11RS0009-01-2024-000241-13
Дело № 2 - 353/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Мишиной О.Н.,
при секретаре судебного заседания Гариповой И.А.,
с участием прокурора Княжпогостского района Республики Коми Куприяновой О.В.,
представителя ответчика Байков В.В.,
представителя управления образования АМР «Княжпогостский» Подоровой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 апреля 2024 года в г. Емве гражданское дело по иску и.о. прокурора Княжпогостского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Емва об обязании оборудовать оконные блоки в здании,
установил:
и.о. прокурора Княжпогостского района Республики Коми, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Емва об обязании в срок до 01.09.2025 оборудовать оконные блоки в здании, расположенном по адресу: РК, г. Емва, ул. Дзержинского, д.102, замками безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ.
В обоснование указано, что прокуратурой района проведен анализ законности в части исполнения образовательными учреждениями, в том числе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Емва законодательства в сфере охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, установлено, что спорное здание имеет 4 этажа, 52% об общего числа оконных блоков составляют деревянные окна, не имеющие неразрушающегося при растрескивании остекленения, и не оборудованные замками безопасности.
В дальнейшем истец изменил заявленные требования, просит обязать в срок до 01.09.2025 оборудовать оконные блоки в здании, расположенном по адресу: РК, г. Емва, ул. Дзержинского, д.102 в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-2021 «Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия и СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования»
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, уточнил требования в части исполнения требований, указанных в иске, просил обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Емва оборудовать в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-2021 «Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия и СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования» в срок до 01.09.2025 на первом этаже оконные блоки в здании, в срок до 01.09.2026 года на втором, третьем, четвертом этажах здания.
Представитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Емва – Байков В.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель управления образования АМР «Княжпогостский» в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных требований
Заслушав объяснения прокурора, представителя МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Емва и управления образования АМР «Княжпогостский», изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 124-ФЗ) целями государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений, а также защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В силу положений ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 24-ФЗ государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе на принципе ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Согласно п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федераций» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.
В соответствии с п. 2.1 и 2.3 Устава СОШ № 1, утвержденного начальником управления образования администрации муниципального района «Княжпогостский» 22.10.2021, предметом и видом деятельности Учреждения является, в том числе обеспечение охраны жизни обучающихся.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарноэпидемиологических правил и нормативов.
Статьей 28 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся.
Так, на основании абз. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие, среди прочего, при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Согласно ст. 2 этого Федерального закона техническим регламентом признаётся, среди прочих, документ, который принят нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).В силу п. 1 ст. 6 указанного Федерального закона технические регламенты принимаются, среди прочего, в целях защиты жизни или здоровья граждан.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19.05.2021 № 398-ст в действие введен Межгосударственный стандарт «ГОСТ 23166-2021. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия» (далее - ГОСТ 23166-2021).
В силу п. 6.1.1 ГОСТ 23166-2021 оконные и балконные блоки, балконное остекление должны быть безопасными при эксплуатации и обслуживании и соответствовать общим требованиям, предъявляемым к безопасности зданий в соответствии с нормативными правовыми документами, действующими на территории государства - участника Соглашения, принявшего настоящий стандарт.
Оконные и балконные блоки должны быть изготовлены с учетом возможных рисков и несчастных случаев при обслуживании, например: травмирования осколками стекла при разрушении остекления, выпадения человека при мытье окон, при опирании на москитные сетки и пр. (п. 6.1.2 ГОСТ 23166-2021).
Согласно п. 6.3.1 ГОСТ 23166-2021 для обеспечения безопасности детей, находящихся в помещении без присмотра взрослых, необходимо соблюдать следующие требования:
применять откидно-поворотный способ открывания, предусматривающий вначале откидывание створки при повороте ручки и последующий перевод створки в распашное положение с помощью ручки через возврат створки в начальное (закрытое) положение, что затруднительно сделать ребенку младшего школьного возраста;
применять детские замки безопасности, обеспечивающие блокировку распашного открывания створки, но позволяющие ей функционировать в откидном положении;
детские замки безопасности следует выбирать с учетом рекомендаций производителей замков в зависимости от конструкции оконного блока и самого замка с обязательным выполнением функции блокировки распашного открывания;
детский замок безопасности должен предусматривать запирание как на ключ (т.е. иметь механизм запирания), так и с помощью специального ключа (ручки) без применения замочного механизма.
Кроме того, общие требования к обеспечению безопасности детей при эксплуатации оконных блоков приведены в СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования».
В п. 7.1.10 СП 251.1325800.2016 закреплено, что оконные блоки в зданиях ОО (в помещениях, доступных обучающимся) для предотвращения выпадения обучающихся из окон должны быть оборудованы соответствующими системами (замками) безопасности, предотвращающими их открывание обучающимися, а светопрозрачные и стеклянные ограждения в зданиях должны быть выполнены из не разрушающегося при растрескивании остекления.
Таким образом, приведённые нормативно-правовые акты предполагают обязательное их соблюдение при эксплуатации оконных блоков, в том числе в части, касающейся защиты жизни или здоровья детей, в том числе в дошкольных образовательных учреждениях
Из материалов проверки следует, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Емва располагается в здании, расположенном по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, г. Емва, ул. Дзержинского, д. 102
В ходе проведения прокуратурой Княжпогостского района анализа законности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Емва законодательства в сфере охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, установлено, что здание СОШ № 1 по ул. Дзержинского, д. 102 г. Емва имеет 4 этажа, 52% от общего числа оконных блоков составляют деревянные окна, не оборудованные замками безопасности и не имеющие неразрушающегося при растрескивании остекления.
Представителем ответчика в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства, опровергающие доводы, указанные в иске.
Таким образом, совокупность положений законодательства, в том числе предусмотренных п. 15 ч. 3, п. 2 ч. 6 ст. 28, п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ, п. 11.30 СП 252.1325800.2016, п. 6.3.1 ГОСТ 23166-2021 позволяет сделать вывод о необеспечении СОШ № 1 безопасности пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении, нарушении предусмотренных законом условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников
С учетом вышеизложенного, исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению, поскольку ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей администрацией образовательного учреждения создает реальную угрозу возможности причинения вреда здоровью обучающихся.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ии.о. прокурора Княжпогостского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Емва об обязании оборудовать оконные блоки в соответствии с требованиями ГОСТ удовлетворить.
Обязать МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Емва
в срок до 01.09.2025 года оборудовать оконные блоки на первом этаже здания, расположенного по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, г. Емва, ул. Дзержинского, д. 102 в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-2021 «Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия и СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования»;
в срок до 01.09.2026 года оборудовать оконные блоки на втором, третьем, четвертом этажах здания, расположенного по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, г. Емва, ул. Дзержинского, д. 102 в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-2021 «Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия и СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Мотивированное решение изготовлено 3 апреля 2024 года.
Судья О.Н.Мишина