Дело № 2а-2330/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 апреля 2017 года город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Саблиной Е. А.,
при секретаре судебных заседаний Кузнецовой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске в помещении суда дело по административному исковому заявлению
Леонтьевой Т. А.
к управлению Федеральной службы государственной регистрации права и кадастра Севастополя
об оспаривании решения от 03 октября 2016 года № 91/999/001/2016-54-128920 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером №, возложении обязанности зарегистрировать право собственности,
при участии в судебном заседании Леонтьевой Т.А.,
установил:
Леонтьева Т.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации права и кадастра Севастополя об оспаривании решения от 03.10.2016 № 91/999/001/2016-54-128920 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером №, возложении обязанности зарегистрировать право собственности.
В обоснование иска указывает, что является собственником земельного участка площадью 487,0кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. На данном земельном участке расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером №. Данный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства. 22.08.2016 обратилась с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства. 01.09.2019 получила уведомление о приостановлении государственной регистрации. 07.09.2016 направила ответчику заявление о государственной регистрации права, приложив иной пакет документов. 03.10.2016 получила уведомление об отказе в государственной регистрации права, которое считает незаконным. Полагает, что для индивидуального жилищного строительства на землях сельскохозяйственного назначения разрешение на строительство не требуется. Соответственно, для государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства достаточно было предоставить паспорт гражданина Российской федерации и свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, что и было ею сделано.
В судебном заседании истец заявленные требования и доводы в их обоснование поддержал в полном объеме. Полагает, что предоставление декларации по форме № 447, не может являться основанием для отказа в государственной регистрации права. Просила восстановить срок на обращение в суд с иском, указывая, что ею принимались меры для оспаривания данного акта.
Ответчик о месте и времени проведения судебного заседания извещен, направил отзыв, в котором с иском не согласился.
Определением суда дело рассмотрено при данной явке.
Суд, выслушав административного истца, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу указания ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
соблюдены ли сроки обращения в суд;
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Леонтьева Т.А. является собственником земельного участка площадью 487кв.м. с кадастровым номером № по адресу: г. <адрес>. Участок относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения - для ведения садоводства, в подтверждение чего представлена копия свидетельства о государственной регистрации права серии 92АВ 007952.
На данном земельном участке расположен объект незавершенного строительства, поставленный на кадастровый учет, присвоен кадастровый номерер № (кадастровый паспорт л. д. 15-17).
22.08.2016 Леонтьева посредством электронного документооборота обратилась через портал государственных услуг, оказываемых Росреестром в электронном виде с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером №, 260 вх. № 91/999/001/2016-54. К заявлению приложила копию паспорта, декларацию объекта незавершенного строительства в формате pdf. В тот же день уплачена государственная пошлина. Поданные документы приняты к рассмотрению 22.08.2016.
05.09.2019 через портал Леонтьева Т.А. получила уведомление о приостановке государственной регистрации.
07.09.2016 Леонтьева Т.А. посредством электронного документооборота обратилась через портал государственных услуг, оказываемых Росреестром в электронном виде направила копию паспорта и свидетельства на землю в формате pdf.
03.10.2016 получено сообщение об отказе в государственной регистрации по основаниям, предусмотренным абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее также - Федеральный закон № 122-ФЗ).
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
В силу указания п. 1, 3 ст. 9 Федерального закона № 122-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей до 01.01.2017) государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государственной регистрации и его территориальные органы.
К компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации относятся в том числе проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав.
На основании п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу указания п. 1, 2 ст. 16 Федерального закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя,
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Согласно п. 1, 2 ст. 17 Федерального закона № 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются среди прочего документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу требования п. 1 ст. 18 Федерального закона № 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
На основании положений п. 1 ст. 25.3 Федерального закона № 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
На основании положений п. 3 ст. 25.3 Федерального закона № 122-ФЗ документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Вместе с тем, порядок государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства установлен статьей 25 Федерального закона № 122-ФЗ.
Так, право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Разрешение на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
Выдача разрешения на строительство в случае строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства, не требуется (п.1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для регистрации права собственности на объект незавершенного строительства (жилого дома) на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, Леонтьевой Т.А. достаточно было представить заявление, копию документа, удостоверяющего её личность и документ, подтверждающий оплату государственной пошлины (ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 122-ФЗ). Предоставление правоустанавливающих документов на земельный участок не требовалось, поскольку право собственность Леонтьевой Т.А. на данный земельный участок зарегистрировано в установленном порядке. Также не требовалось предоставление разрешения на строительство.
В силу указания ч. 1 ст. 19 Федерального закона №122-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений
Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений.
В силу указания абз. 4, 10 ст. 20 Федерального закона № 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
В комплекте документов Леонтьева Т.А. представила на регистрацию декларацию на объект незавершенного строительства по форме, утвержденной Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.11.2009 №447. Форма данного документа не предусматривает внесение сведений об объектах незавершенного строительства.
Вместе с тем, предоставление Леонтьевой Т.А. документа, предоставление которого для регистрации права собственности на объект незавершенного строительства не требовалось, не может являться основанием для отказа в государственной регистрации права собственности.
По изложенным основаниям оспариваемое решение законным не является.
Разрешая ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения в суд за защитой нарушенного права, суд исходит из следующего.
На основании положений ч., 7 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оспариваемое решение получено Леонтьевой Т.А. 03.10.2017. Административный истец 30.12.2016 сдал в организацию почтовой связи административное исковое заявление об оспаривании указанного решения, адресованное в Ленинский районный суд г. Севастополя, которое поступило адресату 10.01.2017.
Определением от 12.01.2017 административное исковое заявление с приложенными документами возвращено подателю в связи с неподсудностью.
Настоящее административное исковое заявление поступило в суд 07.03.2017, т. е. с пропуском срока, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ. Поскольку административный истец предпринимал меры для обращения в суд с административным исковым заявлением, причины пропуска срока обращения в суд являются уважительными.
По изложенным основаниям заявленные требования подлежат удовлетворению. Поскольку указанные выше обстоятельства являлись единственным основанием для отказа в государственной регистрации права собственности, в порядке восстановления нарушенных прав административного истца на управление Федеральной службы государственной регистрации права и кадастра Севастополя следует возложить обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу произвести государственную регистрацию права собственности Леонтьевой Т.А. на объект незавершенного строительства с кадастровым номером №, общей площадью 260кв.м. по адресу: г<адрес>.
Управлению Федеральной службы государственной регистрации права и кадастра Севастополя следует сообщить об исполнении решения суду и Леонтьевой Т.А. в течение десяти дней с момента фактического исполнения решения суда.
На основании положений ст. 106, 111 КАС РФ следует взыскать с управления Федеральной службы государственной регистрации права и кадастра Севастополя в пользу Леонтьевой Т.А. расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Леонтьевой Т. А. к управлению Федеральной службы государственной регистрации права и кадастра Севастополя об оспаривании решения от 03 октября 2016 года № 91/999/001/2016-54-128920 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства с кадастровым номером №, общей площадью 260 кв. м., возложении обязанности зарегистрировать право собственности - удовлетворить.
Признать незаконным решение управления Федеральной службы государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 03 октября 2016 года № 91/999/001/2016-54-128920 об отказе в государственной регистрации права собственности.
На управление Федеральной службы государственной регистрации права и кадастра Севастополя возложить обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу произвести государственную регистрацию права собственности Леонтьевой Т. А. на объект незавершенного строительства с кадастровым номером №, общей площадью 260кв.м. по адресу: <адрес>.
Взыскать с управления Федеральной службы государственной регистрации права и кадастра Севастополя в пользу Леонтьевой Т. А. расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.
Управлению Федеральной службы государственной регистрации права и кадастра Севастополя сообщить об исполнении решения суду и Леонтьевой Т. А. в течение десяти дней с момента фактического исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2017 года.
Судья Е. А. Саблина