Дело № 2-2397/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июля 2013 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,
при секретаре Раевой А.С.,
с участием истца Заболотнова Д.С.,
представителя ответчика Гарбарук Е.В., действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица Курочкиной С.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми исковое заявление Заболотновой Е.И., Заболотнова Д.С., действующие также в интересах несовершеннолетнего ЗИД, к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми, третьи лица – Бурылова Е.П., Заболотнова В.С., Чугаева В.В., Чугаев Д.И., Министерство социального развития Пермского края об отмене распоряжения, признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, возложении обязанности включить в число участников программы,
установил:
Истцы обратились в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми (далее - Управление) об отмене распоряжения начальника Управления № от ДД.ММ.ГГГГ, признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности включить семью в состав участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. с даты исключения.
В обоснование заявленных исковых требований истцы указали, в ДД.ММ.ГГГГ г. молодая семья обратились в Управление с заявлением о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, включении в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 г.г.», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г. Распоряжением начальника Управления истцам отказано во включении в состав участниц программы, в связи с тем, что не истек пятилетний срок, предусмотренный ст.53 ЖК РФ. Вместе с тем, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Заболотнов Д.С. был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <Адрес> совместно с Заболотновой В.С.- сестра, Бурыловой Е.П.- мать. Фактически Заболотнов Д.С. по месту регистрации не проживал с ДД.ММ.ГГГГ г., проживал в г.Перми. После заключения брака, с ДД.ММ.ГГГГ, Заболотнов Д.С. был вселен в качестве семьи собственника в квартиру по адресу: <Адрес>. Собственником данного жилого помещения является Чугаева В.В.- мать Заболотновой Е.И. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор безвозмездной передачи комнат по адресу: <Адрес> в долевую собственность Заболотновой В.С. и Бурыловой Е.П. Заболотнов Д.С. отказался от участия в приватизации. В ДД.ММ.ГГГГ г. он был зарегистрирован по месту фактического проживания: <Адрес>. В настоящее время истцы занимают комнату в квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <Адрес>. Совместно с истцами в данном жилом помещении проживают Чугаева В.В.- мать, Чугаев Д.И.- брат. Таким образом, на каждого члена семьи приходится по <данные изъяты> кв.м. общей площади, что менее учетной нормы. На основании изложенного, считают распоряжение Управления незаконным и подлежащим отмене (л.д.11-13).
Истец Заболотнов Д.С., действующий также в интересах несовершеннолетнего ЗИД в судебном заседании на доводах, изложенных в исковом заявлении, настаивал, просил удовлетворить.
Истец Заболотнова Е.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика – Управление жилищных отношений администрации г.Перми - в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в возражении на иск, из которых следует, что исковые требования не признает, указав, что ДД.ММ.ГГГГ Заболотнова Е.И., Заболотнов Д.С. в составе семьи из двух человек обратились с заявлением о признании их семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий для дальнейшего участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей». Заболотнова Е.И., Заболотнов Д.С.с родственниками Чугаевой В.В., Чугаевым Д.И. зарегистрированы по месту жительства в <данные изъяты>-комнатной квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <Адрес>, данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Чугаевой В.В. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Заболотнов Д.С. с родственниками Бурыловой Е.П., Заблотновой В.С. был зарегистрирован по месту жительства в <данные изъяты>комнатной квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <Адрес>. Собственниками двух комнат в данной квартире являлись Бурылова Е.П., Заболотнова В.С. по <данные изъяты> доли. Бурылова Е.П. является собственником комнаты площадью <данные изъяты> кв.м., Заболотнова В.С.- <данные изъяты> кв.м. Заболотнов Д.С. ДД.ММ.ГГГГ добровольно отказался от приватизации, однако сохранил право пользования данным жилым помещением. Таким образом, обеспеченность общей площадью на каждого члена семьи составляет <данные изъяты> кв.м. В настоящее время обеспеченность общей площадью молодой семьи составляет на одного члена семьи <данные изъяты> кв.м., что менее учетной нормы в г.Перми. В настоящее время семья Заболотнова является нуждающейся в улучшении жилищных условий. В связи с добровольным отказом от права участия в приватизации, молодая семья ухудшила свои жилищные условия и стала являться нуждающейся в улучшении жилищных условий и может быть принята на жилищный учет не ранее чем через пять лет, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, распоряжение вынесено в отношении молодой семьи в составе двух человек и в документах, на основании которых принято решение, отсутствуют сведения о ЗИД. (л.д.55-58).
Представитель третьего лица - Министерство социального развития Пермского края (далее - Министерство) – в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск, указав, что Заболотнов Д.С., Завболотнова Е.И., ЗИД зарегистрированы по месту жительства по адресу: <Адрес> В указанной квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м. также проживают Чугаева В.В., Чугаев Д.И. Собственником помещения является Чугаева В.В. Обеспеченность общей площадью на каждого члена семьи истцов приходится менее учетной нормы и составляет <данные изъяты> кв.м. Однако, Заболотнов Д.С. до ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в жилом помещении общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <Адрес> совместно с Заболотновой В.С., Бурыловой Е.П. Данное жилое помещение находится в долевой собственности Заболотновой В.С., Бурыловой Е.П. Заболотнов Д.С. от участия в приватизации отказался. Таким образом, считают правомерным и обоснованным отказа Управления (л.д.52-54).
Третьи лица - Заболотнова В.С., Бурылова Е.П. Чугаева В.В., Чугаев Д.И., в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении слушания дела, о его проведении в свое отсутствие суд не просили, о причинах неявки суд не известили, мнение относительно иска не представили.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц и постановить решение, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.
Оценив доводы сторон, а также представленные ими доказательства, принимая во внимание материалы учетного дела, суд считает, что исковые требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 21 октября 2010 г. N 2360 "О концепции долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", Постановлением Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. N 63-п "О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ" Правительство Пермского края утвердило долгосрочную целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы".
Согласно п.1.1 долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы" (далее - Программа) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение проблем обеспечения жильем молодых семей в Пермском крае, реализуемых с целью обеспечения социально-экономических прав молодежи и улучшения демографической ситуации в Пермском крае.
Программа разработана в соответствии с требованиями Постановления Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. N 63-п "О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ".
Разработка и реализация Программы базируются на следующих основных принципах:
добровольность участия молодых семей в Программе;
адресный характер оказания финансовой помощи;
вариативность способов решения жилищной проблемы молодых семей;
целевое расходование средств, предоставляемых участницам Программы;
собственное финансовое участие молодой семьи в решении жилищной проблемы.
Возможность улучшить жилищные условия предоставляется молодым семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Программы, за счет средств федерального, краевого и местного бюджетов, выделяемых для реализации Программы, только один раз (п.1.2).
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие основные задачи:
обеспечить первичную финансовую поддержку молодых семей для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья;
стимулировать накопление молодыми семьями собственных денежных средств для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья;
привлечь дополнительные финансовые и инвестиционные ресурсы для содействия молодым семьям в приобретении (строительстве) благоустроенного жилья на долгосрочную перспективу;
продолжить внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов государственной и муниципальной поддержки с целью обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
пропагандировать новые приоритеты демографического поведения молодого населения, связанные с укреплением семейных отношений и многодетностью (п.3.2).
Основными источниками финансирования Программы являются:
средства федерального бюджета (в соответствии с федеральным законодательством на конкурсной основе в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы);
средства краевого бюджета, предусмотренные в рамках средств долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы";
средства местных бюджетов муниципальных образований Пермского края (предполагаемые в рамках муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей) на условиях софинансирования мероприятий Программы;
средства внебюджетных источников, в том числе:
средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого (строящегося) жилья;
средства организаций различных форм собственности, за исключением организаций, предоставляющих кредиты (займы) на приобретение или строительство жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты, предоставляемые молодым семьям для софинансирования жилищного строительства или приобретения жилья;
средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение (строительство) жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты (п.5.1).
В силу п.1.3.1 Программы определены следующие категории молодых семей:
Потенциальные участницы Программы - молодые семьи, включенные в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе.
Участницы Программы - молодые семьи, включенные в списки на получение социальной выплаты в планируемом году.
Для участия в Программе молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, должна соответствовать следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье не превышает 35 лет (включительно). Достижение супругами или одним родителем в неполной молодой семье возраста 35 лет (включительно) после включения в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе, и до окончания срока действия Программы не является основанием для исключения из указанного списка при условии предоставления социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья;
б) члены молодой семьи являются гражданами Российской Федерации;
в) наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;
г) семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Судом установлены следующие обстоятельства дела.
Заболотнов Д.С., Заболотнова Е.И. ДД.ММ.ГГГГ обратились в Управление жилищных отношений администрации г.Перми с заявлением о включении их семьи из <данные изъяты>-х человек в состав участниц долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в пермском крае на 2011-2015 годы», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.
Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми № от ДД.ММ.ГГГГ Заболотнову Д.С., Заболотновой Е.И. на состав семьи из двух человек отказано в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в число участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 гг.», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в связи с несоответствием требованию о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также не истечением срока, предусмотренного ст.53 ЖК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ у Заболотнова Д.С., Заболотновой Е.И. родился сын- ЗИД
Судом установлено, что на момент принятия решения и рассмотрения настоящего дела Заболотнов Д.С., Заболотнова Е.И. и их сын ЗИД., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, фактически проживали и были зарегистрированы в квартире по адресу: <Адрес>. В данном жилом помещении также проживают Чугаева В.В. - мать Заболотновой Е.И., Чугаев Д.И.- брат Заболотновой Е.И.
Данное жилое помещение находится в собственности Чугаевой В.В. на основании справки о выплате паевого взноса от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ
Согласно технического паспорта, общая площадь квартиры по адресу: <Адрес> составляет <данные изъяты> кв. метров. Заболотнов Д.С. зарегистрирован в данной квартире с ДД.ММ.ГГГГ, Заболотнова Е.И. – с рождения, Чугаева В.В. – с ДД.ММ.ГГГГ, Чугаев Д.И.- с рождения, ЗИД с ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с данными паспортов Заболотнов Д.С. до ДД.ММ.ГГГГ имел постоянную регистрацию по месту жительства в жилом помещении по адресу: <Адрес>, что сторонами не оспаривается.
Судом также установлено, что Заболотнов Д.С. отказался от участия в приватизации комнат в квартире по адресу: <Адрес>. В связи с чем, комнаты на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированном в Управлении Росреестра по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ, были переданы в долевую собственность Бурыловой Е.П., Заболотновой В.С. На момент приватизации в данном жилом помещении площадью <данные изъяты> кв. метров постоянно по месту жительства были зарегистрированы Заболотнова В.С., Бурылова Е.П., Заболотнов Д.С.
Согласно решению Думы Лысьвинского городского поселения Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ на территории <Адрес> учетная норма для постановки на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, составляет <данные изъяты> кв. метров общей площади на одного человека.
Иных жилых помещений на основании найма либо в собственности, согласно сведений ГУП «ЦТИ по Пермскому краю», Управления Росреестра по Пермскому краю, истцы, а также их сын не имеют.
Проанализировав изложенное выше законодательства, а также представленные суду доказательства, суд считает, что при принятии решения о нуждаемости молодой семьи и включении в состав участников Программы Управление обосновано отказало в постановке на учет, поскольку Заболотнов Д.С. отказавшись от приватизации, последний фактически ухудшил свои жилищные условия, поскольку в противном случае молодая семья не нуждалась бы в улучшении жилищных условий, что, согласно условий Программы, действующий на момент разрешения вопроса, и установленных учетных норм на территории г.Перми и <Адрес>, следует принимать во внимание для определения нуждаемости молодой семьи.
В соответствии со ст.53 ЖК РФ по истечении 5 лет истцы имеют право вновь обратиться в Управление жилищных отношений администрации г.Перми с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в состав участников Программы.
Учитывая изложенное выше, требования Заболотнова Д.С., Заболотновой Е.И., действующих также в интересах несовершеннолетнего ЗИД., к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми об отмене распоряжения начальника Управления № от ДД.ММ.ГГГГ, признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности включить семью в состав участников долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. с даты отказа следует оставить без удовлетворения.
В силу ст. 98 ГПК РФ судебные расходы, понесенные истцами при подаче настоящего иска, возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Заболотновой Е.И., Заболотнова Д.С., действующим также в интересах несовершеннолетнего ЗИД в удовлетворении иска к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми, третьи лица – Бурылова Е.П., Заболотнова В.С., Чугаева В.В., Чугаев Д.И., Министерство социального развития Пермского края об отмене распоряжения, признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, возложении обязанности включить в число участников программы, возмещении судебных расходов – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
<данные изъяты>