З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
уникальный идентификатор дела№ 92RS0002-01-2022-000467-74производство № 2-1352/2022 |
23 марта 2022 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя
под председательством судьи МОЦНОГО Н.В.,
при секретаре судебного заседания НАНЯН А.А.,
с участием:
представителя истца Куку А.Т.,
представителя третьего лица Стригина К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента природных ресурсов и экологии г. Севастополя к Чуйкину Денису Александровичу о возмещении вреда, причиненного почвам;
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФГБУ ГИАМЗ "Херсонес Таврический",
у с т а н о в и л:
В январе 2022 года Департамент природных ресурсов и экологии г. Севастополя обратился в суд с иском, в котором просил взыскать с Чуйкина Д.А. сумму ущерба, причиненного почвам, в размере 64 350,00 руб.
В обоснование иска указано на выявленный факт причинения Чуйкиным Д.А. вреда, вследствие сброса несанкционированных отходов.
В судебном заседании представители истца Куку А.Т. и третьего лица Стригин К.А., доводы иска поддержали, указав на наличие в действиях ответчика признаков противоправного поведения, влекущего за собой взыскание вреда, причиненного почвам.
Ответчик Чуйкин Д.А. извещался в установленном порядке о времени и месте слушания дела, судебная корреспонденция возвращена по истечению срока хранения в отделении связи. В связи с чем, в силу положений ч. 2 и 3 ст. 113 ГПК РФ, п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, разъяснений содержащихся в п. 67 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», неявка ответчика не препятствует рассмотрению дела с учетом предписаний ст. 233 ГПК РФ в порядке заочного производства.
Заслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав доводы иска и материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В пунктах 1, 10.10 Положения о Департаменте природных ресурсов и экологии города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 31.10.2020 №566-1111, определено, что Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющем функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в области реализации государственных полномочий города Севастополя в области охраны окружающей среды, в области обращения с отходами, в области водных отношений, в области охраны атмосферного воздуха, в области экологической экспертизы, в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в области организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, в области охраны, использования и воспроизводства редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов) животного и растительного мира и среды их обитания, в области организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, в области охраны, использования и воспроизводства редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов) животного растительного мира, занесенных в Красную книгу города Севастополя, в области контроля и государственного надзора, в области лесных отношений, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, обеспечения экологической безопасности на территории города Севастополя, переданных полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, переданных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в сфере недропользования, в области водных отношений, в области лесных отношений, входящим в систему исполнительных органов государственной власти города Севастополя и финансируемым за счет средств бюджета города Севастополя, а также за счет субвенций из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Департамент осуществляет государственный надзор в области в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; расчет размера вреда (ущерба), причиненного компонентам природной среды вследствие нарушения природоохранного законодательства Российской Федерации, с правом заявлять иски о возмещении указанного вреда (ущерба).
Как указывает истец, в отношении ИП Чуйкина Д.А. вынесено постановление о назначении административного наказания за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды № 254/11/2021 от 18.06.2021 года (вступило в законную силу 15.07.2021 года).
В ходе сбора доказательств и выяснения всех обстоятельств дела, лиц, причастных к совершению правонарушения установлено, что заказчик ИП Чуйкин Д.А. поручил гр. ФИО6 осуществить несанкционированный сброс отходов на земельном участке с кадастровым номером 91:02:005003:395 возле КОС «Южные».
Так, по материалам КУСП отдела МВД России по Гагаринскому району г. Севастополя от 18.03.2021 № 5421 и от 22.03.2021 № 5717 сотрудниками Департамента обследована территория земельного участка с кадастровым номером 91:02:005003:395 возле КОС «Южные», а именно грунтовая дорога, проходящая вдоль забора очистных сооружений КОС «Южные», с географическими координатами 44.564335, 33.447468.
Материалами КУСП от 18.03.2021 № 5421 и от 22.03.2021 № 5717, установлено о несанкционированном сбросе отходов автотранспортным средством Mercedes-Benz, с государственным знаком № 92, в период времени 18.03.2021 года в 15-16. Управлял транспортным средством ФИО6 по заказу Чуйкина Д.А. и свалил несанкционированные отходы.
В своих пояснениях ФИО6 и Чуйкин Д.А. сообщили сотруднику УУП ОУУП и ПДН отдела МВД России по Гагаринскому району, что действительно осуществили сброс отходов при изложенных обстоятельствах, также обязуются осуществить уборку территории.
По результатам данных объяснений, материалов КУСП, принято решение о возбуждении административного расследования с привлечением виновных лиц к ответственности.
23.04.2021 сотрудниками Департамента с XAЛ ГБУ Севастополя «Экологический центр» совместно с представителем ФГБУГ «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» осуществлен выезд для отбора проб, на место несанкционированного сброса отходов, на земельный участок с кадастровым номером №, а именно: грунтовая дорога, проходящая вдоль забора очистных сооружений КОС «Южные».
Согласно замеров, площадь отходов составила 5 м. на 5,5 м.
Выявлен морфологический состав отходов: отходы грунта при проведении земляных работ, ТКО, стеклобой, отходы полиэтилена, резины, ветошь и т.д.
Согласно протоколу лабораторных испытаний XAЛ ГБУ Севастополя «Экологический центр» № 23-П-21 от 28.04.2021 года в почве выявлено превышение содержания нефтепродуктов (концентрация 197 мг/кг по сравнению с фоновой пробой 14,4 мг/кг), хлорид-ионов (концентрация 140 мг/кг по сравнению с фоновой 135 мг/кг), сульфат ионов (концентрация 1218 мг/кг по сравнению с фоновой 418 мг/кг) нитрат-ионов (концентрация 287 мг/кг по сравнению с ПДК 130 мг/кг).
Указанными действиями причинен вред почве, как объекту окружающей среды вследствие загрязнения ее химическими веществами.
Сотрудниками Департамента устанавливалась субъектность Чуйкина Д.А. По результатам сведений ФНС г. Севастополя Чуйкин Д.А. в момент выявленного факта являлся индивидуальным предпринимателем, в настоящее время индивидуальным предпринимателем не является.
Действиями Чуйкина Д.А., осуществившему сброс отходов на земельный участок, причинен вред, как объекту окружающей среды в виде загрязнения ее химическими веществами.
В соответствии с 4.1 ст.78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В соответствии с ч.2 ст.8 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.
Вред, причиненный почвам, как объекту охраны окружающей среды, рассчитан в соответствии с Приказом Минприроды России №238 от 08.10.2010 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды и составляет 64 350, 00 руб.
18.06.2021 года Чуйкин Д.А. привлечен к административному наказанию по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 КоАП РФ. Постановление вступило в законную силу, штраф не оплачен.
Вина Чуйкина Д.А. подтверждается протоколом об административном правонарушении № 00328/11/2021 от 04.06.2021, актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований №96/11-2021-О от 15.04.2021, протоколом лабораторных испытаний №23-П-21 от 28.04.2021, постановлением о назначении административного наказания № 254/11/2021-Ф от 18.06.2021, материалами проверки КУСП № 5421, 5423 от 18.03.2021 КУСП №5717 от 22.03.2021.
Согласно п. 10.10 Положения, Департамент наделен полномочиями по осуществлению государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; по расчету размера вреда (ущерба), причиненного компонентам природной среды вследствие нарушения природоохранного законодательства Российской Федерации, с правом заявлять иски о возмещении указанного вреда (ущерба).
В пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 №21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются в числе прочих лиц органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор.
В соответствии с ч. 1 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда.
В пункте 34 постановления пленума Верховного суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» также разъяснено, что вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативно воздействует на окружающую среду в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ и ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии совокупности оснований для наложения на Чуйкина Д.А. материальной ответственности за вред, причиненный окружающей среде.
В порядке ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета подлежат взысканию судебные расходы по делу в размере 2 130,0 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Департамента природных ресурсов и экологии г. Севастополя к Чуйкину Денису Александровичу о возмещении вреда, причиненного почвам - удовлетворить.
Взыскать с Чуйкина Дениса Александровича в пользу Департамента природных ресурсов и экологии г. Севастополя сумму вреда, причиненного почвам, в размере 64 350,00 руб.
Взыскать с Чуйкина Дениса Александровича в доход бюджета в счет возмещения судебных расходов 2 130,0 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен 28.03.2022 года.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение не вступило в законную силу
-----------------------------------------¬
¦"КОПИЯ ВЕРНА" ¦
¦подпись судьи _____________________ ¦
¦Наименование должности ¦
¦уполномоченного работника аппарата суда ¦
¦помощник судьи ___________ ФИО8¦
¦ (инициалы,фамилия)¦
¦"__" _____________ 20__ г. ¦
L-----------------------------------------