Дело № 2а-203/2019
55RS0017-01-2019-000361-86
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Крутинка Омской области 19 июня 2019 года
Крутинский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Ивановой Н.А., при секретаре Приходько О.А., с участием представителя административного истца помощника прокурора Крутинского района Котенко М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Крутинского района к администрации Зиминского сельского поселения о возложении обязанности создать на официальном сайте отдельный раздел, содержащий информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений в соответствии с установленными требованиями,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Крутинского района обратился в суд с названным административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой Крутинского района в апреле 2019 года проведена проверка соблюдения администрацией Зиминского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по результатам которой установлено, что программа профилактики нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами не разрабатывалась и не утверждалась. На официальном сайте органа муниципального контроля в сети «Интернет» создается отдельный раздел (подраздел), содержащий информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений. Вместе с тем, проведенным мониторингом официального сайта поселения в сети «Интернет» установлено, что указанный раздел в нем отсутствует, необходимая информация не размещена. По данному факту прокуратурой района 19.04.2019 в адрес администрации Зиминского сельского поселения Крутинского муниципального района внесено представление, из ответа на которое следует, что на сайте администрации создан подраздел (информация размещается). Однако в ходе проверки, проведенной прокуратурой района 22.05.2019 установлено, что до настоящего момента выявленные ранее нарушения, связанные с несозданием специального раздела на сайте, неразмещением программы профилактики нарушений обязательных требований, не устранены. Обращение с административным исковым заявлением обусловлено необходимостью защиты прав неопределенного круга лиц, поскольку неразмещение на официальном сайте указанной информации нарушает интересы субъектов предпринимательской деятельности на реализацию своих прав при осуществлении муниципального контроля. Просил суд возложить на администрацию Зиминского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области обязанность создать на официальном сайте отдельный раздел (подраздел), содержащий информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений в соответствии с требованиями, установленными пунктом 12 «Общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2018 № 1680.
Представитель административного истца помощник прокурора Крутинского района Котенко М.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Зиминского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения был извещен надлежащим образом.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. 28 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Согласно ч. 1 ст. 17.1 указанного федерального закона, органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными актами, принятыми по вопросам местного значения.
Согласно п.4 ст. 2 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 15.04.2019) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами
В силу ч.1 ст. 8.2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.
На основании ч.2 ст. 8.2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля:
1) обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
2) осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;
3) обеспечивают регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;
4) выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с частями 5 - 7 настоящей статьи, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2018 № 1680 утверждены общие требования к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Согласно пункту 12 Общих требований, на официальном сайте органа государственного контроля (надзора), а при наличии технической возможности - на официальном сайте органа муниципального контроля в сети "Интернет" создается отдельный раздел (подраздел), содержащий информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений. Органы государственного контроля (надзора) вправе организовать в указанном разделе (подразделе) подписку для заинтересованных лиц на рассылку электронных сообщений с информацией о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений.
В связи с выявленными нарушениями в адрес администрации Зиминского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, на момент рассмотрения дела нарушения не устранены, что подтверждается скриншотом страниц интернет-сайта «Омскпортал».
Несоблюдение вышеуказанных требований нарушает общие принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля, в частности, открытости и доступности муниципальных правовых актов, а также информации об организации и осуществлении муниципального контроля, включая информацию о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в связи с чем, иск подлежит удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
В связи с чем, административный ответчик администрация Зиминского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования прокурора Крутинского района Омской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации Зиминского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области о возложении обязанности устранения нарушений законодательства о создать на официальном сайте отдельный раздел, содержащий информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений в соответствии с установленными требованиями удовлетворить.
Обязать администрацию Зиминского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области создать на официальном сайте отдельный раздел (подраздел), содержащий информацию о реализации мероприятий по профилактике нарушений, программы профилактики нарушений в соответствии с требованиями, установленными пунктом 12 «Общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2018 № 1680.
Данное решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путём подачи жалобы в Крутинский районный суд в течение одного месяца с момента его вынесения.
Мотивированное решение суда подписано 19.06.2019.
Судья: Н.А. Иванова