Решение по делу № 2-2554/2024 от 13.09.2024

Дело № 2-2554/2024

УИД 59RS0035-01-2024-003352-33

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Соликамск                                                  17 октября 2024 года

Соликамский городской суд Пермского края

под председательством судьи Новиковой Н.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи

Усковой А.В.,

с участием истца Найдановой Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Соликамск гражданское дело по исковому заявлению Найдановой Р.А. к Отделению фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Пермскому краю о признании незаконным решения о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии, возложении обязанности,

установил:

Истец Найданова Р.А. обратилась в Соликамский городской суд Пермского края с исковыми требованиями к Отделению фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Пермскому краю о признании незаконным решения о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии, возложении обязанности.

    В обоснование иска указано, что решением ГУ-Управление Пенсионного фонда в г.Соликамске Пермского края, изложенным в письменном ответе на обращение от 28.12.2021 года «О рассмотрении обращения, с <дата> произведен перерасчет повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Истец состоит на учете в Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <...>, с <дата> является получателем страховой пенсии по старости, а также фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом повышенной страховой выплаты к указанной страховой пенсии.     В настоящее время размер страховой пенсии истца составляет 18 394,10 рублей. Получателем пенсии Найданова Р.А. стала в период проживания в <...>, где истец проживала и имела регистрацию по месту жительства (<...>) длительное время, проживала до 2021 года, пенсия была назначена в 2004 году пенсионным органом <...> с учетом повышенного районного коэффициента. В период проживания в <...> истец имела право на повышенный размер пенсии в соответствии с ч.9 ст.17 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ.     С июля 2021 г. истец стала проживать в <...>, где и имеет регистрацию. В связи с переездом истцу был осуществлен перерасчет размера пенсии ответчиком, при расчете снят районный коэффициент и размер фиксированной выплаты по состоянию на <дата> составил 13 092,70 руб. (по состоянию на <дата>, т.е. с применением районного коэффициента размер пенсии составлял 17 867,34 рублей), т.е. размер пенсии значительно уменьшился.

    Не согласившись с перерасчетом размера пенсии, истец в адрес ответчика в ноябре 2021 года обратилась с заявлением о восстановлении размера пенсии.    В ответ на заявление Найдановой Р.А. пенсионный орган указал об отказе в перерасчете по причине того, что к <...>ов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций в г.Соликамск Пермского края не относится. На весь период проживания в г.Соликамск Пермского края установлен районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих - 15%, соответственно такой районный коэффициент применен к размерам пенсий, установленных по пункту 1 статьи 8 ФЗ от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», на основании чего с момента проживания по месту жительства в г.Соликамске Пермского края истцу пересчитан размер пенсии.

    С данным решением ответчика истец не согласна в полном объеме, размер повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии ей должен быть сохранен в том размере, в котором была назначена пенсия пенсионным органом <...>, поскольку она выработала северный стаж - 20 лет, вышла на пенсию в 50 лет, является матерью инвалида, ухаживала за ребенком-инвалидом НАВ длительное время, пенсия истцу была назначено в период проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, ее материальное положение не должно быть ухудшено.

    Истец просит признать решение ГУ-Управление Пенсионного фонда в <...> края (изложенное в письменном ответе на обращение от <дата> «О рассмотрении обращения») о перерасчете Найдановой Р.А., <дата> г.р., размера повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии без применения районного коэффициента, устанавливаемого для лиц (граждан), проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат, незаконными.

    Обязать ответчика произвести перерасчет размера повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии Найдановой Р.А., <дата> г.р., с применением районного коэффициента в размере 1.7, устанавливаемого для лиц (граждан), проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат, с <дата>.

    В судебном заседании истец Найданова Р.А. на иске настаивает, северный стаж она выработала и им обещали, что пенсия не будет уменьшаться, уточнять исковые требования не намерена.

В судебное заседание представитель Цапанова Е.В., действующая на основании доверенности, не явилась, направила письменный отзыв, против иска Отделение возражает, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Право на получение страховой пенсии с увеличением на соответствующий районный коэффициент напрямую связан с их непосредственным проживанием в экстремальных природно-климатических условиях.

Суд рассматривает дело в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика, поскольку обеспечение явки представителя является правом, а не обязанностью ответчика.

Выслушав истца Найданову Р.А., исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В силу ч.1 ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    В судебном заседании установлено, что Найдановой Р.А., <дата> года рождения, стала получателем пенсии по старости в период проживания и работы в <...>, где истец проживала и имела регистрацию по месту жительства (<...>) длительное время, проживала до 2021 года, пенсия была назначена в 2004 году пенсионным органом с учетом повышенного районного коэффициента 1,7.

    В период проживания в <...> истец имела право на повышенный размер пенсии в соответствии с ч.9 ст.17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, до 30 июня 2021 года выплата пенсии производилась ГУ-Отделение ПФР по ХМАО-Югре.

    В силу пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера

    Размер страховой пенсии по старости в силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ определяется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

    В пункте 6 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ дано понятие фиксированной выплаты к страховой пенсии - это обеспечение лиц, имеющих право на назначение страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.    В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    Исходя из пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

С июня 2021 года семья истца переехала проживать постоянно по месту регистрации в <...> края, <дата> УПФР в <...> края (межрайонное) запрошено выплатное дело Найдановой Р.А. из УПФР <...> ХМАО-Югра.

<дата> УПФР в <...> края (межрайонное) распоряжением продлена выплата пенсии Найдановой Р.А. с <дата> бессрочно. После постановки на учет истца в пенсионном органе по месту нового жительства в <...> края после поступления пенсионного дела, размер пенсии Найдановой Р.А. с <дата> составил 13 092,22 рублей (фиксированная выплата 6 044,48 рублей, страховая часть 7 048,71 рублей) (л.д.27).

Согласно пункту 4 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.    Положения ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ являются элементом правового механизма пенсионного обеспечения граждан, продолжительное время проработавших в районах Крайнего Севера. Установленное указанной нормой правовое регулирование направлено на предоставление указанным лицам повышенного уровня пенсионного обеспечения, имеет целью компенсировать их дополнительные материальные затраты и физиологическую нагрузку в связи с работой и длительным проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях.    Согласно ч. 7 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, при установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 4 и 5 настоящей статьи, применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, действующий на дату установления соответствующего повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Согласно части 9 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).    В соответствии с ч. 10 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ при переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства. При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированная выплата к страховой пенсии и повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливаются в соответствии с частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частями 1-3, 8 и 14 настоящей статьи.

Порядок установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 9, 10, 14 и 15 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации (ч. 11 ст.17 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ).

В силу требований ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ лицам, имеющим право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент в соответствии с частью 9 настоящей статьи и одновременно на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 4 или 5 настоящей статьи, устанавливается одно повышение фиксированной выплаты по выбору застрахованного лица.

В отличие от повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 4 и 5 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, которое, в силу части 12 данной статьи, устанавливается независимо от места жительства застрахованного лица, повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 9 и 10 названной статьи, то есть с применением соответствующего районного коэффициента, поставлено федеральным законодателем в зависимость от факта проживания застрахованного лица на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях.

    В связи с этим именно факт проживания застрахованного лица на Крайнем Севере или приравненных к ним местностях является необходимым условием для назначения ему территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии согласно частям 9 и 10 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

    При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что переезд истца Найдановой Р.А. на новое место жительства за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не дает ей право на получение фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышенного районного коэффициента, что правомерно повлекло с <дата> уменьшение общего размера, полагающейся истцу страховой пенсии по старости без учета повышенного районного коэффициента, но с учетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии.

    Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями участников процесса, материалами дела.

Разрешая требования истца на основании собранных доказательств, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании решения пенсионного органа незаконным в оспариваемой части, возложении обязанности перерасчета сумм пенсии с применением районного коэффициента 1,7, устанавливаемого для лиц (граждан), проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат, независимо от доводов истца, так как нарушения прав истца при назначении, расчете, выплате пенсии ответчиком допущено не было, при этом размер пенсии, выплачиваемой истцу, исчислен в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                            Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Найдановой Р.А. к Отделению фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Пермскому краю о признании решения о перерасчете размера повышенной фиксированный выплаты без применения районного коэффициента незаконным, обязании произвести <дата> перерасчет размера повышенной фиксированной выплаты Найдановой Р.А., <дата> года рождения, с применением районного коэффициента 1,7, устанавливаемого для лиц (граждан), проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.

Председательствующий                        Новикова Н.С.

Мотивированное решение изготовлено 05 ноября 2024 года.

2-2554/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Найданова Раиса Александровна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования России по Пермскому краю
Суд
Соликамский городской суд Пермского края
Судья
Новикова Наталья Сергеевна
Дело на странице суда
solikam.perm.sudrf.ru
13.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.09.2024Передача материалов судье
16.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.10.2024Судебное заседание
05.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее