В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33а-6127/2017
Строка № 098а
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
08 августа 2017 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Ясинской И.И.,
судей Кобзевой И.В., Привалова А.А.,
при секретаре Поповой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Привалова А.А.
административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Система» к Правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости равной его рыночной,
по апелляционной жалобе представителя администрации городского округа города Воронежа Смирновой Ю.Ю.
на решение Воронежского областного суда от 29 мая 2017 года
(судья Ракова В.Е.)
У С Т А Н О В И Л А:
общество с ограниченной ответственностью «Система» обратилось в Воронежский областной суд с исковым заявлением, указав, что на праве собственности ему принадлежит земельный участок с кадастровым номером …:99, площадью 5 798 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: центр автотехобслуживания, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Космонавтов, 6.
В обоснование заявленных требований, истцом было указано, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены постановлением правительства Воронежской области от 11 декабря 2015 года № 970, и кадастровая стоимость земельного участка установленная по состоянию на 01 января 2014 года, исходя из размера которой собственник земельного участка обязан уплачивать земельный налог, составляет 48 580 456 рублей, что значительно превышает размер его действительной рыночной стоимости. Просит определить размер рыночной стоимости 6 131 269 рублей, установленным отчетом об оценке №44-8-16 от 13 сентября 2016 года, выполненным ООО «Рада».
Решением Воронежского областного суда от 29 мая 2017 года административное исковое заявление ООО «Система» к правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Воронежской области, об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости было удовлетворено частично, постановлено установить на период с 01 января 2016 года до вступления в силу в порядке, определённом статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером …:99 площадью 5 798 кв.м., расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Космонавтов, 6, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: центр автотехобслуживания, определенную в размере 14 657 000 рублей. Датой подачи заявления решено считать 13 октября 2016 года.
В апелляционной жалобе администрация городского округа город Воронеж просит частично отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указано, что уменьшение кадастровой стоимости земельного участка приведет к значительному уменьшению поступлений в бюджет городского округа город Воронеж (л.д.130-133).
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца просит оставить решение Воронежского областного суда без изменения (л.д.152).
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявляли, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив в полном объеме материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены не находит.
Согласно п.5 ст.65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка его кадастровая стоимость устанавливается равной его рыночной стоимости (п.3 ст.66 ЗК РФ).
В силу ст.3 ФЗ от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с ч.2 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 ч.11 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую, установлена его кадастровая стоимость.
В силу ч. 4 ст.24.18 указанного Закона в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ООО «Система» является собственником земельного участка с кадастровым номером …:99, площадью 5 798 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: центр автотехобслуживания, расположенным по адресу: г. Воронеж, ул. Космонавтов, 6.
Результаты оспариваемой государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области были утверждены постановлением правительства Воронежской области от 11 декабря 2015 года № 970, и оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная указанным нормативным актом по состоянию на 1 января 2014 года, составляет 48 580 456 рублей.
В силу ч.1 ст.12 Закона об оценочной деятельности, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке, не установлено иное.
В результате проведения на основании определения суда судебной экспертизы, суду представлено заключение эксперта ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста России» Исаевой В.В. от 07 апреля 2017 года № 2198/6-4, в соответствии с которым рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 14 657 000 рублей.
Оценив заключение эксперта по правилам 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что названное заключение соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости.
Поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что заключение экспертизы не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, либо опровергающих изложенные в указанном заключении выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, заинтересованными лицами в материалы дела не представлено, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертизы заявлено не было, суд правомерно частично удовлетворил заявленные обществом с ограниченной ответственностью «Система» требования.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся лишь к несогласию с принятым судом решением и не влекут оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу пункта 7 части 1 статьи 1 ЗК РФ любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65, пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ формами платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата, для целей определения которых устанавливается кадастровая стоимость земельного участка путем проведения государственной кадастровой оценки земель.
Исходя из положений ст. ст. 65 и 66 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 3 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определениях от 1 марта 2011 года № 275-0-0 и от 3 июля 2014 года № 1555-0, установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель. Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости в порядке индивидуальной оценки.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Следовательно, достоверность кадастровой стоимости земельного участка, установленной на основании отчета о результатах государственной кадастровой оценки, не подлежит проверке при рассмотрении дела по заявлению об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости. Предметом настоящего дела является рыночная стоимость земельного участка, определенная в индивидуальном порядке по состоянию на 1 января 2014 года независимо от результатов его массовой оценки.
Каких-либо нарушений норм материального и норм процессуального права, предусмотренных ст. 310 КАС РФ в качестве основания для отмены судебного акта в апелляционном порядке, при рассмотрении данного дела судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воронежского областного суда от 29 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского округа город Воронеж Смирновой Ю.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: