Дело №2а-472/2018
Решение
именем Российской Федерации
г. Няндома 05 июня 2018 г.
Няндомский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Галкиной М.С.,
при секретаре Сметаниной В.М.,
административного истца прокурора Воронцова А.В.,
представителя административного ответчика Цуревской С.В.,
представителя заинтересованного лица Бутиной Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Няндомского районного суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Няндомского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела,
установил:
прокурор Няндомского района Архангельской области обратился с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Няндомский муниципальный район» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией МО законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой выявлены нарушения закона, связанные с ненадлежащим исполнением полномочий по организации ритуальных услуг населению. Установлено, что администрацией на территории района не организована специализированная служба по вопросам похоронного дела; не обеспечено надлежащее содержание территории городского кладбища; мероприятия по транспортировке тел (останков тел) умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия, судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания организованы ненадлежащим образом. На территории Няндомского района деятельность в сфере оказания ритуальных услуг осуществляют 2 индивидуальных предпринимателя (ИП ФИО3 и ИП ФИО4), которые гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе, не предоставляют. Постановлением администрации МО «Няндомский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории МО «Няндомское» наделено МКУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район», на территории МО «Шалакушское» - МУП «ШЛИТ» МО «Шалакушское». Согласно информации Управления строительства, архитектуры и ЖКХ МО «Няндомский муниципальный район» на осуществление мероприятий в сфере похоронного дела на территории сельских поселений в муниципальной программе «Благоустройство территории Няндомского района на 2016-2020 годы» на 2018 год предусмотрено 50 тыс. руб., в бюджете МО «Няндомское» - 450 тыс. руб., которые предусмотрены на сбор и вывоз мусора с территории кладбищ. Таким образом, бюджетных средств, предусмотренных на финансирование мероприятий в сфере похоронного дела, в т.ч. по транспортировке тел (останков тел) умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия, судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания на территории района в бюджетах муниципальных образований, а также у МКУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район», МУП «ШЛИТ» МО «Шалакушское» не предусмотрены. В ходе проверки установлены неоднократные случаи транспортировки тел умерших до патологоанатомического отделения в г. Няндома и обратно с удаленных территорий МО «Шалакушское» гражданами за счет собственных сил и средств. Так, ДД.ММ.ГГГГ из <адрес> транспортировали тело умершего ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ – ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ – ФИО6 и др. В ходе проверки соблюдения требований федерального законодательства при содержании и пользовании нового кладбища, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № установлены нарушения санитарно-эпидемиологических правил. Так, в нарушение п.п. 6.4., 6.6. СапПин 2.1.2882-11, п.п. 3,5, 3.7, 3.14 Регламента о порядке эксплуатации и содержания общественных кладбищ на территории МО «Няндомское», утвержденного решением муниципального Совета МО «Няндомское» № 83 от 06 октября 2010 г., противоклещевые акарицидные обработки на территории городского кладбища в 2017 г. не проводились; не предусмотрены зоны зеленых насаждений, отсутствует общественный туалет. Территория кладбища захламлена имеются свалки, кучи мусора и др. Места захоронений (могилы) надлежащим образом не ухожены, стенд с планом кладбища отсутствует. На информационном стенде информация о режиме работы городского кладбища, сведения об администрации кладбища и иные нормативные документы определяющие порядок деятельности кладбища отсутствуют. Учет захоронений осуществляет ИП ФИО3 По всем вышеуказанным нарушениям 18 октября 2017 г. прокурором района в адрес главы МО «Няндомский муниципальный район» и директора МКУП «РКЦ ЖКХ» внесены представления об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения представлений нарушения закона не устранены. Отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществлять погребение умершего, права выбора между осуществлением погребения умершего безвозмездно указанной специализированной службой, либо самостоятельно, с последующим получением социального пособия на погребение. Кроме того, бездействием в осуществлении возложенных на администрацию полномочий по организации мероприятий по транспортировке тел (останков тел) умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия, судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания нарушаются права неопределенного круга лиц в сфере охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законные интересы Российской Федерации в части нормального функционирования органов государственной власти. Просит суд с учетом уточнения иска признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район», выразившееся в непринятии мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, в организации мероприятий по транспортировке тел (останков тел) умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия, судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания на территории МО «Няндомский муниципальный район»; обязать администрацию муниципального образования «Няндомский муниципальный район» в течении двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
- создать специализированную службу по вопросам похоронного дела;
- организовать мероприятия по транспортировке тел (останков тел) умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия, судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания на территории МО «Няндомский муниципальный район»;
- организовать устранение нарушений санитарных, экологическиих требований и правил содержания мест погребения на кладбище, расположенном на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Архангельская область, Няндомский район, в 1080 м. северо-восточнее пересечения автодороги «Долматово-Няндома-Каргополь-Пудож» и «Подъезд к АБЗ», а именно установить стенд с планом кладбища, разместить информацию о режиме работы городского кладбища, сведения об администрации кладбища и иные нормативные документы, определяющие порядок деятельности кладбища, провести очистку кладбища от мусора и организовать приведение в порядок неухоженных могил, организовать учёт (регистрацию) захоронений на кладбище специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В судебном заседании прокурор Воронцов А.В. требования с учетом уточнения поддержал в полном объеме, пояснил, что передача полномочий по организации похоронного дела администрацией не свидетельствует о создании специализированной службы, финансирование не предусмотрено, по сути, данная область деятельности не организована надлежащим образом.
Представитель администрации МО «Няндомский муниципальный район» Цуревская С.В. с иском не согласилась. Указала, что специализированной службой по вопросам похоронного дела является МУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район», поскольку на них возложена администрацией данная обязанность, внесены изменения в Устав данной организации, на территории МО «Шалакушское» данная обязанность возложена на МУП «ШЛИТ» Постановлением от 04 июня 2018 г. № 644, изменения в Устав находятся в процессе регистрации. Финансирование на организацию похоронного дела на данный момент не заложено, будет заложено на 2019 год. По вопросу установки стенда на кладбище, на данный момент финансирования также не имеется, уборка мусора производится, заключен контракт с МУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район»; организация приведения в порядок неухоженных могил не может быть возложена на администрацию, поскольку такие полномочия за ними законодательно не закреплены, организован учёт (регистрация) захоронений на кладбище специализированной службой по вопросам похоронного дела надлежащим образом.
Представитель МУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район» Бутина Е.М. в судебном заседании с иском согласилась в части необходимости надлежащей организации администрацией по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела. Указала, что обязанность осуществлять полномочия специализированной организации по вопросам похоронного дела возложена на них формально, финансирования и материально-технической базы не имеется. Данная деятельность ими не ведется. Ведутся только журналы учёта (регистрации) захоронений на кладбище.
Представитель МУП «ШЛИТ» в судебное заседание не явился, представил пояснения, в которых указал, что ими не осуществляется организация похорон, не предоставляются услуги, связанные с похоронами на территории МО «Шалакушское», в Устав не внесены сведения о деятельности по организации похорон, учет захоронений не ведется, гарантированного перечня услуг по погребению не имеется.
Представитель заинтересованного лица Управления строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» в судебное заседание не явился.
На основании статьи 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Изучив материалы дела, выслушав мнение лиц, участвующих в судебном заседании, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. 22 ч. 1 и ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения сельских поселений относится к вопросам местного значения муниципального района.
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ вышеуказанные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно ст. 26 указанного Федерального закона финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Федерального закона.
В силу чт. 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.
Судом установлено, что прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией МО законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой выявлены нарушения закона, связанные с ненадлежащим исполнением полномочий по организации ритуальных услуг населению. Установлено, что администрацией на территории района не организована специализированная служба по вопросам похоронного дела; не обеспечено надлежащее содержание территории городского кладбища; мероприятия по транспортировке тел (останков тел) умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия, судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания организованы ненадлежащим образом.
На территории Няндомского района деятельность в сфере оказания ритуальных услуг осуществляют 2 индивидуальных предпринимателя (ИП ФИО3 и ИП ФИО4), которые гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе, не предоставляют.
Постановлением администрации МО «Няндомский муниципальный район» от 25 мая 2017 г. № 680 полномочиями специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории МО «Няндомское» наделено МКУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район», на территории МО «Шалакушское» - МУП «ШЛИТ» МО «Шалакушское».
Согласно информации Управления строительства, архитектуры и ЖКХ МО «Няндомский муниципальный район» на осуществление мероприятий в сфере похоронного дела на территории сельских поселений в муниципальной программе «Благоустройство территории Няндомского района на 2016-2020 годы» на 2018 год предусмотрено 50 тыс. руб., в бюджете МО «Няндомское» - 450 тыс. руб., которые предусмотрены на сбор и вывоз мусора с территории кладбищ.
Как следует из объяснений сторон, специализированная служба по вопросам похоронного дела создана документально, однако фактически деятельность не осуществляется в связи с отсутствием материально-технической базы, финансирования. На 2018 г. финансирование не заложено.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено и не отрицается представителем ответчика, представителями третьих лиц, что на момент рассмотрения дела указанные нарушения закона административным ответчиком не устранены.
Отсутствие бюджетных средств на выполнение требований закона не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не выполняются возложенные на него полномочия в сфере похоронного дела, что нарушает права неопределенного круга лиц.
В связи с этим административные исковые требования прокурора в данной части подлежат удовлетворению.
Судом также установлено, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований федерального законодательства при содержании и пользовании нового кладбища, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № установлены нарушения санитарно-эпидемиологических правил.
Так, в нарушение п.п. 6.4., 6.6. СапПин 2.1.2882-11, п.п. 3,5, 3.7, 3.14 Регламента о порядке эксплуатации и содержания общественных кладбищ на территории МО «Няндомское», утвержденного решением муниципального Совета МО «Няндомское» № 83 от 06 октября 2010 г., противоклещевые акарицидные обработки на территории городского кладбища в 2017 г. не проводились; не предусмотрены зоны зеленых насаждений, отсутствует общественный туалет. Территория кладбища захламлена, имеются свалки, кучи мусора и др. Места захоронений (могилы) надлежащим образом не ухожены, стенд с планом кладбища отсутствует. На информационном стенде информация о режиме работы городского кладбища, сведения об администрации кладбища и иные нормативные документы, определяющие порядок деятельности кладбища отсутствуют.
По всем вышеуказанным нарушениям 18 октября 2017 г. прокурором района в адрес главы МО «Няндомский муниципальный район» и директора МКУП «РКЦ ЖКХ» внесены представления об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения представлений нарушения закона не устранены.
В силу требований ч. 1 ст.17 Закона о погребении деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Ответчиком не оспаривалось, что на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Архангельская область, Няндомский район, в 1080 м. северо-восточнее пересечения автодороги «Долматово-Няндома-Каргополь-Пудож» и «Подъезд к АБЗ» не установлен стенд с планом кладбища, не размещена информация о режиме работы городского кладбища, сведения об администрации кладбища и иные нормативные документы, определяющие порядок кладбища.
Данное нарушение связано также с отсутствием финансирования, что не является причиной, позволяющей освободить администрацию от исполнения данной обязанности.
Ссылка ответчика на то, что ими выполнена обязанность по очистке кладбища от мусора, судом не может быть принята, поскольку заключение муниципального контракта само по себе не является действием по очистке от мусора, каких-либо актов выполненных работ, свидетельствующих о выполнении данной обязанности, стороной ответчика не представлено.
Следовательно, в данной части иск подлежит удовлетворению.
Вместе с тем требования прокурора о возложении обязанности по организации приведения в порядок неухоженных могил, организации учёта (регистрации) захоронений на кладбище специализированной службой по вопросам похоронного дела суд не находит подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Для ухода за могилой и замены надмогильных сооружений не нужно быть лицом, ответственным за захоронение, законодательством на администрацию данная обязанность не возложена. Кроме того, прокуратура просит привести в порядок неограниченное число неухоженных могил, не зависимо от собственника и захоронившего лица.
Сторонами в материалы дела представлены исчерпывающие доказательства, что книги регистрации (учета) захоронений на кладбищах в г. Няндома и на территории МО «Няндомский муниципальный район» ведутся, о чем представлены копии данных книг.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Суд считает возможным установить ответчику срок для исполнения судебного решения в течение одного года (12 месяцев) со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку данный срок является разумным и достаточным для исполнения решения суда.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Няндомского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район», выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, организации мероприятий по транспортировке тел (останков тел) умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия, судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания на территории муниципального образования «Няндомский муниципальный район».
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Няндомский муниципальный район» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу:
- создать специализированную службу по вопросам похоронного дела;
- организовать мероприятия по транспортировке тел (останков тел) умерших или погибших в места проведения патологоанатомического вскрытия, судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания на территории муниципального образования «Няндомский муниципальный район»;
- организовать устранение нарушений санитарных, экологических требований и правил содержания мест погребения на кладбище, расположенном на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Архангельская область, Няндомский район, в 1080 м. северо-восточнее пересечения автодороги «Долматово-Няндома-Каргополь-Пудож» и «Подъезд к АБЗ», а именно установить стенд с планом кладбища, разместить информацию о режиме работы городского кладбища, сведения об администрации кладбища и иные нормативные документы, определяющие порядок кладбища, провести очистку кладбища от мусора.
В удовлетворении требований прокурора Няндомского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Няндомский муниципальный район» о возложении обязанности организовать приведение в порядок неухоженных могил, организовать учёт (регистрацию) захоронений на кладбище специализированной службой по вопросам похоронного дела отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда через Няндомский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.С. Галкина
Мотивированное решение изготовлено 13 июня 2018 г.