Судья Нестерова Т.А. дело № 33-441 (2-213/2021)
25RS0036-01-2021-000508-02
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
10 января 2022 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
Председательствующего Прасоловой В.Б.,
судей Бузьской Е.В., Мельниковой О.Г.,
при секретаре Якушевской Н.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Яковлевского района Приморского края в интересах Салова Анатолия Александровича к администрации Яковлевского муниципального района Приморского края о предоставлении жилого помещения, по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Яковлевского районного суда Приморского края от 12 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В., прокурора Шиш Н.С., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор Яковлевского района Приморского края обратился в суд в интересах Салова А.А. к ответчику администрации Яковлевского муниципального района Приморского края с иском о предоставлении жилого помещения, указав в обоснование, что Салов А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с отсутствием у Салова А.А. закрепленного за ним жилого помещения, распоряжением начальника территориального отдела опеки и попечительства по Яковлевскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ №-р, Салов А.А. принят на специализированный жилищный учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированного жилого помещения. Распоряжением Администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ра Салов А.А. включен в сводный список лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением. Вместе с тем, до настоящего времени, жилье Салову А.А. администрацией Яковлевского муниципального района в установленном законом порядке не предоставлено. При этом, Салов А.А. не является собственником жилого помещения, нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя.
Просил обязать администрацию Яковлевского муниципального района Приморского края предоставить Салову А.А., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Яковлевского муниципального района, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной на территории Яковлевского муниципального района, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Яковлевского района Приморского края заявленные требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель администрации Яковлевского муниципального района в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие ответчика. В представленном отзыве на иск заявленные требования не признал, указав, что обязанность по обеспечению истца жилым помещением уже возложена на администрацию Яковлевского муниципального района Приморского края действующим законодательством. Истец включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, имеющих право на обеспечение жилым помещением на территории Яковлевского муниципального района. Лица, включенные в список, подлежат обеспечению жилым помещением в порядке, установленном Законами Приморского края №412-КЗ, №433-КЗ.
Решением Яковлевского районного суда Приморского края от 12 октября 2021 года исковые требования прокурора Яковлевского района Приморского края в интересах Салова А.А. удовлетворены. На администрацию Яковлевского муниципального района Приморского края возложена обязанность в срок, не позднее 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу предоставить Салову А.А., как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории Яковлевского муниципального района, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной на территории Яковлевского муниципального района Приморского края.
С постановленным решением не согласился ответчик, представителем администрация Яковлевского муниципального района Приморского края подана апелляционная жалоба, в которой просит решение Яковлевского районного суда Приморского края от 12 октября 2021 года отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение, которым в иске отказать. В доводах жалобы указал, что исковое заявление подано прокурором Яковлевского района Приморского края в защиту интересов совершеннолетнего без представления доказательств его невозможности самостоятельно защищать свои права. Кроме того, в соответствии со статьей 7 Закона Приморского края от 06.12.2018 №412-КЗ финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований Приморского края из краевого бюджета. Согласно Закону Приморского края №969-КЗ «О Краевом бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» субвенции на 2022 и 2023 годы не предусмотрены, а выделенные средства на 2021 год использованы по назначению в полном объеме в интересах указанной категории лиц в соответствии с очередью. Таким образом, администрация Яковлевского муниципального района не является надлежащим ответчиком по делу и не имеет реальной и законной возможности исполнить решение суда в установленный судом срок.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Шиш Н.С., полагавшую решение суда не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется.
В соответствии с абзацем 1 статьи 8 Федерального закон от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
На основании статьи 10 Закона Приморского края от 24 декабря 2018 года № 433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края», вступившего в силу 1 января 2019 года, лица, включенные в список, не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2019 года, подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом.
Также с 1 января 2019 года вступил в силу Закон Приморского края от 6 декабря 2018 года № 412-ФЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».
Разрешая возникший спор и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что имеются основания для предоставления жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Салову А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который относится к лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и достиг 18-летнего возраста. Поскольку Салов А.А. проживает на территории Яковлевского муниципального района и распоряжением территориального отдела опеки и попечительства по Яковлевскому муниципальному району от 31 августа 2018 года № 210-р принят на специализированный жилищный учет, распоряжением администрации Приморского края от 17 октября 2018 года № 359-ра включен в сводный список лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, то начиная с 1 января 2019 года обязанность по обеспечению его жилым помещением лежит на администрации Яковлевского муниципального района в соответствии с Законом Приморского края от 24 декабря 2018 года №433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края».
Выводы суда являются законными и обоснованными, основанными на правильном применении норм материального права и подтверждены материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что у прокурора отсутствовали полномочия на предъявления иска в интересах Салова А.А. подлежат отклонению.
Действительно, часть 1 статьи 45 ГПК РФ не предполагает возможности произвольного разрешения прокурором вопроса об обращении в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, - такое решение принимается им в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (пункт 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»).
При этом, вопреки доводам жалобы, ограничение, в той части, что заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Из материалов дела следует об обращении Салова А.А. к прокурору о защите его жилищных прав (л.д.10).
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии нарушения прав Салова А.А., поскольку последний принят на специализированный жилищный учет, включен в сводный список лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, также не влекут отмену решения суда.
Положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возлагают обязанность на уполномоченные органы предоставить жилое помещение лицам, относящимся к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Кроме того, ссылка в жалобе о том, что администрация Яковлевского муниципального района Приморского края является ненадлежащим ответчиком по делу является несостоятельной, поскольку возлагая на администрацию Яковлевского муниципального района обязанность по предоставлению жилого помещения, суд обоснованно исходил из того, что в силу положений Федерального закона РФ от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Закона Приморского края от 6 декабря 2018 года №412-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», Закона Приморского края от 24 декабря 2018 года № 433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края» обязанность по формированию специализированного жилищного фонда, предназначенного для лиц указанной категории, включенных в список, а также по принятию решения о предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения, по заключению договоров найма отнесена на орган местного самоуправления.
Также, судебная коллегия полагает, что не являются основанием к отмене принятого судом первой инстанции решения довод жалобы о недостаточном выделении субъектом Российской Федерации финансовых средств для приобретения муниципальных специализированных жилых помещений для детей-сирот, поскольку данные обстоятельства не имеют правового значения для разрешения спора.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц. Окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения суда, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Яковлевского районного суда Приморского края от 12 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Яковлевского муниципального района Приморского края без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 января 2022 года.
Председательствующий
Судьи