Дело №
УИД 57RS0№-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2024 года пгт. Верховье
Верховский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Лазаревой Л.В., с участием старшего помощника прокурора Верховского района Орловской области Алисовой Т.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Быковской И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Верховского районного суда Орловской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Верховского района Орловской области в интересах Бошарова Николая Алексеевича к Департаменту здравоохранения Орловской области, Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Верховская Центральная районная больница» о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Верховского района Орловской области в интересах БНА обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области, Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Верховская центральная районная больница» (далее БУЗ ОО «Верховская ЦРБ) о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, указывая, что прокуратурой Верховского района проведена проверка исполнения требований законодательства о здравоохранении при обеспечении лекарственными препаратами за счет средств регионального и федерального бюджетов, в ходе которой установлено, что БНА, находится на диспансерном наблюдении в БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» с связи с заболеванием <данные изъяты> и нуждается в постоянном приёме лекарственных препаратов.
Для лечения основного заболевания –<данные изъяты>, лечащим врачом БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» назначено БНА: Гликлазид, Вилдаглиптин, Дапаглифлозин, контроль гликемии.
В информации, предоставленной ГУП ОО «Орелфармация», БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» установлено, что рецепт на имя БНА серии 54-24 № от ДД.ММ.ГГГГ на Вилдаглиптин находится на отсроченном обеспечении; рецепт на имя БНА серии 54-24 № от ДД.ММ.ГГГГ на Вилдаглиптин находился на отсроченном обеспечении и обеспечен только ДД.ММ.ГГГГ; рецепт серии 54-24 № от ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат Голда (Гликлазид) находился на отсроченном обеспечении и обеспечен только ДД.ММ.ГГГГ; рецепт серии 54-24 № от ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат Голда (Гликлазид) находился на отсроченном обеспечении и обеспечен только ДД.ММ.ГГГГ; рецепт серии 54-24 № от ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат Форсига (Дапаглифлозин) находится на отсроченном обеспечении; рецепт серии 54-23 № на изделия медицинского назначения тест-полоски от ДД.ММ.ГГГГ находился на отсроченном обеспечении и аннулирован ДД.ММ.ГГГГ; рецепт серии 54-24 № на изделия медицинского назначения тест-полоски от ДД.ММ.ГГГГ находился на отсроченном обеспечении и аннулирован ДД.ММ.ГГГГ; рецепт серии 54-24 № на изделия медицинского назначения тест-полоски от ДД.ММ.ГГГГ находился на отсроченном обеспечении и аннулирован ДД.ММ.ГГГГ.
Несмотря на наличие медицинских показаний, Департаментом здравоохранения Орловской области БНА лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения не обеспечен, что нарушает его права на своевременное получением медицинской помощи.
Также, в ходе проведенной проверки установлено, что согласно выписке БУЗ ОО «Верховская ЦРБ», БНА за истекший период 2024 годов БУЗ ОО «Верховская ЦРБ», льготные рецепты на лекарственные средства и изделия медицинского назначения выписываются не в полном объеме.
Таким образом, Департаментом здравоохранения Орловской области и БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» допущены нарушения права на обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения бесплатно пациента БНА
Ссылаясь на ст.ст.7, 41 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Закон Орловской области от 13.08.2009 № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области», Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», прокурор Верховского района Орловской области просит суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить бесплатное предоставление БНА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., лекарственных препаратов Гликлазид, Вилдаглиптин, Дапаглифлозин и изделий медицинского назначения – тест-полосок для глюкометра в необходимом количестве, вплоть до отмены лечащим врачом; обязать БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» своевременно и в полном объеме, учитывая реальную потребность БНА в лекарственных препаратах и медицинских изделиях, выписывать рецепты на лекарственные препараты Гликлазид, Вилдаглиптин, Дапаглифлозин и изделия медицинского назначения – тест-полоски для глюкометра; в соответствии со ст.212 ГПК РФ обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании старший помощник прокурора Алисова Т.Ю. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец БНА в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомил, заявлений не направил.
Представитель ответчика – Департамента здравоохранения Орловской области о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причине неявки суд не уведомил, заявлений не направил.
Представитель ответчика - БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» в судебное заседание не явился, главный врач Блонская Г.И. представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что возражений относительно исковых требований не имеет.
Представитель третьего лица ГУП Орловской области «Орелфармация» о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица - Департамента финансов Орловской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав старшего помощника прокурора Алисову Т.Ю., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение.
В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ).
Как следует из положений пунктов 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ)
Пунктом 5 части 1 статьи 29 указанного Федерального закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется, в том числе путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82)
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ, медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 15 статьи 37 названного Федерального закона назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (далее - Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ) включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Пунктом 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ установлено, что Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В статье 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно статье 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
В Перечне (раздел «категории заболеваний») поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона №178-ФЗ полномочия по осуществлению закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, и организации обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях реализации указанных положений федерального законодательства на территории Орловской области Правительством Орловской области принято постановление от 22.12.2014 № 399 (далее – Постановление № 399), пунктом 1 которого Департамент здравоохранения Орловской области определен в качестве органа исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющего функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения.
Закупка лекарственных препаратов осуществляется отделом лекарственного обеспечения Департамента Здравоохранения Орловской области.
Из приведенных нормативных актов следует, что на территории Орловской области обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения вышеуказанной категории граждан является обязанностью Департамента здравоохранения Орловской области.
На территории Верховского района Орловской области ГУП ОО «Орелфармация» осуществляет функции по обеспечению льготной категории граждан лекарственными препаратами через ООО «Аптека №33».
В судебном заседании установлено, что БНА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., находится на диспансерном наблюдении в БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» в связи с диагнозом <данные изъяты>, включен в региональный регистр льготных категорий граждан на 2024 год. (л.д.14,21)
Согласно справке БУЗ ОО «Верховская ЦРБ», выписке из медицинской карты БНА рекомендован прием лекарственных препаратов: инсулин гларгин 300 ЕД/мл 1,5 мл №, Гликлазид МВ 30 мг, Вилдаглиптин 50 мг, Дапаглифлозин 10 мг №, контроль гликемии 1 раз в день, тест-полоски для глюкометра Ван тач селект плюс. (л.д.13,14).
Согласно копиям выписанных рецептов и сведениям БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» БНА выданы рецепты на получение лекарственных препаратов и медицинских изделий, в том числе рецепты серии 54-24 № от ДД.ММ.ГГГГ на Вилдаглиптин, серии 54-24 № от ДД.ММ.ГГГГ на Вилдаглиптин, серии 54-24 № от ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат Голда (Гликлазид), серии 54-24 № от ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат Голда (Гликлазид), серии 54-24 № от ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат Форсига (Дапаглифлозин), серии 54-23 № на изделия медицинского назначения тест-полоски, серии 54-24 № на изделия медицинского назначения тест-полоски, серии 54-24 № на изделия медицинского назначения тест-полоски от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.15-20).
По сведениям ГУП «Орел-Фармация» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ: рецепт на имя БНА серии 54-24 № от ДД.ММ.ГГГГ на Вилдаглиптин находится на отсроченном обеспечении; рецепт серии 54-24 № от ДД.ММ.ГГГГ на Вилдаглиптин находился на отсроченном обеспечении и обеспечен только ДД.ММ.ГГГГ; рецепт серии 54-24 № от ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат Голда (Гликлазид) находился на отсроченном обеспечении и обеспечен только ДД.ММ.ГГГГ; рецепт серии 54-24 № от ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат Голда (Гликлазид) находился на отсроченном обеспечении и обеспечен только ДД.ММ.ГГГГ; рецепт серии 54-24 № от ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат Форсига (Дапаглифлозин) находится на отсроченном обеспечении; рецепт серии 54-23 № на изделия медицинского назначения тест-полоски от ДД.ММ.ГГГГ находился на отсроченном обеспечении и аннулирован ДД.ММ.ГГГГ; рецепт серии 54-24 № на изделия медицинского назначения тест-полоски от ДД.ММ.ГГГГ находился на отсроченном обеспечении и аннулирован ДД.ММ.ГГГГ; рецепт серии 54-24 № на изделия медицинского назначения тест-полоски от ДД.ММ.ГГГГ находился на отсроченном обеспечении и аннулирован ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.22-25,26-27)
В соответствии с пунктом 1.16 Приказа Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 № 110 (ред. от 24.11.2021) «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания», рецепты на лекарственные препараты (за исключением подлежащих предметно-количественному учету), выписанные на рецептурных бланках формы № 148-1/у-04 (л) и формы № 148-1/у-06 (л), для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно и со скидкой, действительны в течение 1 месяца со дня выписки, а в случае выписки таких рецептов указанным категориям граждан, достигшим пенсионного возраста, срок действия рецепта составляет 3 месяца со дня выписки. Для лечения затяжных и хронических заболеваний гражданам пенсионного возраста могут выписываться рецепты на лекарственные препараты на курс лечения до 3-х месяцев. Рецепты на все остальные лекарственные препараты действительны в течение 2-х месяцев со дня выписки.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена постановлением Правительства Орловской области от 30.12.2022 № 881.
В соответствии с данной программой утвержден Порядок лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, по которому участниками обеспечения населения лекарственными препаратами являются: уполномоченная фармацевтическая организация; бюджетные учреждения здравоохранения, расположенные на территории Орловской области; фармацевтические организации; аптечные организации, расположенные на территории Орловской области; государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Орловской области; бюджетное учреждение здравоохранения Орловской области «Медицинский информационно-аналитический центр».
При этом, именно Департамент здравоохранения Орловской области осуществляет закупку лекарственных препаратов по заявкам медицинских организаций в соответствии с Федеральным законом и осуществляет оплату поставленных в соответствии с государственными контрактами лекарственных препаратов.
Согласно письму ФФОМС от 17.07.2006 №5149/40-1 о направлении Методических рекомендаций «Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг» Формирование сводной заявки (ежеквартальное или ежемесячное) на лекарственные средства для дополнительного лекарственного обеспечения граждан, проживающих в субъектах Российской Федерации (далее - Сводная заявка), рекомендуется осуществлять в соответствии с приложениями 1, 2 к настоящим Методическим рекомендациям. Врач (фельдшер) при наличии соответствующих справочников представляет руководителю лечебно-профилактического учреждения информацию о потребности в необходимых лекарственных средствах на установленный период (приложение 3). Руководитель лечебно-профилактического учреждения при получении потребности на необходимые лекарственные средства обобщает и анализирует ее, формирует сводную потребность (приложение 4) на планируемый период до пятого числа текущего месяца и передает в аптечное учреждение на согласование. Аптечное учреждение при согласовании сводной потребности учитывает остатки лекарственных средств в аптеке, расход, количество принятых на обеспечение рецептов по определенным наименованиям лекарственных средств и др. Подписанная руководителями и заверенная печатями ЛПУ и аптечного учреждения сводная потребность передается в муниципальный орган управления здравоохранением Российской Федерации до десятого числа месяца, предшествующего началу планируемого периода. При отсутствии муниципального органа управления здравоохранением Российской Федерации сводная потребность формируется центральной районной больницей. Муниципальный орган управления здравоохранением осуществляет свод и анализирует поступившие от ЛПУ сводные потребности в лекарственных средствах. Подписанная руководителем и заверенная печатью муниципального органа управления здравоохранением сводная потребность передается в орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации до пятнадцатого числа текущего месяца, предшествующего началу планируемого периода для формирования сводной потребности субъекта Российской Федерации.
Из журнала обеспечения льготника по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что рецепт серии 54-24 № от ДД.ММ.ГГГГ на лекарственный препарат Форсига (Дапаглифлозин), рецепт серии 54-24 № от ДД.ММ.ГГГГ на Вилдаглиптин до настоящего времени находятся на отсроченном обеспечении (л.д.55-56).
Таким образом, судом установлено, что БНА не был своевременно и должным образом обеспечен необходимыми ему по медицинским показаниям лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, отсутствие которых может повлиять на прогрессирование заболевания.
Необеспечение БНАлекарственными препаратами и медицинскими изделиями нарушает его право на жизнь и охрану здоровья, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии с частью 1 статьи 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Суд приходит к выводу, что длительное отсутствие доступа истца к бесплатному обеспечению лекарством и медицинскими изделиями, назначенным в соответствии с медицинскими показаниями и являющимся жизненно необходимым, является исключительным обстоятельством, позволяющим обратить решение в части обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями к немедленному исполнению.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании пп.19 п.1, п.п.2 п.2 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, ответчик Департамент здравоохранения Орловской области освобожден от уплаты государственной пошлины.
С учетом того, что ответчик БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» финансируется из бюджета Орловской области, не имеет денежных средств на оплату госпошлины, является бюджетным учреждением, суд полагает возможным не взыскивать госпошлину.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Верховского района Орловской области в интересах БНА к Департаменту здравоохранения Орловской области, Бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Верховская Центральная районная больница» о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, удовлетворить.
Возложить на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность обеспечить бесплатное предоставление БНА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., лекарственных препаратов Гликлазид, Вилдаглиптин, Дапаглифлозин и изделий медицинского назначения – тест-полосок для глюкометра в необходимом количестве, вплоть до отмены лечащим врачом.
Обязать БУЗ ОО «Верховская ЦРБ» своевременно и в полном объеме, учитывая реальную потребность БНА в лекарственных препаратах и медицинских изделиях, выписывать рецепты на лекарственные препараты Гликлазид, Вилдаглиптин, Дапаглифлозин и изделия медицинского назначения – тест-полоски для глюкометра.
Решение обратить к немедленному исполнению в порядке, предусмотренном ст. 212 ГПК РФ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Верховский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Мотивированное решение изготовлено 02 октября 2024 года.
Председательствующий Л.В. Лазарева