Решение по делу № 33а-10749/2017 от 14.08.2017

Судья: Фимина Т.А.      Дело № 33а-10749/2017

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород              20 сентября 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бушминой А.Е.,

судей Есыревой Е.В., Ворониной Т.А.,

при секретаре судебного заседания Шибаловой А.В.

с участием административных истцов Курбатовой Валентины Александровны, Погарцевой Любови Борисовны, ФИО15,

представителя заинтересованного лица ООО «Тепловые сети <адрес>» - ФИО33

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО37 в порядке апелляционного производства административное дело

по апелляционной жалобе Безместина Александра Борисовича, Борисовой Марии Юрьевны, Брысевой Татьяны Николаевны, Брысева Эдуарда Борисовича, Жирнягиной Антонины Григорьевны, Игнашиной Ираиды Дмитриевны, Кобзовой Антонины Григорьевны, Кормухиной (Шведова) Ирины Вячеславовны, Шведова Александра Вячеславовича, Перепеловой Нины Геннадьевны, Погарцевой Любови Борисовны, Смирновой Татьяны Александровны, Захаровой (Смирновой) Елены Вячеславовны, Максимычевой (Смирновой) Екатерины Вячеславовны, Туговой Анны Александровны, Масловой Ольги Александровны, Центнер Галины Ивановны

на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 17 мая 2017 года по административному делу по административному иску Брысевой Татьяны Николаевны, Брысева Эдуарда Борисовича, Безместина Александра Борисовича, Кобзовой Антонины Григорьевны, Жирнягиной Антонины Леонидовны, Курбатовой Валентины Александровны, Центнер Галины Ивановны, Игнашиной Ираиды Дмитриевны, Погарцевой Любови Борисовны, Смирновой Татьяны Александровны, Захаровой Елены Вячеславовны, Максимычевой Екатерины Вячеславовны, Туговой Анны Александровны, Масловой Ольги Александровны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Масловой Алины Александровны, Кормухиной Ирины Вячеславовны, Шведова Александра Вячеславовича, Борисовой Марии Юрьевны, Перепеловой Нины Геннадьевны к администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области о признании незаконными решений об отказе в согласовании переустройства жилых помещений

УСТАНОВИЛА:

Административные истцы обратились в суд с административными исками к администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области о признании незаконными решений об отказе в согласовании переустройства жилых помещений.

Определениями Арзамасского городского суда Нижегородской области от 26.04.2017 года указанные административные дела объединены в одно производство.

В обосновании заявленных требований административные истцы указали, что являются собственниками квартир в многоквартирном жилом <адрес>, расположенном по адресу: ФИО21 <адрес>, р.<адрес>.

Решением администрации Арзамасского муниципального района от 10.02.2017 года им отказано в согласовании переустройства жилого помещения, на том основании, что представленный протокол общего собрания собственников не соответствует требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с ч.15 ст.14 Федерального закона «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения. Выполненный проект переустройства жилого помещения разработан без учета схемы теплоснабжения, который не предусматривает переход дома на индивидуальные источники теплоснабжения, что противоречит п.3 ч.1 ст.27 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Административные истцы считают, что решение администрации Арзамасского муниципального района об отказе в согласовании переустройства жилого помещения является незаконным, поскольку оно противоречит ст.27 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушает их права и законные интересы, как собственников жилых помещений.

Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 17 мая 2017 года административным истцам отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В апелляционной жалобе административные истцы просили решение Аразамасского городского суда Нижегородской области от 17 мая 2017 года отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Заинтересованное лицо ООО «Тепловые сети Арзамасского района» представило отзыв на апелляционную жалобу административных истцов, в котором просило решение суда оставит без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административные истцы Курбатова В.А., Погарцева Л.Б., Смирнова Т.А. доводы апелляционной жалобы поддержали.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица ООО «Тепловые сети <адрес>» - ФИО33 против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст.150 КАС РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

На основании ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц

Положениями ст.218 КАС РФ предусмотрено, что граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В п.1 ст.247 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия – в порядке, устанавливаемом судом.

В п.14 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дано понятие реконструкция объектов капитального строительства как изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Исходя из положений ст.25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Положениями ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в то числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

В соответствии с п.п.5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Согласно ч.2 ст.40 Жилищного кодекса Российской Федерации если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Основание проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения предусмотрены ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации:

1. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

2. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр.

3. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с ч.ч.2 и 2.1 настоящей статьи.

4. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с ч.ч.2 и 2.1 настоящей статьи документов.

Основания отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения перечислены в ст.27 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой:

1. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: 3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

2. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи.

Согласно п.п.1.7.1, 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», согласно ч.15 ст.14 которого запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Порядок предоставления коммунальных услуг регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. Согласно пп. «е» п.4 указанных Правил отопление - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в п. 15 приложения N 1 к настоящим Правилам.

В соответствии с п.35 указанных Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом (пп. «в» п.35 Правил), вносить изменения во внутридомовые инженерные системы (пп. «е» п.35 Правил).

Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения. Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления., что подтверждается правовой позицией, указанной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2015 года N АКПИ15-198, которым отказано в удовлетворении заявлений о признании недействующим абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.

Отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения соответствующих изменений в технический паспорт многоквартирного дома.

Поскольку внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, отключение квартир в многоквартирном жилом доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, сопровождающегося реконструкцией, переустройством или перепланировкой данного помещения, и связанное с изменением параметров общего имущества многоквартирного жилого дома и режима пользования этим имуществом, приводит к уменьшению состава общего имущества в виде внутридомовой системы отопления (в т.ч. путем реконструкции системы отопления посредством переноса, демонтажа стояков, радиаторов и т.п.) и предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, что в соответствии с ч.2 ст.40, ч.3 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации требует согласия всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме.

Из материалов дела следует, что административным истцам по праву собственности принадлежат квартиры расположенные по адресу: ФИО21 <адрес> р.<адрес>: Брысевой Т.Н. и Брысеву Э.Б.- кв.3.; Безместину А.Б. – кв.7; Кобзовой А.Г.- кв.9; Жирнягиной А.Л. - кв.11; Центнер Г.И. - кв.13; Игнашиной И.Д. - кв.15; Погарцевой Л.Б. - кв.16; Смирновой Т.А., Захаровой Е.В., Максимычевой Е.В. - кв.19; Туговой А.А., Масловой А.А. - кв.21; Кормухиной И.В., Шведову А.В. - кв.23; Борисовой М.Ю. - кв.25; Перепеловой Н.Г. - кв.26; несовершеннолетним Курбатову Е.А. и Курбатовой А.Д. - кв.12.

ДД.ММ.ГГГГ Брысевы Т.Н. и Э.Б.; 28.12.2016 года Безместин А.Б. и Кобзова А.Г.; 28.02.2017 года Жирнягина А.Л.; 09.01.2017 года Курбатова В.А.; 14.03.2017 года Центнер Г.И.; 11.01.2017 года Игнашина И.Д.; 16.02.2017 года Погарцева Л.Б.; 09.01.2017 года Смирнова Т.А., Захарова Е.В., Максимычева Е.В.; 19.01.2017 года Тугова А.А., Маслова О.А.; 09.02.2017 года Кормухина И.В. и Шведов А.В.; 10.01.2017 года Борисова М.Ю. Перепелова Н.Г. обратились в администрацию Арзамасского муниципального района с заявлениями, в которых просили рассмотреть вопрос о переустройстве их жилых помещений с целью проведения в квартирах индивидуального отопления, приложив к указанным заявлениям документы для согласования переустройства: свидетельства о государственной регистрации права собственности на указанные квартиры; поэтажные планы жилых помещений; акты о техническом состоянии вентиляционных и дымовых каналов из которых следует, что вентиляционные и дымовые каналы в кухнях квартир №, 7, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 23, 25, 26 <адрес> р.<адрес> ФИО21 <адрес> соответствуют нормативным требованиям и пригодны к эксплуатации под газ; технические условия подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения, выданные ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород», в соответствии с которыми при замене газовой колонки на двухконтурный газовый котел с закрытой камерой сгорания для отопления и горячего водоснабжения, подключения к существующему газопроводу низкого давления, расположенного внутри кухонь квартир №, 7, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 23, 25, 26 <адрес> р.<адрес> ФИО21 <адрес> рекомендовано: наличие обособленных дымового и вентиляционного каналов обязательно, технические условия подключения являются неотъемлемой частью договора о подключении, технический надзор за строительством объекта газификации со стороны заказчика осуществить персоналом, имеющим соответствующий допуск или до начала строительства заключить договор на ведение технического надзора с филиалом ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» в <адрес>, перед вводом объекта в эксплуатацию необходимо: заключить с ПАО«Газпром газораспределение Нижний Новгород» <адрес> договора на техническое и аварийное обслуживание газопровода, газового оборудования, заключить договоры на поставку и пуск газа; проекты поквартирного отопления квартир №, 7, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 23, 25, 26 <адрес> р.<адрес> ФИО21 <адрес>; рабочие проекты установки газового теплогенератора; гидравлические расчеты газопровода низкого давления на пропускную способность газа от места врезки в распределительный газопровод, выполненный ОАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород», согласно которым перевод 27-квартирного жилого <адрес> р.<адрес> на автономное теплоснабжение возможен; протоколы общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого <адрес> р.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Администрация Арзамасского муниципального района Нижегородской области, рассмотрев заявления административных истцов с приложенными к ним документами отказала им в согласовании переустройства, выдав решения об отказе: 17.03.2017 года Брысевым Э.Б. и Т.Н. решение №11/2017; 10.02.2017 года Безместину А.Б. решение №66/2016; 10.02.2017 года Кобзовой А.Г. решение №67/2016; 03.04.2017 года Жирнягиной А.Л. решение №20/2017; 23.02.2017 года Курбатовой В.А. решение №1/2017; 27.03.2017 года Центнер Г.И. решение №19/2017; 28.02.2017 года Игнашиной И.Д. решение №5/2017; 27.03.2017 года Погарцевой Л.Б. решение №14/2017; 23.02.2017 года Смирновой Т.А., Захаровой Е.В., Максимычевой Е.В. решение №2/2017; 03.03.2017 года Туговой А.А., Масловой О.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Масловой А.А. решение №6/2017; 17.03.2017 года Кормухиной И.В., Шведову А.В. решение №13/2017; 23.02.2017 года Борисовой М.Ю. решение №4/2017; 23.02.2017 года Перепеловой Н.Г. решение №3/2017.

Указанными решениям административным истцам на основании ч.3 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации отказано в переустройстве помещений, поскольку уменьшение размера общего имущества в многоквартирном жилом доме возможно только с согласия всех собственников жилых помещений; представленные протоколы общего собрания собственников не соответствуют требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации; кроме того, согласно ч.15 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных жилых домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения; выполненные проекты переустройства жилых помещений разработаны без учеты схемы теплоснабжения, утвержденной решением от ДД.ММ.ГГГГ «Об актуализации схемы теплоснабжения администрации р.п.Выездное Арзамасского района», которая не предусматривает перевод данного дома на индивидуальные источники теплоснабжения, что противоречит п.3 ч.1 ст.27 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Решением поселкового Совета р.п. Выездное Арзамасского муниципального района Нижегородской области от 18.03.2016 N 11 утверждена схема теплоснабжения <адрес> р.<адрес>, согласно которой <адрес>, отапливается от Центральной котельной р.<адрес> и возможность перехода на индивидуальные источники теплоснабжения квартир №, 7, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 23, 25, 26 <адрес> р.<адрес> ФИО21 <адрес> схемой не предусмотрена.

