию и имя.

Согласно протоколу избирательной комиссии МО «Город Ахтубинск» о результатах выборов главы МО «Город Ахтубинск» от 20 сентября 2021 года голоса избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата, распределялись следующим образом, в том числе, Шубин Д.М. – 5245 (абсолютное значение), 41,27% от числа избирателей, принявших участие в голосовании, Дунаев Е.В. - 2105 (абсолютное значение), 16,56% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Таким образом, Шубин Д.М. получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и избран главой МО «Город Ахтубинск».

Постановлением избирательной комиссии МО «Город Ахтубинск» № 76/228-3 от 20 сентября 2021 года досрочные выборы главы МО «Город Ахтубинск» признаны состоявшимися и действительными. На должность главы МО «Город Ахтубинск» избран Шубин Д.М.

Указанное постановление, а также данные о числе полученных каждым из зарегистрированных кандидатом на должность Главы МО «Город Ахтубинск» голосов избирателей были опубликованы в газете «Испытатель» от 29 сентября 2021 года за № 39 (1276).

27 сентября 2021 года в избирательную комиссию Астраханской области от истца и от координатора Астраханского регионального отделения Уполномоченного представителя избирательного объединения «Астраханское региональное отделение ЛДПР» Щербакова Т.А. поступили жалобы по вышеуказанным обстоятельствам с требованиями отмены результатов выборов главы МО «Город Ахтубинск». Указанные жалобы 30 сентября 2021 года избирательной комиссией Астраханской области были направлены на рассмотрение в избирательную комиссию МО «Город Ахтубинск». 1 октября 2021 года председателем избирательной комиссии МО «Город Ахтубинск» Мещаниновой М.А. в адрес заявителей был направлен ответ, в котором указано, что избирательной комиссией в адрес МУП «Типография» МО «Ахтубинский район» направлено предупреждение о недопустимости трансляции недостоверной информации о кандидатах и избирательных объединениях. Дополнительно сообщили, что оснований для признания итогов голосования на досрочных выборах главы МО «Город Ахтубинск» недействительными и отмены результатов выборов, предусмотренных действующим законодательством, не имеется.

На главного редактора телеканала было наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившихся в трансляции недостоверной информации, что подтверждается приказом № 11/ОД от 4 октября 2021 года МУП «Типография» МО «Ахтубинский район».

Доводы административного истца о том, что избирательной комиссией МО «Город Ахтубинск» была предоставлена недостоверная информация о кандидате Дунаеве Е.В., фотографическое изображение другого лица нарушило принцип равенства кандидатов, снизило узнаваемость кандидата среди избирателей и усложнило агитационную работу кандидата не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Указанные административным истцом обстоятельства также не подтверждаются пояснениями опрошенных в судебном заседании свидетелей Литвинова Е.Н. и Ярового В.В.

Судом установлено, что 4 августа 2021 года и 20 сентября 2021 года, вне агитационного периода, при информировании избирателей председателем избирательной комиссии о кандидатах на должность главы МО «Город Ахтубинск», в том числе о Дунаеве Е.В., телеканалом «Ахтубинск-ТВ» было продемонстрировано фотографическое изображение другого лица. При этом избирательной комиссией МО «Город Ахтубинск» данная фотография не предоставлялась. Телеканал «Ахтубинск-ТВ» не уведомлял избирательную комиссию о демонстрации фотографических изображений кандидатов.

Доводы административного истца о том, что демонстрация в эфире программы «Ныне» фотографического изображения другого лица при предоставлении информации о кандидате Дунаеве Е.В. отразилась на действительной воле избирателей, не могут быть приняты судом, поскольку по смыслу действующего законодательства информирование не имеет цели побудить голосовать за определённых кандидатов или против них.

Как установлено в судебном заседании в телепрограмме от 4 августа 2021 года избирательной комиссией МО «Город Ахтубинск» в лице председателя Мещаниновой М.А. была предоставлена достоверная информация о личности кандидата, было указано, что он является Дунаевым Евгением Владимировичем, представителем регионального отделения партии ЛДПР, кандидат зарегистрирован и получил удостоверение. В ходе предвыборной агитации избиратели имели возможность ознакомиться с агитационным материалом истца, содержащим его фотографическое изображение, узнать от какого избирательного объединения он выдвигается, лично встретиться с кандидатом. На избирательных участках имелась полная и достоверная информация о кандидате Дунаеве Е.В.

Согласно статье 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.

На основании статьи 77 указанного Закона после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. О принятом комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует комиссию, организующую выборы, референдум.

Суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае, в том числе, других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Отмена судом решения комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (выявить действительную волю избирателей, участников референдума), влечет признание соответствующей комиссией этих итогов голосования недействительными.

Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.

В соответствии со статьей 85 Закона Астраханской области от 2 марта 2009 года №9/2009-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области» соответствующая избирательная комиссия признает итоги голосования, результаты выборов недействительными в случае если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

На основании пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» к решениям избирательной комиссии, комиссии референдума исходя из положений, содержащихся в подпунктах 21 и 38 статьи 2, пункте 1 статьи 28 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, относятся облеченные в установленную форму (постановление, решение) или закрепленные в соответствующих протоколах окончательные решения по рассматриваемым вопросам, принятые комиссией коллегиально.

Основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах "б", "в", "г" пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ (пункт 39).

Исходя из положений пунктов 1.2, 9 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ в случае отмены решения комиссии об итогах голосования, результатов выборов, референдума суд вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, - признать недействительными итоги голосования, результаты выборов, референдума.

Указанная позиция также изложена в постановлениях Конституционного суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года № 8-П, от 15 января 2002 года № 1-П.

Обстоятельств нарушения порядка проведения голосования, подсчета голосов или установления результатов досрочных выборов на должность главы МО «Город Ахтубинск», не позволяющих установить действительное волеизъявление избирателей, судом не установлено.

Доводы административного истца о том, что избирательной комиссией по Астраханской области нарушен пункт 8 статьи 6 Федерального закона «О порядке обращения граждан Российской Федерации» при направлении его жалобы на действия председателя избирательной комиссии МО «Город Ахтубинск» не основаны на нормах права действующего законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» указанным Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закреплённого за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

При этом в силу части 2 этой статьи установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Согласно пункту 6 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействия) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы непосредственно в вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести решение.

На основании пункта 10 статьи 23, пункта 10 статьи 24 указанного Закона избирательная комиссия субъекта Российской Федерации рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействия) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения. Избирательная комиссия муниципального образования рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействия) нижестоящих комиссий, а избирательная комиссия муниципального района – также жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательной комиссии поселения и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения.

В данном случае в жалобе в избирательную комиссию Астраханской области Дунаев Е.В. указывал на нарушение законодательства о равенстве кандидатов, искажении результатов выборов и просил отменить результаты выборов главы МО «Город Ахтубинск».

Таким образом, передача жалобы Дунаева Е.В. на принятие по ней решения избирательной комиссией МО «Город Ахтубинск» не является нарушением действующего законодательства, поскольку обстоятельства, изложенные в жалобе, ранее не были предметом рассмотрения в данной комиссии.

В соответствии с пунктом 2 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.

Сроки, указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.

Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 20 декабря 2016 года N2599-О, от 28 февраля 2017 года N360-О, от 27 сентября 2018 года N2494-О и в других, установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений.

Административный истец, обращаясь в суд 14 октября 2021 года с требованием о признании незаконным решения избирательной комиссии МО «Город Ахтубинск» об итогах голосования от 19 сентября 2021 года, нарушил десятидневный срок, предусмотренный статьей 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, который восстановлению не подлежит независимо от причин пропуска.

Требование о признании незаконным решения избирательной комиссии МО «Город Ахтубинск» о результатах досрочных выборов на должность главы МО «Город Ахтубинск» от 20 сентября 2021 года, опубликованного в СМИ 29 сентября 2021 года, заявлено в пределах установленного законом срока.

На основании изложенного, учитывая, что истцом пропущен срок для оспаривания решения избирательной комиссии МО «Город Ахтубинск» об итогах голосования, оспариваемые административным истцом решения избирательной комиссии МО «Город Ахтубинск» об итогах голосования и о результатах досрочных выборов являются законными, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Учитывая положения статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные исковые требования о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований Дунаева Евгения Владимировича к избирательной комиссии муниципального образования «Город Ахтубинск», заинтересованные лица территориальная избирательная комиссия Ахтубинского района Астраханской области, избирательная комиссия Астраханской области, Муниципальное унитарное предприятие «Типография» муниципального образования «Ахтубинский район», о признании незаконными решения избирательной комиссии муниципального образования «Город Ахтубинск» об итогах голосования, решения о результатах досрочных выборов на должность Главы муниципального образования «Город Ахтубинск» от 20 сентября 2021 года отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд Астраханской области.

Мотивированное решение изготовлено на компьютере 9 ноября 2021 года.

Судья: Новак Л.А.

2а-1690/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Дунаев Евгений Владимирович
Ответчики
Избирательная комиссия МО "Город Ахтубинск"
Другие
МБУ "Телестудия" "АТВ-Центр"
Суд
Ахтубинский районный суд Астраханской области
Судья
Новак Л.А.
Дело на странице суда
ahtubinsky.ast.sudrf.ru
14.10.2021Регистрация административного искового заявления
14.10.2021Передача материалов судье
15.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
15.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2021Подготовка дела (собеседование)
20.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2021Судебное заседание
08.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее