Дело № 5-535/2020
Уникальный идентификатор дела:
91RS0008-01-2020-001472-32
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
01 июня 2020 года г. Джанкой Р. Крым
Судья Джанкойского районного суда Республики Крым Ермакова М.Г.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Семененко Т.В.,
представителя Роспотребнадзора – главного специалиста- эксперта отдела юридического обеспечения территориального отдела по Джанкойскому району Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г.Севастополя ФИО1, представившей удостоверение № от 18.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении
индивидуального предпринимателя Семененко Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, ОГРН №, ИНН №, проживающей по адресу: <адрес>, осуществляющей деятельность в торговой точке, расположенной по адресу: <адрес>,
привлекаемой по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
в ходе внеплановой выездной проверки, проводимой территориальным отделом по Джанкойскому району Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю в связи с угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, представляющей опасность для окружающих, выявлено, что Семененко Т.В., являясь индивидуальным предпринимателем и осуществляя торговую деятельность в магазине, расположенном по адресу: <адрес>, 27 мая 2020 года в 11 часов 00 минут допустила многочисленные нарушения санитарного законодательства, выразившиеся в неисполнении ст.29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31.01.2020 № 3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», от 13.03.2020 № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения СОVID-19», ст.2.1 СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года № 65, Рекомендаций по проведению профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID-19) в организациях торговли, утвержденных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 21 апреля 2020 года №02/7495-2020-32.
Так, у Семененко Т.В. отсутствует сертификат качества, свидетельство о государственной регистрации на дезинфицирующее вещество «Алмадез хлор», на кожные антисептики; отсутствует журнал приготовления дезинфицирующих растворов и емкости для их разведения;
В магазине отсутствует пятидневный запас масок-в наличии 18 масок при необходимом минимальном количестве 45 штук (из расчета смены их каждые 3 часа), не организован централизованный сбор использованных масок: перед размещением в контейнер использованные маски (одноразовые и многоразовые тканевые) не помещаются герметично в 2 полиэтиленовых пакета, вместо контейнера (педального бачка с крышкой) для сбора мусора используется ведро без крышки;
В помещении с постоянным нахождением работников - торговом зале отсутствует бактерицидный облучатель воздуха рециркуляторного типа, разрешенный к использованию в присутствии людей.
Не проводится в течении рабочего дня с 13.05.2020г. термометрия Семененко Т.В.
Не проводится обработка всех контактных поверхностей с применением дезинфицирующих средств по вирусному режиму после завершения обслуживания каждого клиента на кассе.
В судебном заседании Семенко Т.В. с изложенными в протоколе нарушениями согласилась и пояснила, что на момент проведения проверки имелись указанные нарушения, однако в настоящее время нарушения, выявленные в результате проверки, почти все устранены. Также пояснила, что акт проверки подписала без каких-либо замечаний, предписание Роспотребнадзора не обжаловала.
Представитель ТО МУ Роспотребнадзора по Джанкойскому району ФИО1 пояснила, что в акте проверки отражены выявленные в магазине нарушения, которые не обеспечивают санитарно-эпидемиологическую безопасность населения, что послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении. В связи с угрозой причинения осуществляемой деятельностью вреда жизни и здоровью граждан просила о назначении наказания в виде ее приостановления.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях в силу ст.24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Данная норма закона устанавливает ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Конституция Российской Федерации, определяя основы конституционного строя и закрепляя права и свободы человека и гражданина, гарантирует каждому право на охрану здоровья (часть 2 статьи 7, статья 41). Сохранение и укрепление здоровья граждан является обязанностью государства.
Санитарно-эпидемиологическими требованиями, в силу ст.1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", признаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 52-ФЗ законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (часть 3 статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 24 Федерального закона №52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31 января 2010 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» дополнен перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации изданы постановление №3 от 31 января 2020 года «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилак-тических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV» и постановление №6 от 13 марта 2020 года «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения СОVID-19», утверждены Методические рекомендации 3.1.0173-20. «3.1. Профилактика инфекционных болезней. Организация противоэпидемических мероприятий в период пандемии COVID-19», а также разработаны Рекомендаций по проведению профилактических и дезинфекционных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID-19) в организациях торговли.
Указанные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия предусматривают организацию индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере торговли, мероприятий по обеспечению усиленного дезинфекционного режима, включая дезинфекцию контактных поверхностей во всех помещениях в течение дня, обеззараживание воздуха, обеспечение дезинфицирующими средствами для уборки помещений и обработки рук, введение масочного режима среди сотрудников, осуществление контроля температуры тела работников в целях отстранения от работы лиц с повышенной температурой тела и/или с признаками респираторного заболевания.
Пунктом 6.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.01.2020 № 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" на руководителей территориальных органов Роспотребнадзора возложена организация контроля за соблюдением дезинфекционного режима в местах массового скопления людей (в том числе на торговых объектах), за организацией и проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции.
Указом Главы Республики Крым от 17 марта 2020 года № 63-У «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым» с 00 часов 00 минут 17 марта 2020 года и до особого распоряжения на территории Республики Крым введен режим функционирования «Повышенная готовность».
Установлено, что Семененко Т.В. является индивидуальным предпринимателем, основным видом деятельности является торговля и хранение удобрений, средств защиты растений, семян и посадочного материала. В соответствии с уведомлением от 01.05.2020 осуществляет деятельность в период эпиднеблагополучия по новой коронавирусной инфекции (СОVID-19) (л.д. 27).
Как следует из материалов дела, при осуществлении 27.05.2020 муниципального контроля по выполнению субъектами хозяйственной деятельности пункта 5 Указа Главы Республики Крым от 17 марта 2020 года № 63-У «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым» и рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по результатам обследования ИП Семененко Т.В., осуществляющей деятельность по адресу: <адрес>, выявлены отсутствие сертификата качества, свидетельства о государственной регистрации на дезинфицирующее вещество «Алмадез хлор», на кожные антисептики, журнала приготовления дезинфицирующих растворов и емкости для их разведения; в магазине отсутствует пятидневный запас масок-в наличии 18 масок при необходимом минимальном количестве 45 штук (из расчета смены их каждые 3 часа), не организован централизованный сбор использованных масок: перед размещением в контейнер использованные маски (одноразовые и многоразовые тканевые) не помещаются герметично в 2 полиэтиленовых пакета, вместо контейнера (педального бачка с крышкой) для сбора мусора используется ведро без крышки; отсутствует бактерицидный облучатель воздуха рециркуляторного типа, разрешенный к использованию в присутствии людей; ее проводится в течении рабочего дня с 13.05.2020г. термометрия Семененко Т.В.; не проводится обработка всех контактных поверхностей с применением дезинфицирующих средств по вирусному режиму после завершения обслуживания каждого клиента на кассе. (л.д. 11-13).
27 мая 2020 г. по месту фактического осуществления деятельности ИП Семененко Т.В. по адресу: <адрес>, сотрудниками Роспотребнадзора проведены проверочные мероприятия (л.д. 11-13).
Предметом проведенной проверки было рассмотрение документов и обследование используемых помещений по вышеуказанному адресу.
Согласно акту проверки индивидуального предпринимателя Семененко Т.В. от 28 мая 2020 года №12-00047 и фотоматериалам к нему при проведении проверки магазина, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что отсутствует сертификат качества, свидетельство о государственной регистрации на дезинфицирующее вещество «Алмадез хлор», на кожные антисептики; отсутствует журнал приготовления дезинфицирующих растворов и емкости для их разведения; в магазине отсутствует пятидневный запас масок-в наличии 18 масок при необходимом минимальном количестве 45 штук (из расчета смены их каждые 3 часа), не организован централизованный сбор использованных масок: перед размещением в контейнер использованные маски (одноразовые и многоразовые тканевые) не помещаются герметично в 2 полиэтиленовых пакета, вместо контейнера (педального бачка с крышкой) для сбора мусора используется ведро без крышки; в помещении с постоянным нахождением работников - торговом зале отсутствует бактерицидный облучатель воздуха рециркуляторного типа, разрешенный к использованию в присутствии людей; не проводится в течении рабочего дня с 13.05.2020г. термометрия Семененко Т.В.; не проводится обработка всех контактных поверхностей с применением дезинфицирующих средств по вирусному режиму после завершения обслуживания каждого клиента на кассе.
Проверка проведена в присутствии Семененко Т.В., который ознакомлена с актом и получила его копию (л.д. 11-13);
Предписанием от 28 мая 2020 года, выданным начальником ТО МУ Роспотребнадзора по Джанкойскому району ФИО2 по результатам проведенной проверки осуществления торговой деятельности ИП Семененко Т.В. предлагается устранить выявленные нарушения немедленно (л.д. 17-19).
Выявление в ходе проверки нарушений, указанных в акте проверки от 28.05.2020, послужило основанием для составления в отношении ИП Семененко Т.В. 28.05.2020г. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ. При подписании протокола Семененко Т.В. отражено согласие с выявленными нарушениями (л.д. 1-5).
Оценивая представленные доказательства в их совокупности в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья считает их относимыми, достаточными и допустимыми. Данных о получении указанных доказательств с нарушением закона суду не представлено.
При решении вопроса о виновности лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем доказательств, подтверждающих, что ИП Семененко Т.В. приняты все зависящие от неё меры по соблюдению требований действующего санитарного законодательства Российской Федерации, представлено не было.
Анализ и оценка представленных доказательств по делу приводит к выводу о виновности ИП Семененко Т.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, то есть нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ИП Семененко Т.В. о проведенных мероприятиях для устранения выявленных нарушений принимаются судьёй во внимание.
Вместе с тем, судом учитывается, что достоверных данных, подтверждающих обработку полов, оборудования, поверхностей с применением хлорсодержащих дезинфекционных средств в необходимой концентрации, не представлено, поскольку журнал приготовления дезинфицирующих растворов на момент рассмотрения дела об административном правонарушении в магазине отсутствует. Так же суду не представлено доказательств о приобретении масок в необходимом количестве.
Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч.3 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ИП Семененко Т.В. по делу не установлено.
В силу ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуальной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части данного Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Осуществление деятельности объектов, осуществляющих реализацию товаров первой необходимости, с нарушениями требований санитарного законодательства, невыполнение мероприятий по их устранению представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан, может повлечь крайне неблагоприятные последствия.
С учетом характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, того обстоятельства, что нарушение санитарных требований угрожает здоровью и жизни людей, может привести к негативным последствиям, в целях дальнейшей минимизации распространения новой коронавирусной инфекции на территории Джанкойского района Республики Крым судья приходит к выводу о необходимости назначения ИП Семененко Т.В. наказания в виде приостановления деятельности на срок 30 суток, считая, что применение иного – менее строгого вида – административного наказания в данном случае, не сможет обеспечить достижение целей и задач административной ответственности.
Разъяснить, что в случае устранения обстоятельств, повлекших административное приостановление деятельности, ИП Семененко Т.В. на основании ч. 3 ст. 32.12 КоАП РФ вправе обратиться в суд с ходатайством о досрочном прекращении административного наказания.
На основании изложенного судья, руководствуясь ст.ст.29.7-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л :
индивидуального предпринимателя Семененко Т.В. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности в помещении магазина по адресу: <адрес>, на срок 30 (тридцать) суток.
Срок административного приостановления деятельности исчислять с момента фактического приостановления деятельности.
Постановление подлежит немедленному исполнению.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Джанкойский районный суд Республики Крым в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: М.Г. Ермакова