В соответствии с п.1.10 Схемы теплоснабжения р.п.Выездное Арзамасского района решение об изменении схемы теплоснабжения может быть принято органом местного самоуправления в случае перевода всех помещений многоквартирного дома на индивидуальное отопление с отключением многоквартирного дома от системы центрального отопления, в связи с чем было разработано Положение по переводу жилых многоквартирных домов на индивидуальное газовое отопление на территории поселений Арзамасского района, которое является приложением к схеме теплоснабжения.

Административными истцами в качестве доказательства согласования вопроса индивидуального отопления с собственниками других квартир предоставлены протоколы от 02.11.2016 года общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме №38 по ул.Куликова р.п.Выездное Арзамасского района Нижегородской области, согласно которым на голосование был поставлен вопрос о даче разрешения проведения индивидуального отопления в указанных квартирах.

Также административными истцами представлена проектная документация, выполненная ООО «Нижегородоблгаз Сервис», согласно которой при установке в квартирах административных истцов газовых котлов, забор воздуха на горение для котла в каждой из указанных квартир будет осуществляться принудительно через стену здания воздухозабором Ф80 из металлических утепленных труб, для чего в квартирах административных истцов необходимо проделать в наружной капитальной стене крупнопанельного дома проемы диаметром 80 мм, что недопустимо в соответствии с требования п.4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.

Кроме того, как установлено судом первой инстанции из показаний свидетеля Баркина В.В., допрошенного в судебном заседании, свидетель является главным инженером ООО «Нижегородоблгаз Сервис», принимал участие в составлении проектов поквартирного отопления квартир административных истцов, однако тепловой баланс дома рассчитан не был, поскольку рассчитать тепловой баланс не могут.

Судом первой инстанции также было установлено, что собственниками <адрес>.38 по <адрес> р.<адрес> являются несовершеннолетний Курбатов Е.А. и Курбатова А.Д., а не административный истец Курбатова В.А., которая и на момент обращения в администрацию Арзамасского муниципального района с заявлением о рассмотрении вопроса о переустройстве их жилого помещения с целью проведения в квартире индивидуального отопления, собственником указанной квартиры не являлась, в связи, с чем нарушения ее прав, вынесенным администрацией Арзамасского муниципального района решением от ДД.ММ.ГГГГ, не установлено, поскольку в соответствие с п.1 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, на основании ч.2 ст.26 Жилищного кодекса Российской Федерации для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо обращается с заявлением в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр.

Отказывая административным истцам в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции пришел к выводу, что переустройство отопления квартир административных истцов с центрального на индивидуальное является переустройством квартир, которое согласно ч.1 ст.26 Жилищного кодекса Российской Федерации должно проводиться с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения, кроме того, система центрального отопления дома относится к общему имуществу, услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды, а доказательств, подтверждающих возможность перехода на отопление жилых помещений административных истцов с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в случаях, определенных схемой теплоснабжения, административными истцами не представлено, таким образом, схема теплоснабжения, не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем проекты устройства индивидуального отопления в квартирах административных истцов, предусматривающие замену центрального отопления на индивидуальное, не соответствует требованиям законодательства.

Кроме того, суд первой инстанции отказывая административным истцам в удовлетворении заявленных требований, указал на то, что внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, отключение квартир в многоквартирном жилом доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, сопровождающегося реконструкцией, переустройством или перепланировкой данного помещения, и связанное с изменением параметров общего имущества многоквартирного жилого дома и режима пользования этим имуществом, приводит к уменьшению состава общего имущества в виде внутридомовой системы отопления (в том числе путем реконструкции системы отопления посредством переноса, демонтажа стояков, радиаторов и т.п.) и предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, что в соответствии с ч.2 ст.40, ч.3 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации требует согласия всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме, вместе с тем такое согласие административными истцами не получено.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что внутридомовые системы тепло- и газоснабжения входят в состав общего имущества жилого дома, уменьшение и другое изменение его размеров и способов эксплуатации путем изменения системы отопления допускается только с согласия всех собственников жилого дома с изменением схемы теплоснабжения. Однако согласие всех собственников на реконструкцию системы отопления в квартирах административных истцов не получено, также административными истцами не представлено доказательств того, что возможный демонтаж существующих теплогенераторов (батарей) будет произведен способом, исключающим уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку данные выводы мотивированы, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку, и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы административных истцов о том, что переустройство и перепланировка квартир не приведет к изменению параметров общего имущества многоквартирного жилого дома и режима пользования имуществом не приведет к изменению параметров объекта капитального строительства, в связи с чем согласия всех собственников на такую установку не требуется, судебная коллегия отклоняет, поскольку как правильно указал суд первой инстанции в п.6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, установлено, что в состав общего имущества многоквартирного дома включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, поэтому отключение квартир в многоквартирном жилом доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, сопровождающегося реконструкцией, переустройством или перепланировкой данного помещения, и связанное с изменением параметров общего имущества многоквартирного жилого дома и режима пользования этим имуществом, приводит к уменьшению состава общего имущества в виде внутридомовой системы отопления (в т.ч. путем реконструкции системы отопления посредством переноса, демонтажа стояков, радиаторов и т.п.) и предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, что в соответствии с ч.3 ст.36, ч.2 ст.40 Жилищного кодекса Российской Федерации требует согласия всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме. При этом данное согласие должно быть получено в установленной п.1 ч.2 ст.44 Жилищного кодекса Российской Федерации форме – на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о реконструкции многоквартирного дома.

Доводы апелляционной жалобы административных истцов о несогласии с выводами суда первой инстанции о недопустимости производства в наружной капитальной стене каждой квартиры данного крупнопанельного дома проема диаметром 80 мм, судебная коллегия находит несостоятельными, так как в силу п. 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170) в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы (отверстия в стене различной формы и назначения) не допускается. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.

Пунктами 1.7.2, 1.7.3 указанных Правил переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.

В апелляционной жалобе административные истцы указали, что из имеющихся в материалах дела проектов поквартирного отопления следует, что технические решения, принятые в рабочих чертежах, соответствуют требованиям промышленной безопасности опасных производственных объектов в области защиты населения территории от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей природной среды, экологической, пожарной безопасности, а также требованиям государственных стандартов, норм и правил, действующих на территории Российской Федерации и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных рабочими чертежами мероприятий.

Судебная коллегия данные доводы считает необоснованными, так как ч.15 ст.14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Кроме того, из содержания представленных гидравлических расчетов газопровода низкого давления на пропускную способность газа от места врезки в распределительный газопровод до самого удаленного прибора в р.<адрес> следует, что данные расчеты были сделаны с учетом перевода всех 27-ми квартир данного дома на автономное теплоснабжение. В настоящее время с заявлениями о переводе квартир на автономное отопление обратились собственники только 13 квартир из 27 квартир, однако гидравлический расчет газопровода низкого давления на пропускную способность газа с учетом перевода 13 квартир из 27 квартир не производился, в материалы дела не представлен.

Другие доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании административными истцами примененных судом норм права, неправильном определении административными истцами обстоятельств, имеющих значение для дела, и сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.

Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.

Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 309, 310, 311 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 17 мая 2017 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Безместина Александра Борисовича, Борисовой Марии Юрьевны, Брысевой Татьяны Николаевны, Брысева Эдуарда Борисовича, Жирнягиной Антонины Григорьевны, Игнашиной Ираиды Дмитриевны, Кобзовой Антонины Григорьевны, Кормухиной (Шведова) Ирины Вячеславовны, Шведова Александра Вячеславовича, Перепеловой Нины Геннадьевны, Погарцевой Любови Борисовны, Смирновой Татьяны Александровны, Захаровой (Смирновой) Елены Вячеславовны, Максимычевой (Смирновой) Екатерины Вячеславовны, Туговой Анны Александровны, Масловой Ольги Александровны, Центнер Галины Ивановны - оставить без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи:

20.09.2017[Адм.] Судебное заседание
04.10.2017[Адм.] Передано в экспедицию
04.10.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.09.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее