Решение по делу № 2а-292/2018 от 14.12.2017

Дело № 2а-292/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 января 2018г. Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи Яковенко М.Ю.

при секретаре Горбатенко Е.С.

с участием представителя административного истца Администрации г.Невинномысска и представителя заинтересованного лица Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Невинномысска Босенко Н.В., представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии России по Ставропольскому краю Холод Д.В., заинтересованного лица Калашникова С.В., представителя заинтересованного лица Калашниковой Н.И. – адвоката Ускова И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации г.Невинномысска к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии России по Ставропольскому краю и Межмуниципальному отделу по г.Невинномысску, Кочубеевскому и Андроповскому районам Управления Росреестра по Ставропольскому краю о признании незаконным и отмене предписания Управления Росреестра по Ставропольскому краю от 12.10.2017г.

у с т а н о в и л :

Администрация г.Невинномысска обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии России по Ставропольскому краю и Межмуниципальному отделу по г.Невинномысску, Кочубеевскому и Андроповскому районам Управления Росреестра по Ставропольскому краю о признании незаконным и отмене предписания Управления Росреестра по Ставропольскому краю от 12.10.2017г.

В обоснование заявленных требований Администрация г.Невинномысска ссылается на то, что 19.10.2017г. в адрес Администрации г.Невинномысска Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Управлением Росреестра по Ставропольскому краю) заместителем главного государственного инспектора г.Невинномысска, Кочубеевского и Андроповского районов по использованию и охране земель Холод Д.В. вынесено предписание от 12.10.2017г. об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, выраженного в нарушении предусмотренного ст.39.28 и ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации порядка заключения соглашения о перераспределении земель и /(или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в принятии необоснованного решения об отказе в перераспределении земель по заявлению Калашникова С.В. и Калашниковой Н.И., в соответствии с которым Администрация г.Невинномысска обязана устранить указанное нарушение и принять решение по заявлению Калашникова С.В. и Калашниковой Н.И. от 25.05.2017г. Администрация г.Невинномысска считает указанное предписание необоснованным, незаконным и вынесенным с нарушением норм действующего законодательства Российской Федерации и без учета фактических обстоятельств дела по следующим основаниям. Согласно п.1 ст.38 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация города – исполнительно-распорядительный орган, наделенный Уставом города полномочиями по решению вопросов местного значения города. В соответствии с п.12 ст.39 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация города осуществляет муниципальный земельный контроль за использованием земель города, ведет кадастр землеустроительной и градостроительной документации. Согласно п.2 ст.3.3 Федерального закона «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления. В соответствии со ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону. Статьей 11 ЗК РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительным кодексом Российской Федерации контроль за планировкой и застройкой территории муниципальных образований возложен на органы местного самоуправления. В соответствии с Положением о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска, утвержденного решением Думы г.Невинномысска от 25.09.2013г. , Порядком осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования городского округа - города Невинномысска, утвержденным решением Думы г.Невинномысска от 28.10.2015г. , органом, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля на территории города, является комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города (далее - комитет). 02 июня 2016г. в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Невинномысска от граждан Калашникова С.В. и Калашниковой Н.И. поступили заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков с кадастровым кварталом и с кадастровым номером , расположенных по <адрес>. 02 июня 2016г. в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Невинномысска поступило заявление о самовольном занятии земель физическими лицами, проживающими по адресу: <адрес>. В соответствии с п.1 ст.39.27 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в случаях, если все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута. В соответствии со ст.72 ЗК РФ, Порядком осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования городского округа - города Невинномысска, утвержденным решением Думы города от 28 октября 2015г. , муниципальным земельным контролем на основании распоряжения председателя комитета 03 августа 2016г. была проведена внеплановая, выездная проверка земельного участка: <адрес>, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., разрешенным использованием: земельный участок индивидуального жилого дома, в присутствии Калашникова С.В. и Калашниковой Н.И. Проверкой установлено, что на данном земельном участке расположено капитальное строение - жилой дом. Земельный участок огорожен забором из металлопрофиля, соединенным кирпичными столбами. По данным государственного кадастра недвижимости границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, площадь земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м. При проведении контрольных обмеров, площадь земельного участка используемого Калашниковым С.В., Калашниковой Н.И. составила <данные изъяты> кв.м. Земельный участок увеличен на <данные изъяты> кв.м за счет земель общего пользования (земли квартала ). На землях общего пользования с тыльной стороны данного земельного участка, а также с центральной части <адрес>, установлен факт возведения ограждения из металлопрофиля Калашниковым С.В., Калашниковой Н.И. Таким образом, при проведении проверки соблюдения земельного законодательства при использовании земельного участка выявлены нарушения: собственники земельного участка Калашников С.В., Калашникова Н.И., самовольно заняли и используют земельные участки общего пользования (земли квартала ): 1) S = <данные изъяты> кв.м. (под самовольно установленным ограждением из металлопрофиля на землях общего пользования улицы <адрес>); 2) S = <данные изъяты> кв.м. (под самовольно установленным ограждением из металлопрофиля с тыльной стороны земельного участка на землях общего пользования). Калашникову С.В. и Калашниковой Н.И. были выданы предписания об устранении выявленного нарушения земельного законодательства от 03.08.2016г. , , сроком устранения до 03 февраля 2017г. Постановлением главного государственного инспектора по г.Невинномысску и Кочубеевскому району по использованию и охране земель от 15 августа 2016г. данный факт признан нарушением земельного законодательства, Калашников С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 КоАП РФ. Комитетом по управлению муниципальным имуществом Калашникову С.В. письмом от 17 августа 2016г. доведено до сведения, что рассмотрение вопроса о перераспределении земель и (или) земельных участков с кадастровым кварталом и с кадастровым номером , расположенных по <адрес> возможно после устранения выявленных нарушений земельного законодательства. Кроме того, в соответствии с письмом управления архитектуры и градостроительства администрации г.Невинномысска от 30 августа 2016г. при перераспределении земельных участков с кадастровым кварталом и земельного участка с кадастровым номером будет нарушена линия застройки ул.Садовой. В соответствии с СП 13330 2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» расстояние от фундаментов ограждения до самотечной бытовой канализации должно быть не менее 1,5 метров. Увеличение земельного участка по <адрес> путем перераспределения земель и (или) земельных участков с кадастровым кварталом и земельного участка с кадастровым номером возможно лишь на расстоянии 1,5 метров от существующей бытовой канализации. Заявленное перераспределение земельных участков с кадастровым кварталом и с кадастровым номером , расположенных по <адрес> не представляется возможным. Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Невинномысска физическим лицам Калашникову С.В. и Калашниковой Н.И. было предложено устранить выявленное нарушение земельного законодательства и изменить схему расположения земельного участка с учетом СП 13330. Согласно акту проверки от 27.02.2017г. выявленные нарушения не устранены, т.е. не предоставлены правоустанавливающие документы, земельные участки не освобождены. 27.02.2017г. вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ № 10, , согласно которым Калашникову С.В. и Калашниковой Н.И. предложено устранить допущенное нарушение в срок до 03.07.2017г. Постановлениями мирового судьи судебного участка № 1 г.Невинномысска от 17.03.2017г. Калашников С.В. и Калашникова Н.И. признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ. В администрацию г.Невинномысска правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на земельные участки площадью <данные изъяты> кв.м и <данные изъяты> кв.м, Калашниковым С.В. и Калашниковой Н.И. не представлены. При этом, предварительное согласование предоставления земельного участка является правом администрации города Невинномысска а не обязанностью. Решением Невинномысского городского суда от 30.01.2017г. по делу Калашникову С.В. и Калашниковой Н.И. отказано в удовлетворении исковых требований к Администрации г.Невинномысска и Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г.Невинномысска об оспаривании решения органа местного управления. Законность данного решения подтверждена апелляционным определением от 03.05.2017г. Кроме того, решением Невинномысского городского суда от 14.07.2017г. по делу удовлетворены исковые требования Администрации г.Невинномысска к Калашникову С.В., Калашниковой Н.И. об освобождении самовольно занимаемых земельных участков площадью <данные изъяты> кв.м. и площадью <данные изъяты> кв.м., на которых расположено ограждение из металлопрофиля (профнастила), путем демонтажа ограждения и вывоза данного имущества за свой счет. Законность данного решения подтверждена апелляционным определением от 11.10.2017г. Администрацией г.Невинномысска по делу получены исполнительные листы и 24.11.2017г. направлены на принудительное исполнение в Невинномысский городской отдел судебных приставов УФССП России. Более того, Калашников С.В. и Калашникова Н.И. повторно обратились в Невинномысский городской суд с исковым заявлением к Администрации г.Невинномысска и Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г.Невинномысска о признании решения комитета от 27.02.2017г. об отказе в перераспределении земельных участков, возложении обязанности на комитет принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка и возложении обязанности направить решение с приложением схемы расположения земельного участка Калашникову С.В. и Калашниковой Н.И. Определением Невинномысского городского суда от 16.06.2017г. по делу вышеуказанное заявление Калашникова С.В. и Калашниковой Н.И. оставлено без рассмотрения, в связи с тем, что истцы дважды не явились в судебные заседания и причин своей неявки суду не сообщили. Решения Невинномысского городского суда от 30.01.2017г. по делу и от 14.07.2017г. по делу вступили в законную силу. В соответствии с п. 2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным решением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Поэтому вступившее в законную силу решение суда имеет преюдициальное значение. Администрация г.Невинномысска считает, что оспариваемое предписание Управления Росреестра по Ставропольскому краю об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 12.10.2017г. противоречит указанным выше решениям Невинномысского городского суда, возложенная на Администрацию г.Невинномысска обязанность о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке ст.39.15 ЗК РФ Калашникову С.В. и Калашниковой Н.И. предрешает существо вступивших в законную силу решений.

В судебном заседании представитель административного истца Администрации г.Невинномысска и заинтересованного лица Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Невинномысска Босенко Н.В. заявленные требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, просит признать предписание Управления Росреестра по Ставропольскому краю от 12.10.2017г об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства, заключения соглашения о перераспределении земель и/(или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, выраженном в принятии необоснованного решения об отказе в перераспределении земель по заявлению Калашникова С.В. и Калашниковой Н.И., незаконным и отменить.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии России по Ставропольскому краю Холод Д.В. в судебном заседании исковые требования не признал, считает, что Администрацией г.Невинномысска был нарушен порядок разрешения заявления Калашникова С.В. и Калашниковой Н.И. о перераспределении земельных участков, оснований для отказа в перераспределении земель не имеется. Пункт 9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ не содержит оснований для отказа, таких как неисполнение предписания, не устранение нарушения земельного законодательства или наличия на участке сооружений, строений, принадлежащих лицу, которое обратилось за перераспределением земельного участка. Просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Заинтересованное лицо Калашников С.В. в судебном заседании поддержал позицию представителя административного ответчика, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заинтересованное лицо Калашникова Н.И. в судебное заседание не явилась, хотя о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, что подтверждается распиской, просит рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Калашниковой Н.И. – адвокат Усков И.А. в судебном заседании поддержал позицию представителя административного ответчика, а также письменные возражения, согласно которым основанием для отказа в перераспределении земельных участков в письме №2284/27 уполномоченный орган указал наличие на испрашиваемом участке сооружения - металлического забора. Вместе с тем, согласно п.10 ст. 39.29 ЗК РФ административный истец имеет право отказать в перераспределении участков только при наличии законных оснований, определенных п.9 ст.39.29 ЗК РФ. Данный перечень является закрытым, не допускает произвольного толкования и не содержит таких оснований для отказа в перераспределении земельных участков, как невыполнение решения об освобождении земельных участков, наличие объектов капитального и некапитального строительства, принадлежащих заявителю. Разъяснение в письме Министерства экономического развития от 21 декабря 2016г. № ОГ-Д23-14676 о применении п.9 ст.39.29 ЗК РФ говорит о том, что наличие на испрашиваемом участке зданий, сооружений и других некапитальных построек, принадлежащих заявителю, не является основанием для отказа в перераспределении земельных участков. Ссылку административного истца на решения судов с участием Калашниковых нельзя признать обоснованной, поскольку они приняты по иным требованиям и иным основаниям и выводов по предмету рассмотрения настоящего спора вообще не содержат. Так, на поданное в уполномоченный орган Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Невинномысска гражданами Калашниковым С.В. и Калашниковой Н.И. 2 июня 2016г. заявление о перераспределении земельных участков муниципальной собственности смежных с земельным участком <адрес>, находящегося в общей совместной собственности Калашниковых, получен отказ администрации города в перераспределении земельных участков, выраженный письмом от 26.09.16г. с указанным основанием о том, что ограждение участка должно находиться на расстоянии 1,5 метров от бытовой канализации. Никаких претензий по землям, прилегающим к тыловой части участка Калашниковых, административный истец не высказывал. Именно нарушение этого расстояния (по фасадной части) перераспределяемого участка явилось предметом разбирательства суда по делу и основанием к вынесению решения. Указанные административным истцом в своем иске решения судов не содержат никаких решений, связанных с заявлением Калашниковых о перераспределении земельного участка <адрес> с участком муниципальной собственности, которое подано 25 мая 2017г. В заявлении от 25 мая 2017г. речь идет об участке другой площади и другого расположения (задняя часть участка) и на которое 23.06.2017г. письмом получен незаконный отказ комитета по управлению муниципальным имуществом на перераспределение земельных участков с указанием причины отказа - наличие металлического ограждения, по которому на основании жалобы Управлением Росрестра по СК была проведена проверка действий администрации города по рассмотрению этого заявления. Установленный судом в деле факт наличия на испрашиваемых к перераспределению землях ограждений не изменяет правовой квалификации отношений в настоящем споре - данный факт не является основанием к отказу в перераспределении земель.

Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца Администрации г.Невинномысска и представителя заинтересованного лица Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Невинномысска Босенко Н.В., представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии России по Ставропольскому краю Холод Д.В., заинтересованного лица Калашникова С.В., представителя заинтересованного лица Калашниковой Н.И. – адвоката Ускова И.А., суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям:

В соответствии со ст.46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст.218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании установлено, что Калашников С.В. и Калашникова Н.И. являются собственниками жилого дома и земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>.

02.06.2016г. они обратились в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Невинномысска с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков с кадастровым номером и кадастровым номером , предоставив схему расположения земельного участка и необходимые документы.

На основании распоряжения председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Невинномысска от 27.07.2016г. была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации на земельном участке по <адрес>, в ходе которой было установлено, что площадь указанного земельного участка увеличена на <данные изъяты> кв.м. за счет земель общего пользования (земли квартала ) и на увеличенной части территории с тыльной стороны данного земельного участка, а также с центральной части улицы <адрес> установлен факт возведения Калашниковым С.В. и Калашниковой Н.И. ограждения земель общего пользования из металлопрофиля.

03.08.2016г. в адрес указанных выше лиц заместителем председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Невинномысска были вынесены предписания и об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации путем предоставления правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов или освобождения самовольно занятых и используемых земельных участков площадью <данные изъяты> кв.м. за счет земель общего пользования улицы Садовая (земли квартала ) и площадью <данные изъяты> кв.м. за счет земель общего пользования с тыльной стороны земельного участка (земли квартала ), прилегающих к земельному участку: <адрес>, с кадастровым номером , в срок до 03.02.2017г.

Постановлением главного государственного инспектора по г.Невинномысску и Кочубеевскому району по использованию и охране земель от 15.08.2016г. за самовольное занятие земельного участка Калашников С.В. был привлечен к административной ответственности по ст.7.1 КоАП РФ.

Письмом Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Невинномысска от 26.09.2016г. Калашникову С.В. и Калашниковой Н.И. было разъяснено, что заявленное перераспределение земельных участков не представляется возможным в связи с тем, что увеличение земельного участка по <адрес> путем перераспределения земель и (или) земельных участков возможно лишь на расстоянии 1,5 метров от существующей бытовой канализации. Заявителям было предложено изменить схему расположения земельного участка с учетом требований СП 13330 2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поседений».

Решением Невинномысского городского суда от 30.01.2017г. в удовлетворении исковых требований Калашникова С.В. и Калашниковой Н.И. о признании незаконным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Невинномысска от 26.09.2016г. отказано.

27.02.2017г. в адрес Калашникова С.В. и Калашниковой Н.И. заместителем председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Невинномысска повторно были вынесены предписания и об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, а постановлениями мирового судьи судебного участка № 1 г.Невинномысска от 17.03.2017г. они также были привлечены к административной ответственности по ст.19.5 ч.1 КоАП РФ за неисполнение предписаний от 03.08.2016г.

Изменив схему земельного участка, 23.05.2017г. Калашников С.В. и Калашникова Н.И. обратились к главе администрации г.Невинномысска с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков с кадастровым номером и с кадастровым номером , приложив к заявлениям, в том числе, новую схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Согласно письму Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Невинномысска от 16.06.2017г. оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, формируемого путем перераспределения, не имеется. В процессе подготовки схемы расположения земельного участка для его формирования путем перераспределения установлено, что на землях, предполагаемых к перераспределению, расположено сооружение (металлический забор).

23.06.2017г. Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г.Невинномысска в адрес Калашникова С.В. и Калашниковой Н.И. было направлено письмо об отказе в предоставлении муниципальной услуги – перераспределении земель кадастрового квартала с земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , со ссылкой на то, что на земельном участке, предполагаемом к перераспределению, расположено сооружение (металлический забор).

На основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения земельного законодательства от 07.09.2017г. Межмуниципальным отделом по г.Невинномысску, Кочубеевскому и Андроповскому районам Управления Росреестра по Ставропольскому краю в период с 28.09.2017г. по 12.10.2017г. по заявлению Калашникова С.В. была проведена проверка соблюдения земельного законодательства при рассмотрении заявлений Калашникова С.В. и Калашниковой Н.И. о перераспределении земельных участков.

По результатам указанной выше проверки был составлен акт от 12.10.2017г., согласно которому было установлено нарушение Администрацией г.Невинномысска требований ст.39.28, ст.39.29 Земельного кодекса РФ, порядка заключения соглашения о перераспределении земельных участком, находящихся в муниципальной собственности и в частной собственности, выраженном в принятии необоснованного отказа в перераспределении земель по заявлению Калашникова С.В. и Калашниковой Н.И.

12.10.2017г. заместителем главного государственного инспектора г.Невинномысска, Кочубеевского и Андроповского районов по использованию и охране земель Холод Д.В. в адрес Администрации г.Невинномысска было выдано предписание об устранении указанных выше нарушений в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до 12.11.2017г., а именно принятии по заявлению Калашникова С.В. и Калашниковой Н.И. от 23.05.2017г. соответствующего Земельному кодексу РФ решения.

Данное предписание, по мнению суда, является законным и обоснованным по следующим основаниям:

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право иметь имущество, включая землю, в частной собственности (статья 35 часть 2, статья 36 часть 1), вместе с тем не устанавливает условия реализации данного права - они определяются федеральным законодателем в рамках его компетенции (статья 36 часть3). При этом само право на приватизацию земли, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, не относится к числу конституционных. Соответственно, законодатель, учитывая необходимость обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц, вправе определить условия отчуждения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность.

Земельный кодекс РФ, будучи кодифицированным правовым актом в сфере земельных отношений, предусматривает в ст.39 в качестве основного способа приватизации земли торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности. С учетом специфики земельных отношений Земельный кодекс РФ также устанавливает иные способы приватизации, к которым относится перераспределение земель, находящихся в частной и публичной формах собственности (статья 39.28).

В соответствии со ст.39.28 Земельного кодекса РФ допускается перераспределение земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если перераспределение таких земель или земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков; а также в случаях перераспределения земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных, в частности, для индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Такое перераспределение осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется в порядке, установленном органом государственной власти субъекта РФ, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта РФ, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

При этом ч.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ устанавливает ограниченный перечень оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении земель.

Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.

Из вышеперечисленных норм Земельного кодекса РФ следует, что основной целью использования перераспределения земель и (или) земельных участков, является вовлечение свободных (неиспользуемых) земель в оборот.

Данный способ образования земельных участков предполагается в тех случаях, когда в целом для изменения местоположения границ земельного участка, находящегося в частной собственности, прямых препятствий не существует, а в некоторых случаях является желательной, но предоставление и образование для этих целей самостоятельного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, запрещено или нецелесообразно.

Процедура перераспределения земель на территории муниципального образования городского округа города Невинномысска регламентирована постановлением администрации г.Невинномысска от 28.03.2016г. № 549 «Об утверждением административного регламента предоставления муниципальной услуги по заключению соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности».

Согласно данному Административному регламенту регламентированы сроки и последовательных административных процедур, связанных с предоставлением данной муниципальной услуги, которые включают следующие административные процедуры:

прием и регистрация заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков;

рассмотрение заявления и прилагаемых к нему документов и в случае не соответствия положениям пункта 14 настоящего административного регламента, подготовка письма о возврате заявления;

комплектование документов при предоставлении муниципальной услуги в рамках межведомственного взаимодействия;

подготовка и направление заявителю отказа в перераспределении земель и (или) земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1-13 пункта 18 настоящего административного регламента;

направление комплекта документов в Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Невинномысска для подготовки и принятия постановления администрации города об утверждении схемы расположения земельного участка;

выдача заявителю копии постановления администрации города об утверждении схемы расположения или согласия на заключение соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории

подготовка и направление заявителю проекта соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, либо выдача заявителю отказа в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков.

Как было указано выше, отказ Калашникову С.В. и Калашниковой Н.И. в предоставлении муниципальной услуги – перераспределении земель кадастрового квартала с земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , обоснован тем, что на земельном участке, предполагаемом к перераспределению, расположено сооружение (металлический забор). Других оснований отказа письмо Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Невинномысска от 23.06.2017г. не содержит.

В соответствии с подп.3 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен п.3 ст.39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.

Однако металлический забор, расположенный на земельном участке, предполагаемом к распределению, принадлежит не третьим лицам, а установлен непосредственно Калашниковым С.В. и Калашниковой Н.И. Данный факт подтверждается как представлениями, вынесенными в адрес указанных лиц Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г.Невинномысска, так и решением Невинномысского городского суда от 14.07.2017г., которым были удовлетворены исковые требования Администрации г.Невинномысска и на Калашникова С.В. и Калашникову Н.И. возложена обязанность освободить самовольно занимаемые земельные участки, на которых расположено ограждение из металлопрофиля (профнастила) путем демонтажа ограждения и вывоза данного имущества за свой счет.

При этом, факт того, что указанный металлический забор установлен Калашниковым С.В. и Калашниковой Н.И. на предполагаемом к перераспределению земельном участке было известно Администрации г.Невинномысска еще до подачи указанными лицами заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, поскольку с иском об освобождении земельного участка Администрация г.Невинномысска обратилась в суд 10.05.2017г.

Таким образом, наличие на предполагаемом к перераспределению земельном участке металлического забора, установленного лицами, подавшими заявление о перераспределении земель и (или) земельных участков, не может служить основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Других оснований для отказа письмо Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Невинномысска не содержит.

Доводы административного истца о том, что перераспределение земельных участков с кадастровым кварталом и кадастровым номером , расположенных по <адрес>, не представляется возможным, поскольку указанное перераспределение возможно лишь на расстоянии 1,5 метров от существующей бытовой канализации, что подтверждено решением Невинномысского городского суда от 30.01.2017г., не могут быть приняты судом во внимание.

Решение Невинномысского городского суда от 30.01.2017г. было принято по результатам рассмотрения искового заявления Калашникова С.В. и Калашниковой Н.И. о признании незаконным отказа в перераспределении земельных участков по заявлению от 02.06.2016г.

Тогда как, обращаясь 23.05.2017г. с заявлением о перераспределении земельных участков, Калашников С.В. и Калашникова Н.И. представили новую схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Согласно письму Управления архитектуры и градостроительства администрации г.Невинномысска от 16.06.2017г. оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, формируемого путем перераспределения, не имеется.

Доказательств того, что новая схема расположения земельного участка составлена с нарушением требований СП 13330 2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поседений» и предполагаемый к перераспределению земельный участок находится на расстоянии менее 1,5 метров от существующей бытовой канализации, не представлено ни в ходе проверки, проведенной Межмуниципальным отделом по г.Невинномысску, Кочубеевскому и Андроповскому районам Управления Росреестра по Ставропольскому краю, ни в ходе рассмотрения данного административного дела.

Несостоятельны, по мнению суда, и доводы административного истца о том, что Калашников С.В. и Калашникова Н.И. не исполнили предписание об освобождении самовольного занятого земельного участка и имеется решение Невинномысского городского суда от 14.07.2017г. об удовлетворении исковых требований Администрации г.Невинномысска к Калашникову С.В. и Калашниковой Н.И. об освобождении самовольного занятого земельного участка путем демонтажа ограждения из металлопрофиля, что препятствует заключению соглашения о перераспределении земельных участков.

Наличие неисполненного предписания или не устраненного нарушения земельного законодательства, в том числе наличие факта самовольного занятия земельного участка, в качестве основании для принятия решений об отказе в перераспределении земельного участка, пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, не предусмотрены.

Статьей 71 Земельного кодекса РФ установлено, что под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности (пункт 1); государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 2).

Согласно п.5 ст.71 Земельного кодекса РФ должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (подпункт 1); выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (подпункт 5).

В силу Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015г. № 1, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности ( пункт 2, подпункт «д» пункта 3).

В соответствии с п.6 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного Приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2015г. № 486, государственный земельный надзор осуществляется в форме:

- проведения плановых и внеплановых проверок. Плановая и внеплановая проверки проводятся в форме документарной и (или) выездной проверки;

- принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

При проведении проверок в рамках осуществления государственного земельного надзора за соблюдением органами государственной власти и органами местного самоуправления обязательных требований должностные лица Росреестра (территориального органа) проверяют также соответствие актов, принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков требованиям законодательства, предъявляемым к таким актам, а именно:

- соблюдение сроков рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков;

- законность удовлетворения должностным лицом заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, которое в соответствии с законом не может быть удовлетворено;

- законность отказа должностного лица в удовлетворении заявления гражданина или юридического лица о предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка (п.114 Административного регламента).

В случае выявления по результатам проведения проверки в рамках осуществления земельного надзора несоответствия содержания правового акта, принятого органом государственной власти или органом местного самоуправления по вопросам, касающимся вопросов использования и охраны земель и (или) земельных участков, обязательным требованиям, должностные лица Росреестра (территориального органа) отражают указанное несоответствие в акте проверки, а также в выдаваемом вместе с актом проверки предписании об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации(п.116 Административного регламента).

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует требованиям закона, выдано в установленном порядке, уполномоченным на то должностным лицом в пределах его компетенции, а потому оснований для удовлетворения административного искового заявления Администрации г.Невинномысска не имеется

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления Администрации г.Невинномысска к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии России по Ставропольскому краю и Межмуниципальному отделу по г.Невинномысску, Кочубеевскому и Андроповскому районам Управления Росреестра по Ставропольскому краю о признании незаконным и отмене предписания Управления Росреестра по Ставропольскому краю от 12.10.2017г. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 24.01.2018г.

Судья Яковенко М.Ю.

2а-292/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
администрация г. Невинномысска
Ответчики
Межмуниципальный отдел по г. Невинномысску, Кочубеевскому и Андроповскому районам Ставропольского края г. Невинномысск
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (Управление Ро
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (Управление Росреестра по Ставропольскому краю) г. Ставрополь
Другие
КАЛАШНИКОВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА
Усков Игорь Александрович
Калашников Сергей Владимирович
Калашникова Н.И.
Калашников С.В.
Представитель админимстративного истца Босенко Наталья Владимировна
представитель административного ответчика Холод Дмитрий Викторович
Суд
Невинномысский городской суд Ставропольского края
Дело на сайте суда
nevinnomysky.stv.sudrf.ru
14.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
14.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
15.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
29.12.2017[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.12.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2018[Адм.] Судебное заседание
19.01.2018[Адм.] Судебное заседание
24.01.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2017Регистрация административного искового заявления
14.12.2017Передача материалов судье
15.12.2017Решение вопроса о принятии к производству
29.12.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2018Судебное заседание
19.01.2018Судебное заседание
24.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2018Дело оформлено
12.10.2018Дело передано в архив
19.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее