Дело № 2а-7274/2021
(59RS0004-01-2021-004364-47)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 сентября 2021 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Кочегаровой Д.Ф.,
при секретаре Наркевич Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по <данные изъяты> (ИФНС России по <данные изъяты>) к Марголиной Н. С. о взыскании пени,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по <данные изъяты> обратилась в суд с административным иском к Марголиной Н.С. о взыскании задолженности по налогам.
Свои требования мотивируя тем, что Марголина Н.С. признается плательщиком налога взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.
Административному ответчику направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.
В связи с несвоевременной уплатой налогов административному ответчику начислены пени.
Инспекцией в адрес мирового судьи судебного участка № по <данные изъяты> направлено заявление о вынесении судебного приказа.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ мировой судья судебного участка № <данные изъяты> отказал в принятии заявления о вынесении судебного приказа в отношении административного ответчика о взыскании задолженности в связи с истечением срока обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа.
Не отрицая фактический пропуск срока для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа отмечают, что Инспекцией в рамках законодательства о налогах и сборах последовательно принимались меры досудебного взыскания налоговой задолженности, что не свидетельствует о добросовестном поведении налогоплательщика по исполнению своей конституционной обязанности по своевременной уплате налога в бюджет.
На основании, изложенного просит суд, восстановить процессуальный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением, взыскать с Марголиной Н.С. задолженность в общем размере 1 361,27 руб.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Согласно положениям статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Статья 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.
Положения статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. 69 и ст. 70 НК РФ.
На основании п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено гл. 25 и гл. 26.1 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Из материалов дела следует, что Марголина Н.С. признается плательщиком налога взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.
В связи с неисполнением обязанности по уплате пени, в адрес Марголиной Н.С. направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № от ДД.ММ.ГГГГ, с установленным сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому должнику предлагалось уплатить заложенность по пеням в сумме <данные изъяты>
В связи с неуплатой задолженности по пени, ИФНС России по <данные изъяты> обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № <данные изъяты> вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа, в связи с истечением срока для подачи заявления в суд (<данные изъяты>).
В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, законодатель установил специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога за счет имущества физического лица предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены и при отмене судебного приказа не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.
Поскольку требованием № от ДД.ММ.ГГГГ, установлен срок уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, то шестимесячный срок для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа оканчивается ДД.ММ.ГГГГ, ИФНС России по <данные изъяты> обратилось к мировому судье с заявлением ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, ИФНС России по <данные изъяты> пропущен срок для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа.
Кроме того, поскольку мировым судьей судебного участка № <данные изъяты> вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ, то шестимесячный срок для подачи заявления в суд оканчивается ДД.ММ.ГГГГ.
ИФНС России по <данные изъяты> обратилась в <данные изъяты> суд <данные изъяты> с административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ.
ИФНС России по <данные изъяты> заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления в суд.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
При таких обстоятельствах, установив, что на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> суд <данные изъяты> с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по пеням с Марголиной Н.С., налоговый орган утратил право на принудительное взыскание недоимки в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.
Таким образом, своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, оснований для взыскания пени с Марголиной Н.С. в общей сумме 1 361,27 руб., у суда не имеется.
Оценивая в совокупности представленные суду доказательства, суд считает, что данные требования ИФНС России по <данные изъяты> не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми (ИФНС России по Ленинскому району г. Перми) к Марголиной Н. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <данные изъяты> о взыскании пени, начисленные на недоимку по налогу, взымаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в сумме 1 361 рубль 27 копеек – отказать в полном объеме.
Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Д.Ф. Кочегарова
Мотивированное решение изготовлено 03.11.2021 года.