Решение по делу № 33-2486/2015 от 25.02.2015

Судья: Радаева О.И.      гр. дело № 33-2486/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 марта 2015 года      Самарская область, г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Сказочкина В.Н. (докладчик),

судей: Сивохина Д.А., Захарова С.В.

при секретаре: Шарапове М.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Главы Администрации городского округа Кинель на решение Кинельского районного суда Самарской области от 20 января 2015 года, с участием Пырковой В.В.

УСТАНОВИЛА:

Кинельский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Пырковой В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Администрации городского округа Кинель об обязании предоставить Пырковой В.В. жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Требования мотивированны тем, что Пыркова В.В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, чем нарушено ее право на жилище.

Решением Кинельского районного суда Самарской области от 20 января 2015 года требования Кинельского межрайонного прокурора удовлетворены. На администрацию городского округа Кинель возложена обязанность предоставить Пырковой В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в городском округа Кинель.

В апелляционной жалобе Глава Администрации городского округа Кинель просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. В обоснование жалобы ссылается на то, что предоставление жилого помещения Пырковой В.В. возможно только после предоставления городскому округу Кинель субвенций, достаточных для обеспечения жильем всех нуждающихся в жилье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и создания в городском округе Кинель дополнительного специализированного жилищного фонда.

Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в отзыве на апелляционную жалобу считает заявленные прокурором требования не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области полагает, что первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, иначе будут нарушены права и свободы тех детей-сирот, оставшихся без попечительства родителей, включенных в список ранее и нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в той же мере, что и истец.

В заседании судебной коллегии Пыркова В.В. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Прокурор, представитель Администрации городского округа Кинель, представитель Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили. На основании ст.327, ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствии не явившихся лиц.

Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 1 Закона Самарской области от 20.12.2012 г. N 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, указанными в части 1 настоящей статьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - государственные полномочия). Действие настоящего закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Самарской области и ранее не обеспеченных жилыми помещениями за счет бюджетных средств по основаниям, предусмотренным в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями.

В силу ст. 3 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Частью 4, 5 ст. 2 Закона Самарской области от 20.12.2012 г. N 135-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Как следует из материалов дела, Пыркова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей, ее мать– Пыркова Л.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ года, отец – Пырков В.В. умер ДД.ММ.ГГГГ года, что следует из свидетельств о смерти.

На основании постановления администрации городского округа Кинель от 13.03.2013 года № 750 Пыркова В.В. включена в список детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилого фонда.

До настоящего времени жилое помещение Пырковой В.В. не предоставлено, в собственности жилого помещения она не имеет, что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.

При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования, обязав администрацию городского округа Кинель предоставить Пырковой В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Приведенные в апелляционной жалобе, а также в отзыве на апелляционную жалобу доводы относительно отсутствия достаточного финансирования и наличия очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь отмену решения суда.

Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может также иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Поскольку Пыркова В.В. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма не реализовала, на нее распространяется действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от даты включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Наличие указанного списка и включение в него Пырковой В.В. под №13 не может являться препятствием для защиты ее жилищных прав.

Кроме того, суд обжалуемым решением не обязывал администрацию городского округа Кинель предоставить Пырковой В.В. жилое помещение вне очереди. Указанные обстоятельства относится к вопросам исполнения решения суда, но не влияет на правовые основания разрешения спора.

Также обоснованно признаны судом несостоятельными и доводы администрации городского округа Кинель об отсутствии свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку обеспечение данных категорий лиц жильем не может быть поставлено в зависимость от указанных заинтересованным лицом обстоятельств.

Иных доводов, влекущих отмену обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Кинельского районного суда Самарской области от 20 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы Администрации городского округа Кинель– без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-2486/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Кинельский межрайонный прокурор в инт.Пырковой В.В.
Ответчики
Администрация г.о.Кинель
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
06.03.2015Судебное заседание
13.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее