Р’РўРћР РћР™ РљРђРЎРЎРђР¦РОННЫЙ РЎРЈР”
ОБЩЕЙ ЮРРРЎР”РРљР¦РР
РљРђРЎРЎРђР¦РРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
в„– 88Рђ-16877/2020
город Москва 29 июля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Склярука С.А.,
судей Войты Р.Р’., РЎРѕСЂРѕРєРёРЅР° РЎ.Р’.,
рассмотрела РІ открытом судебном заседании РІ помещении СЃСѓРґР° направленную ДД.РњРњ.ГГГГ электронным почтовым отправлением РІ СЃСѓРґ первой инстанции (поступившую РІ СЃСѓРґ кассационной инстанции СЃ делом ДД.РњРњ.ГГГГ) кассационную жалобу административных истцов Таганчикова РРіРѕСЂСЏ Юрьевича, Чернова Алексея Рвановича, РЎРјРёСЂРЅРѕРІРѕР№ Олеси Вячеславовны Рё Степановой Седы РљРёСЂРёРјРѕРІРЅС‹ РЅР° решение Ярославского областного СЃСѓРґР° РѕС‚ 4 декабря 2019 РіРѕРґР° Рё апелляционное определение судебной коллегии РїРѕ административным делам Первого апелляционного СЃСѓРґР° общей юрисдикции РѕС‚ 19 марта 2020 РіРѕРґР°, вынесенные РїРѕ административному делу в„– РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Таганчикова Р.Р®., Чернова Рђ.Р., РЎРјРёСЂРЅРѕРІРѕР№ Рћ.Р’., Степановой РЎ.Рљ. Рє Правительству Ярославской области Рѕ признании нормативных правовых актов недействующими РІ части.
Заслушав доклад судьи Склярука С.А., судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
административные истцы обратились РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Правительству Ярославской области Рѕ признании недействующими постановления администрации Ярославской области РѕС‚ 21 января 2005 РіРѕРґР° в„– 8 «Об РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территориях РІ Ярославской области», постановления Правительства Ярославской области РѕС‚ 1 июля 2010 РіРѕРґР° в„– 460-Рї «Об утверждении перечня РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территорий Ярославской области Рё признании утратившими силу отдельных постановлений администрации области Рё Правительства области» РІ части признания РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемой РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ территорией регионального значения памятника РїСЂРёСЂРѕРґС‹ «Долина СЂ. Рти», постановления Правительства Ярославской области РѕС‚ 11 апреля 2017 РіРѕРґР° в„– 303-Рї «Об утверждении Положения Рѕ памятнике РїСЂРёСЂРѕРґС‹ «Долина СЂ. Рти» Рё внесении изменений РІ постановление Правительства области РѕС‚ 1 июля 2010 РіРѕРґР° в„– 460-РїВ».
Р’ обоснование заявленных требований Таганчиков Р.Р®., Чернов Рђ.Р., РЎРјРёСЂРЅРѕРІР° Рћ.Р’. Рё Степанова РЎ.Рљ. указывали, что являются собственниками земельных участков, которые РЅР° основании оспариваемых нормативно-правовых актов вошли РІ границы РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемой РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ территории «Долина реки Рти». Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ нахождением земельных участков РЅР° территории памятника РїСЂРёСЂРѕРґС‹ РёС… привлекают Рє административной ответственности Р·Р° нарушение режима РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемой РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ территории. Административные истцы считали, что оспариваемые нормативные правовые акты противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, Р° именно статьям 11, 12 Федерального закона РѕС‚ 23 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1995 РіРѕРґР° в„– 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», поскольку комплексное экологическое обследование соответствующей территории РЅРµ проводилось, материалы РїРѕ организации РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемой РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ территории «Долина СЂ. Рти» государственную экологическую экспертизу РЅРµ проходили.
Решением Ярославского областного суда от 4 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 19 марта 2020 года, административным истцам отказано в удовлетворении заявленных административных исковых требованиях.
Р’ поданной РІРѕ Второй кассационный СЃСѓРґ общей юрисдикции кассационной жалобе Таганчиков Р.Р®., Чернов Рђ.Р., РЎРјРёСЂРЅРѕРІР° Рћ.Р’. Рё Степанова РЎ.Рљ. ставят РІРѕРїСЂРѕСЃ РѕР± отмене решения Ярославского областного СЃСѓРґР° РѕС‚ 4 декабря 2019 РіРѕРґР° Рё апелляционного определения судебной коллегии РїРѕ административным делам Первого апелляционного СЃСѓРґР° общей юрисдикции РѕС‚ 19 марта 2020 РіРѕРґР°, СЃ принятием РїРѕ административному делу судебного акта РѕР± удовлетворении заявленных административных исковых требований РІ полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о том, что выводы судов нижестоящих судебных инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Представитель административного ответчика Правительства Ярославской области и заинтересованного лица Департамента охраны окружающей среды и природопользования по доверенности Парамонова К.М., участвуя в судебном заседании посредством видео-конференцсвязи, возражала против удовлетворения кассационной жалобы административных истцов.
Прокурор Бобылева О.А., участвующая в кассационном рассмотрении дела, полагала кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, а обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Рные лица, участвующие РІ деле, РІ судебное заседание СЃСѓРґР° кассационной инстанции РЅРµ явились, Рѕ времени Рё месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно Рё РІ надлежащей форме, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, судебная коллегия определила рассмотреть дело РІ РёС… отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) основанием для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений допущено не было.
В соответствии с пунктами «в», «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, природопользования, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), которыми признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и имеющие установленный режим особой охраны, регулирует Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон об ООПТ).
Целью правового регулирования указанного Федерального закона является сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучение естественных процессов в биосфере и контроль за изменением ее состояния, экологическое воспитание населения (преамбула Закона об ООПТ).
ООПТ различаются по категориям исходя из особенностей их режима, в том числе выделяются памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения, которые могут быть отнесены к ООПТ федерального значения или регионального значения (подпункт «д» пункта 2 и пункт 5 статьи 2, статья 25 Закона об ООПТ).
В силу статьи 26 названного Федерального закона природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - ООПТ регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которые утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении для обеспечения сохранности таких территорий независимо от наличия в их границах хозяйствующих субъектов.
Земли памятников природы относятся к землям особо охраняемых природных территорий в силу пункта 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как установлено СЃСѓРґРѕРј первой инстанции Рё следует РёР· материалов дела, административные истцы являются собственниками земельных участков, находящихся РІ границах РћРћРџРў «Долина реки Рти»: Таганчиков Р.Р®. - СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ, Чернов Рђ.Р. – СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ, РЎРјРёСЂРЅРѕРІР° Рћ.Р’. - СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ, Степанова РЎ.Рљ. – СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ.
В Ярославской области отношения в сфере организации, функционирования и упразднения ООПТ областного значения регулируются Законом Ярославской области от 28 декабря 2015 года № 112-з «Об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения в Ярославской области» (далее – Закон об ООПТ регионального и местного значения).
Ранее в Ярославской области действовало постановление Администрации Ярославской области от 29 июля 2002 года № 118 «Об установлении дополнительных категорий особо охраняемых природных территорий Ярославской области», которым было утверждено Положение об установлении дополнительных категорий особо охраняемых природных территорий Ярославской области (далее – Положение № 118).
Названный акт утратил силу с 25 июля 2010 года в связи с изданием оспариваемого Постановления от 1 июля 2010 года № 460-п.
Проанализировав положения подпункта 8 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пункта 3 статьи 26 Закона об ООПТ, Устава Ярославской области в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу о принятии оспариваемых норм Правительством Ярославской области в пределах полномочий регионального органа исполнительной власти, о соблюдении процедуры принятия нормативных правовых актов, формы, вида, порядка опубликования и введения в действие.
При этом суд исходил из того, что в ходе рассмотрения дела был установлен факт согласования оспариваемых актов с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона об ООПТ.
Р’ РїРѕСЂСЏРґРєРµ подготовки Рє принятию данных нормативных актов органом исполнительной власти проведены государственные экологические экспертизы. Органами местного самоуправления – общественные обсуждения проектов указанных постановлений. РџСЂРё разработке Положения Рѕ памятнике РїСЂРёСЂРѕРґС‹ «Долина реки Рти» Рё уточнении границ РѕСЃРѕР±Рѕ РћРћРџРў комплексное экологическое обследование данного объекта, выполненного РІ 2015 РіРѕРґСѓ РћРћРћ В«РКОПРОЕКТ-Гарант».
Также суд сослался на вступившее в законную силу решение Ярославского областного суда от 12 июля 2012 года по заявлению открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» об оспаривании пункта 2.18.11 Перечня особо охраняемых природных территорий, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 1 июля 2010 года № 460-п «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий Ярославской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений администрации области и Правительства области», которым была проверена процедура принятия Постановления № 460-п и признана соблюденной.
РЎСѓРґРѕРј также установлено, что подготовка оспариваемого Постановления РѕС‚ 21 января 2005 РіРѕРґР° в„–8 осуществлялась Администрацией Ярославской области РІ соответствии СЃ постановлением Губернатора Ярославской области РѕС‚ 1 РёСЋРЅСЏ 1998 РіРѕРґР° в„– 358 «О развитии системы РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территорий Ярославской области». Р’ рамках предусмотренных данным Указом мероприятий органом исполнительной власти проводилась инвентаризация Рё паспортизация РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территорий Ярославской области, РІ подтверждение чего административным ответчиком был представлен РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РѕС‚ 9 РёСЋРЅСЏ 1998 РіРѕРґР° Рѕ финансировании природоохранных мероприятий, заключенный СЃ Ярославской общественной региональной экологической организацией «Ландшафт», техническое задание РЅР° выполнение данных работ, акт сдачи – приемки данных работ, Р° также комплексная характеристика обследованных районов, РІ том числе территория «Долина реки Рти».
При этом порядок проведения комплексного экологического обследования Законом об экологической экспертизе, иными нормативными актами установлен не был.
РР· содержания данного обследования, проведенного РІ 2000-2001 годах, следует, что специалистами проведены работы РїРѕ оценке биоразнообразия животного Рё растительного РјРёСЂР° Ярославского муниципального района, РІ том числе Рё территории «Долина реки Рти», Р° также дан анализ системы РћРћРџРў района, РёС… экологическим Рё природным особенностям, предложены меры РїРѕ РёС… оптимизации. Заключение содержит выводы Рё рекомендации РїРѕ сохранению Рё развитию территорий.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу, что составленная Ярославской общественной региональной экологической организацией «Ландшафт» комплексная характеристика обследованных районов на основании договора с органом исполнительной власти Ярославской области может расценивается как комплексное экологическое обследование территорий в целях ее отнесения к ООПТ, предусмотренное Законом об экологической экспертизе.
Также судом было учтено, что в соответствии со статьей 12 Закона об экологической экспертизе (в редакции, действовавшей на момент принятия Постановления от 21 января 2005 года № 8) обязательной государственной экологической экспертизе объектов регионального уровня, проводимой федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном названным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подлежат материалы комплексного экологического обследования участков территорий, находящихся в пределах территории субъекта Российской Федерации, для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий субъектов Российской Федерации и местного значения.
РџРѕ делу действительно установлено, что РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ подготовки Рє принятию Постановления РѕС‚ 21 января 2005 РіРѕРґР° в„– 8 органом исполнительной власти Ярославской области государственная экологическая экспертиза результатов комплексного экологического обследования территории, включенной РІ утвержденный постановлением Перечень, как охраняемый РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕ-исторический ландшафт «Долина реки Рть», РЅРµ проводилась, РЅРѕ, вместе СЃ тем, оснований для признания недействующим названного акта РІ части пункта 4.82 раздела 4 СЃСѓРґ РЅРµ усмотрел, посчитав, что права Рё законные интересы административных истцов данным актом РЅРµ нарушены.
РџСЂРё этом СЃСѓРґ РёСЃС…РѕРґРёР» РёР· того, что оспариваемое Постановление РѕС‚ 21 января 2005 РіРѕРґР° в„– 8 утратило силу 25 июля 2010 РіРѕРґР° Рё для определения границ РћРћРџРў «Долина реки Рти» РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ применялось Рє административным истцам, как собственникам расположенных РІ пределах данной территории земельных участков, поскольку права РЅР° объекты недвижимости РёРјРё были приобретены только РІ 2016-2017 годах.
РљСЂРѕРјРµ того, СЃСѓРґРѕРј РїСЂРё разрешении административного СЃРїРѕСЂР° было учтено, что данным постановлением РћРћРџРў «Долина реки Рти» была отнесена Рє РёРЅРѕР№ категории (охраняемый РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕ-исторический ландшафт), имела иные границы территории, Р° земельные участки административных истцов РІ период действия указанного акта еще РЅРµ были образованы.
Также, отказывая в удовлетворении административного иска в части требований о признании недействующим отдельных положений Постановления от 21 января 2005 года № 8, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что в связи с отсутствием государственной экологической экспертизы комплексного обследования территории при подготовке этого постановления, порядок принятия данного нормативного правового акта существенно не нарушен, поскольку проведение государственной экологической экспертизы направлено на устранение угрозы окружающей среде, а оспариваемое постановление принято именно в качестве реализации этой цели.
Также СЃСѓРґ первой инстанции указал, что оспариваемое Постановление в„– 460-Рї закрепило статус РћРћРџРў, установило его категорию, границы, площадь, Р° Постановлением в„– 303-Рї уточнены границы данного памятника РїСЂРёСЂРѕРґС‹, Р° также утверждено Положение Рѕ памятнике РїСЂРёСЂРѕРґС‹ «Долина реки Рти», РІ котором изложены цели Рё задачи памятника РїСЂРёСЂРѕРґС‹, описаны его территория Рё границы, определен режим РѕСЃРѕР±РѕР№ охраны РЅР° территории памятника РїСЂРёСЂРѕРґС‹.
Отказывая в удовлетворении требований о признании недействующими положений этих нормативных правовых актов, суд исходил из того, что они не противоречат федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административных истцов.
С приведенными выше выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции.
Суд кассационной инстанции также полагает указанные выводы судов верными, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на правильном применении упомянутых норм материального права, в связи с чем не находит правовых оснований к отмене обжалуемых судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе.
В целом доводы кассационной жалобы о несогласии с данными выводами судов, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения административного спора, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы выводы, изложенные в обжалуемых решении и апелляционном определении.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ярославского областного СЃСѓРґР° РѕС‚ 4 декабря 2019 РіРѕРґР° Рё апелляционное определение судебной коллегии РїРѕ административным делам Первого апелляционного СЃСѓРґР° общей юрисдикции РѕС‚ 19 марта 2020 РіРѕРґР° оставить без изменения, кассационную жалобу Таганчикова РРіРѕСЂСЏ Юрьевича, Чернова Алексея Рвановича, РЎРјРёСЂРЅРѕРІРѕР№ Олеси Вячеславовны Рё Степановой Седы РљРёСЂРёРјРѕРІРЅС‹ – без удовлетворения.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 12 августа 2020 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё