Решение по делу № 8Г-14122/2022 [88-14851/2022] от 12.07.2022

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-14851/2022

УИД 10RS0011-01-2021-021252-95

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург                                                                     05 октября 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Ирышковой Т.В.,

судей Лепской К.И., Смирновой О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Лепской К.И. гражданское дело № 2-601/2022 по исковому заявлению Г.В.А. к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия «Городская поликлиника № 4», Министерству здравоохранения Республики Карелия о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда

по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Республики Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 17 мая 2022 года.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

установила:

истец обратилась в суд по тем основаниям, что она с 18.04.2019 по 30.04.2019 находилась на стационарном лечении в эндокринологическом отделении ГБУЗ РК «Республиканской больнице им. В.А. Баранова» с диагнозом «Сахарный диабет 1 типа» для перевода на помповую инсулинотерапию посредством инсулиновой помпы Medtronic 722. 26.08.2021 лечащим врачом был выписан рецепт на бесплатное получение сенсоров глюкозы Enlite-MMT-7008. Сенсоры являются компонентом системы непрерывного мониторирования глюкозы. Для приведения в действие сенсора глюкозы необходим трансмиттер Medtronic MiniLink. В связи с необходимостью использовать назначенное медицинское изделие Enlite-MMT-7008 и не предоставлением рецептов на бесплатное получение компонентов системы непрерывного мониторирования глюкозы, истица была вынуждена за счет личных средств в размере 42 300 руб. приобрести компоненты системы: трансмиттер MiniLink (ММТ-7703), зарядное устройство MiniLink (ММТ-7705 или ММТ-7715), устройство Sen-serter (используется для установки сенсора глюкозы на тело). Истица просила взыскать с ГБУЗ «Городская поликлиника № 4» в свою пользу расходы на приобретение медицинских изделий в размере 42 300 руб., денежную компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., а также расходы на юридические услуги в размере 10 000 руб.

К участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство здравоохранения РК, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Республики Карелия.

Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 17 мая 2022 года, исковые требования удовлетворены частично. Взысканы с Министерства здравоохранения Республики Карелия в пользу Г.В.А. денежные средства в размере 42 300 руб., компенсация морального вреда в размере 10 000 руб., судебные расходы в сумме 10 000 руб. В удовлетворении исковых требований к ГБУЗ РК «Городская поликлиника № 4» отказано.

В кассационной жалобе Министерство здравоохранения Республики Карелия просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушения нижестоящими судами норм процессуального и материального права, правил оценки доказательств. Указывает на неверное установление судами юридически значимых обстоятельств по делу. Полагает, что приобретенные самостоятельно Г.В.А. расходные материалы к инсулиновой помпе и вся система непрерывного мониторирования глюкозы, включая сенсоры трансмиттеры, зарядные устройства, и иное не подпадает под действие бесплатного обеспечения больных сахарным диабетом и нуждающихся в использовании инсулиновых помп в соответствии с действующим законодательством.

В обоснование доводов кассационной жалобы, ссылается на доводы, приводимые в апелляционной жалобе.

В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции участники процесса, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не явились.

С учетом части 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствии не явившихся участников процесса (их представителей).

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебных актов нижестоящих судов.

В соответствии с частью 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.

Как усматривается из материалов дела, истец наблюдается в ГБУЗ РК «Городская поликлиника № 4» с диагнозом «Сахарный диабет 1 типа».

С 18.04.2019 по 30.04.2019 истец находилась на стационарном лечении в эндокринологическом отделении ГБУЗ РК «Республиканской больнице им. В.А. Баранова» для перевода на помповую инсулинотерапию посредством инсулиновой помпы Medtronic 722, которая была ей установлена (л.д. 14).

26.08.2021 с целью лечения диагноза «Сахарный диабет 1 типа» лечащим врачом поликлиники был выписан рецепт на бесплатное получение сенсоров глюкозы Enlite- ММТ-7008 (л.д. 13).

Сенсоры являются компонентом системы непрерывного мониторирования глюкозы. Для приведения в действие сенсора глюкозы необходим трансмиттер Medtronic MiniLink (л.д. 15-33).

01.09.2021 истицей самостоятельно приобретены трансмиттер MiniLink (ММТ- 7703), зарядное устройство MiniLink (ММТ-7705 или ММТ-7715), устройство Sen-serter (используется для установки сенсора глюкозы на тело) за счет личных средств в размере 42 300 руб. (л.д. 34).

Необходимость использования истцом инсулиновой помпы с функцией непрерывного мониторинга глюкозы в режиме реального времени ответчиками не оспаривалась и подтверждается также наличием выписанного ей рецепта на бесплатное получение сенсоров глюкозы Enlite-MMT-7008 (л.д. 13).

Согласно сведениям, представленным ООО «Медроник», являющемся уполномоченным представителем производителя Медроник МиниМед на территории РФ, для обеспечения работы функции непрерывного мониторинга глюкозы в режиме реального времени (НМГ-РВ) медицинское изделие «Помпа инсулиновая the MiniMed Paradigm REAL-Time» с системой постоянного мониторирования глюкозы, модели ММТ- 522, ММТ-722, с принадлежностями и без принадлежностей (Регистрационное удостоверение № РЗН 2015/3140 от 19.10.2022), для использования функции непрерывного мониторинга глюкозы в режиме реального времени с указанной выше инсулиновои помпой необходимы следующие медицинские изделия: «Трансмитгер ММТ- 7703WW», «Зарядное устройство MMT-7705WW»; «Тестовый разъем MMT-7706WW»; «Устройство для установки сенсора One-Press Seller (ММТ-7512)»; «Сенсор для мониторирования глюкозы Enlite с принадлежностями».

Использование сенсора Enlite с помпой MiniMed ММТ-722 без трансмиттера MiniLink MMT-7703WW, зарядного устройства MMT-7705WW и устройства для установки сенсора One-Press Serter (ММТ-7512) не представляется возможным (л.д. 96).

Таким образом, при использовании по назначению такого медицинского изделия, как инсулиновая помпа с системой непрерывного мониторинга глюкозы в режиме реального времени, для приведения в действие сенсора глюкозы необходим трансмиттер Medtronic MiniLink и приобретенные истицей за счет собственных средств медицинские изделия.

Суд первой инстанции, разрешая по существу заявленный спор, исследовав материалы дела и все представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», Законом Республики Карелия от 30.11.2011 № 1558-ЗРК «Об обеспечении лекарственными препаратами, средствами введения инсулина и средствами самоконтроля граждан, больных сахарным диабетом», пришел к обоснованному выводу о том, что к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «сахарный диабет», бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь.

К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием «сахарный диабет», за счет субвенции из бюджета ФОМС бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится заместительная инсулиновая терапия системами постоянной подкожной инфузии - инсулиновая помпа.

Таким образом, в связи с тем, что истцу бесплатно предоставлены сенсоры Enlite, использование которых по назначению невозможно без трансмиттера MiniLink ММТ-7703WW, зарядного устройства MMT-7705WW, устройства для установки сенсора One- Press Serter, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обеспечение данными медицинскими изделиями также должно осуществляться истцу бесплатно за счет соответствующих бюджетных средств. В противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Разрешая требования о компенсации морального вреда, руководствуясь положениями статей 150, 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что ответчиком нарушено право истца на охрану здоровья и медицинскую помощь. Определяя подлежащую к взысканию сумму в пользу Г.В.А., учитывая степень и характер нравственных страданий, исходя из принципа разумности и справедливости, суд посчитал необходимым взыскать с Министерства здравоохранения Республики Карелия компенсацию морального вреда в размере 10 0000 рублей.

Разрешая требования о взыскании судебных расходов, руководствуясь статьей 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», учитывая категорию спора, его сложность, объем проведенной представителем работы, с учетом принципа разумности, суд определил к взысканию 10 000 рублей.

Проверяя законность решения в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для его отмены, так как согласился с выводами суда первой инстанции, ввиду чего судебная коллегия по мотивам, изложенным в апелляционном определении, оставила решение суда без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Карелия - без удовлетворения.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что вопреки доводам автора кассационной жалобы, выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные отношения сторон.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.

Существенных нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, при апелляционном рассмотрении дела также не допущено.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (п. 2 ч. 3 ст. 80 Закона N 323-ФЗ).

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «сахарный диабет», бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием «сахарный диабет», за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится заместительная инсулиновая терапия системами постоянной подкожной инфузии - инсулиновая помпа. При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как инсулиновая помпа, невозможно без расходных материалов к ней (инфузионной системы и резервуара), являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены. Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Вместе с тем, если гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования установлена инсулиновая помпа, то обеспечение его расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

С учетом изложенного, довод кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для обеспечения Г.В.А. необходимыми ей медицинскими изделиями (расходными материалами к инсулиновой помпе) нельзя признать соответствующим нормам Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Фактически все доводы и доказательства, приводимые заявителем в обоснование своей позиции по делу, оценены судом двух инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пункта 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.

При разрешении доводов кассационной жалобы заявителя, направленных на оспаривание выводов суда относительно установленных им фактических обстоятельств, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.

Соответственно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу судебных актов, либо отвергнутых судом, включая те из них, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе.

Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.

Изложенные в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, данным доводам в судебных постановлениях дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом не приняты, оснований не согласиться с которыми не имеется.

Признав, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 22 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 17 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Карелия – без удовлетворения.

Председательствующий

судьи

8Г-14122/2022 [88-14851/2022]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Горбачева Виктория Александровна
Ответчики
ГБУЗ РК "Городская поликлиника № 4"
Министерство здравоохранения Республики Карелия
Другие
Министерство финансов РК
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Лепская Кристина Ивановна
Дело на странице суда
3kas.sudrf.ru
05.10.2022Судебное заседание
05.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее